МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ РАМ





Лекция 2

КЛЕЕНЫЕ РАМЫ

СОДЕРЖАНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ РАМ. РАСЧЕТ КЛЕЕДОЩАТЫХ РАМ. КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ УЗЛОВ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ РАМ

Рамы наряду с арками относятся к наиболее распространен­ным типам несущих деревянных конструкций. Деревянные рамы применяются обычно однопролетными,возможно с односто­ронними или двухстороннимикарнизными консолями при пролетах от 12 до 60м и более. Рамы могут быть сплошные из клееных блокови сквозные.

 


 

По расчетнойсхеме рамы могутбыть двухшарнирными, трехшарнирными и консольными.

Двухшарнирные рамы — один раз статически неопредели­мые системы и состоят из шарнирноопертых стоек и ригеля, жестко соединенного со стойками. При расчете таких рам ре­шающими являются напряжения изгиба в ригеле, стойке и в карнизном узле. В ригеле и стойках возникают продольные сжимающие усилия, поэтому следует учитывать устойчивость рамы в целом. Основным недостатком двухшарнирных рам является их чувствительность к возможной осадке опор.

Трехшарнирные рамы применяются чаще. Они более тех­нологичны в изготовлении и проще при транспортировке. Трехшарнирные рамы - статически определимые системы. В отли­чие от двухшарнирных рам наличие шарнира в ригеле ведет к образованию точки нулевого момента, и самые большие изги­бающие моменты возникают в карнизных узлах.

В зависимости от технологии изготовления и используемых материалов трехшариирные клееные рамы могут быть:

— гнутоклеенными, из досок склеенных по пласти;

— клеедощатыми из прямолинейных элементов;

— клеефанерными, имеющими дощатые пояса и стенки из во­достойкой фанеры. Клеефанерные рамы на 35— 40% легче дощатоклеенных рам, но более трудоемки в изготовлении и имеют значительно мень­ший предел огнестойкости.

В гнутоклеенных рамахс прямоугольной формой поперечного сечения для образования карнизного узла доски выги­баются, образуя плавный переход от ригеля к стойке. Таким об­разом, жесткий узел здесь выполняется цельноклееным, что вы­годно отличает эти конструкции от рам с карнизными узлами на податливых связях.

Гнутоклееные рамы относятся к конст­рукциям полной заводской готовности. Они могут быть как с постепенным измене­нием высоты сечения по длине ригеля и стойки (типа бумеранг), так и с одним местом изменения сечения. Измене­ние высоты ригеля от максимального значения до минималь­ного (у конькового шарнира) производится за счет изменения числа досок в клееном пакете. Это осуществляется в сжатой зоне сечения ригеля с тем, чтобы не происходил отрыв досок, как это может быть в растянутой зоне.

В растянутых слоях сечения необходимо использовать дре­весину 1 -го сорта, в остальных частях — древесину 2 и 3-го сор­тов. Отдельные доски клееного пакета стыкуются на зубчатый шип.

При выборе очертания рамы существенным фактором явля­ется выбор радиуса кривизны: чем дальше геометрическая ось рамы отклоняется от воображаемой линии, соединяющей коньковый шарнир с опорным, тем больше изгибающий момент в карнизном узле.

Радиус кривизны в рамах следует принимать не менее 3 м и отношение радиуса кривизны к толщине доски должно быть не менее 150. Чем больше радиус кривизны, тем толще доски можно применять, тем меньше отходов при острожке и меньше расход клея. С другой стороны, не всегда габариты зда­ния позволяют использовать большие радиусы. При снижении толщины доски до 16 мм отходы древесины и расход клея увели­чиваются до 80% по сравнению обычно используемым пилома­териалом толщиной 33—35 мм. Значительно возрастают трудо­затраты. В результате оказывается, что гнутоклеенные рамы по себестоимости являются наиболее дорогими из всех видов кле­еных рам.



Наиболее эффективны рамы из прямолинейныхэлементовс жесткими карнизными узлами. Эти конструкции отвечают тре­бованиям поточно-конвейерного производства, для изготовле­ния используется пиломатериал толщиной 33—42 мм. Ригель и стойки для таких рам целесообразно получать из клееных заго­товок, имеющих постоянную высоту сечения.


Ответственными и сложными с точки зрения конструкции являются карнизные узлы, в которых стыкуются ригель и стой­ка. В карнизных узлах необходимо обеспечить передачу значи­тельного изгибающего момента и продольной силы.

Существует несколько конструктивных решений жестких карнизных узлов.

1. Ригель и стойка соединяются при помощи двухсторонних накладок из бакелизорованной фанеры. Данное решение имеет несомненные технологические и экономические достоинства. Вместе с тем по площади накладок при колебании влажности могут возни­кать опасные внутренние напряжения, обусловленные разли­чием влажностных деформаций древесины и фанеры (рис. 2.5,а).

2. Сопряжения элементов рамы производится при помощи вставок, соединяемых с ригелем и стойкой зубчатым соедине­нием наклею. По форме вставки существуют двух видов: пяти­угольные и гнутоклеенные (рис. 2.5, б, в, г).

Более удачно решается жесткий карнизный узел при помо­щи гнутоклееной вставки. Длина вставки может быть постоян­ной, либо переменной. Первый вариант предпочтительнее, так как увеличивается площадь клеевых швов в стыке. Гнутоклееные вставки в зависимости от радиуса кривизны изготавлива­ются либо из фанеры, либо из тонкого пиломатериала (микро­ламы). При этом можно применять доски разной толщины по высоте сечения вставки: больше радиус кривизны — больше тол­щина досок.

Дальнейшее развитие дощатоклеенных рам связано с разра­боткой сборно-разборных жестких карнизных узлов, с целью сокращения расходов при транспортировке В насто­ящее время известно несколько вариантов решения узлов тако­го тина. К ним в первую очередь относится узел сопряжения на вклеенных стержнях и стяжных болтах в растянутой зоне. В Германии разработан карнизный узел на нагелях, расположенных по одной или двум окружностям. В этом случае стойка состоит из двух ветвей, между которыми за­водится одинарный ригель.


 

 

 

 

 

 
 

 

 


РАСЧЕТ КЛЕЕДОЩАТЫХ РАМ

Расчет рам состоит из следующих этапов:

– геометрический;

– статический;

– подбор размеров поперечного сечения;

– расчет и конструирование узлов.

Геометрический расчет рам заключается в определении не­обходимых углов наклона

элементов, длин расчетных осей и координатных сечений.

Угол наклона верхней кромки ригеля принимается в преде­лах 1/3—1/4 от пролета.

Статический расчет сводится к определению внутренних уси­лий М, N, Q bраме от

действия внешних нагрузок.

 


При высоте стоек, не превышающих 1/4 пролета, статический расчет можно проводить без учета ветровой нагрузки. Это объяс­няется тем, что изгибающие моменты с учетом ветровой нагрузки не превышают 20% усилий от снеговой и по­стоянных нагрузок, а расчетные сопротивления при этом уве­личиваются на 20%.

Усилия в раме можно определять либо относительно ее гео­метрической оси, либо относительно наружного контура. В пер­вом случае необходимо предварительно задаться

размерами поперечного сечения, в последнем - необходима корректиров­ка изгибаю-

щего момента, вследствие переноса нормальной силы с наружного контура на ось сечения. При высоте сечения боль­ше 1/30L, допускается расчетный изгибающий момент оп-

реде­лять без дополнительного момента от продольной силы.

Конструирование рам начинается с подбора размеров попе­речного сечения в зоне карнизного узла на действие максималь­ного изгибающего момента и продольной силы. Высота попе­речного сечения в карнизном узле принимается 1/10-1/12 пролета, на опоре — не менее 0,4 высоты в карнизном узле, в коньке высота сечения соответствен-

но не менее 0,3. Ширина сечения, как правило, не более 200 мм.

Проверка прочности сечения гнутоклеенных рам в зоне кар­низного узла производится как сжатых, так и растя­нутых наружных волокон по формулам:

stB= N/F+MД(r0 – u1)/Fz0u1≤Rc

stH =N/ F-MД(u2~r0)/Fz0u2≤ Rp


где u1, и2 радиусы кривизны внутренней и наружной кромок;

z0—расстояние от центральной оси поперечного сечения до нейтральной оси находится

по формуле

z0= J/ Fr0

где r0 — радиус кривизны оси рамы,

Расчетные сопротивления древесины сжатию и растяжению определяются с учетом высоты сечения, радиуса кривизны и толщины пиломатериала 6, тгн, тсл).

Изгибающий момент определяется с учетом деформаций оси рамы:

Мд =M/x

где, x=1 - = 3000кжп2, кжп - коэффициент, учитывающий переменность высоты сечения, определяется по Приложению 4 [1].

Вследствие расположения нормальных напряжений под уг­лом друг к другу, возникают их составляющие, на­правленные вдоль радиуса: sr—радиальные напряжения:

sr= ≤ Rca т6, тгн, тсл

где Rca— расчетное сопротивление сжатию под углом a к волок­нам.

Расчет рам из прямолинейных элементов осуществляется по формулам сжато-изгибаемых элементов по биссектрисному се­чению. При этом расчет ведется для сжатой и растянутой зоны с учетом криволинейности эпюры нормальных напряжений:

в сжатой зоне sс= ≤ Rca

в растянутой зоне sс=


где kт коэффициент технологического ослабления, принима­емый для элементов постоянного сечения 0,8 и для переменного 0,9; h= (1 – 0,0534 ) – коэффициент, учитывающий криволинейность эпюры; a - угол между биссектрисой и нормалью к оси стойки; k ≤1 – коэффициент, зависящий от угла.

Устойчивость плоской формы деформирования трехшарнирных рам при закреплении по внешнему контуру проверяется по формуле

где φ= 3000 / λ2; λ= lp/0,289b; 1р - расчетная длина из плоскости деформирования; φм= 140b2кф/ l0h; l0 — расстояние между точка­ми раскрепления сжатой кромки; кф - коэффициент, завися­щий от формы эпюры изгибающих моментов на [1], п = 2 для элементов без раскрепления растянутой кромки из плоскости деформирования и п = 1 для элементов, имеющих раскрепления,





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.