Признаки жестокого обращения с детьми Физическое насилие: · боязнь физического контакта с взрослыми; · стремление скрыть причину травм; · плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; · негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; · суицидальные попытки. Сексуальное насилие: · ночные кошмары, страхи; · не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры; · стремление полностью закрыть свое тело; · депрессия, низкая самооценка. Психическое насилие: · постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение; · различные соматические заболевания; · беспокойство, тревожность, нарушения сна; · агрессивность; · склонность к уединению, неумение общаться; · задержка физического, умственного развития; · плохая успеваемость; · нервный тик, энурез. Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети): · задержка речевого и моторного развития; · постоянный голод; · кража пищи; · требование ласки и внимания; · низкая самооценка, низкая успеваемость; · агрессивность, импульсивность; · сонный вид и утомленность; · санитарно-гигиеническая запущенность; · отставание в физическом развитии; · часто вялотекущая заболеваемость; · антиобщественное поведение, вандализм. Профилактика жестокого обращения с детьми: · создание доверительно-делового контакта с родителями; · участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб); · изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр). Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком: Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе. Признаки: · ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; · ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет; · ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот; · у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания; · ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны; · ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов; · ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери; · ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; · ребенок судорожно реагирует на поднятую руку; · ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех; · ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса; · ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми; · у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез. Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо: · похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме; · проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем; · объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах; · держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры. Нельзя: — показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение); — обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить; — просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне. Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю). Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно: · реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок); · оградить ребенка от реакции других детей; · уделить ребенку максимум внимания; · дать понять, что проблему можно решить. В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия). P.S. К семинару социальный педагог должен иметь номера необходимых телефонов и адреса, которыми в случае необходимости смогут воспользоваться воспитатели. Список можно хранить в методическом кабинете, можно вывесить на доску объявлений. Можно выдать в виде памятки на руки педагогам. Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.  |