Объективно перед Афганистаном стояли следующие задачи: во-первых, 9 страница 2. В течение 10 лет в Турции произошли реформы, кардинально изменившие облик страны. Главные принципы реформ: лаицизм, национализм, этатизм. 3. В экономике М. Кемаль отводил ведущую роль государству. Он всемерно расширял госсектор, регулировал цены, скупал акции иностранного капитала, обеспечивал приоритет национального производства. Одновременно государство опекало граждан, следило за их благосостоянием. 4. Во внешней политике М. Кемаль стремился к всемерному укреплению национального суверенитета. С этой целью он стремился поддерживать равные отношения со всеми, руководствуясь лишь собственными интересами Турции. ЛЕКЦИЯ 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране I. Свержение династии Каджаров Иран — страна древнейших цивилизаций. Они существовали здесь еще задолго до арабского вторжения в VH в., когда в Иран проник ислам. Ужасы арабского вторжения до сих пор воспринимаются в Иране острее, чем нашествие монголов, хотя те и прошли в Иран на 600 лет позднее. В Иране утвердился ислам шиитского толка. Это радикальное течение последователей зятя пророка Мохаммеда — имама Али. С тех пор Иран стал цитаделью шиизма в мире. Шииты составляют '/]0 часть всех мусульман. Есть немало характерных черт этого направления в исламе: культ мученической смерти, отсутствие какой-либо организационной иерархии религиозных деятелей, право отрекаться от своих взглядов под угрозой пыток, легенда о «скрытом имаме» (один из имамов, 12-й по счету, в подростковом возрасте исчез еще в 887 г. и должен появиться в критический момент — тогда и наступит «золотой век» шиизма). Но главное — шииты не признают светской власти.Они всегда полагали законной лишь власть потомков пророка, поэтому в Иране шиитское духовенство давно уже оспаривало законность власти шаха. Центральная властьв Иране всегда была слабой.Ее оспаривали не только шиитские муллы и местные авторитеты феодального, сепаратистского толка, но и возникшее в начале XX в. националистическое по настрою движение интеллигенции и предпринимателей, выступавших за возрождение Ирана. Образованный в 1906 г.в результате бурных событий меджлис стал выразителем националистических настроений, хотя и находился под сильным влиянием мусульманского духовенства. В годы Первой мировой войны, в марте 1915г., было заключено русско-английское соглашение о разделе Иранана сферы влияния. Англичане ввели свои войска на юг, русские — на север Ирана. 126 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000) Но значительно более популярной в Иране была ориентация на Германию и Турцию. На оккупированной турками территории, в Кер-маншахе, в 1916 г.было создано прогерманское правительство,хотя одновременно в Тегеране сформирован кабинет, сотрудничавший с Россией и Англией. Однако реальная власть обоих правительств была ничтожной. После произошедших в России февральских событий 1917 г.в расквартированных в Иране русских войсках были созданы солдатские комитеты, а затем образованы Советы рабочих и солдатских депутатов с участием русских подданных. 24 ноября 1917 г. в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» все прежние договоры о разделе Персии объявлялись недействительными. Вдекабре 1917 г. было объявлено о скорой эвакуации русских войск из Ирана.Она началась в январе 1918 г. Были опубликованы все тайные договоры, касающиеся Ирана. Это побудило Англию активизировать свои действия. В начале 1918 г. на север Иранавведены английские войска, взяты под контроль порты Решт и Энзели. Затем англичане устремились в Закавказье и на северо-восток, в Закаспийскую область. Вскоре они установили контакты с местными националистами в Гиляне, на побережье Каспийского моря, сменили русских офицеров на англичан в казачьей бригаде — единственной боеспособной воинской части иранцев, и к августу 1918 г.полностью контролировали страну. Осенью 1918 г. начались англо-иранские переговоры,которые завершились подписанием договора от 9 августа 1919 г.Его условия должны были фактически превратить Иран в протекторат Англии. Английские советники назначались во все правительственные учреждения, английские офицеры проводили реорганизацию иранской армии и т. д. Это возмутило население. Страна была охвачена националистическими восстаниями, сам Ахмед-шах Каджар находился за границей. Центральная власть фактически не функционировала. Все это происходило на протяжении 1919—1920 гг. В национальных районах Ирана (Азербайджане, Хоросане, Гиляне, Курдистане) были образованы местные сепаратистские правительства. В июне 1920 г.ушло в отставку проанглийское правительство Восуг эд-Доуле. Новое правительствоотказалось признавать англо-иранский договор,поскольку он не был утвержден меджлисом. В сентябре 1920 г. Англия потребовала от Ирана немедленно признать договор, но иранское правительство направило свою делегацию в Москву, надеясь сыграть на противоречиях. Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 127 К этому времени в политику вмешалась армия. Полковник Реза-хан,командир полка в казачьей дивизии, только что образованной на базе бригады, 21 февраля 1921 г. ввел свои части в Тегерани произвел государственный переворот.Он сменил правительство, оставив за собой пост военного министра. 26 февраля 1921г. в Москве был подписан советско-иранский договор.Советская Россия передавала Ирану ряд островов на Каспии, все русское имущество на территории Ирана общей ценностью в 600 млн. руб. Статьи 5 и 6 договора предусматривали право вводить на территорию Ирана русские войска — для обеспечения безопасности Советской России. С мая 1921 г. реальная властьв стране быстро переходит в руки военного министра Реза-хана.Осенью 1921 — весной 1922 гг. он подавляет сепаратистские выступления в Иране. По его требованию английские войска, инструкторы и финансовые советники покидают Иран. Укрепляется центральная власть: страна делится на 6 областей, в каждой вводится военное положение, власть переходит в руки военных губернаторов. Им также был передан контроль за сбором всех налогов, за распределением хлеба и других продуктов. В каждой области размещено по боеспособной дивизии, все виды войск подчинены военному министру, т. е. лично Реза-хану. В 1923 г.Реза-хан решительно подавляет сепаратистские выступления курдов и луров на западе страны, создает свою партию — «Обновление». С октября 1923 г. Реза-ханстал премьер-министром.Он окончательно оставляет Ахмед-шаха за границей, обязывает регента не вмешиваться в дела. Его личный авторитет быстро растет. В конце 1924 — начале 1925 г. Реза вновь подавляет силой выступления сепаратистов; в феврале 1925 г. меджлис присваивает ему титул верховного главнокомандующего (в Иране это исключительная прерогатива шаха). Тем временем созданная Реза-ханом партия «Обновление» интенсивно пропагандирует программу реформ, намерение покончить со спекуляцией, укрепить национальную самостоятельность Ирана. Обращается Реза-ханза поддержкой и к шиитскому духовенству,выступая в защиту религиозной морали, вводя запрет на спиртное и осуществляя другие меры. Он включает в состав правительства видных религиозных деятелей. К тому времени династия Каджаров окончательно скомпрометирована. 31 октября 1925 г.меджлис объявляет о низложении шаха и временной передачи власти в руки Реза-хана. А 12 декабря 1925г. созванное им Учредительное собрание провозглашает Реза-хана шахом новой династии Пехлеви. 128 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)____ II. Модернизация страны Реза-шахом Начал Реза-шах с укрепления централизации страны. Он беспощадно подавлял сепаратистов всех мастей, как национальных, так и феодальных авторитетов, громил и разоружал их отряды и племенные формирования, казнил руководителей, насильственно переводил кочевые племена на оседлость. Реза-шах изменил традиционное административное деление, урезал права губернаторов. Их стали назначать из Тегерана, а не из числа местных авторитетов. С 1936г. в Иране введено новое административное деление — страна разбита на 10 провинций.В результате этих мер власть центрального правительства на местах возросла. Реза-шах понимал, что может опираться только на силовые методы. В1926 г. в стране введена всеобщая воинская повинность, численность армии возросла до 150 тыс. человек. Появились новые рода войск: авиация, танковые части. Офицерский состав стал проходить специальную подготовку, в него входили выходцы из средних слоев. В офицеры производили за конкретные заслуги и качества, а не по принципу происхождения и племенной принадлежности. При шахе на армию ежегодно тратилась третья часть государственного бюджета. Постепенно Реза-шах менял отношение к духовенству.Он начинает урезать полномочия шариатских судов. В стране разрабатываются новые кодексы по европейским образцам: гражданский, уголовный, коммерческий. По примеру М. Кемаля, с 1928 г. в Иране вводится европейский стиль в одежде,упраздняются феодальные титулы и обращения. Позднее также введены фамилии.В 1935 г. было изменено официальное название страны: вместо Персии она стала именоваться Ираном. Принимаются законы о правах женщин.Они получают доступ к образованию, могут обучаться в вузах, поступать на государственную службу. В 1935 г. принят закон об отмене чадры. Большие изменения произошли и в сфере образования.В период реформ 1927—1934 гг. были приняты законы об обязательном и бесплатном начальном образовании, а также о платном среднем и высшем. Все учебные заведения изымались из ведения духовенства и передавались под контроль государства. Это относилось как к частным учреждениям, так и к заведениям, созданным иностранцами. В стране велось строительство новых школ. Число учеников в них выросло в несколько раз. Была создана целая сеть высших учебных заведений, в том числе в 1934 г. в Тегеране был открыт университет, а также сельскохозяйственный и педагогический институты. Сотни иранских сту- Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 12S дентов ежегодно отправлялись за границу в лучшие университеты мира. Реза-шах придавал большое значение пропаганде иранского патриотизма.Все реформы он пытался облечь именно в эту упаковку. Им была, в частности, затеяна реформа персидского языка. Слова арабского и турецкого происхождения изымались из обихода. В этом же духе проводилась и национальная политика (как известно, в Иране проживают разные народы — иранцы составляют лишь половину населения). В стране осуществлялась «иранизация», пропагандировалось единство иранской нации. Разумеется, преобразования встречали сопротивление традиционно ориентированных слоев населения, духовенства, сепаратистов и этнических меньшинств, но всякий раз оно подавлялось жесткой рукой. Реза обладал качествами, редко встречающимися у иранской элиты: собранностью, дисциплиной, величайшей работоспособностью и энергией — зачастую это производило ошеломляющее впечатление на людей. Известен случай, когда еще в 1920-е гг. Реза-шах выкинул из кабинета одного министра, будучи возмущен его бездействием. В характере иранцев-чиновников гораздо чаще встречаются неповоротливость, спокойствие, равнодушное отношение к делу. Поэтому реформы, проводимые в жизнь кипучей энергией нового шаха, не встречали зачастую должного сопротивления, но внедрялись лишь формально, а посему оказались недолговечными. Как только шаха свергли, все реформы рассыпались, не оставив и следа. В этом — отличие результатов реформаторской деятельности Реза-шаха от реформ, проведенных в Турции Мустафой Кемалем. III. Экономическая политика Реза-шаха В аграрной политике режим воздерживался от радикальных новшеств. В ходе подавления сепаратизма проводились конфискации земельных владений племенных вождей и прочих землевладельцев. В ряде районов конфисковывалось до 80% земель, в том числе и часть вакуфов. Эти земли раздавались новым владельцам из числа приближенных Реза-шаха, его офицерам. Всего таким образом было перераспределено 2,5 млн. га земли. Но в ее использовании ничего не изменилось: новые хозяева, как и прежние, получали плату с крестьян. Лишь в 1929 г.принят закон о частной собственности на землю. Ондолжен был дать стимулы к эффективному хозяйствованию. Началась 130 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000) распродажа земель из государственного фонда частным лицам. Одновременно с этим в 1930 г. был принят закон, гарантировавший неприкосновенность земельной собственности, запрещавший насильственный сгон с земли. Созданный в том же году государственный Сельскохозяйственный банк начал выдавать ссуды на внедрение новшеств в сельскохозяйственное производство. Государство пыталось стимулировать производство технических культур, давая с этой целью льготные ссуды, устанавливая налоговые поблажки. Однако в основном в Иране сохранялись традиционные отношения в сельском хозяйстве. Крестьяне арендовали земли, расплачиваясь частью урожая; платить приходилось и за воду, и за скот, и за инвентарь. Арендная плата в среднем составляла от 1/2до 4/5урожая. Только в 1939 г. был принят закон, регулирующий размер арендной платы и отношения крестьян с землевладельцами. Целью проводимой экономической политикиявлялось укрепление национального суверенитета,независимости от иностранного капитала. Еще в 1928 г. был создан Национальный банк Ирана, к нему постепенно переходили полномочия Английского банка. В 1930 г. право денежной эмиссии было передано в исключительное ведение Национального банка. Правительство поощряло развитие промышленного сектора.С 1930 г. в страну был разрешен безлицензионный ввоз машин и оборудования, установлены льготные таможенные пошлины на импорт, если он предназначен для организации предприятий. Вновь создаваемые предприятия на 5 лет освобождались от всяких налогов. Были введены протекционистские пошлины на промышленную продукцию. Реза-шах так же, как и Мустафа Кемаль, видел перспективу в развитии государственного сектора.Шло интенсивное строительство крупных предприятий госсектора в химической, цементной, сахарной промышленности. Развивалась горнодобывающая, текстильная промышленность, росло производство военной техники, увеличивалась переработка сельскохозяйственного сырья. Государственные средства давали половину всех инвестиций в промышленность Ирана в 1930-е гг. На эти цели шла '/4 часть бюджета. И все же, несмотря на успехи, техническая отсталость Ирана со-хрнялась, чему в немалой степени способствовала неразвитость промышленной инфраструктуры. Хотя в 1930 г. началось строительство Трансиранской железной дороги, которое велось с помощью немецких и американских специалистов и завершилось в 1938 г. Но развитие инфраструктуры — дело хлопотное, требующее немалых вложений и времени. Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 131 Стремясь ограничить влияние англичан, Реза-шах охотно принимал экономическую помощь Германии.В страну приглашались в большом количестве немецкие технические специалисты, ввозилось немецкое оборудование. В 1931 г. Иран ввел государственную монополию на внешнюю торговлю, пытаясь ограничить импорт и увеличить экспорт любыми путями. Был даже поставлен вопрос о пересмотре условий договора с Англо-иранской нефтяной компанией. Концессия была приобретена англичанами еще до Первой мировой войны, сроком на 60 лет. Согласно договоренности, иранское правительство получало определенный процент чистой прибыли. Это было невыгодно для Ирана, поскольку его доходы были поставлены в зависимость от уровня налогообложения в Англии. В 1932 г. Иран аннулировал концессию и начал с Англией переговоры, завершившиеся подписанием нового соглашения. Новая концессия предоставлялась компании также сроком на 60 лет (начиная с 1933 г.), но район эксплуатации месторождений значительно ограничивался по площади, а отчисления в пользу Ирана подсчитывались исходя из объема добычи нефти. Экономические льготы и привилегии англичан в Иране были сильно урезаны. В ряде случаев государство перекупало акции иностранного капитала, способствовало переходу собственности в руки иранцев. Экономическая зависимость страны сократилась. IV. Внешняя политика Ирана Реза-шах применял во внешней политике стратегию лавирования между интересами Запада и СССР. Разумеется, он поддерживал хорошие отношения с СССР, используя советскую экономическую помощь и дипломатическую поддержку в укреплении суверенитета страны. Одновременно с этим он укреплял отношения со странами Запада. Исключение составляла разве что Англия, которую Иран традиционно остерегался, учитывая ее экономическое влияние и роль на междуренодной арене. Отношения с СССР начинают ухудшаться с 1937 г., когда Иран подписывает Саадабадский пакт (с участием Турции, Ирака и Афганистана). В 1938 г. Иран отказался от подписания нового договора с СССР о торговле, хотя 38% всего торгового оборота страны приходилось как раз на СССР. В том же году под давлением Англии Иран подписывает соглашение с Ираком о границе в районе реки Шатт-эль-Араб, уступая Ираку 132 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000) оба берега, что не соответствовало международным правилам и впоследствии привело к ирано-иракской войне. Место СССР в торговле с Ираном начинает занимать Германия. Уже в 1939 г. ее доля в иранской внешней торговле составляла 41%, а в 1940 г. превысила 45%. Иран был буквально наводнен огромным числом германских экспертов, военных и политических советников. Когда СССР уже был втянут во Вторую мировую войну, в Иран были введены советские и английские войска — это произошло 25 августа 1941 г. А 27 августа 1941 г. в Иране было создано новое правительство, высланы все дипломатические миссии Германии и ее союзников — внешнеполитические планы Реза-шахарухнули. Сам он 16 сентября 1941г. отрексяот престола в пользу своего малолетнего сына Мухаммеда Реза Пехлеви. Вянваре 1942 г. Мухаммед Реза подписал новый договор с СССР и Англией: вся территория страны предоставлялась на время войны в распоряжение СССР и Англии — через нее проходили важные коммуникации, связывавшие СССР с его западными союзниками. Договор предусматривал и вывод иностранных войск из Ирана через 6 месяцев после завершения войны. Оккупация Ирана привела к резкому ослаблению центральной власти, поскольку союзники контролировали лишь стратегически важные пути снабжения. Повсеместно активизировались противники реформ, сепаратисты всех мастей, многие требовали возврата конфискованных шахом земель. Некоторые получали оружие, деньги и инструкции от Германии. Начались вооруженные выступления. В национальных районах возникают сепаратистские «правительства», растет вес радикальных партий. В том числе, в советской зоне оккупации была создана в октябре 1941 г. партия Туде (коммунисты), которая вскоре стала играть большую роль на севере страны. В 1943 г., накануне проведения Тегеранской конференции, союзники усилили давление на Иран, провели чистку от агентов Германии, а 9 сентября 1943 г. Иран объявил о вступлении в войну на стороне антифашистской коалиции. Начиная с 1942 г. в Иране растет влияние США. В том году в страну были введены американские войска, с марта 1943 г. в Иране находится военная миссия США. В различные учреждения страны направляются американские советники. В апреле 1943 г. заключен американо-иранский договор о торговле — началось тесное экономическое сотрудничество. С декабря 1942 г. американский банкир Мильспо получает полномочия главного администратора иранских финансов. С мая 1943 г. они становятся чрезвычайными: Мильспо контролирует цены, распределе- Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 133 ние товаров, торговлю, пытается улучшить систему управления государственными предприятиями, но все тщетно — экономическая ситуация не улучшилась, и в январе 1945 г. он был смещен. Многие считают, что это произошло в результате английских интриг, но в любом случае сомнительно, чтобы усилия Мильспо навести элементарный порядок в Иране могли в то время увенчаться успехом. В годы войны усилились и консервативные силы, ориентированные на шиитское духовенство. Они выступали против всяких реформ, против европеизации, за возврат к нормам ислама. В меджлисе, собранном в 1944 г., большинство депутатов принадлежало к деятелям именно этого толка. К тому времени результаты всех преобразований Реза-шаха рассыпались в прах. Выводы /. После завершения Первой мировой войны власть центрального правительства в Иране была номинальной, страна раздиралась на части сепаратистами и иностранными державами. С февраля 1921 г. это привело к вмешательству в политику армии: растет популярность военного министра Реза-хана, который к концу 1925 г. смещает династию Каджаров и добивается провозглашения себя шахом новой династии Пехлеви. 2. Новый шах решительными мерами укрепляет в стране центральную власть, подавляет сепаратизм, проводит модернизацию по примеру Турции. 3. Экономическая политика Реза-шаха в Иране также демонстрирует сходство с политикой М. Кемаля в Турции: упор делается на ускоренное развитие промышленного уклада в госсекторе, на отстаивание национальных интересов в регулировании отношений с другими странами. 4. Накануне Второй мировой войны происходит сближение Ирана с Германией, однако в августе 1941 г. страна была оккупирована советскими и английскими войсками. Это привело к отстранению Реза-шаха от престола, ослаблению центральной власти и ликвидации всех результатов реформ. ЛЕКЦИЯ 15 Афганистан в 1920—1930-е гг. I. Приход к власти короля Амануллы-хана Афганистан — своеобразная страна в Азии. В известной мере, это — конгломерат различных этнических территорий, племенных зон, в каждой из которых традиционно правил свой авторитет. Первая попытка создать сильную центральную власть была предпринята пуштунским вождем Ахмед-шахом еще в XVIII в.; затем англичане в XIX в. неоднократно пытались поставить Афганистан под свой контроль, но потерпели неудачу. С 1880-х гг. эмир Абдуррахман силой пытался сломить сопротивление сепаратистов и добился, в целом, успехов, власть центрального правительства в Кабуле укрепилась. Но после его смерти в 1901 г. на престол вступил эмир Хабибулла — человек мягкий, склонный к внешним эффектам; он уже не обладал ореолом «грозного правителя» и власть опять ослабла. В Афганистане проживают разные народности. Половину населения составляют пуштуны,необычайно воинственный народ, в окраинных районах племена пуштунов традиционно ведут кочевой образ жизни, живя по своим законам и управляясь своими вождями, не подчиняясь никому более. Пятая часть населения — это таджики,играющие важную роль в жизни страны, — они составляют большую часть населения крупных городов, занимаются земледелием в северных районах. Кроме того, на севере страны проживают народы тюркской группы:узбеки, туркмены; в центральной части — хазарейцы(потомки монголов) и даже нуристанцы,считающие себя потомками древних греков, которые оказались там, прибыв с войсками Александра Македонского. Между всеми этими народностями — довольно напряженные отношения. С конца XIX в. афганские эмиры обещали вести внешнюю политику, «сообразуясь с мнениями и желаниями английского правитель- Лекция 15. Афганистан в 1920—1930-е гг. 135 ства», — за что они получали ежегодные субсидии и различного рода льготы, в частности право бесплатного транзита товаров через территорию британской Индии. В 1893 г.между афганским эмиром и английскими властями был подписан договор о разграничении с Индией по так называемой линии Дюрандамежду афганским эмиром и английскими властями. Но впоследствии правители Афганистана отказывались признать эту линию государственной границей. Это приводило ко многим несуразностям. К началу Первой мировой войны Афганистан оставался отсталой во всех отношениях, изолированной от мира страной; доступ в нее иностранцам был категорически воспрещен. Правда, среди элиты появляется узкая прослойка европейски образованной интеллигенции, которая выступает за обновление, модернизацию страны. В начале XX в. в Кабуле открыт первый лицей — «Хабибия», где преподаются многие европейские науки. Из его стен вышли впоследствии будущие сторонники реформ, в том числе доктор Абдул Гани, который возглавил движение младоафганцев.К ним принадлежали немногочисленные образованные люди из афганской знати, интеллигенции, купечества, добивавшиеся принятия Конституции и проведения европейских реформ. К сожалению, в марте 1909 г. Абдул Гани был обвинен в заговоре и арестован. Другой лидер младоафганцев, известный просветитель и поэт Махмуд бек Тарзи — чрезвычайно популярная личность при дворе эмира. Будучи близким родственником эмира, он был назначен воспитателем его третьего сына — Амануллы, который в будущем стал королем-реформатором. Махмуд бек Тарзи знал несколько европейских языков, много путешествовал, был хорошо известен в мусульманском мире. С 1913 г. он издает первый в Афганистане журнал «Сирадж уль-Акбар», где публикуются переводные статьи из западных изданий. Вокруг него начинают группироваться сторонники модернизации. Вскоре после окончания Первой мировой войны, 21 февраля 1919 г., эмир Хабибулла был убит на охоте в г. Джелалабад при загадочных обстоятельствах. Эмиром был провозглашен Аманулла, хотя он и был третьим сыном, но пользовался поддержкой армии в Дже-лалабаде и Кабуле. Аманулла провозгласил Манифест, в котором объявил о намерении добиться признания полной независимости. Одновременно Аманулла решил установить контакты с правительством Советской России — 7 апреля 1919 г. он направил письмо В.И. Ленину. Уже в мае того же года с целью установления отношений с Афганистаном из Москвы в Кабул выехала дипломатическая миссия. 136 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000) Это было открытым нарушением англо-афганских договоренностей, после чего начался конфликт, который афганцы считают третьей англо-афганской войной.Командующий афганскими войсками генерал Надир-хан предпринял даже наступление на восточнопуштунские племена на территории Британской Индии. Конфликт завершился через месяц, 3 июня 1919 г. было подписано перемирие, а 8 августа 1919 г. — мирный договор,по которому Англия признавала полную независимость страны,эмира Амануллу — королем. Афганистан также отказывался от английских субсидий и обещался не вмешиваться в дела пуштунских племен Британской Индии. II. Реформы Амануллы-хана и их последствия Объективно перед Афганистаном стояли следующие задачи: во-первых, укрепление центральной власти, во-вторых,осуществление модернизации страны. 28 февраля 1921 г. был заключен советско-афганский договор— он предусматривал оказание Советской Россией помощи Афганистану. Но прежде чем приступить к реформам, Аманулла провел реорганизацию армии,ввел всеобщую воинскую повинность, пригласил в страну военных инструкторов из Турции. Министром обороны стал талантливый генерал, отличившийся в 1919 г., Надир-хан. В стране была создана особая комиссия по реформам, Законодательный совет, в которую вошли король и его помощники из числа младоафганцев. Начал Аманулла-хан с налоговой реформы— это означало иукрепление центральной власти. Были назначены чиновники из Кабула для сбора налогов, многие племена лишились налоговых льгот (раньше они налогов фактически не платили). Натуральные налоги заменялись денежными, налогообложению подлежали земля искот; но уровень налогов был невелик, существенных поступлений в казну не последовало. Оставалось пополнить доходы за счет таможенных сборов — были отменены внутренние таможни и введен единый таможенный тариф, но и он был невелик. Правительство вынуждено было прибегнугь к выпуску бумажных денег, что вело к обесценению национальной валюты. Была предпринята также попытка переселениячасти кочевников на север— правительство разработало специальную государственную программу. Однако это вызвало недовольство как племенных вождей, вынужденных покидать родные места, так и населения северных районов. В 1924 г. в разных местах даже вспыхнули восстания по этому поводу. |