МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности подхода Т. Парсонса





В чем особенность этого подхода? Единицей анализа становится не общество в целом, не личность и даже не культура, а отдельное человеческое действие. Социальное действие- это нечто ограниченное временем и пространством, как бы клетка, ячейка или даже точка, оказывающаяся, однако, центром, в котором пересекаются все взаимодействия таких крупных структур, как общество, личность и культура. Здесь личностные импульсы и стремления обрабатываются социальными механизмами и, в конечном счете, отливаются в формы, предусмотренные культурными эталонами. Отталкиваясь от изучения мотивационных механизмов, действующих на уровне социализированной, культурной личности, мы неизбежно выйдем на социальные системы и ценностно-нормативные структуры культуры общества.

Этот новый подход, новая парадигма, как впоследствии назвали ее методологи, постепенно[4,с.1]нащупывалась и складывалась в европейской социологии перед Первой мировой войной. Макс Вебер более отчетливо говорит о социальном действии как о социально и культурно обусловленном акте поведения личности. И Дюркгейм, и Парето, и Маршалл много поработали над элементами этой обусловленности, а именно над различного вида нормами, социальными механизмами, прививающими эти нормы каждому новому поколению в обществе и контролирующими их выполнение. Так что перед Парсонсом как аналитиком оказался богатейший материал. Он тщательно отобрал изо всех концепций именно эти элементы, и сразу же решил упорядочить их, систематически развить и достроить.При таком подходе к социальному действию концепция акта поведения должна была развернуться в общую теорию, охватывающую не только всю социологическую науку, но и смежные области других социальных наук. Это предполагало колоссальный труд, так как в отличие от схемы-парадигмы теория требует детальной проработки, развертки этой схемы и наполнения ее конкретным содержанием. Для того чтобы описать сознательное действие культурного человека, нужно втянуть в сферу анализа огромный по своему объему, сложный по структуре и к тому же весьма разнохарактерный материал. Ведь приходится иметь дело с человеком, не просто реагирующим на ситуацию, но одаренным сознанием, мышлением и знанием: он ставит себе цели, планирует свои действия, предвидит будущее положение вещей. Он не просто хочет удовлетворить какую-то имеющуюся на данный момент потребность, но хочет обеспечить себе источник удовлетворения этой потребности и в будущем, а также не повредить ходу удовлетворения других потребностей. А их у него, как правило, множество. Для этого ему нужны доброжелательность и содействие со стороны других субъектов, которые в это время осуществляют свои собственные цели втех же ситуациях. Причем эти благожелательность и содействие должны быть устойчивыми и длительными. Вот с какого рода деятелем - или, как принято называть его в работах Т. Парсонса, "актёром" - имеет дело теория социального действия, которую строит Т. Парсонс.

Во-первых, это его собственные интересы и потребности. Причем, по возможности, в широком плане: то действие, о котором идет речь в данный момент, плюс те действия, которые совершаются одновременно с ним, плюс те, которые предполагается совершить в будущем;



Во-вторых, необходимо принимать во внимание действия других людей, чтобы, по крайней мере, им не повредить. Это важно, поскольку чревато ответными санкциями и сопротивлением со стороны других. Так что очень желательно получитьих поддержку и содействие;

В-третьих, необходимо соблюдать интересы общества, выраженные в разного рода законах и положениях.

Очевидно, что при таком объеме анализа исследователю придется привлекать понятия психологии, социальной и общей экономики, политологии и проч. и проч. Все эти науки имеют свой понятийный аппарат и теоретические схемы, не совпадающие друг с другом, так что объединитьих вокруг данного понятия - труд совершенно неподъемный.

Т. Парсонс пошел другим путем: он представил понятие "социальное действие" как сквозную единицу для всех перечисленных наук, которые в этой точке должны придти к единству и организоваться наконец в систему, оставаясь при своих концептуальных схемах.

Таким образом, основные характеристики общей теории Т.Парсонса: социальное действие является точкой пересечения трех огромных сфер, которые мы уже выше обозначили как "Личность", "Общество" и "Культура". Оно лежит в том сегменте пересечения трех кругов, который является общим для всех. В "Личности" существуют не только потребности, интересы и проч., обусловливающие непосредственно каждое данное действие, но и масса других характеристик: ценности, установки, свойства личности - ее пороки и добродетели, - образ мышления, сфера знания и проч., что к данному действию не относится, но может воздействовать на него косвенно. В сфере "Общество" располагаются те отношения с другими людьми, которые имеют значение для данного действия, а также масса других отношений данного индивида с другими и этих других между собой, - и вообще всех членов данного общества со всеми. В своей совокупности они также косвенно влияют на каждое данное действие, совершаемое в данном обществе. В сферу "Культура" входят нормативно-ценностные структуры, определяющие, как это действие должно быть совершено, а также как должны совершаться все прочие действия, как должны строиться отношения между членами данного общества и даже какие интересы, установки и свойства личности индивида считаются нормативными в данном обществе.

Раздел 2. Общество Толкотта Парсонса

Социальные системы

Социальные системы, по определению Т.Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру же этих систем можно проанализировать, применяя 4 типа переменных: ценности, нормы. Нормы, коллективы и роли ("Система современных обществ"). Поскольку сама социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и актёром, обладающим. Обладающим определёнными целями, идеями, установками, и объектом ориентации, как для других актёров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Как порядок, чтобы быть значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные. Дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её "юрисдикцией", именуется Парсонсом социетальной общностью [3,с.12].

Таким образом, социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Ценности являются первичными для сохранения и поддержания образца функционирующей системы, что предполагает передачу их из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государство и другие общественные институты выполняют данное функциональное требование. Особая роль принадлежит институтам социального контроля. Каждый общественный институт имеет свои целевые установки. Главной функцией роли в социальной системе является адаптация, которая касается отношений между системой и её средой: чтобы существовать и развиваться система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой, прежде всего экономической, которая является источником материальных благ и жизнедеятельности людей. Вообще способность выполнять значимые ролевые действия является, по Т.Парсонсу, наиболее общим адаптивным ресурсом любого общества.

Критики структурного функционализма обращают внимание также на некоторые другие его слабые стороны, например, неоднозначность такого термина как общественное равновесие. Заимствован из биологии, в которой признаки нехватки равновесия достаточно легко измерить (например, изменения температуры тела или кровяного давления), он очень неоднозначный отношении общества (та же структура может быть функциональной для одной части общества и дисфункциональной для другой, например, различные религиозные конфессии в одном обществе). Еще одной критической мыслью относительно структурного функционализма является то, что эта теория, которая трактует стабильность как нечто высшее и признает общественные изменения деструктивными, является внутренне консервативной. Структурный функционализм поддерживает существующий общественный строй, а его критики считают, что изменения необходимы для общественного развития.

Центральное понятие социальной структуры - равновесие. Общество в равновесии - общество без конфликта, в котором каждый выполняет свою функцию, знает свою роль. Полного равновесия достичь невозможно, но общество должно к этому стремиться.

Общество, как система, для того, чтобы существовать, должно отвечать четырем требованиям. Эти требования в теории Т. Парсонса.

Адаптация (А) - каждое общество должно приспосабливаться к своему окружению.

Целое достижения (G) - каждое общество должно вырабатывать цели и средства их достижения.

Интеграция (I) - каждое общество должно поддерживать свое единство. Социальная система является не просто механической совокупностью индивидов, - она контролирует действия индивида в системе, обеспечивает удовлетворение его потребностей и не допускает возможных отклонений в его поведении.

Поддержание образцов (L) - каждое общество должно стремиться к поддержанию равновесия. Эту функцию обеспечивает культура общества. Культура есть упорядоченной системой символов, которые определяют поведение индивидов и групп. Она дает обществу систему знаний и идей, определяет эмоциональное отношение к объектам, а также обеспечивает систему моральных норм и правил.

Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации:
• конформизм - социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью;
• инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения;
• ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны;
• ретритизм - отрицание и того и другого;
• мятеж - замена и первого и второго.

В центре исследования Т. Парсонса - индивиды и их действия. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность. Особое значение Т. Парсонс придавал социальной системе, доказывая, что она служит "независимым центром эмпирической организации действия и теоретического анализа" [5,с.1]. Американский социолог разграничивал понятия "социальная система" и "общество". Для него общество - особый тип социальной системы, достигшей "самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению", что обеспечивает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Общество, с точки зрения теории социального действия, представляет собой не совокупность людей, которые выступают внешним окружением социальных систем, а систему "структурированного нормативного порядка", посредством которого упорядочивается и регулируется совместная жизнедеятельность индивидов и социальных групп.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.