МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Древнеиндийская философия сознания





Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Педагогический колледж "Измайлово"

Исследовательская работа

(Историко-философский обзор темы)

«Философское понятие сознания. Основные философские концепции о сущности и содержании сознания»

по дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии

 

Подготовила студентка 31 д группы

Никифорова Наталья

Проверила

Миркушина Лия Рафиковна

 

 

Содержание

1. Введение……………………………………………….

2. Понятие Философии сознания………………………..

3. Философия сознания Древнего Китая………………

4. Древнеиндийская философия сознания………………

5. Философия сознания в период Античности………….

6. Понятие сознание в философии Средневековья…….

7. Философия сознания в эпоху Возрождения и Нового времени

8. Становление сознания в философии Просвещения ……….

9. Концепции сознания в Немецкой классической философии

10. Современная западная философия сознания…………

11. Заключение…………………………………………….

12. Терминологический аппарат…………………………

13. Список ссылок…………………………………………

 

Введение

Сознание - одно из самых загадочных психических состояний человека.

Философия сознания имеет сложную и противоречивую историю, характеризуется многозначностью подходов и толкований.

Актуальность данной темы заключается прежде всего в том, что без выяснения природы человеческого сознания нельзя определить место и роль человека в мире, особенности его взаимоотношений с окружающей действительностью. Также немаловажен вопрос о сущности сознания, о ее связи с бытием.

Все проблемы современной общественной практики органически связаны с исследованиями сознания. Это касается острых и актуальных проблем общественного развития, взаимодействия человека и техники, отношение научно - технического прогресса и природы, проблем воспитания, общения людей.

Вопрос о связи между сознанием и бытием был и остается одним из важных в мировой философии

Задачи:

1. Изучить литературу по теме «Философия сознания»;

2. Описать теоретические понятия, помогающие наиболее полно понять содержание данной работы.

Цели: 1. Провести историко-философский обзор по данной теме;

2. Выяснить, как развивалось понятие сознание и ее философия с точки зрения философов и ученых разных исторических эпох, какие различия присутствуют в основе философии сознания в разные исторические эпохи;

3. Проследить зависимость изменения понятия «сознание»от исторической эпохи, страны.

Методы:

1. Изучение источников

2. Обобщение

3. Анализ литературы

 

Понятие философии сознания

Философия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (мира)

Сознание — высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа. Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

Сознание в философии – это совокупность умственных и чувственных образов. Восприятие – это основа сознания. Ориентироваться в мире человеку помогают пять чувств. Восприятие является процессом, развернутым во времени. Лишь в тот момент, когда оно сворачивается в образ, мы начинаем воспринимать реальность. Некоторые философы считают, что этот самый образ и является сознанием. Процесс формирования такого образа является процессом выделения самого себя из окружающего мира. Получив образ, человек получает способность различать себя в том мире. Который находится вокруг него. Противопоставление – начало самосознания.



Философия сознания — это направление, изучающее природу сознания и проблему соотношения тела и психики человека. Понимание природы сознания — одна из самых сложных проблем, с которой приходилось сталкиваться науке. Развитие таких наук как биология, психология и нейронаука позволило философам, с одной стороны, расширить границы своей дисциплины, а с другой стороны, поставить новые задачи перед представителями естественно-научных направлений.

Итак, приступим к изучению проблемы сознания со стороны разных стран.

 

 

Философия Древнего Китая

Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

Вопрос о знании и его источниках сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовало понятийно-логическая основа знания.

Философия Древнего Китая на протяжении долгого времени была подпитана мифологическими представлениями и религиозными обрядами.

Пока существовала прочная власть единого деспота, существовала прочная вера в небо. В связи с экономическими и политическими изменениями в обществе происходят серьезные потрясения. Социальные противоречия, раздиравшие Чжоуское государство, неизбежно приводят к постановке вопроса о справедливости небесных деяний; к вопросу о соразмерности гнева божия (неба) с проступками людей.

Начинают возникать сомнения и даже сетования на несправедливость небес. Из этого сомнения в китайской философии возникает мысль о том, что все беды человека прежде всего исходят от самого человека.

 

Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывая. Мэн-цзы, развивая идеи Конфуция, полагал, что небо (природа) и сердце (внутренний мир человека) едины. Познание нашего сердца – это и есть познание неба, природы. Моисты впервые в истории китайской философии дали определение важнейшим общим философским категориям. Они выделили и дали определение таким категориям, как ""знание", "разум", "причина" и др.

Важно отметить, что их определения категорий являются обобщением научных знаний того времени. Многие понятия, введенные поздними моистами, обогатили научную терминологию философии и естественных наук, которые зарождались в то время в Китае. К сожалению, вместе с гибелью школы моистов эта научная тенденция в развитии китайской философии не была подхвачена другими философскими школами, а, наоборот, всячески третировалась официальным конфуцианством.

 

Итак, философия Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н.э. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.

Впервые в философии Древнего Китая появилось понятие

Холизм - Мир и каждый индивид рассматриваются как "единая целостность", более важная, чем составляющие ее части. Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении и передает черты философии сознания. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как "целостная структура«, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.

Интуитивность - в китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого — холизм. "Единое" не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять "единую целостность" — необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

Символизм - традиционное китайское философское мышление использовало образы (синсян) в качестве орудия мышления.

Тиянь - познание принципов космоса посредством процесса познания, эмоциональными переживаниям и волевыми импульсами.

Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

В философии Древнего Китая преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейского сознания

Вывод: первые размышления имеющие направление к философии сознания в Древнем Китае дали свое начало в конце 4 века до н.э. с приходом к осознанию связи человека и мира вокруг него..

 

 

Древнеиндийская философия сознания

Первые стадии развития в сторону учения о сознании в древнеиндийской философии берут свое начало в проявлении антибрахманских настроений и прежде всего критикой догмата о загробном царстве, религиозно-идеалистического учения об «освобождении» души и о ее бессмертии, о потустороннем мире и о существовании в нем человеческой души.

Основателем древнеиндийского материализма считают мудреца Брихаспати, которому, по преданию, приписываются стихи, проникнутые свободомыслием. С его именем обычно связывается учение локаята, или «чарваков».

Сторонники учения чарваков считали мир материальным. Всё в мире, считали они, состоит из 4-х элементов – огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят и живые существа, в том числе и человек. Материя – основа всего существующего. Сознание есть свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселении душ они считали бессмысленным.

Согласно учению чарваков, в элементах, взятых порознь, сознания нет: оно возникает в результате сочетания всех четырех элементов в человеческом теле.

Рассматривая вопросы теории познания и логики, на первый план чарваки выдвигали положение о том, что единственным источником познания истины является ощущение, восприятие.

Школа санкхья.

Школа санкхья склонялась к дуализму. В этой школе наряду с материалистическими идеями существуют и элементы идеализма, главным образом в вопросах этики. Согласно учению санкхьи, в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

Школа санкхья считала мир материальным по своему характеру, постепенно развившимся из единой первоматерии (пракрити). Одним из важных достижений является положение школы санкхьи о том, что движение, пространство и время являются свойствами, присущими материи и от нее неотделимыми.

Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. Пракрити есть беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания.

Вывод: Ведущим рычагом развития философии сознания в Древней Индии стали противоречия между представителями религиозно-идеалистических течений и сторонников свободомыслия





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.