МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ





Таблица основных концепций обучения.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программированное обучение Проблемное обучение Теория содержательного обощения Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий Вальфдорская школа Р.Штайнера
Методологическая основа (цель, объект изменения) Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. Цель концепции: способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя. Целевые ориентации концепции: 1.Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. 2.Повышение прочности знаний. 3.Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). 4.Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. 5.Развитие познавательных и творческих способностей. Целевые ориентации концепции: - определить общие способы построения учебных программ на основе теории содержательного обобщения; - выяснить резервы интеллектуального развития детей, т.е. возрастные возможности усвоения соответствующего содержания учениками разных классов; - изучить закономерности формирования теоретического мышления у школьников, в частности у детей младшего школьного возраста. Цель концепции предусматривает не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Цель концепции: формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов (в частности, внимания). Цель концепции: развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.
Авторы концепции Б. Скиннер, Н. Краудер М. Е. Махмутов, А. М. Матюшкин, Дьюи Джон В.В.Давыдов Д.Б. Эльконин Л.В. Занков, В.В.Давыдов Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина Р.Штайнер
Основные идеи Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Основано на кибернетическом подходе, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Принципы: - Малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения; - Низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. - Открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов». - Немедленного подтверждения правильности ответа; - Индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе; - Дифференцированного закрепления знаний; - Единообразного хода инструментального. Концептуальные положения (по Д. Дьюи) - Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. - Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. - Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. - Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть: наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетические исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.); понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические); теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.   Важнейшими дидактическими принципами развивающего обучения являются: целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; системность и целостность содержания; ведущая роль теоретических знаний; обучение на высоком уровне трудности; продвижение в изучении материала быстрыми темпами; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия; 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план - как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются процессы интериоризацииэкстериоризации(вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте). Отлич.черта: философский антропологический подход к обучению ребенка Основные идеи: - возрастная ориентацияучебного плана и методов обучения; - принцип классного учителя («для ребенка учитель много важнее предмета»); - традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса; - выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования (рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и др.); - отмена системы отметок в баллах и второгодничества, установки на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями; - «гигиена преподавания» - ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» - концентрация учебного материала с целью его органического преподавания и восприятия; - преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию); - еженедельные учительские конференции – как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом; - совместная работа учителей и родителей – повышение роли родителей в деятельности школы. - особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей.
Тип концепции (по классификации) Дидактические концепции, основанные на подходах к структурированию учебного материала. Концепции, обусловленные различными подходами к методике обучения. Концепция развивающего обучения Концепция развивающего обучения Концепции, обусловленные различными подходами к методике обучения. Концепции, обусловленные различными подходами к методике обучения.
Сильные стороны Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. - Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом (построение его содержания) организует освоение обучающимся содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования; - Организация обучения, построенного по теоретическому типу наиболее благоприятна для умственного развития ребенка. -формирует теоретическое мышление; -развивается самостоятельность учащихся. Достоинства:создание условий для работы ученика в индив.темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации. - Атмосфера домашнего уюта, в которой хочется задержаться; - Маленькие классы, индивидуальный подход; - Отсутствие отметок, а значит, и страха перед учебой; - Обучение проходит в тесном контакте с родителями; - Вальдорфская система приучает детей к дисциплине и четкому выполнению заданий учителя; - Для дошкольников занятия по Вальдорфской системе интересны и познавательны, они все делают своими руками, что стимулирует творческие способности; - Занятия творчеством чередуются с «физкультминутками».
Ограничения данного подхода - Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении; - Требует больших затрат времени; - Применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; - Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых; - Программированное обучение не использует положительных сторон группового обучения; - Не способствует развитию инициативы учащихся; - Можно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки; - Не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете и представляет собой «обучение по крохам» Недостатки: 1.в меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.   - не соответствует мыслительным способностям слабых учащихся; - неэффективен для формирования репродуктивных умений (это происходит после теоретического осмысления изучаемого материала, усвоение - побочный продукт развития). Недостатками технологии поэтапного формирования умственных действий являются ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала. - Слабый уровень преподавания: при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную ему приходится долго «догонять» программу; - В школе учат красоте (это название предмета), но не учат грамотности; - Если младшим школьникам еще нравится декламировать хором стихи или лепить из глины, то старшеклассникам это уже совсем неинтересно; - Не готовит к поступлению в высшие учебные заведения; - Отказ от просмотра телевизора, компьютерных игр и даже покупных игрушек; - Родители и дети должны активно участвовать в школьной жизни, посещать многочисленные собрания, концерты и иные мероприятия.
Девиз «Есть успех - есть желание учиться» «Не от знания к пробле- ме, а от проблемы к знанию» «От общего – к частному, от целого – к частям» «Школа должна формировать у уч-ся теоритическое мышление, и приступать к этой задаче она обязана как можно раньше» «Как можно меньше давать учащимся вся­кой предварительной информации, рассчитанной на заблагов­ременное запоминание, до начала предстоящих реальных дей­ствий» «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным».

 



Педагогические технологии обучения

- совокупность психо-педагогических установок, определяющих специальный выбор форм, средств, методов, приемов обучения и воспитания.

В основе педагогической технологии лежит педагогическая концепция – это система взглядов педагога исследователя или группы педагогов исследователей на образовательный процесс, его сущность, цель, принципы и содержание.

Выделяют педагогические технологии по подходу к ребенку:

1. Гуманно-личностные технологии (человеколюбие, гуманизм, эмпатия, толерантность и др.)

2. Личностно ориентированные – ориентация на личность каждого ребенка с учетом способностей ребенка, предполагает разработку индивидуального образовательного маршрута

3. Индивидуальзированного обучения – тесно связана с личностью и диффиренцируется с учетом возрастных особенностей, характера, темперамента

4. Технология сотрудничества – предпологает сотворчество, соучастие всех субъектов образовательного процесса

5. Технологии диффиренцированного обучения – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, скомплектованной с учетом наличия у них каких-либо значимых для процесса обучения качеств.

Технологии обучения

Игровые технологии обучения– организация процесса обучения с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, при диагностически поставленной четкой цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

а) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

б) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

в) учебный материал используется в качестве ее средства;

г) в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

д) успешное выполнение игрового задания связывается с дидактическим результатом.

Концептуальные основы игровых технологий разрабатывали А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.

Технология дифференцированного обучения –форма организации процесса обучения, при которой учитель работает с гомогенными группами учащихся, составленных с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. По организационному уровню гомогенных групп выделяют дмфференциацию: - региональную (по типу школ), - внутришкольную (профили, уровни, уклоны классов) и по возрасту (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - в параллели: классы различных уровней (гимназические, компенсирующие) или по области интересов (гуманитарные, физико-математические, химико-биологические и другие); - межклассную(факультативы, кружки); - внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса). В соответствии с характерными индивидуально-типологическими психологическими особенностями внутриклассная дифференциация детей на гомогенные группы осуществляется:

- по полу (мужские, женские, смешанные классы и группы);

- по уровню развития, успеваемости, достижений;

- по личностно-психологическим особенностям (тип мышления, акцентуация характера, темперамент и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы с органиченными возможностями - слух, зрение и др.).

Разрабатывали и использовали дифференцированные технологии Н.П. Гузик, И.Н.Закатова, Инге Ундт, В.В. Фирсов.

Технология интегрированного обучения– форма осуществления процесса обучения на основе гибкой организации содержания учебного материала с использованием межпредметных связей, сближением предметов и образовательных областей с целью целостного восприятия мира учащимися.

В разработку теории интегрированного обучения большой вклад внес Г.А. Монахов. Имеющийся опыт интегрированного обучения позволяет выделить несколько моделей интеграции:

- создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области, при этом удельный вес содержания различных предметов одинаков, а их взаимопроникновение выводит содержание на качественно новый уровень;

- объединение учебных предметов из одной образовательной области на базе одной дисциплины;

- сочетание близких образовательных областей на равноправных условиях;

- сочетание предметов близких образовательных областей с преобладанием какого-либо одного предмета;

- объединение предметов из удаленных областей;

- пре6ломление предметов общеобразовательного содержания через профильную специфику (в школах с углубленным изучением ряда предметов);

- вытекание одной темы из предыдущей с сохранением логики предметного образования на основе взаимообусловленности и взаимоподчиненности всех предметов.

Технология программированного и алгоритмическогообучения –организация процесса обучения, при которой учитель организовывает осуществление учениками системы последовательных учебных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату обучения и улучшению управления учебным процессом.

Программированное обучение предполагает управляемое освоение учебного материала в виде небольших порций учебной информации (шагов, кадров, файлов, контрольных заданий), подаваемых в определенной логической последовательности. Программированное обучение позволяет учитывать индивидуальные данные ребенка по темпу и степени индивидуальной помощи и коррекции, использовать внутреннюю и внешнюю обратную связь, применять различные технические средства обучения. Различаются виды обучающих программ – линейные, разветвленные, адаптивные и комбинированные. Предложенная Б.Ф. Скиннером система получила название линейного программирования, Н. Краудер предложил разветвленное программирование. За использование программированных учебных материалов выступали отечественные дидакты И.Т. Огородников, С.Г. Шаповалов и др.

Технология проблемного обучения– организация продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся поусвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения.

Родоначальник проблемного обучения Джон Дьюи (Чикаго), среди отечественных дидактов проблемным обучением занимались И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его новый способ объяснения или действия. Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема — поиск способов ее решениия — решение проблемы. Полученное новое знание становится продуктом собственной интеллектуальной деятельности.

Технология развивающего обучения –организация учебного процесса активно-деятельностным способом, при которой наряду с передачей конкретных знаний, большое внимание уделяется процессу интеллектуального развития человека, происходит формирование знаний в виде хорошо организованной системы, а педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Развивающее обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка. Л.В. Занков считает обязательными следующие принципы: - обучение на высоком уровне сложности, - быстрый темп в изучении программного материала, - ведущая роль теоретических знаний, - осознание школьником процесса учения, - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая наиболее слабых. Разрабатывали технологии развивающего обучения Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин,Г.А. Цукерман и др.

Технология сотрудничества в обучении– организация процесса обучения на основе субъект-субъектных отношений учителя и учеников, при сотрудничестве участников процесса в постановке учебной цели, поиске и усвоении новых знаний в ситуации совместной деятельности при распределении обязанностей, взаимном контроле и ответственности.

В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, целей деятельности и самого взаимодействия. Девиз педагогики сотрудничества «Не с предметом к ученику, а с учеником к предмету». Сотрудничество в обучение пришло из педагогики сотрудничества, в которой выделяются 4 направления: - гуманно-личностный подход к ребенку, - дидактический активизирующий и развивающий комплекс, - концепция воспитывающего обучения, - педагогизация окружающей среды.

Технология саморазвивающего обучения- включает в себя все сущностные качества развивающего с дополнением использования мотивов самосовершенствования, самообразования, самоутвержления и самоопределения личности.

Технология саморазвития была создана в конце 19 века итальянским педагогом Марией Монтессори, которая восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы создание окружающей среды, способствующей этому развитию. Педагог при необходимости может быть лишь консультантом. Девиз педагогики М. Монтессори – обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому».

Современные позиции технологии саморазвития рассматривает Г.К. Селевко.

Компьютерные или новые информационные технология обучения– это организация процесса обучения на основе подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Вопрос№15. Информатизация обучения.

Информатизация образования — часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования.

Главные задачи медиаобразования ученые понимают так: подготовить школьников к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, то есть осуществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на человека средств информации, в особенности средств массовой коммуникации.

Компьютерная технология может осуществляться в трех уровнях: - как проникающая (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач); - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; - как монотехнология, когда все обучение все управление учебным процессом, включая все виды диагностики опираются на применение компьютера.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
  • Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
  • Индивидуализация работы самого учителя;
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.