МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Типы социологического исследования





Различают три основных вида социологического исследования:
1) пилотажное (разведывательное);
2) описательное;
3) аналитическое.
Пилотажное исследование — пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50—100 человек.
Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения — большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.
Аналитическое исследование — самый углубленный вид социологического анализа. Цель его — выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.
В зависимости от того, изучается предмет в статике или в динамике, различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовыми, панельными и лонги- тюдными.
Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу — когорту) и исторические (когда состав когорт меняется).
Панельное исследование — это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность — сохранение выборки от одного исследования до другого.
Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса (развития в течение длительного времени) изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным.
Конкретное социологическое исследование может также быть широкомасштабным или локальным.
Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг — создание программ и баз данных при помощи ЭВМ.
Сущностная классификация социологических исследований

Основание классификации Виды социологических исследований
По предмету исследования: сфере приложения степени представленности сторон объекта степени выраженности динамики объекта Социально-экономические, собственно социологические, социально-политические, социально-педагогические и т. д. Комплексные, не комплексные Точечные, повторные, панельные, мониторинговые
По методу исследования: глубине и сложности анализа доминированию применяемого метода типу и уровню исследова- тельской деятельности Разведывательные (пилотажные или зондажные), описательные, аналитические Наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный, интервью, тестирование, экспертиза), экспериментальные исследования Теоретические, эмпирические, эмпирико-теоретические, фундаментальные, прикладные
По типу субъекта: структуре субъекта количеству целей, выдвигаемых субъектом Коллективные, персональные (авторские) Многоцелевые, одноцелевые
По условиям и предпосылкам исследования: типу условий положения объекта обеспеченности априорной информацией Полевые, лабораторные Информационно обеспеченные и необеспеченные
По получаемому знанию: новизне получаемого знания типу получаемого знания роли в науке сфере приложения знания Новаторские, компиляторские Эмпирические, эмпирико-теоретические, теоретические Фиксирующие факты, проверяющие гипотезы, обобщающие, аналитические, синтезирующие, прогностические, ретроспективные и т. д. Теоретические, прикладные, теоретико-прикладные
По масштабу объекта исследования Сплошные, выборочные, локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные, международные.

5. Программа социологического исследования: структура и этапы.
Программа социологического исследования. В программе исследования излагается общая концепция (теоретико-методологические предпосылки), формулируются цели и основные ги­потезы, а также логическая последовательность операций и процедур. Программа состоит из двух разделов: 1) методологического (формулиров­ка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, форму­лировка гипотез и задач исследования); 2) методического (определение обследуемой совокупности, выборка, характеристика методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее матема­тической обработки, анализ информации).
Общая структура конкретного социологического исследования включает в себя определенные фазы, этапы и процедуры. В классическом эмпирическом социологическом исследовании выделяют четыре основных этапа, каждый из которых состоит из совокупности специальных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования, определение целей и плана); 2) сбор первичной социологической информации (выписки из документов, результаты опросов, наблюдение и т.д.); 3) подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, обработка и анализ данных; 4) завершающий (формирование выводов
Основные этапы социологического исследования. В социологии принято выделять следующие основные этапы эмпирического исследования: 1) проблемно-поисковый - выявление и предварительный анализ социальной проблемы, поиск информации для формулирования гипотезы; 2) аналитический (описательный) - иллюстративное доказательство описательной гипотезы; 3)экспериментальный (объяснительный) - доказательство гипотезы, предполагающее выявление причинных зависи­мостей с помощью различных социологических методов; 4) конструктивно-практический (проектный) - создание проекта, практических рекомендаций по совершенствованию объекта иссле­дования с помощью доказанной гипотезы с исполь­зованием методов прогнозирования и социальных технологий.
6. Метод наблюдения: определение, виды, специфика. Основные достоинства и недостатки. Наблюдение в медицине.
Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта
Разновидности обсервационного метода определяются целями, объектом, ситуацией исследования. Обычно различают следующие виды наблюдения:
1. Объективное – самонаблюдение.
2. Полевое – лабораторное.
3. Индивидуальное – коллективное.
4. Случайное – преднамеренное.
5. Систематическое – несистематическое.
6. Полное – неполное.
7. Сплошное – выборочное.
8. Констатирующее – оценивающее.
9. Стандартизированное – нестандартизированное.
10.Открытое – скрытое.
11. Включенное – не включенное.
12. Прямое – косвенное.
13. Спровоцированное – неспровоцированное.



Полевое{естественное) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
Лабораторное(экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях.
Систематическое– это преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.
Несистематическое– это нестрогое наблюдение без определенного плана
Полное – наблюдение, при котором охватывается и фиксируется максимум доступной наблюдателю информации.
Неполное– наблюдение, при котором внимание наблюдателя обращается на оптимальное (реже на минимальное) число параметров ситуации и поведения наблюдаемых.
Сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва.
Выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению.
Констатирующее– наблюдение, при котором замечаемые явления и действия лишь фиксируются и не подлежат обсуждению .
Оценивающее – наблюдение, сопровождаемое вынесением наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явлений и фактов.
Стандартизированное – наблюдение, осуществляемое по заранее разработанной схеме, предписывающей форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров.
Не стандартизированное – нерегламентированное наблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем в свободной форме.
Открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования.
Скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.
Включенное– наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри.
Не включенное– наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения.
Прямое (непосредственное)– наблюдение, проводимое непосредственно самим наблюдателем.
Косвенное (опосредованное)– наблюдение, проводимое через посредников.
Спровоцированное – наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки.
Неспровоцированное – наблюдение, процедура которого не предусматривает специального провоцирующего влияния на ход наблюдаемых событий.
Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достaточно полные сведения. В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия. Оно дает более глубокий, но менее репрезентативный материал, чем анкетирование.

Метод наблюдения
Достоинства Недостатки
1. Не зависит от желания объекта к сотрудничеству и его коммуникационных способностей 2. Высокая объективность, так как: – фиксируется реальное поведение или события, нет зависимости от возможностей памяти или компетенции респондентов; – снижается вероятность искажения информации в силу влияния исследователя или желания респондента представить социально приемлемые ответы, избежать смущения или понравиться наблюдателю из-за отсутствия взаимодействия между ними 3. Возможность восприятия не­осознанного поведения (выбор товара на полках в магазине) в естественных условиях 4. Фиксируется реальное поведение, а не прошлая история или будущие намерения (прямое регистрирование событий) 5. Возможность учета окружающей ситуации, особенно при проведении наблюдения с помощью механических устройств 1. Низкая репрезентативность, так как: – изучается поведение в определенных условиях малой группы людей; – невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки 2. Субъективность восприятия наблюдаемых событий из-за: – возникновения чувства усталости у наблюдателя через какой-то промежуток времени; – селективного отбора объектов наблюдения (при личном наблюдении исследователь из общей массы выбирает какие-то отдельные объекты); – наблюдатель может воспринимать определенные жесты или мимику неверно под влиянием собственного видения ситуации или мировоззрения; – существует вероятность смешивания исследователем результатов наблюдения и выводов при неструктурированном наблюдении 3. Люди, знающие о наблюдении, могут изменить свое поведение (эффект наблюдения) 4. События, за которыми осуществляется наблюдение, могут происходить редко, а некоторые действия, факторы невозможно наблюдать из-за их личной природы 5. Можно наблюдать только финальные действия объектов, а не интересы, мотивы или отношения, повлиявшие на эти действия

в медицине наблюдение используется для отслеживания состояния пациента, работы сотрудников медицинской организации.
7. Эксперимент в социологии. Функции, виды, специфика. «Тюремный» эксперимент Ф. Зимбардо. «Хотторнский» эксперимент Э. Мэйо. Особенность медицинского эксперимента. Этическая сторона эксперимента
Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления некоторыми процессами. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта. Виды эксперимента Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые (объект находится в привычных, естественных условиях) и лабораторные (искусственное формирование групп, помещение их в специально создаваемые условия), По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты. При линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющейся и контрольной (в первоначальном состоянии), и экспериментальной (в состоянии после эксперимента). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть одинаков по контрольным и нейтральным характеристикам, причем, характеристики в контрольной группе остаются постоянными, а в экспериментальной – изменяются. Специфика социологического эксперимента состоит в том, что объектом социологического исследования являются люди. А это, естественно, определяет его основные содержательные особенности по сравнению с естественнонаучным экспериментом. Во-первых, действие факторов социальной ситуации, как используемых в ходе эксперимента, так и препятствующих его нормальному проведению, невозможно жестко ограничить временными рамками (в отличие от естественнонаучного эксперимента), что обусловлено наличием у исследуемого социального объекта памяти и способности аккумулировать действие причинных факторов за значительные промежутки времени. Во-вторых, для социологического эксперимента характерно неизмеримо большее количество факторов, влияющих на социальную действительность (ситуацию), а также более высокий уровень причинной зависимости социальных явлений. В-третьих, социологический эксперимент затрагивает интересы конкретных людей, ставит перед исследователями проблемы нравственно-этического характера, что требует от последних более высокого чувства ответственности. Стэ́нфордский тюре́мный экспериме́нт — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологомФилиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение. Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени. Хоторнский эксперимент — общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса. Кроме того, в ходе Хоторнского эксперимента был выявлен так называемый Хоторнский эффект. Медицинский эксперимент - это доклиническое или первое клиническое проведение научно обоснованного метода диагностики, лечения, профилактики применения новых лекарственных веществ с терапевтической или научной целью, а также создание контролируемых или управляемых условий для изучения биологических процессов в человеческом организме(1). Медицинский эксперимент, в зависимости от его назначения, можно разделить на научно-исследовательский эксперимент, преследующий исключительно научные цели, не имеющий прямого диагностического или терапевтического значения для лиц, участвующих в таких исследованиях, и терапевтический - эксперимент для оказания помощи конкретному больному, связанный с применением новых методов и средств для диагностирования и лечения.
8. Метод социологического опроса: определение, виды, специфика. Анкетный опрос и его виды. Социологическая анкета, её структура. Методические принципы конструирования анкеты.
Метод социологического опроса: определение, виды, специфика. Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). Виды опросов письменные (анкеты, тесты) устные (интервью) очные заочные Специфика опросов Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании. Анкетный опрос и его виды. Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Виды анкетного опроса: По числу респондентов - Индивидуальное анкетирование (один респондент) - Групповое анкетирование (несколько респондентов) - Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов) По полноте охвата - Сплошное (опрос всех представителей выборки) - Выборочное (опрос части выборки) По типу контактов с респондентом - Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) - Заочное (анкетёр отсутствует) - Рассылка анкет по почте - Публикация анкет в прессе - Публикация анкет в интернете - Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. Онлайн анкетирование. Социологическая анкета, её структура. Титульный лист, содержит название организации проводимой исследования, дату исследования, город, где проводится организация. Вводная часть представляет собой непосредственное обращение к опрашиваемому, сообщает о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании результатов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих результатов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различные виды вопросов. Ее задачи - создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения. Основная часть содержит вопросы, направленные на получения необходимой информации, она не должна быть слишком большой (не более 30 вопросов) и не должна содержать подряд несколько вопросов, поскольку это вызывает у респондента ощущение монотонности и утомления. В социально - демографической части содержаться блоки вопросов о социально - демографических характеристиках респондента - это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д. Последняя часть анкеты - это заключительная часть, здесь кратко выражается цель анкеты, выражается благодарность за заполнение анкеты, и гарантируется анонимность опрашиваемого. Принципы конструирования анкеты. Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению. Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования. Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Четвертый принцип:- смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам". Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 - 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку "работа", а заодно - и по другим аспектам тематики опроса. Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".
9. Типы и виды вопросов в социологическом опросе. Социологические шкалы и измерение
Типы вопросов в социологичесокм исследовании 1. Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента 2. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации. 3.Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п. 4.Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий. 5.Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. 6.Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок По своей логической направленности вопросы в анкете также делятся на несколько типов 1.Основные вопросы - это высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте. 2.Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. 3.Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить анкетеру, чтобы выделить носителей необходимой информации. 4.Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. 5.Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу "да - нет", носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены. 6.Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе. 7.Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: "другое", "что еще", т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопросов. 8.Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию респондента по отношению к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. 9.Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социолога. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования. При печати и наборе текста анкеты все вопросы нумеруются по порядку, а нумерацию вариантов ответов внутри каждого блока вопросов лучше нумеровать не цифрами, а порядковыми буквами алфавита. Следует использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, для оживления текста анкеты и снятия психологического утомления респондента рекомендуется использовать рисунки. Нельзя разрывать текст вопроса и переносить его со страницы на страницу, потому что это затрудняет восприятие респондентом текста как целого. Анкета должна предусматривать место для записи ответов на открытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим в случае использования вопросов-фильтров. Виды вопросов Все вопросы делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье? В закрытых после текста вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив. Пример: Каков доход на одного человека в вашей семье? 1. До 100 000 рублей. 2. От 100 001 до 500 000 рублей. 3. От 500 001 до 1 000 000 рублей. 4. Свыше 1 000 000 рублей. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. Социологические шкалы 1.Измерительная шкала в прикладной социологии является главным средством сбора и анализа соответствующего статистического материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью измерительной шкалы, состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимым количественным показателям. При построении измерительной шкалы, прежде всего, решается проблема измерения с помощью набора свойств изучаемых социальных объектов, явлений и процессов, которые непосредственно измерить нельзя. Поэтому основная суть осуществляемой при помощи шкал процедуры измерения состоит в сопоставлении специфических переменных (образов действительности), входящих в их состав, с реальным поведением, оценками и самооценками конкретных ситуаций, требующих проявления изучаемого социального явления, характеристиками социальных объектов и осуществляемой ими деятельности. 2.Номинальная шкала.В строгом смысле слова номинальная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенств или неравенства, дает лишь простую классификацию объектов. По этой шкале можно проводить только операции простого суммирования чисел и расчет процентов, моды, а также корреляцию качественных признаков. 3.Порядковая шкала.В отличие от шкал наименований порядковые шкалы включают в себя перечень признаков, упорядоченных относительно друг друга по измеряемому признаку и представляющих собой некое системное единство. Эта разновидность шкал является наиболее употребляемой в практике социологических исследований. Основное их назначение - определение различных степеней качества и уровня развития признака, содержащихся в экспертных и других оценках, мнениях и суждениях. Порядковая шкала имеет самостоятельное назначение. Приписав каждому варианту ответа в шкале определенный индекс. Порядковая шкала допускает операции равенства - неравенства и больше - меньше. Она представляет собой ранжирование по признаку. По сравнению с номинальной шкалой она позволяет высчитать медиану и осуществлять ранговую корреляцию. 4.Ранговая шкала.В отличие от порядковой в ранговой шкале не только осуществляется ранжирование самого признака, но и указывается его место в ряду в порядке возрастания или убывания. При помощи этой шкалы между объектами устанавливаются и отношения эквивалентности и отношения порядка. 5.Шкала отношений, или пропорциональная шкала, позволяет определить, во сколько раз интенсивность данного свойства, признака у одного объекта выше, чем у другого. В шкале отношений числа присваиваются объектам так, чтобы между числами выполнялась такая пропорция, которая существует между объектами. Эта шкала подразумевает фиксированную точку отсчета - начало отсчета. Она допускает операции равенства - неравенства, больше - меньше, равенства интервалов и равенства отношений и тем самым реализует все математические операции. 6.Шкала измерения.Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить. Полнота шкалы измерения - это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем, чем больше их, тем шкала чувствительнее. Социологическое измерение Социологическое измерение - это процедура, с помощью которой качественные признаки социального явления или объекта, что изучается, сравнивают с определенным эталоном и получают числовое выражение в определенном масштабе. Эталоном измерения является шкала, что ее создает сам социолог в процессе исследования. 1.Описательная теория, (естественнонаучная теория), была первой применены для понятия измерения. Измерение - это сопоставление одной величины с другой при помощи единиц измерения. Это определение предполагает существование объективного предмета с присущими ему объективными свойствами - величинами, такими как длина, ширина. Она также предполагает существование объективных единиц измерения. В социологии и социальной психологии такое определение измерения не подходит, так как в них измеряются свойства индивида, количественных признаков достаточно мало. В связи с этим, понятие измерения было переформулировано для анализа социальной материи. 2.Репрезентативная теория измерений. Измерение - это представление эмпирических объектов в виде чисел, которое осуществляется по определенным правилам. 3.Формальная теория измерений. Возникает в рамках репрезентативной теории уже в XX веке, и основана на ее постулатах. Но эти постулаты она попыталась изложить в виде математических принципов. Измерение - это гомоморфное отображение эмпирической системы соотношений в числовую систему соотношений. В рамках формальной теории возникает новое понятие - преобразование шкалы.
10.Выборка социологического исследования. Виды и методы выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность
.Выборка – это часть объекта исследования, которая по социально-демографичеким признакам подобна объектам в целом, то есть для получения репрезентативных (достоверных, надежных) результатов достаточно опросить часть людей, но в этой части должно быть представлены все признаки и характеристики изучаемой социальной группой. Существуют следующие типы выборки в прикладном исследовании: 1. Систематическая выборка – это такая выборка, при которой опрашивается каждый 2-ой из все социальной группы или 5-ый. 2. Серийная выборка. При ней опрашиваются все без исключения члены социальной группы. 3. Вероятностная выборка. При ней респонденты выбираются случайным методом. 4. Квотированная выборка (самая репрезентативная). Опрашивается пропорционально представленные респонденты, которые представляют репрезентативно надежную и относительно небольшую (20-30) группу от всей генеральной совокупности. Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. Также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.
11. Методы обработки результатов социологического исследования. Анализ и интерпретация эмпирических данных
Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки. В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов. Неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ - анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т.д.), суждения, выраженные и виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т.д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т.п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование - это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг - это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг - объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок. Шкалирование и основные виды шкал были рассмотрены ранее в настоящей главе. Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными. Полученные с ЭВМ социоматрицы, а затем сведенные в таблицы или отображенные при помощи графиков и рисунков результаты социологического исследования являют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления. Однако без исследователя эти выводы не могут быть сделаны. Поэтому первое условие, позволяющее должным образом использовать социологические данные, - их всестороннее и правильное объяснение, именуемое социологами интерпретацией. Интерпретацию результатов исследования нельзя осуществить “умом” ЭВМ. Отсюда следуют важные методологические положения: характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью предопределен уже на стадии концептуального “оформления” исследования, то есть на этапе интерпретации и операционализации основных понятий, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления; полнота “съема” той информации, что содержат в себе таблицы и схемы, ее логическая обработка и интерпретация всецело зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета, с которыми он имеет дело; большое значение для умелой интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя, его склонность к анализу и обобщению широкой, изначально весьма мозаичной эмпирической информации. В конечном счете, это и определяет глубину, социальную обоснованность тех выводов и рекомендаций, которым суждено быть использованными в повседневной социальной практике. Дать единые правила того, как интерпретировать тот или иной результат социологического исследования, трудно. В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется усилиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в обследованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на статистический материал, результаты других исследований. Одним словом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обоснованности сформулированных на их основе выводов. Однако отсутствие возможности дать единые правила истолкования данных исследований вовсе не означает, что в таком деле можно беспредельно фантазировать. Границы творческой фантазии здесь устанавливает требование общей логики интерпретации. Она состоит в превращении социологических данных в показатели. Эти показатели уже не просто какие-то числовые величины (процент, средняя арифметическая, дисперсия и т.д.), а социологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами исследователя (целью и задачами исследования), его знаниями, опытом. Всякий показатель есть, образно говоря, венец интерпретации и несет определенную смысловую нагрузку, указывает на направленность последующих выводов и рекомендаций.
12. Интервью как метод сбора социологической информации. Виды и специфика. «Инструкция интервьюеру». Особенность нарративного интервью.

Интервью – метод сбора информации, который осуществляется в форме беседы между социологом (интервьюером) и респондентом (интервьюиром). Для того, чтобы интервью прошло успешно социолог должен разработать программу интервью и план интервью. Программа интервью включает в себя следующие пункты (этапы):

1) Уточняется проблема (тема) исследования

2) Разрабатываются цели и задачи интервью

3) Уточняется и характеризуется объект и предмет исследования при интервью

4) Уточняются исполнители интервью.

5) Уточняются виды документов, необходимых для фиксации ответов респондентов

6) Уточняются сроки проведения интервью, формы отчётности по интервью и сроки предоставления итогового отчёта по интервью

В плане интервью уточняется время и дата проведения интервью: подбирается необходимая техника и оборудование, разрабатывается инструментарий интервью (бланки интервью), составляется смета расходов на интервью.

К личности социолога предъявляются следующие требования: компетентный в том вопросе, который он исследует, должен быть пунктуальным человеком и коммуникабельным специалистом.

При проведении интервью у лиц пожилого возраста интервьюером должен быть молодой человек. У мужчин удачно берёт интервью женщина. А у женщин – мужчина.

1) Стандартизированное интервью – оно осуществляется по заранее разработанной программе интервью и инструментарию интервью, где конкретизированы объекты и предметы интервью и социолог не должен отклоняться от стандарта проведения интервью

2) Нестандартизированное интервью – длительная беседа (2-3 часа) с каким-то руководящим работником или специалистом, который имеет прямое отношение к исследуемой проблеме и может дать полную информацию в процессе интервью. Здесь заранее определяется объект интервью, но стандарт в отношении предмета интервью и инструментария интервью не выдерживается.

3) Полустандартизированное интервью сочетает в себе характеристики стандартного интервью и нестандартного интервью

4) Индивидуальное интервью – беседа тет-а-тет

5) Групповое интервью. Здесь социолог беседует с группой респондентов, выслушивая ответы индивидуально от каждого человека

6) Фокусированное интервью. Изучается 1-2 характеристики проблемы, но более подробно и досконально

7) Панельное интервью осуществляется через равные промежутки времени в отношении одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам инструментария с целью изучения тех изменений, которые произошли в жизни людей.

Нарративное Интервью

- представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность, что позволяет выявить смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования.

 

13. Метод социометрии: определение, применение и история возникновения. Методы социодрамы и психодрамы.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.

Существенным недостатком социометрии является то, что она может исследовать только уже сложившиеся коллективы. Для создания новых коллективов нужно использовать другие методы.

Социодра́ма — техника групповой психотерапии; метод, разработанный Я. Л. Морено для решения социальных проблем индивида или сообщества. Целями социодрамы как психотерапевтической техники являются постижение глубинного смысла обстоятельств, в которых действует группа, осознание возможных внутригрупповых конфликтов.

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Отличия социодрамы от психодрамы[2]:

1. В социодраме нет главного действующего лица, протагониста, с проблемной ситуацией которого работала бы группа. В идеале в социодраматическом действии участвует вся группа, моделирующая проблемную ситуацию.

2. В отличие от психодрамы, пытающейся выявить причины возникновения проблемной ситуации, социодрама стремится к расширению социального контекста. Ведущими вопросами для психодрамы являются «Где ты этому научился?», «Когда это с тобой уже происходило?». В социодраме ведущим вопросом является «Кто ещё вовлечен в данную ситуацию?».

14. Метод анализа документов. Виды и типы документов. Количественный анализ (контент-анализ).

Метод анализа документов – метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконографической форме и др.

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

В повседневной жизни понятие «документ» фигурирует в своем узком значении – как официальная бумага. Такой документ должен обладать видимыми признаками официального статуса: печатями, штампами организации и т.д. Документами в этом смысле можно назвать паспорт, официальное письмо, историю болезни и т.д.

В социологии термин «документ» используется в предельно широком значении - как любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. Кроме того, любой документ – всегда и репрезентация самого автора, выраженная в содержании документа, его стиле и средствах выражения. Отсюда и определенная вторичность этого метода: здесь исследователь не имеет прямого контакта с той реальностью, которую изучает, как это имеет место при наблюдении, опросе.

Любой документ – всегда кодированная информация, вбирающая цели и намерения коммуникатора, его видение, интерпретацию реальности.

Все разнообразие документов, используемых в социологическом исследовании, может быть «уложено» в классификации, построенные по различным основаниям.

По критерию «статус документа» могут быть выделены документы:

официальные;

неофициальные.

К официальным относятся законы, постановления, протоколы собраний, материалы статистической отчетности, архивы и т.д.

К неофициальным – личные письма, дневники, материалы вторичного анализа, сделанные исследователем, любительские видеофильмы и т.д.

По критерию «степень персонификации документа» можно выделить документы:

личные;

безличные.

Личными считаются авторские документы: очерк в газете, автобиография, дневник, письма, а также документы, относящиеся к конкретному человеку: читательский формуляр в библиотеке, деловая характеристика, история болезни и т.д.

Безличные документы, напротив, не имеют конкретных авторов и не относятся к тому или иному человеку: статистические материалы, протоколы собраний, законы, финансовая отчетность и т.д.

По критерию «ситуация создания документа» можно выделить:

спровоцированные социологом документы;

неспровоцированные (естественные).

К спровоцированным относятся такие документы, которые создаются специально для целей исследования по просьбе социолога. Это могут быть школьные сочинения, автобиографии, мемуары.

Неспровоцированные – это все другие виды документов, естественным образом существующие в социуме, «обслуживающие» нашу повседневную жизнь.

Широко распространена в литературе и классификация по видам материальных носителей. Здесь выделяются документы:

письменные (все виды печатной и рукописной продукции);

иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.п.)

фонетические (радио- и магнитофонные записи. грампластинки и т.п.)

Из этого понятия исключены такие серьезные источники информации, как предметы материальной культуры и быта. Ценность этих объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению, однако включение предметов материальной культуры и быта в понятие документа привело бы к неправомерному расширению понятия (т.о. документами оказались бы дома, мосты, мебель, авторучка и т.д.).

Контент-анализ (от англ, contens - содержание) - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта - окружающей действительности, автора или адресата);

б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы - язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);

в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

15. Качественные методы в социологии. Особенности биографического метода. Метод «фокус-групп»:понятие, виды и специфика.

Качественные методы в социологии – это проведение исследований, принципиально (по теоретическим, методическим и другим основаниям) отличающихся от количественных – массовых видов исследований, о которых, по преимуществу, речь шла выше. Качественное социологическое исследование (определение не связано с более или менее высоким качеством исследования, а характеризует его ориентацию) не является репрезентативным, не направлено на выявление значимых статистических закономерностей, отличается отсутствием жесткой формализованной системы сбора данных и статистической представленности результатов. Цель качественного исследования – проникнуть вглубь изучаемых явлений, услышать мнение респондента «своими словами», а не путем выбора предлагаемых вариантов ответа. Набор альтернатив, предлагаемых любыми формализованными методами (количественными), может не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного явления, события, социального феномена. Возможность высказаться совершенно свободно предоставляется респонденту только в исследованиях, выполненных в качественной традиции.

Анализ биографии-это один из способов исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Биографический метод в социологии позволяет выявить закономерности общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм событий единичной жизни в тенденции общественного развития.

При обработке биографического материала отдельные биографии накладываются друг на друга, в результате выделяются общие и нетипичные моменты.

Для целей социологического исследования используются также биограммы, которые американский социолог Т. Абель определяет как рассказ о собственной жизни, написанный человеком, представляющим определенную социальную группу и составленный в соответствии с определенной схемой, заданной социологом. Биография становится биограммой, когда ее объединяют с биографиями других членов той же социальной общности.

Метод фокус-группы (или, как его еще называют, фокусированное интервью) представляет собой по сути дела групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности. Например, можно обсудить, как участники воспринимают жилищную проблему и проекты ее решения, оценивают характеристики квартир, их стоимость, процентные ставки по ипотечным кредитам и т.д. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии, по возможности «очистившись» от идеологических установок (вербальных штампов), становятся свободными и раскованными в своих ответах.

Методу присущи следующие характеристики:

 численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников;

 группа формируется с учетом цели исследования. Например, если изучается эффективность электробритв, то можно сформировать две однородные группы мужчин — «молодежную» и «старшего возраста». При изучении эффективности телепередач, ведущих, комментаторов целесообразно сформировать четыре группы, где в мужских (или женских) группах соответственно представлены участники разных возрастов;

 длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч;

 дискуссию ведет модератор — опытный социолог или психолог.

Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для каждого участника и атмосферы доброжелательности и комфорта для группы в целом.

16. Прогнозирование социальных процессов. Валидность, точность, устойчивость прогностической модели. Тенденции и тренды. Значение социологических исследований.

Прогнозирование в социологии - это способ научного предвидения с той или иной степенью вероятности итога, направленности, или характера протекания социальных процессов в течение некоторого промежутка времени. В прикладной социологии, учитывая возможности применяемых в ней формально-логических статистических методов, относительно эффективный (точный) прогноз возможен только на краткосрочную перспективу и то, при условии небольшой вариации характеристик исследуемого социального процесса.

Момент времени, на который в распоряжении социолога имеются исходные данные социальной статистики (результатов исследования), и до момента, к которому относится прогноз, называется периодом упреждения. Максимальная величина периода упреждения в прикладной социологии не превышает нескольких месяцев. Более длительный прогноз имеет более низкую достоверность из-за того, что социальные процессы в течение времени подвержены воздействию большого числа факторов.

Теоретически не исключается возможность перспективного социологического прогноза на десятилетия и даже на столетия в опоре на категориальные модели. Однако подобные модели прогнозирования не всегда подчиняются законам формальной логики и поэтому не всегда вписываются в арсенал методического инструментария прикладной социологии.

Главная особенность прогнозирования - нацеленность на будущее и попытка преодолеть неопределенность, обусловленную отсутствием знаний о точном значении статистических параметров характеристик социальных процессов. В связи с тем, что речь идет об определении статистических величин, любой прогноз в прикладной социологии носит только вероятностный характер, то есть предсказание является достоверным с той или иной степенью вероятности. Отсюда следует, что для, любой обоснованной прогностической модели необходимы два критерия:

форма числовой оценки характеристик социальных явлений;

степень погрешности оценки, ее точность.

Форма оценки изменения числовых параметров характеристик социального явления на тот или иной период упреждения зависит от вида шкалы измерения, на основе которой строится прогностическая модель.

На величину погрешности прогноза влияет количество факторов, действующих (с той или иной степенью “интенсивности”) на вариацию характеристик социального процесса в течение периода упреждения.

Валидность прогностической модели - это ее способность учитывать изменение структурных элементов именно прогнозируемого явления. От валидности модели во многом зависит точность прогноза.

Точность прогностической модели - это ее способность давать количественную оценку параметров изучаемого процесса на период упреждения, минимально отличающуюся от их фактического значения.

Устойчивость прогностической модели заключается в ее способности быть валидной на весь период упреждения. Фактор, в значительной степени противодействующий устойчивости прогностических моделей в социологии, - нормативность абсолютного большинства социальных явлений, основанных на функционировании и взаимодействии социальных институтов; В связи с этим уместно ввести в оборот понятие инерционности протекания социального процесса как предмета прогнозирования, непосредственно воздействующей на устойчивость прогностической модели.

Тенденция - это направление развития социального процесса (в наиболее общем случае - прогресс и регресс).

Тенденция, механизм реализации которой функционально зависит от времени, называется трендом. Тренд описывает фактическую усредненную для периода упреждения тенденцию изучаемого социального процесса во времени.

Социологическое исследование - это надежный способ познания социальной реальности, позволяющий постичь сущность тех или иных явлений и процессов. Оно дает возможность специалисту в любой области учесть социальные последствия определенных действий, повысить эффективность деятельности, уменьшить возможность и последствия ошибок. По образному выражению П.Сорокина, оно позволяет "понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным".

Информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности. С его помощью можно выяснить скрытые качества социальных явлений и процессов, установить существенные причины, лежащие в их основе.

Важнейшую роль социологические исследования должны сыграть в условиях формирования рыночных отношений и перестройки всей политической системы, экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических общностей, раскрыть особенности социального положения и жизнедеятельности различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях.

Обстоятельное изучение современного состояния национальных отношений в мире, раскрытие противоречий, проблем, кризисных ситуаций в межнациональных отношениях и путей их преодоления помогут показать: как национальная политика решает проблемы удовлетворения потребностей и интересов личности; патриотизм, интернационализм, национализм, шовинизм как ориентации и установки поведения, отношений и деятельности людей; роль интеллигенции в нормализации и гармонизации отношений между нациями.

Изменения в характере, организации труда, собственности, в структуре властных полномочий сопровождаются трансформацией ценностных шкал и предпочтений. Сегодня в системе социальных отношений на первый план вышли проблемы бедности, неравенства и безработицы.

17. Предпосылки возникновения социологии. О. Конт – основоположник социологии и позитивизма. Классификация наук. «Закон трёх стадий».

Стремление к анализу социальных явлений было присуще человеку во все времена. Однако как наука социология возникла только в первой половине XIX века. В это время стал использоваться сам термин «социология». Появились видные ученые, специально занимающиеся исследованием конкретных социальных проблем.

Возникновение социологической науки в этот исторический период не случайно. Любое научное знание появляется и бурно развивается лишь тогда, когда оно нужно обществу, то есть имеет объективные основы для своего существования. Особенно важны для развития наук соответствующие социально-экономические и идейно-теоретические условия.

Социально-экономические предпосылки возникновения социологии многообразны. Часто их связывают с рядом событий, которые бурно развивались в Европе в ХIХ веке. Во-первых, к этому времени сформировался мировой рынок. В общественной жизни, особенно в странах Западной Европы, появились новые, невиданные ранее, явления и процессы, которые отличались не только своей новизной, но и сопровождался острыми проблемами, подобных которым не было во всей предыдущей истории. Отсюда возникла настоятельная необходимость научного объяснения происходящих событий с позиций конкретного и целостного подхода.

Во-вторых, все более обострявшиеся социальные противоречия капиталистического общества (движение луддитов, чартистское движение в Англии, восстания лионских ткачей во Франции и силезских ткачей в Германии) стимулировали попытки ряда ученых научно осмыслить происходящие изменения в общественной жизни.

Необходимость объяснять мир в его новом и противоречивом многообразии породила потребность в теориях, которые смогли бы понять суть происходящих изменений и преодолевать возникающие противоречия. Такие вопросы могла решить только наука, которая опиралась бы на конкретные эмпирические факты, отражающие реальные изменения, происходящие в общественном развитии. Началась систематизация уже сложившихся и формулирование новых идей и концепций, которые соответствовали потребностям этого бурного на острые события времени.

Идейно-теоретические предпосылки социологии уходят своими корнями в концепции античной философии, Средневековья и Нового времени. Большое значение для появления и дальнейшего развития социологии имели социальные утопии. Взгляды первых социалистов-утопистов на совершенствование общественных отношений (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Жан Мелье и другие) отличались абстрактностью, оторванностью от реальной действительности. Однако уже представители критического утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) стремились связать свои теории с практическими возможностями переустройства и обновления современного им общества.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ.

С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".

Глав





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.