Тема: Деловая беседа как основной вид делового общения. Практическое занятие №1 Тема: Этикет. Цели и задачи урока : изучить этико –психологическую культуру делового общения –особенности русского ,западного и восточного этикета. Задание 1 1.Этикет – это наука о происхождении, развитии и сущности морали. 2.Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов , в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками. 3.Деловое общение - вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи исходя из общих интересов и целей коммуникантов. 4.Отличия делового общения от общения в том, что деловое общение обладает своими собственными характеристиками и признаками. Такие признаки позволяют дать более точное и конкретное определение понятию « деловое общение». 5.Виды делового общения: - Деловая переписка. Это непрямой способ общения, который осуществляется посредством писем.
- Деловая беседа. К этому виду общения относятся обсуждения различных рабочих процессов с целью вынести важное решение или обсудить детали.
- Деловое совещание.В ходе совещания собирается весь коллектив фирмы или его руководящая часть, с целью решения важнейших проблем и постановки задач.
- Публичное выступление. В данном случае подразумевается подвид делового совещания, в ходе которого один человек занимает лидерские позиции и делится важной информацией с неким кругом лиц.
- Деловые переговоры. В ходе таких переговоров каждая сторона имеет свою точку зрения и направленность, а результатом обещает стать сделка или заключенный контракт.
- Спор. Не все вопросы в деловом общении можно решить без спора, однако спор зачастую только усложняет ситуацию в связи с тем, что люди ведут себя не совсем профессионально и излишне увлеченно отстаивают точку зрения.
6. Этики деловых отношений определяется уровнем общей культуры и является одним из аспектов деятельности менеджмента. Ответы на вопросы : 1.Почему деловому человеку необходимо знать особенности национального этикета? Это, несомненно, понадобится в деловом общение, к примеру, повлияет на такие факты как: ведение дел за границей, осуществление рабочих контрактов с приезжающими в Россию иностранцами, умение вести торговлю, доступные договоренности. 2.Какие факторы влияют на особенности национального этикета? Такие как: тщательная подготовка к переговорам; умение сохранить независимость; профессионализм ведения переговоров. 3.В чем проявляется влияние факторов на национальный этикет ? Незнание национальных особенностей делового этикета может привести на партнеров нежелательное впечатление, затруднить взаимодействие, как на стадии переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных проектов. 4.Чем определяется повышенное внимание к этическим нормам поведения в деловой практике? Этика важна в деловом общение. При ведение бизнеса все руководители и люди ведущие дела с другими предприятиями должны правильно ,грамотно общаться чтобы понимать друг друга. Практическое занятие №2 Тема: Этикет. Цели и задачи урока: Изучить этико–психологическую культуру делового общения –специфику делового этикета. Задание Ответы на поставленные вопросы : 1).Этические нормы ? Этические нормы –это сложившаяся система норм поведения и обычаев делового оборота, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении поведения участников корпоративных отношений 2).Правила этики организации содержат? Правила запрещают дискриминаций по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др. Широко распространенная структура правил этики организации включает следующие разделы: · введение; · послание руководителя организации; · каким должен быть работник организации; · трудовые династии; · частная жизнь работников; · собственность организации; · традиции и ритуалы организации; · конкурсы профессионального мастерства; · юбилеи работников; · деловая репутация; · честь и достоинство работников; взаимоотношения с другими организациями; · использование торговых марок; авторские права; · отношения с государственными и муниципальными служащими. Практическое занятие №3 Тема: Этикет. Цели и задачи урока: Изучить этико –психологическую культуру делового общения-правила и приемы позитивного общения. Ответы на вопросы: 1) Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. 2).Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. 3)Морально –психологический климат коллектива – это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности. Морально-психологический климат выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в подразделении или службе. 4) Факторы от которых зависит морально –психологический климат коллектива: 1. Служебно-функциональные факторы (условия труда и оборудование рабочих мест; обеспеченность труда техникой; организация труда, режим труда и отдыха, график работы и т.п.) 2. Экономические факторы (система оплаты труда; своевременность получения денежного содержания; установление границ окладов в соответствии с затратами труда; льготы, премии, надбавки и т.д.). 3. Управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена и др.). 4. Психологические факторы (взаимоотношения работников между собой; степень социально-психологической совместимости и т.д.). 5. Факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала (численность персонала; укомплектованность личного состава; соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности и др.). 6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; форма и содержание правовых актов; удобство в их применении и т.д.). Практическое занятие №4 Тема: Деловая беседа. Цели и задачи урока : изучить компоненты речевой культуры. Ответить на вопросы: 1) Деловая беседа-это устный контакт между деловыми партнерами, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивных подходов к их решению. 2) Деловые переговоры – это форма делового общения, предназначенная для достижения соглашения, когда стороны имеют либо совпадающие, либо противоположные интересы. 3) Грамматическая правильность в языкознании: соответствие выражения действующим грамматическим моделям того или иного языка. 4) Содержательная точность – это ясность речи в целом достигается за счёт соблюдения двух уровней точности. 5) Орфоэпическое соответствие – это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим соответствиям язык приобретает красоту, звучность и мелодичность. Практическое занятие №6 Тема: Деловая беседа. Цели и задачи урока: Изучить специфику деловой письменной речи. Ответить на вопросы : 1) Перечислить виды делового общения. Прежде всего все виды делового общения сводятся к разграничению на прямое и непрямое. - Прямой вид делового общения являет собой собственно личное общение в одном помещении в одно время. Сюда относятся деловые беседы и переговоры.
- Непрямой вид общения – письменное, электронное или телефонное общение, которое как правило является менее результативным.
2) В каких формах осуществляется деловое общение? Различают несколько видов и форм делового общения, которые соответствуют различным жизненным ситуациям. К ним относятся: - Деловая переписка. Это непрямой способ общения, который осуществляется посредством писем. Сюда относятся приказы, запросы, постановления и т.д.
- Деловая беседа. К этому виду общения относятся обсуждения различных рабочих процессов с целью вынести важное решение или обсудить детали.
- Деловое совещание. В ходе совещания собирается весь коллектив фирмы или его руководящая часть, с целью решения важнейших проблем и постановки задач.
- Публичное выступление. В данном случае подразумевается подвид делового совещания, в ходе которого один человек занимает лидерские позиции и делится важной информацией с неким кругом лиц.
- Деловые переговоры. В данном случае обязательным результатом общения является нахождение и принятие решения. В ходе таких переговоров каждая сторона имеет свою точку зрения и направленность, а результатом обещает стать сделка или заключенный контракт.
- Спор. Не все вопросы в деловом общении можно решить без спора, однако спор зачастую только усложняет ситуацию в связи с тем, что люди ведут себя не совсем профессионально и излишне увлеченно отстаивают точку зрения.
Практическое занятие №7 Тема: Деловая беседа как основной вид делового общения. Цели и задачи урока:Изучить тактику делового общения-подготовку к деловой беседе. Ответы на вопросы : 1)Какова последовательность и взаимосвязь действий ,направленных на реализацию подготовки и проведения деловой беседы? · Информационная подготовка обеспечивает четкое, бесперебойное прохождение беседы, позволяет участникам не упускать общего ее стержня, а также создает дополнительные элементы в обосновании суждений и в содержании аргументации по поводу собственной позиции. · Следует заранее отработать формулировки тех понятий и основных суждений, которые затрагивают предмет разговора. Принципиальные суждения по ходу беседы не должны вызывать у вас затруднений и неуверенности, что может заставить собеседника усомниться в вашей компетентности и подготовленности. · В общем случае последовательность аргументации может предусматривать, как достаточно рациональный вариант, поступательное движение от суждений с малой силой убедительности к умозаключениям, являющимся бесспорным подтверждением вашей точки зрения. · Формирование состава участников беседы имеет существенное значение для ее хода, как в позитивном, так и в негативном плане. Привлечение к участию в беседе дополнительных лиц может вызвать неоднозначную реакцию у противоположной стороны. · Время и место проведения беседы должны быть удобны обеим сторонам. Условия времени и места следует подбирать таким образом, чтобы они не отвлекали участников на какие-либо внешние факторы, мешающие нормальному ходу беседы. 2)В чем состоит информационная подготовка к деловой беседе ? Информационная подготовка обеспечивает четкое, бесперебойное прохождение беседы, позволяет участникам не упускать общего ее стержня, а также создает дополнительные элементы в обосновании суждений и в содержании аргументации по поводу собственной позиции. 3) Основные этапы и сущность моделирования хода деловой беседы ? Деловая беседа состоит из пяти фаз: · Деловая переписка · Деловая беседа · Деловое совещание · Публичное выступление · Спор Эффективное ведение беседы чрезвычайно тяжелое дело. Известно, что специальная методика ведения бесед помогает лишь в семи случаях из десяти достигнуть максимального результата, а в остальных он лишь хороший. Отсутствие умения вести деловую беседу, в частности у юриста, менеджера является пробелом в их профессиональной подготовки и экономически обходится намного дороже, чем это кажется на первый взгляд. Правильное поведение деловых бесед способствует приросту производительности труда на 20-30%. |