МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий.





Возникновение таких взглядов на природу психики было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В настоящее время анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований.

2. Представители натурфилософии (VII—V вв. до н з. — Фалес, Анаксимен, Гераклит), преодолев анимизм, создали принципиально новое учение — гилозоизм: душа есть у всей материи (т. е. душа представлялась уже не независимым двойником материи, а ее неотъемлемой частью — "одушевленная материя")

Почему они отвергли анимизм? Чем он не удовлетворял человеческую практику в объяснении психического? Какие известные всем людям факты противоречили анимистическому объяснению психического?

В пору главенства анимистического представления о мире человек знал, о себе очень немногое, самовосприятие носило, по-видимому, весьма смутные формы, так что внешний и внутренний мир не могли быть разграничены достаточно четко. Свойства духов являлись отражением знаний человека о своей собственной психике, то есть сознание древнего человека— это вынесенное или спроецированное во внешний мир знание о самом себе. Однако позднее человек выделил себя из окружающего его мира, у него появилось самосознание. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психиче­ских явлений в круговорот природы.

3. Почему-то гилозоизм натурфилософов не устраивал следующих за ними атомистов (философов-материалистов V—I вв до н э. Демокрита. Эпикура. Лукреция). Они, развивая дальше идеи натурфилософов, дали толкование души как органа, оживотворяющего тело. Орган этот руководит духом (или, иначе, разумом) Дух и душа — органы тела и образуются из мелких шаровидных, наиболее подвижных атомов. В чем заключается шаг вперед в прогрессивном развитии психологических воззрений в учении атомистов и почему вы так считаете?

Учение атомистов положило начало причинному объяснению психических процессов: ощущений, восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления как высшего уровня познавательной деятельности с ощущениями и восприятиями и вырастании его из них явилось важной догадкой. Этика Демокрита обращена к отдельному человеку и носит психологический характер. Тонкие наблюдения за людьми и их поступками и поведением нашли свое отражение в ряде поучений и наставлений. Ббесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми (прежде всего дифференциальная психофизиология). Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма и отмечал связь психических и телесных процессов. Таким образом, учение атомистов заложило некоторые основы для развития науки, в том числе психологической, используемые по сей день, а так же им были поставлены ряд вопросов, интересующих психолога, и сделаны были попытки на них ответить.



4. В объяснении психического атомисты достигли первых крупных успехов – показали зависимость психического от физического, подчиненность ее законов анатомо-физиологических процессов (материализм). Противоречие их учения – в невозможности объяснить с этих позиций многое в психике (например, абстрактное мышление нравственные качества личности, волевое регулирование поведения, выбор цели и т.д.). Объясните , почему на смену взглядам атомистов пришел идеализм (Платон 428-348 гг. до н.э.). Докажите, что приход идеализма был предопределен предыдущим этапом развития психологических представлений.

Школа атомистов отвергала идею о «божественности» происхождения души, или психики, полностью исходя из материалистических представлений. Платон же, в противовес атомистам, часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Идеалисты поставили вопрос о субъективности познания, поясняя зависимость его от познающего. Знание же было поставлено в ранг абсолютного и непознаваемого. В своих работах Платон брал за основу развившуюся ранее у софистов диалектику и применял её к познанию надиндивидуального, прийдя к понятию идеи как первопричине всего сущего.

5. Аристотель (384—322 гг. до н. э): что он внес нового в объяснение соотношения души и тела? Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм Платона?

Аристотель был продолжателем дела Платона. Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма(направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал, что сама душа не может двигаться. Душа, — по Аристотелю, — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

6.Как вы оцениваете начало дифференциации знаний «внутри психического» (Гален, II до н.э.) с точки зрения перспектив развития психологических взглядов в идеалистическом или материалистическом направлениях?

По Галену жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь.все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще и божественный разум, делая уступку идеализму.

 

7. Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III V вв н.э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии. Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)

Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекцииявляются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в: 1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; 2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; 3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).

8.Открытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики: в чем заключается революционный характер этого открытия? А в чем Декарт остался на прежних позициях, не сумев распространить на всю психику свою рефлекторную схему?

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат, "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.

9.За что автор материалистического учения о рефлексе Декарт подвергся критике со стороны материалистов Гоббса (1588-1679) и Спинозы (1632-1677)? Что было идеалистического во взглядах Декарта?

Их поиски были направлены на то, чтобы утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания. Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой версии о сознании как субстанции, которая является причиной самой себя, о тождестве психики и сознания. Из исканий Спинозы явствовало, что пересматривать следует и версию о теле (организме) с тем, что бы придать ему достойную роль в человеческом бытии. По Декарту человек осознает себя как несовершенное существо, а понятие совершенства происходит от совершенного существа.

10. Заслуги Гоббса и Спинозы в провозглашении и защите принципа детерминизма в психологии. Как можно оценить распространение ими законов механики на объяснение душевных явлений: как прогресс или тормоз в развитии научных взглядов на психику? (Обоснуйте свой ответ, почему вы так думаете).

Я считаю, что распространение законов механики на объяснение душевных явлений оказало положительное влияние на развитие психики. Старая философия природы была заменена философией науки. Таким образом, старые философы имели дело с метафизической природой самой причинности, а задача современных ученых состоит в том, чтобы в точности определить, что такое «отношение причины-следствия».

11. Лейбниц (1646—1716) выдвинул понятие бессознательного в психике (перцепция — неосознанное восприятие, апперцепция — осознанное) и, будучи идеалистом, считал, что вселенная построена из множества душ. Тем не менее, именно с идеалистических позиций он внес много нового в научную психологию: что именно и почему это ему удалось лучше, чем материалистам?

Лейбниц первый ввел в психологию понятие бессознательного, однако, не раскрыл его роли в человеческой деятельности, так как связывал ее в большей степени с осознанными идеями. При этом, Лейбниц утверждал, что на начальной стадии познания человек воспринимает абсолютно все признаки предмета, поэтому не существует первичных или вторичных признаков. Познавая, человек всегда воспринимает предмет познания по своему и вносит другие свойства, не характерные для этого предмета. Представления каждого отдельного человека отличаются друг от друга, но, отражая основные свойства мира, все таки совпадают. Во время становления психологии психологии как самостоятельной науки, идеи Лейбница получили большую популярность. Понятия боссознательного, малых перцепций и апперцепции сыграли огромную роль в этой науке.

12. В XVII—XVIII вв. господствовавший в науке и жизни рационализм постепенно отходит на второй план, а на первый выдвигаются сенсуализм и эмпиризм, что было связано с развернувшейся в XVIII в. индустриальной революцией в передовых странах. Чем объясните эту связь, если учесть, что она коснулась и психологии?

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. Приоритет опытного познания не исключал признания разума как самостоятельного источника знаний. Важной тенденцией науки оставался рационализм. Эмпиризм и рационализм - два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки XVII в. Критериями их размежевания выступало решение вопросов: об источниках и происхождении знаний; о природе общих понятий; о границах познавательных возможностей человека; о соотношении чувственного опыта и логического мышления. Основоположники эмпирического направления в науке XVII в. - Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк - источником знания считали чувственный опыт. Основатель эмпирической психологии Дж. Локк являлся одним из идеологов французской революции.

13. Почему Джона Локка (1632—1704) принято считать родоначальником эмпирической психологии? Что такое эмпирическая психология и каковы основные идеи Локка, положившие начало ее развитии? В чем проявляется дуализм у Локка?

Эмпирическая психология - психология, основанная на опыте и противопоставляемая рациональной психологии, основанной на умозрении. Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Джона Локка «Опыт о человеческом разуме». Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. У Локка дуализм выступает как совокупность единичных восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Опыт имеет два источника: деятельность внешних органов чувств и внутренняя деятельность ума.

14.После Локка развитие психологических взглядов пошло по двум направлениям – идеалистическому и материалистическому, причем, представители обоих направлений опирались на идеи Локка. Покажите на взглядах

материалистов Гартли (1705-1757). Дидро (1713-1784), Радищева (1749-1802) и идеалистов во главе с Дж. Беркли

(1685—1784}, что их идеи являются логическим продолжением идей Локка. Объясните, почему произошло такое раздвоение учения Локка.

Опыт по Локку имеет два источника: деятельность внешних органов чувств и внутренняя деятельность ума. Локк выделял два источника опыта: ощущение и размышление. Ощущение показывает внешний мир, размышление — работу нашего разума. Впоследствии сторонники эмпиризма развили путь идей, поставив глубокие и нерешенные вопросы о знаниях человека. Материалисты - Гартли, Дидро, Радищев выводили внутреннее содержание человека из взаимодействия с окружающим миром. Идеалисты (во главе с Беркли) считали, что это создание является «первичным.» Главным законом психологии являлся закон ассоциации (связи) идей.

15. Локковское понятие о рефлексии и его противоречие с его же взглядами на происхождение всех знаний из опыта. Чем объясняется это противоречие и как оно повлияло на послелокковское развитие психологии?

Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются идеи другого рода, существенно отличающиеся от чувственных идей. Согласно Дж. Локку, рефлексия (внутренний опыт) и опыт внешний между собой связаны. Рефлексия является производным, вторичным образованием, возникающим на основе внешнего опыта. Учение Дж. Локка о внешнем и внутреннем опыте имело своим следствием два важных момента. Во-первых, утверждением связи между внешним и внутренним опытом Дж. Локк пытался восстановить единство различных форм познания, подорванное в теориях Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы. Дело в том, что продуктами рефлексии, как правило, являются общие понятия и сложные идеи, а последние могут быть результатом только мыслительной деятельности. С этой точки зрения рефлексия выступает как форма рационального познания, которая в свою очередь опирается на чувственный опыт. Разделением же опыта на внешний и внутренний Дж. Локк стремился подчеркнуть очевидные различия в закономерностях рационального и чувственного познания.

16. Признание закона ассоциации главным законом психологии и появление ассоцианизма как господствующего

психологического направления. Материалистическое (Гартли и др.) и идеалистическое (Беркли и др.) толкование закона ассоциации. Современная психология о роли закона ассоциации в развитии психической жизни.

Особенно значимым для психологии было появление в середине XVIII в. первой собственно психологической школы - ассоцианизма, что способствовало выделению психологии в самостоятельную, а затем в экспериментальную науку. Локк ввел в психологию термин ассоциация, подразумевая под ним понятие, которое существовало в науке еще со времен Аристотеля. Под ассоциацией ученый понимал неверное соединение в уме идей, которые не связаны друг с другом и не зависят друг от друга, противопоставляя тем самым ассоциативные связи связям на основе разума. Локк видел в них причину человеческих предрассудков и заблуждений. Впоследствии понимание содержания данного термина претерпело значительные изменения, и ассоциация стала одним из ведущих понятий в психологических теориях XVIII-XIX столетий. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественно-научную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

17. В противоположность идеям ассоцианистов (Гартли, в первую очередь) о том, что исходным началом всей психической жизни являются внешние воздействия, в это же время стало развиваться учение о способностях: способности не выводимы из ассоциаций и не сводимы к ним, они внутренне присущи психике, т. е. составляют врожденное ее свойство, независимое от внешних воздействий. Что в этих двух точках зрения вал* представляется более близким к современным взглядам на происхождение психического (и способностей, в частности)?

Психология способностей - Вольф (герм.) и Рид (англ.) - душе изначально присущи внутренние силы. В этом веке постепенно созревает учение о психике как функции мозга (французские материалисты). Начало процесса мышления - впечатления, конечный — выражение мысли, а между этими процессами совершаются нервные процессы в мозгу. С середины XVIII в. стали возникать учения, в которых ассоциация выступала объяснительным принципом психики вообще, — учения так называемого «классического ассоцианизма». Д.Гартли, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии, построил модель сознания по аналогии с физическими моделями Исаака Ньютона на основе принципа элементаризма: простейшие элементы сознания связаны между собой складывающимися в опыте ассоциациями. Таким образом, в период формирования психологического знания в рамках непсихологических научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции; произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на, основе самонаблюдения; была сформулирована необходимость развития экспериментального психологического исследования.

18. Развитие учения о психике как функции мозга (XVIII—XIX вв.). Открытие в физиологии (Ч. Белл и Ф. Мажанди) различий между чувствительными и двигательными нервами, которое дополнило складывающиеся тогда представления о несходстве психики (рефлекса) с механическим движением (Прохазка, Галлер).

Рефлекс из философского понятия превратился в экспериментально подтвержденный материальный, биологический факт: раздражение чувствительного нерва нервный импульс в нервный центр (спинной мозг) от него по двигательному нерву к мышце — таков путь рефлекса, имеющий форму дуги (рефлекторная луга). Обоснуйте этими данными физиологии ставшие общепринятыми в 1-й половине Х1Х в. представления психологов о свойственных организму двух разрядах движений — произвольных (сознательных) и непроизвольных (бессознательных, рефлекторных).

Акт сознания (психическое явление) не свойство души как бестелесной сущности, а процесс, который, говоря сеченовским языком, "по способу происхождения" (по структуре, по типу своего совершения) подобен рефлексу. Психическое Явление не сводится к тому, что дано человеку при наблюдении за своими ощущениями, идеями, чувствами. Оно, так же как и рефлекс, включает в свой состав воздействие внешнего раздражителя и двигательный ответ на него. Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма как физиологической системы) воздействия.

 

 

19. Оставалось, а психологических знаниях противоречие: с одной стороны, асе в психике объяснялось рефлексом (внешнее воздействие и реакция на него), но, с другой стороны, нельзя, невозможно было объяснить рефлексом активное, целенаправленное поведение не только человека, но и животных, способность приспосабливать свое поведение к различным условиям среды. Понятие ассоциации (механической связи нервов) тоже не объясняло сложное поведение, включающее ориентировку в новых условиях, предвидение и т. л. И. М. Сеченов (1829—1905) в своем труде "Рефлексы головного мозга" (1863) нашел выход из этого противоречия, доказав, что "...все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы" (см. его "Избранные философские и психологические произведения" — М., 1947, с. 176).

Покажите, что конкретно нового внес Сеченов в психологию (ответы):

- в понятие рефлекса: И. М. Сеченов указывал, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его естественного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения). Рождаясь в целостном рефлекторном акте, будучи его продуктом, психическое явление вместе с тем выступает в качестве фактора, который предваряет собой исполнительный результат (действие, движение).

- в понимание соотношения между психикой и сознанием:Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущения, восприятия) или были когда-то, т. е. в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, вообще активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент, характер и т. п.).

- в понимание психики как функции мозга: И. М. Сеченов указывал, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его естественного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения). Рождаясь в целостном рефлекторном акте, будучи его продуктом, психическое явление вместе с тем выступает в качестве фактора, который предваряет собой исполнительный результат (действие, движение).

- в понятие роли психических процессов как регуляторов действия по обеспечению приспособительного эффекта:

Психические процессы заключаются в том, что функция сигнала или регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями и тем самым обеспечивает полезный, приспособительный эффект.

- в понимание мозга как звена рефлекса, в соответствующих отделах которого (мозга) хранится и перерабатывается информация о внешнем мире: Психическое является регулятором ответной деятельности, разумеется, не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается информация о внешнем мире. В рефлекторный акт, таким образом, включаются знания человека, представления об окружающем, т. е. все богатство индивидуального опыта.

20.И. П. Павлов (1849-1936) при опоре на теоретические выводы Сеченова открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животного и человека с внешней средой, названные учением о двух сигнальных системах. Что такое условный рефлекс? Что такое 1-я н 2-я сигнальные системы? Как эти понятия соотносятся с прежними взглядами на психику, на рефлекс?

И. П. Павлов открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных, а также и человека с внешней средой. Совокупность взглядов на эти закономерности обычно именуется учением о двух сигнальных системах. Образ предмета (зрительный, слуховой, обонятельный и т. п.) служит для животного сигналом какого-либо безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Животные в своем поведении руководствуются сигналами, которые И. П. Павлов назвал сигналами первой сигнальной системы. У человека в отличие от животных наряду с первой сигнальной системой имеется вторая сигнальная система, составляющая его исключительное достояние и преимущество. Сигналы второй сигнальной системы - это слова ("вторые сигналы"), произносимые, услышанные, прочитанные. При помощи слова могут быть сигнализированы, замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Слово их замещает, обобщает и может вызвать все те действия, которые вызывают первые сигналы. Все сказанное дает возможность рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.

 

21.К XX в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира. Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели, в конечном счете, к выводу о психике как субъективном образе объективного мира (перечислите основные вехи на этом пути).

Анимизм, тотемизм; Гиппократ: учение о темпераментах; Алкмеон: мозг – орган души; Анаксагор: «ум» как начало вещей; софисты: учителя мудрости; Сократ: познай самого себя; Платон: душа и царство идей; Аристотель: душа – способ организации тела; психологические воззрения в эпоху эллинизма; стоики; эпикурейцы; Гален; Плотин: понятие о рефлексии; Августин: понятие о внутреннем опыте; Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»; Бенедикт Спиноза: Бог – Природа; Лейбниц: проблема бессознательного; Томас Гоббс: ассоциация идей; Джон Локк: два вида опыта; Гартли: основоположник ассоцианизма; Беркли: вещь как комплекс; Сеченов, Павлов — рефлексы как основа психологии поведения

22. . В начале XX в. наступает кризис а психологии. В чем его суть и причины?

Причины различных симптомов кризиса психологии коренятся в узком понимании ее предмета, что препятствует осуществлению интегративных процессов, в которых так нуждается психология в начале XXI века. Показано, что прообразом нового понимания предмета может стать трактовка «психе» в юнговской аналитической психологии. Подобного рода понимание способно послужить «ключом» к преодолению кризиса, т.к. оно является необходимым условием разработки содержательной методологии психологии, направленной, в частности, на интеграцию психологического знания.

 

23. В 1-й половине XX в. развитие психологии вступило в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В нашей стране и за рубежом возникало множество научных школ и направлений, основные из которых перечислены ниже. Дайте им краткие характеристики по схеме: а) что нового внесла эта школа в психологию? б) чем были вызваны изыскания в данном направлении? в) какую роль в прогрессе научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) этой школы? г) каково современное значение этих выводов для практической психологии? д) как повлиял кризис в психологии на зарождение и развитие этих школ и направлений?

Бихевиоризм

Определил вид американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Смысл событий, связанных с возникновением и быстрым развитием бихевиористского движения, был другим и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

 

Гештальтпсихология

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись сделать новенькую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика. Понятие об инсайте стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения. Гештальтизм отстаивал идею целостности в противовес бихевиористскому взору на сложную реакцию как сумму элементарных. Идеи гештальтизма значительно повлияли на преобразование начальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов.

 

Фрейдизм(или психоанализ) и неофрейдизм

Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не получило столь широкую известность за пределами данной науки, как фрейдизм. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени способа, разработанного им для диагностики и исцеления неврозов. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими быстрее истории, чем современной психологической науке, его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры — не лишь психологии, но и искусства, медицины, социологии.

Реактология и рефлексология в СССР

Реактология — направление в отечественной психологии 20-х гг., трактовавшее ее как «науку о поведении» живых существ, в том числе человека. Центральное понятие в реактологии — реакция. Оно объединяло в себе и физиологический рефлекс, и психическое переживание. Рефлексоло́гия — естественнонаучное направление в психолгогии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Рефлексология ограничивается изучением внешних реакций организма. Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на некоторые достижения, в рамках рефлексологии не удалось уйти от механистической трактовки психических процессов.

 

Генетическая психология

Основателем является Пиаже. Основой психического развития является развитие интеллекта. В процессе формирования ребёнком адекватной схемы ситуации используются два механизма построения — ассимиляция и аккомодация. Брунер основал теорию перцептивных гипотез: все окружающие предметы объединяются детьми друг с другом на основе усвоенных правил объединения категорий.

 

Когнитивная психология

Были выявлены такие свойства познавательной активности, как избирательность, обусловленная опытом познающего субъекта, определяемость средой, неполнота познавательных схем, их постоянная корректировка в процессе столкновения с действительностью. Центральными в когнитивной психологии становятся проблемы организации знания в памяти субъекта, соотношения вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Когнитивный подход распространяется также на исследования эмоциональной и мотивационной сфер личности.

 

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии.основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология.

24. Основные направления исследований отечественных психологов, их вклад в развитие психологической науки. Укажите, какие направления развивались названными ниже учеными:

Л.С.Выготский

Основатель культурно-исторической школы. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций Решил проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучал развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии,

С. Л. Рубинштейн

Положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

А. Н. Леонтьев

Отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами. Был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Приводил тезис о том, что психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно». В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.

А. Р. Лурия

Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Создал новое направление —нейропсихологию. Разработал теорию локализации высших психических функций

Д. Б. Эльконин

Автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камне теории деятельности. Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным

П. Я. Гальперин

Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Б.Г. Ананьев

Предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. Выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения,.

А.В. Запорожец

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности.

Д. Н. Узнадзе

Ввёл и обосновал понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного», о котором писали сторонники запрещённого в СССР психоанализа.

 

В. В. Давыдов

Выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности. Решением коллегии министерства образования РФ система Эльконина—Давыдова утверждена в качестве официальной системы начального образования

Петровский А. В.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.