Элементы динамической модели М. де Флера Лекция 2 . Структурные модели коммуникации Вопросы Парадигмы анализа коммуникации Понятие и виды моделей 3. Структурные модели коммуникации (Аристотель, Лассуэлл, Шеннон и Уивер) 4. Циклические модели коммуникации (М. де Флер, У. Шрамм и Ч. Осгуд) 1. ДВЕ ПАРАДИГМЫ В ПОНИМАНИИ КОММУНИКАЦИИ · В рассмотрении человеческой коммуникации прослеживаются двe парадигмы (фундаментальных подхода): 1) механистическая и 2) деятельностная 1)С точки зрения механистического, или линейного, трансляционного подхода коммуникация – это однонаправленное действие, односторонний обмен информацией, процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи 2)С точки зрения деятельностного, или процессного, диалогического подхода коммуникация – это взаимодействие коммуникантов, двусторонний процесс обмена информацией, наличие обратной связи. В этом процессе участники коммуникации поочередно и непрерывно выступают в роли отправителя и получателя информации. · В соответствии с этими подходами можно выделить два класса структурных моделей коммуникации: 1) линейные, односторонние и 2) процессные, двусторонние (интерактивные, трансакционные, в т.ч. циркулярные). 2. Понятие моделей коммуникации · Модель - упрощенное представление реального объекта (предмета, явления, процесса) в какой-либо знаковой форме (слова, числа, схемы, символы, физические предметы и т.д.). · По способу отображения объекта (своих прототипов) выделяются вербальные, математические и предметные модели · По количеству и степени важности учитываемых в модели свойств объекта выделяются функциональные, концептуальные, структурные и параметрические модели. 3. Аристотель: Первая классическая модель коммуникации · Считается, что первую модель коммуникации разработал Аристотель: «оратор - речь - аудитория», · Модель Аристотеля - это структурная модель, она включает цепь элементов, составляющих основные элементы коммуникативного акта · Коммуникация представлена как линейный однонаправленный процесс без обратной связи. 4. Модель коммуникации Лассуэлла · Второй классической моделью коммуникации является модель американского политолога Гарольда Лассуэлла (1948 г.) · Это так же структурная модель, которая представляет коммуникацию как линейный однонаправленный процесс, но с большим числом элементов, чем у Аристотеля. · Лассуэлл выделяет пять основных элементов коммуникации, а сама она описывается в виде вопросов: 1. Who says? - кто (говорит) – коммуникатор 2. what to? - что (говорит) – сообщение 3. whom in? - кому (говорит) – коммуникант 4. which channel? - как (говорит) – канал 5. with what effect? - с какимэффектом (говорит) - результат 5. Расширенная версия модели Лассуэлла В 1968 г. Лассуэлл добавил в свою модель коммуникации др. элементы: 5. «с каким намерением» - цель 6. «в какой ситуации» - ситуация/условия коммуникации 7. «с какими ресурсами» - ресурсы/средства коммуникации 8. «используя какую стратегию» - стратегиякоммуникации. 6. Структурная модель Шеннона – Уивера (1949 г.) · Большую известность получила линейная модель инженеров фирмы «Bell Telephone» Клода Шеннона и Уоррена Уивера. · Она смоделирована на основе изучения распространения радиоволн и сигналов в телефонном кабеле. · Модель Шеннона – Уивера включает: 1) источник информации, 2) передатчик, 3) сигнал, 4) канал, 5) приемник, 6) цель сообщения, 7) источник помех. · В дальнейшем эта модель пересматривалась, туда были включены модель включала еще и др. компоненты: кодирующее и декодирующее устройства. 7. Циклическая модель М. де Флера · Под влиянием идей кибернетики в 1950-е годы был сделан важный шаг в понимании коммуникативного процесса: обнаружение и выделение принципа обратной связии его включение в ранее статичные модели коммуникации. · Первую модель коммуникации с обратной связью предложил французский исследователь М. де Флер, который замкнул цепочку следования информации от источника до получателя петлей обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума». 7.2. Элементы динамической модели М. де Флера 1. первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», 2. которое отправитель переводит в «информацию», 3. посылаемую по каналу получателю, 4. который декодирует «информацию» в «сообщение» 5. и трансформирует в идею («значение»), 6. трансформирующуюся под воздействием «шума», 7. обратная связь, замыкающая цепочку следования информации от источника до получателя. 8. |