ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема № 13. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР 1922 ГОДА (2 часа) 1. Разработка и принятие Кодекса: а) Гражданское законодательство первых лет Советской власти: - проект Кодекса экономических законов РСФСР 1918—1919 годов; - отношение к Кодексу в 1920 году; б) Декрет об основных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами; в) споры о необходимости права, в том числе гражданского; г) принятие Кодекса. 2.Субъекты гражданского права в ГК 1922 г.: а) физические лица, б) юридические лица. Советское гражданское право узаконило широкое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободу частной собственности. ГК РСФСР 1922 г. делит субъекты гражданских правоотношений на физические и юридические лица. Это деление не явилось чем-то новым в гражданском праве, интерес представляет объем прав и обязанностей, закрепляемых государством за участниками гражданских правоотношений. Решающая роль при определении гражданской правоспособности «физических лиц» принадлежала ст. 1 и 4 ГК, в которых был сформулирован классовый подход советского государства. С точки зрения нужд хозяйственной политики 20-х годов основной задачей ГК считалось регулирование деятельности «частников». В Кодексе закреплена равная для всех граждан правоспособность, на объем которой не оказывало влияние ограничение гражданина в политических правах. Последнее было возможно только по приговору суда. Однако гражданская правоспособность по ГК РСФСР 1922 г. была ограничена, она касалась лишь имущественных прав. Личные неимущественные права не охранялись законом. Имущественная правоспособность была ограничена теми пределами, которые соответствовали интересам социалистического государства. ГК РСФСР 1922 г. по сравнению с советским законодательством предшествующего периода более четко определяет круг юридических лиц, которые делились: а) государственные (госпредприятия, тресты, синдикаты, местные Советы, торговые организации); б) частные (акционерные общества, товарищества); в) смешанные; г) общественные (кооперативно-колхозные предприятия, органы партийных, профсоюзных организаций). Юридические и физические лица занимали в Кодексе примерно равное место, но со временем роль юридических лиц значительно возросла. Физическое лицо могло выступить не только носителем собственных прав, но и представителем другого лица или организации, как должностное лицо или как представитель власти. Следовательно, представитель физического лица, организации, государственного органа или должностного лица помимо собственного правового статуса приобретает также некоторые права и обязанности, входящие в правовой статус вышеперечисленных субъектов права. Например, директор предприятия или председатель правления колхоза вправе от имени организации осуществлять сделки по оперативно-хозяйственному использованию общественного имущества. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года детально характеризует юридические лица как субъекты гражданских правоотношений по сравнению с предыдущим законодательством в этой области. Наряду с государственными предприятиями, учреждениями и организациями ГК говорит ещё и о частных юридических лицах. таким образом, в советском праве возникла следующая классификация юридических лиц: В зависимости от состава образующих их членов юридические лица делились на: а) государственные, к которым относились местные Советы и их исполкомы, государственные предприятия, торговые организации, а позднее -тресты и синдикаты; б) частные, к которым относились товарищества и акционерные общества; в) смешанные, которые образовывались при участии как частного, так и государственного капитала; г) общественные, к которым относились как кооперативно-колхозные предприятия, так и органы общественных, партийных, профсоюзных организаций. В зависимости от устройства и целей юридические лица делились на а) товарищества, акционерные общества; б) государственные предприятия; в) тресты; г) комбинаты; д) синдикаты; е) земледельческие общества; ж) организации и учреждения. А.Г. Гойхбарг, тщательно изучая проект подготовленного Гражданского кодекса, уделял особое внимание частным юридическим лицам. По его мнению, именно они были более всего ограничены в правоспособности. Автор не оставил без внимания и государственные юридические лица, а именно национализированные крупные промышленные предприятия, переведённые на хозяйственный расчёт. Данные предприятия признавались им самостоятельными и полностью отвечающими по своим обязательствам. Обязанность по обязательствам, принадлежащая хозрасчётным предприятиям, объяснялась А.Г. Гойхбаргом следующим образом: «Если бы каждая отрасль промышленности знала, что если она вылетит в трубу, то за это отвечает всё государство, тогда никакого стимула не было бы для всей этой отрасли промышленности действовать хозяйственным образом». В статье 13 (в окончательной редакции ст. 14) определялись признаки юридического лица. На IV сессии ВЦИК 9-го созыва отдельные положения данной нормы были уточнены: «Чтобы устранить всякие недоразумения, что будто бы профсоюзы не могут существовать на основании этой статьи». Юридическое лицо было обязано иметь устав, регулирующий его деятельность. Позже ВЦИК добавил и такую обязанность юридического лица, как обязанность иметь ещё и положение. Эти уставные документы должны были быть либо утверждены, либо зарегистрированы. Юридическими лицами являлись и товарищества, в том числе и акционерные общества, создание которых оформлялось договором. Статья 19 ГК была посвящена государственным предприятиям и их объединениям, переведённым на хозрасчёт. А вот о государственных органах и смешанных предприятиях в кодексе нет никакой информации. В связи с этой неполнотой законодательного акта сразу же после принятия ГК возникла необходимость издания множества нормативно-правовых актов, которые уточняли суть несовершенных статей ГК. Самым главным недостатком ГК, пожалуй, было то, что он не разделял юридические лица на государственные и частные. Позже это было сделано в подведомственных нормативно-правовых актах. Вследствие отсутствия подобного разграничения в тексте государственные и частные предприятия, по сути, приравнивались друг к другу, хотя очевидно, что статус первых в гражданском обороте был куда более значимым. В судебной практике также можно найти уточнение по поводу статуса государственных и частных юридических лиц. Так, Пленум Верховного Суда РСФСР от третьего ноября 1923 года постановил, что «всякое акционерное общество является частным юридическим лицом, если устав акционерного общества допускает вступление частного капитала». Со временем подзаконные акты закрепили правовое положение советских учреждений с правами юридического лица. Складывалась ситуация, когда каждый нормативноправовой акт должен был конкретизировать объём прав и обязанностей, принадлежащих тому государственному органу, которому нормативно-правовой акт был посвящён. К примеру, «в области частноправовой губернский исполнительный комитет пользуется всеми правами юридического лица», «центральное издательство народов Союза ССР... пользуется всеми правами юридического лица» и т.д. Создание трестов и синдикатов не повлияло на внесение значительных изменений в Гражданский кодекс. Что касается правоспособности юридических лиц, то они были наделены законодателем не общей, а специальной правоспособностью. Закон строго устанавливал обязанность юридического лица действовать в соответствии с теми целями, которые определены в его уставе. В противном случае «существование юридического лица может быть прекращено соответственным органом государственной власти». В соответствии со ст.19 ГК государственные предприятия, переведённые на хозрасчёт, за свои долги отвечали лишь тем имуществом, которое находилось в их свободном распоряжении. Тем самым законодатель исключил возможность обращения взыскания на основные фонды. Эти меры были предприняты советским правительством с целью недопущения перехода национализированного имущества в руки частников. Трудно не признать, что далеко не все нормы ГК, посвящённые правовому статусу субъектов гражданско-правовых отношений, были тщательно разработаны в кодексе. После войны был очень распространён случай так называемого «безвестного отсутствия». однако сам термин «безвестное отсутствие» только слегка упоминался в ст.12 Гражданского кодекса. Важный вопрос о местонахождении юридического лица также не был достаточно освещён в тексте кодекса, что являлось большим его недостатком. В ранние годы советской власти, когда ещё не до конца была ясна роль юридических лиц в хозяйственной деятельности государства, такая несовершенная их характеристика в законе была вполне объяснима. Но в будущем все эти пробелы права нельзя было оставлять без внимания. Внести уточнения в кодекс можно было двумя способами: либо посредством его изменения, либо путём издания конкретизирующих подзаконных нормативно-правовых актов. Второй способ оказался менее сложным. Практически любой из высших органов власти имел право принимать постановления, разъяснения и другие нормативно-правовые акты. Совершенно естественно, что зачастую множество этих документов противоречили друг другу, что создавало некоторую неразбериху. Таким образом, кодекс был дополнен множеством уточняющих нормативно-правовых актов, поскольку непосредственно сам его текст ни разу не подвергался изменению. Спустя некоторое время значение юридических лиц возросло настолько, что Ф. Вольфсон в своё время писал так: «Юридическое лицо заслонило собой лицо фактическое». В ходе рассмотрения данной темы стало совершенно очевидно, что советские исследователи в области гражданского права сходились во мнении о том, что субъекты гражданских правоотношений делятся на физические и юридические лица. Разница лишь в том, что использовали они при этом разную терминологию. Большой интерес представляет объём прав, которым этих субъектов наделял Гражданский кодекс 1922 года. Гражданское право того периода носило не просто классовый характер, а ярко выраженный классовый характер, преследуя больше всего свои собственные интересы, но во благо советского общества. В этом и состояла его особенность. однако нельзя сказать, что советскому государству не удалось достигнуть всеобщего блага, наоборот - осуществляя свою политику и возвышая себя над другими субъектами права, оно успешно реализовало свои благие цели. Итак, обладая классовым характером, советское гражданское право наделило субъектов различным объёмом прав и обязанностей. Но более всего исследователя интересует именно объём прав, то есть мера возможного поведения субъекта. Сразу стоит отметить, что среди рассмотренных точек зрения на субъектный состав гражданских правоотношений среди советских юристов нет глубоких рассуждений о том, какое место занимает среди них Советское государство. Исходя из основополагающих принципов гражданского права, оно также являлось одним из субъектов правоотношений. При этом субъекты гражданских правоотношений признавались равноправными. В ходе исследования сложилась несколько иная классификация. Субъекты гражданских правоотношений - это физические, юридические лица, а также Советское государство, как отдельный субъект. Советское государство превалировало над остальными субъектами. При этом под Советским государством понимаются как все государственные органы, предприятия, так и должностные лица. Советское государство наделялось самым большим объёмом прав по причине, которая уже была описана выше. В некоторых странах проблема неравенства субъектов гражданских правоотношений негласно существовала на протяжении всей их истории. Хотя вопрос спорный: является ли это действительно проблемой? С большим опасением законодатель относился к частным юридическим лицам, чьё существование в период НЭПа он всё-таки допускал в небольших количествах. Поэтому вся политика Советского государства стремилась максимально ограничить в правах частное юридическое лицо, однако не лишить его возможности существования с целью сохранения своего демократического облика. 3. Вещные права: а) виды вещных прав; б) собственность (ст. 52 и сл.): - государственная (ст. 53, национализированная и муниципализированная), - кооперативная (ст. 57 и др.), - частная (ст. 54, 55, 56 и др.); в) застройка (ст. 71 и сл.); г) залог (ст. 85 и сл.). 4. Обязательственное право: а) основания возникновения обязательств (ст. 106 и др.); б) защита интересов трудящихся и государства (в имущественном найме — ст. 167, 171 и др.); в) обязательства из договоров: - договор имущественного найми, - договоры купли-продажи и мены, - договор займа, - договор подряда, - договор поручительства, - договор поручения, - договор товарищества, - договор страхования; г) обязательства из причинения вреда: - основания возникновения (ст. 403-406): виновное и невиновное; - обязательства из неосновательного обогащения (ст. 399—402). Наследственное право. |