Древнеиндийская философия сознания Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Педагогический колледж "Измайлово" Исследовательская работа (Историко-философский обзор темы) «Философское понятие сознания. Основные философские концепции о сущности и содержании сознания» по дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии Подготовила студентка 31 д группы Никифорова Наталья Проверила Миркушина Лия Рафиковна Содержание 1. Введение………………………………………………. 2. Понятие Философии сознания……………………….. 3. Философия сознания Древнего Китая……………… 4. Древнеиндийская философия сознания……………… 5. Философия сознания в период Античности…………. 6. Понятие сознание в философии Средневековья……. 7. Философия сознания в эпоху Возрождения и Нового времени 8. Становление сознания в философии Просвещения ………. 9. Концепции сознания в Немецкой классической философии 10. Современная западная философия сознания………… 11. Заключение……………………………………………. 12. Терминологический аппарат………………………… 13. Список ссылок………………………………………… Введение Сознание - одно из самых загадочных психических состояний человека. Философия сознания имеет сложную и противоречивую историю, характеризуется многозначностью подходов и толкований. Актуальность данной темы заключается прежде всего в том, что без выяснения природы человеческого сознания нельзя определить место и роль человека в мире, особенности его взаимоотношений с окружающей действительностью. Также немаловажен вопрос о сущности сознания, о ее связи с бытием. Все проблемы современной общественной практики органически связаны с исследованиями сознания. Это касается острых и актуальных проблем общественного развития, взаимодействия человека и техники, отношение научно - технического прогресса и природы, проблем воспитания, общения людей. Вопрос о связи между сознанием и бытием был и остается одним из важных в мировой философии Задачи: 1. Изучить литературу по теме «Философия сознания»; 2. Описать теоретические понятия, помогающие наиболее полно понять содержание данной работы. Цели: 1. Провести историко-философский обзор по данной теме; 2. Выяснить, как развивалось понятие сознание и ее философия с точки зрения философов и ученых разных исторических эпох, какие различия присутствуют в основе философии сознания в разные исторические эпохи; 3. Проследить зависимость изменения понятия «сознание»от исторической эпохи, страны. Методы: 1. Изучение источников 2. Обобщение 3. Анализ литературы Понятие философии сознания Философия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (мира) Сознание — высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа. Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. Сознание в философии – это совокупность умственных и чувственных образов. Восприятие – это основа сознания. Ориентироваться в мире человеку помогают пять чувств. Восприятие является процессом, развернутым во времени. Лишь в тот момент, когда оно сворачивается в образ, мы начинаем воспринимать реальность. Некоторые философы считают, что этот самый образ и является сознанием. Процесс формирования такого образа является процессом выделения самого себя из окружающего мира. Получив образ, человек получает способность различать себя в том мире. Который находится вокруг него. Противопоставление – начало самосознания. Философия сознания — это направление, изучающее природу сознания и проблему соотношения тела и психики человека. Понимание природы сознания — одна из самых сложных проблем, с которой приходилось сталкиваться науке. Развитие таких наук как биология, психология и нейронаука позволило философам, с одной стороны, расширить границы своей дисциплины, а с другой стороны, поставить новые задачи перед представителями естественно-научных направлений. Итак, приступим к изучению проблемы сознания со стороны разных стран. Философия Древнего Китая Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания. Вопрос о знании и его источниках сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовало понятийно-логическая основа знания. Философия Древнего Китая на протяжении долгого времени была подпитана мифологическими представлениями и религиозными обрядами. Пока существовала прочная власть единого деспота, существовала прочная вера в небо. В связи с экономическими и политическими изменениями в обществе происходят серьезные потрясения. Социальные противоречия, раздиравшие Чжоуское государство, неизбежно приводят к постановке вопроса о справедливости небесных деяний; к вопросу о соразмерности гнева божия (неба) с проступками людей. Начинают возникать сомнения и даже сетования на несправедливость небес. Из этого сомнения в китайской философии возникает мысль о том, что все беды человека прежде всего исходят от самого человека. Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывая. Мэн-цзы, развивая идеи Конфуция, полагал, что небо (природа) и сердце (внутренний мир человека) едины. Познание нашего сердца – это и есть познание неба, природы. Моисты впервые в истории китайской философии дали определение важнейшим общим философским категориям. Они выделили и дали определение таким категориям, как ""знание", "разум", "причина" и др. Важно отметить, что их определения категорий являются обобщением научных знаний того времени. Многие понятия, введенные поздними моистами, обогатили научную терминологию философии и естественных наук, которые зарождались в то время в Китае. К сожалению, вместе с гибелью школы моистов эта научная тенденция в развитии китайской философии не была подхвачена другими философскими школами, а, наоборот, всячески третировалась официальным конфуцианством. Итак, философия Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н.э. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба. Впервые в философии Древнего Китая появилось понятие Холизм - Мир и каждый индивид рассматриваются как "единая целостность", более важная, чем составляющие ее части. Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении и передает черты философии сознания. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как "целостная структура«, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве. Интуитивность - в китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого — холизм. "Единое" не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять "единую целостность" — необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение. Символизм - традиционное китайское философское мышление использовало образы (синсян) в качестве орудия мышления. Тиянь - познание принципов космоса посредством процесса познания, эмоциональными переживаниям и волевыми импульсами. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание. В философии Древнего Китая преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейского сознания Вывод: первые размышления имеющие направление к философии сознания в Древнем Китае дали свое начало в конце 4 века до н.э. с приходом к осознанию связи человека и мира вокруг него.. Древнеиндийская философия сознания Первые стадии развития в сторону учения о сознании в древнеиндийской философии берут свое начало в проявлении антибрахманских настроений и прежде всего критикой догмата о загробном царстве, религиозно-идеалистического учения об «освобождении» души и о ее бессмертии, о потустороннем мире и о существовании в нем человеческой души. Основателем древнеиндийского материализма считают мудреца Брихаспати, которому, по преданию, приписываются стихи, проникнутые свободомыслием. С его именем обычно связывается учение локаята, или «чарваков». Сторонники учения чарваков считали мир материальным. Всё в мире, считали они, состоит из 4-х элементов – огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят и живые существа, в том числе и человек. Материя – основа всего существующего. Сознание есть свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселении душ они считали бессмысленным. Согласно учению чарваков, в элементах, взятых порознь, сознания нет: оно возникает в результате сочетания всех четырех элементов в человеческом теле. Рассматривая вопросы теории познания и логики, на первый план чарваки выдвигали положение о том, что единственным источником познания истины является ощущение, восприятие. Школа санкхья. Школа санкхья склонялась к дуализму. В этой школе наряду с материалистическими идеями существуют и элементы идеализма, главным образом в вопросах этики. Согласно учению санкхьи, в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Школа санкхья считала мир материальным по своему характеру, постепенно развившимся из единой первоматерии (пракрити). Одним из важных достижений является положение школы санкхьи о том, что движение, пространство и время являются свойствами, присущими материи и от нее неотделимыми. Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. Пракрити есть беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания. Вывод: Ведущим рычагом развития философии сознания в Древней Индии стали противоречия между представителями религиозно-идеалистических течений и сторонников свободомыслия |