ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ Таблица основных концепций обучения. Критерии сравнительного анализа | Основные современные концепции обучения | Программированное обучение | Проблемное обучение | Теория содержательного обощения | Концепция развивающего обучения | Теория поэтапного формирования умственных действий | Вальфдорская школа Р.Штайнера | Методологическая основа (цель, объект изменения) | Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. | Цель концепции: способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя. Целевые ориентации концепции: 1.Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. 2.Повышение прочности знаний. 3.Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). 4.Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. 5.Развитие познавательных и творческих способностей. | Целевые ориентации концепции: - определить общие способы построения учебных программ на основе теории содержательного обобщения; - выяснить резервы интеллектуального развития детей, т.е. возрастные возможности усвоения соответствующего содержания учениками разных классов; - изучить закономерности формирования теоретического мышления у школьников, в частности у детей младшего школьного возраста. | Цель концепции предусматривает не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. | Цель концепции: формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов (в частности, внимания). | Цель концепции: развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. | Авторы концепции | Б. Скиннер, Н. Краудер | М. Е. Махмутов, А. М. Матюшкин, Дьюи Джон | В.В.Давыдов | Д.Б. Эльконин Л.В. Занков, В.В.Давыдов | Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина | Р.Штайнер | Основные идеи | Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Основано на кибернетическом подходе, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Принципы: - Малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения; - Низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. - Открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов». - Немедленного подтверждения правильности ответа; - Индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе; - Дифференцированного закрепления знаний; - Единообразного хода инструментального. | Концептуальные положения (по Д. Дьюи) - Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. - Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. - Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. - Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. | Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть: наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетические исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.); понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические); теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами. | Важнейшими дидактическими принципами развивающего обучения являются: целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; системность и целостность содержания; ведущая роль теоретических знаний; обучение на высоком уровне трудности; продвижение в изучении материала быстрыми темпами; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. | Основные положения теории: 1) выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия; 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план - как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются процессы интериоризацииэкстериоризации(вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте). | Отлич.черта: философский антропологический подход к обучению ребенка Основные идеи: - возрастная ориентацияучебного плана и методов обучения; - принцип классного учителя («для ребенка учитель много важнее предмета»); - традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса; - выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования (рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и др.); - отмена системы отметок в баллах и второгодничества, установки на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями; - «гигиена преподавания» - ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» - концентрация учебного материала с целью его органического преподавания и восприятия; - преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию); - еженедельные учительские конференции – как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом; - совместная работа учителей и родителей – повышение роли родителей в деятельности школы. - особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей. | Тип концепции (по классификации) | Дидактические концепции, основанные на подходах к структурированию учебного материала. | Концепции, обусловленные различными подходами к методике обучения. | Концепция развивающего обучения | Концепция развивающего обучения | Концепции, обусловленные различными подходами к методике обучения. | Концепции, обусловленные различными подходами к методике обучения. | Сильные стороны | Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. | Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. | - Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом (построение его содержания) организует освоение обучающимся содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования; - Организация обучения, построенного по теоретическому типу наиболее благоприятна для умственного развития ребенка. | -формирует теоретическое мышление; -развивается самостоятельность учащихся. | Достоинства:создание условий для работы ученика в индив.темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации. | - Атмосфера домашнего уюта, в которой хочется задержаться; - Маленькие классы, индивидуальный подход; - Отсутствие отметок, а значит, и страха перед учебой; - Обучение проходит в тесном контакте с родителями; - Вальдорфская система приучает детей к дисциплине и четкому выполнению заданий учителя; - Для дошкольников занятия по Вальдорфской системе интересны и познавательны, они все делают своими руками, что стимулирует творческие способности; - Занятия творчеством чередуются с «физкультминутками». | Ограничения данного подхода | - Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении; - Требует больших затрат времени; - Применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; - Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых; - Программированное обучение не использует положительных сторон группового обучения; - Не способствует развитию инициативы учащихся; - Можно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки; - Не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете и представляет собой «обучение по крохам» | Недостатки: 1.в меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы. | | - не соответствует мыслительным способностям слабых учащихся; - неэффективен для формирования репродуктивных умений (это происходит после теоретического осмысления изучаемого материала, усвоение - побочный продукт развития). | Недостатками технологии поэтапного формирования умственных действий являются ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала. | - Слабый уровень преподавания: при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную ему приходится долго «догонять» программу; - В школе учат красоте (это название предмета), но не учат грамотности; - Если младшим школьникам еще нравится декламировать хором стихи или лепить из глины, то старшеклассникам это уже совсем неинтересно; - Не готовит к поступлению в высшие учебные заведения; - Отказ от просмотра телевизора, компьютерных игр и даже покупных игрушек; - Родители и дети должны активно участвовать в школьной жизни, посещать многочисленные собрания, концерты и иные мероприятия. | Девиз | «Есть успех - есть желание учиться» | «Не от знания к пробле- ме, а от проблемы к знанию» | «От общего – к частному, от целого – к частям» | «Школа должна формировать у уч-ся теоритическое мышление, и приступать к этой задаче она обязана как можно раньше» | «Как можно меньше давать учащимся всякой предварительной информации, рассчитанной на заблаговременное запоминание, до начала предстоящих реальных действий» | «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». | Педагогические технологии обучения - совокупность психо-педагогических установок, определяющих специальный выбор форм, средств, методов, приемов обучения и воспитания. В основе педагогической технологии лежит педагогическая концепция – это система взглядов педагога исследователя или группы педагогов исследователей на образовательный процесс, его сущность, цель, принципы и содержание. Выделяют педагогические технологии по подходу к ребенку: 1. Гуманно-личностные технологии (человеколюбие, гуманизм, эмпатия, толерантность и др.) 2. Личностно ориентированные – ориентация на личность каждого ребенка с учетом способностей ребенка, предполагает разработку индивидуального образовательного маршрута 3. Индивидуальзированного обучения – тесно связана с личностью и диффиренцируется с учетом возрастных особенностей, характера, темперамента 4. Технология сотрудничества – предпологает сотворчество, соучастие всех субъектов образовательного процесса 5. Технологии диффиренцированного обучения – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, скомплектованной с учетом наличия у них каких-либо значимых для процесса обучения качеств. Технологии обучения Игровые технологии обучения– организация процесса обучения с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, при диагностически поставленной четкой цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: а) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; б) учебная деятельность подчиняется правилам игры; в) учебный материал используется в качестве ее средства; г) в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; д) успешное выполнение игрового задания связывается с дидактическим результатом. Концептуальные основы игровых технологий разрабатывали А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др. Технология дифференцированного обучения –форма организации процесса обучения, при которой учитель работает с гомогенными группами учащихся, составленных с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. По организационному уровню гомогенных групп выделяют дмфференциацию: - региональную (по типу школ), - внутришкольную (профили, уровни, уклоны классов) и по возрасту (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - в параллели: классы различных уровней (гимназические, компенсирующие) или по области интересов (гуманитарные, физико-математические, химико-биологические и другие); - межклассную(факультативы, кружки); - внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса). В соответствии с характерными индивидуально-типологическими психологическими особенностями внутриклассная дифференциация детей на гомогенные группы осуществляется: - по полу (мужские, женские, смешанные классы и группы); - по уровню развития, успеваемости, достижений; - по личностно-психологическим особенностям (тип мышления, акцентуация характера, темперамент и др.); - по уровню здоровья (физкультурные группы, группы с органиченными возможностями - слух, зрение и др.). Разрабатывали и использовали дифференцированные технологии Н.П. Гузик, И.Н.Закатова, Инге Ундт, В.В. Фирсов. Технология интегрированного обучения– форма осуществления процесса обучения на основе гибкой организации содержания учебного материала с использованием межпредметных связей, сближением предметов и образовательных областей с целью целостного восприятия мира учащимися. В разработку теории интегрированного обучения большой вклад внес Г.А. Монахов. Имеющийся опыт интегрированного обучения позволяет выделить несколько моделей интеграции: - создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области, при этом удельный вес содержания различных предметов одинаков, а их взаимопроникновение выводит содержание на качественно новый уровень; - объединение учебных предметов из одной образовательной области на базе одной дисциплины; - сочетание близких образовательных областей на равноправных условиях; - сочетание предметов близких образовательных областей с преобладанием какого-либо одного предмета; - объединение предметов из удаленных областей; - пре6ломление предметов общеобразовательного содержания через профильную специфику (в школах с углубленным изучением ряда предметов); - вытекание одной темы из предыдущей с сохранением логики предметного образования на основе взаимообусловленности и взаимоподчиненности всех предметов. Технология программированного и алгоритмическогообучения –организация процесса обучения, при которой учитель организовывает осуществление учениками системы последовательных учебных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату обучения и улучшению управления учебным процессом. Программированное обучение предполагает управляемое освоение учебного материала в виде небольших порций учебной информации (шагов, кадров, файлов, контрольных заданий), подаваемых в определенной логической последовательности. Программированное обучение позволяет учитывать индивидуальные данные ребенка по темпу и степени индивидуальной помощи и коррекции, использовать внутреннюю и внешнюю обратную связь, применять различные технические средства обучения. Различаются виды обучающих программ – линейные, разветвленные, адаптивные и комбинированные. Предложенная Б.Ф. Скиннером система получила название линейного программирования, Н. Краудер предложил разветвленное программирование. За использование программированных учебных материалов выступали отечественные дидакты И.Т. Огородников, С.Г. Шаповалов и др. Технология проблемного обучения– организация продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся поусвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения. Родоначальник проблемного обучения Джон Дьюи (Чикаго), среди отечественных дидактов проблемным обучением занимались И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его новый способ объяснения или действия. Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема — поиск способов ее решениия — решение проблемы. Полученное новое знание становится продуктом собственной интеллектуальной деятельности. Технология развивающего обучения –организация учебного процесса активно-деятельностным способом, при которой наряду с передачей конкретных знаний, большое внимание уделяется процессу интеллектуального развития человека, происходит формирование знаний в виде хорошо организованной системы, а педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Развивающее обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка. Л.В. Занков считает обязательными следующие принципы: - обучение на высоком уровне сложности, - быстрый темп в изучении программного материала, - ведущая роль теоретических знаний, - осознание школьником процесса учения, - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая наиболее слабых. Разрабатывали технологии развивающего обучения Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин,Г.А. Цукерман и др. Технология сотрудничества в обучении– организация процесса обучения на основе субъект-субъектных отношений учителя и учеников, при сотрудничестве участников процесса в постановке учебной цели, поиске и усвоении новых знаний в ситуации совместной деятельности при распределении обязанностей, взаимном контроле и ответственности. В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, целей деятельности и самого взаимодействия. Девиз педагогики сотрудничества «Не с предметом к ученику, а с учеником к предмету». Сотрудничество в обучение пришло из педагогики сотрудничества, в которой выделяются 4 направления: - гуманно-личностный подход к ребенку, - дидактический активизирующий и развивающий комплекс, - концепция воспитывающего обучения, - педагогизация окружающей среды. Технология саморазвивающего обучения- включает в себя все сущностные качества развивающего с дополнением использования мотивов самосовершенствования, самообразования, самоутвержления и самоопределения личности. Технология саморазвития была создана в конце 19 века итальянским педагогом Марией Монтессори, которая восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы создание окружающей среды, способствующей этому развитию. Педагог при необходимости может быть лишь консультантом. Девиз педагогики М. Монтессори – обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому». Современные позиции технологии саморазвития рассматривает Г.К. Селевко. Компьютерные или новые информационные технология обучения– это организация процесса обучения на основе подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Вопрос№15. Информатизация обучения. Информатизация образования — часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Главные задачи медиаобразования ученые понимают так: подготовить школьников к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, то есть осуществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на человека средств информации, в особенности средств массовой коммуникации. Компьютерная технология может осуществляться в трех уровнях: - как проникающая (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач); - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; - как монотехнология, когда все обучение все управление учебным процессом, включая все виды диагностики опираются на применение компьютера. Классификация средств ИКТ по области методического назначения:  Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ - Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- Индивидуализация работы самого учителя;
- Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- Усиление мотивации к обучению;
- Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- Обеспечение гибкости процесса обучения.
|