МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

II. Глубокие рефлексы: сухожильные





Рефлекс Уровень замыкания
Нижнечелюстной Мост
Запястно-лучевой (карпорадиальный) С5-С8
Сгибательно-локтевой (биципитальный) С5-С6
Разгибательно-локтевой (триципитальный) С7-С8
Коленный L2-L4
Ахиллов S1-S2

 

Поверхностные кожные: брюшныесокращение мышц одноименной половины брюшной стенки при раздражении ее острием рукоятки молоточка ниже края реберной дуги (верхний брюшной), на уровне пупка (средний брюшной) и выше паховой складки (нижний брюшной)

 

 

Билет №3)

1.методика исследования патологических стопных рефлексов

Стопные патологические рефлексы разделяются на сгибательные и разгибательные.

Сгибательные рефлексы характеризуются медленным сгибанием пальцев стопы (аналогичны кистевым патологическим рефлексам).

Симптом Россолимо — обследующий кончиками пальцев наносит короткий удар по кончикам II—V пальцев стопы обследуемого.

Симптом Жуковского вызывается ударом молоточка по середине подошвы у основания пальцев.

Симптом Бехтерева I вызывается ударом молоточка по тылу стопы в области IV—V плюсневых костей.

Симптом Бехтерева II вызывается ударом молоточка по пятке обследуемого.

Разгибательные рефлексы характеризуются появлением экстензии большого пальца стопы; II—V пальцы веерообразно рас­ходятся.

Симптом Бабинского — обследующий проводит рукояткой неврологи­ческого молоточка или тупым концом иглы по наружному краю подошвы.

Симптом Оппенгейма — обследующий проводит тыльной поверх­ностью средней фаланги II и III пальцев по передней поверхности голени исследуемого.

Симптом Гордона вызывается сжатием икроножной мышцы обсле­дуемого

Симптом Шеффера вызывается сжатием ахиллова сухожилия.

Симптом Пуссепа вызывается штриховым раздражением вдоль наружного края стопы. В ответ возникает отведение мизинца в сторону.

 

Билет №4)

1.методика исследования рефлексов орального автоматизма –

Для двустороннего поражения кортико-нуклеарных путей исследуют рефлексы орального автоматизма (патологические псевдобульбарные рефлексы).

Ладонно-подбородочный рефлекс Маринеску-Радовичи. При штриховом раздражении ладони возникают сокращения мышц подбородка.

Губной рефлекс Вюрпа. Перкуссией по верхней губе вызывают выпячи­вание губ.

Сосательный рефлекс Оппенгейма. Штриховое раздражение губ вызывает сосательное движение.

Назолабиальный рефлекс Аствацатурова. Перкуссия переносицы вы­зывает вытягивание губ «хоботком».

Корнеоментальный и корнеомандибулярный рефлексы. Прикосновение ваткой к роговице вызывает сокращение мышц подбородка и движение нижней челюсти в противоположную сторону.

Дистанс-оральные рефлексы характеризуются сокращением губных и ментальных мышц при приближении к лицу какого-либо предмета.

Глоточный рефлекс при псевдобульбарном параличе сохранен, нередко повышен. Как правило, повышается мандибулярный рефлекс. Вследствие растормаживания подкорковых центров наблюдаются явле­ния насильственного плача, насильственного смеха.

 

Билет №5)

1.методика исследования кожных рефлексов(Брюшной, подошвенный)

 

Билет №6)

1.методика исследования корнеального рефлекса. Раздражение роговицы.



Корнеальный рефлекс (роговичный рефлекс) — безусловный рефлекс смыкания глазной щели в ответ на раздражение роговицы глаза. Ослабление или отсутствие рефлекса может быть связано с органическим поражением тройничного или лицевого нерва, стволовой части головного мозга, а также с патологическими процессами в самой роговице.

Корнеальный - Кусочком свернутой в виде веретена ваты врач прикасается поочередно к роговице правого и левого глаза. Ответной реакцией является смыкание век (m. orbicularis oculi) Замыкается : на стороне раздражения. r. ophthalmicus (I ветвь тройничного нерва), чувствительное ядро n. trigemini, двигательное ядро n. facialis, m. orbicularis oculi Рефлексы угасают как при поражении афферентной, так и при поражении эфферентной части дуги. При поражении V ЧН мигание отсутствует с обеих сторон, при поражении VII пары – только на стороне паралича

 

Билет №7)

  1. методика исследования чувствительности.

Для про­верки болевой чувствительности используют обычную иголку или булавку, прикасаются к телу то тупым, то острым концом иголки. Уколы должны быть короткими и не очень частыми. Во время каждого прикосновения боль­ной должен узнать характер раздражения и отвечать: «Остро» или «Тупо». Необходимо также обратить внимание на реакцию больного - мимическую, вегетативную.

Температурную чувствительность исследуют, используя пробирки с го­рячей (40-45 °С) и холодной (5-10 °С) водой. Больной должен определить, теплой или холодной пробиркой к нему прикоснулись, а также сказать, на­сколько ярко он ощущает температурные раздражения в разных участках кожи.

Тактильную чувствительность исследуют, используя различные сред­ства: кисточку, клочок ваты, бумагу. Для исключения сумации раздражений прикасаться к коже необходимо отрывисто. Более тонкой и точной является методика Фрея с помощью набора щетинок и волосков или использование экстезиометра.

 

Билет №8)

1. Исследование глубокой чувствительности. Отдельно исследуют мышечно-суставную, вибрационную чувствительность, ощущение давления и массы, кинестезию кожи.

Мышечно-суставную чувствительность, или ощущение пассивных дви­жений, проверяют путем выяснения способности больного определять не­большие пассивные движения в разных направлениях и в разных суставах конечностей (пальцах, кисти, стопе и т.п.). У больного, который лежит с за­крытыми глазами, сначала выясняют, распознает ли он направление легких движений в дистальных фалангах пальцев. Когда больной не может опреде­лить направление легких движений, их делают с большей амплитудой. В случае расстройств ощущения движения в пальцах исследуют способность определять направление движений в проксимально расположенных суставах.

Вибрационную чувствительность проверяют камертоном, ножку кото­рого ставят на костные выступы и определяют период, на протяжении кото­рого больной ощущает вибрацию. В норме человек ощущает вибрирующий камертон С (256 колебаний в 1 мин) на протяжении 14-16 с. Во время ис­следования вибрационной чувствительности обращают внимание на значи­тельное сокращение продолжительности или неравномерность восприятия вибрации на симметричных участках.

Ощущения давления и массы исследуют с помощью набора гирек разной массы, помещаемых на определенные участки кожи, например, на поверх­ность конечностей или туловища. Здоровый человек воспринимает измене­ния на 10 % от начальной массы.

Кинестезию кожи исследуют путем смещения кожной складки, захва­ченной в складку. Больного просят определить направление перемещения.

 

Билет №9)

1.методика исследования функций лицевого нерва: лицевой нерв 7 пара, смешанный нерв,(двигательные, прасимпатическе, чувствительные). Двигательная часть обеспечивает иннервацию всех мимических мм лица, мм ушной раковины, черепа, заднего брюшка двубрюшной мышцы, стременной м, подкожной мышцы шеи. Центральные нейроны клетками коры прецентральной, аксоны которых в составе корко-ядерного пути в мост мозга к ядру лицевого нерва противоположной стороны. Периферические двиг-е нейроны представлены клетками ядра в дне 4желудочка, аксоны периферическогих нейронов формирут корешок лицевого нерва, в лицевой канал, от него отходит 3ветви: Большой каменистый нерв, стременной нерв, барабанная струна. Методика исследования: состояние иннервации мимических мм., асимметрия лица, выраженность носогубных складок, тест мигания глаз-при поражении глаза мигают асинхронно, тест вибрации век-вибрация век снижена или отсутствует на стороне поражения, тест исследования круговой мышцы рта, симптом ресниц.

 

Билет №10

1.Методы исследования глазодвиг нервов:

а) глазодвигательных нервов: проводится совместно, проверяется состояние и подвижность глазных яблок, верхние веки, величина, форма, размер и реакция зрачков на свет.

б) наружных мышц глаза: проверяют движение их во всех направлениях (больной следит глазами, не вращая головы, за движущимся в разных направлениях молоточком); у больного спрашивается о наличии диплопии и в какую сторону

в) реакции зрачков на свет: прямой (больного сажают так, чтобы глаза освещались рассеянным светом и хорошо были видны зрачки и предлагают ему смотреть на корень носа исследующего, который закрывает глаза больного своими ладонями; поочередно открывая тот или иной глаз, проверяют реакцию зрачков на свет; в норме зрачок суживается при освещении и расширяется при затемнении) и содружественной (один глаз закрывается ладонью и исследующий наблюдает за другим глазом; при освещении глаза изменяется величина зрачка неосвещенного глаза), на аккомодацию и конвергенцию (больной смотрит на кончик указательного пальца, который то приближают, то удаляют; сужение зрачков при рассмотрении близлежащих предметов и расширение их при взгляде вдаль).

 

Билет №11)

1.методика исследования блуждающего и языкоглоточного нервов:

IX и Х пары черепных нервов имеют отдельные общие ядра, которые заложены в продолговатом мозге, поэтому исследуются одновременно. Определяют звучность голоса, которая может быть ослабленной или совсем отсутствовать (афония); одновременно проверяется чистота произношения звуков. Больному предлагают произнести звук «а», сказать несколько слов, а после этого открыть рот. Осматривают небо и язычок, определяют, нет ли свисания мягкого неба, симметрично ли расположен язычок. Для выяснения характера сокращения мягкого неба обследуемого просят произнести звук «э» при широко открытом рте. В случае поражения блуждающего нерва небная занавеска отстает на стороне паралича. Исследуют небный и глоточный рефлексы с помощью шпателя. Следует иметь в виду, что двустороннее снижение глоточного рефлекса и рефлекса с мягкого неба может встречаться и в норме. Снижение или отсутствие их с одной стороны является показателем поражения IX и Х пар. Функция глотания проверяется с помощью глотка воды или чая. При наличии дисфагии больной поперхивается уже одним глотком воды. Исследуют вкус на задней трети языка. При поражении IX пары утрачивается вкус на горькое и соленое на задней трети языка, а также чувствительность слизистой оболочки верхней части глотки. Для выяснения состояния голосовых связок производится ларингоскопия.

 

Билет №12)

1. методика исследования добавочного нерва:

После осмотра и пальпации мышц, иннервируемых добавочным нервом, больному предлагают повернуть голову сначала в одну, а затем в другую сторону, поднять плечи и руку выше горизонтального уровня, сблизить лопатки. Для выявления парезов мышц обследующий оказывает сопротивление в выполнении этих движений. С этой целью голову больного удерживают за подбородок, а на его плечи обследующий кладет свои руки. Во время поднимания плеч обследующий с усилием удерживает их.

 

Билет №13)

1.Методика исследования поля зрения(классическая и грубая).

Поля зрения оцениваются раздельно для каждого глаза. Существует несколько методик ориентировочной их оценки.
Поочередная оценка отдельных полей зрения. Врач сидит напротив больного. Пациент закрывает один свой глаз ладонью, а другим глазом смотрит на переносицу врача. Молоточек или шевелящиеся пальцы передвигаем по периметру из-за головы обследуемого к центру его поля зрения и просим больного отметить момент видения молоточка или пальцев. Исследование проводим поочередно во всех все четырех квадрантах полей зрения.
Методика «угрозы». Используется в тех случаях, когда необходимо исследовать поля зрения у пациента, недоступного речевому контакту (афазия, мутизм и пр.). Врач резким «угрожающим» движением (от периферии к центру) приближает разогнутые пальцы своей руки к зрачку пациента, наблюдая за его миганием. В случае сохранного поля зрения больной в ответ на приближение пальца мигает. Исследуются все поля зрения каждого глаза.
Описанные методики относятся к числу скрининговых; более точно дефекты полей зрения выявляют с помощью специального прибора – периметра.

 

Билет №14)

1.Методика исследования обонятельного нерва.:

При спокойном дыхании и закрытых глазах пальцем прижимают крыло носа с одной стороны и постепенно приближают к другому носовому ходу пахучее вещество, которое обследуемый должен идентифицировать. Используют хозяйственное мыло, розовую воду (или одеколон), горько-миндальную воду (или валериановые капли), чай, кофе. Следует избегать использования раздражающих веществ (нашатырный спирт, уксус), так как при этом одновременно возникает раздражение окончаний тройничного нерва. Необходимо иметь в виду, свободны ли носовые пути или имеются катаральные выделения. Хотя обследуемый может не назвать тестируемое вещество, осознание запаха исключает отсутствие обоняния.

 

Билет №15)

1.Методика исследования тройничного нерва:

Выясняют у больного, не испытывает ли он болевых или других ощущений (онемение, ползание мурашек) в области лица. При пальпации точек выхода ветвей тройничного нерва определяется их болезненность. Болевую и тактильную чувствительность исследуют в симметричных точках лица в зоне иннервации всех трех ветвей, а также в зонах Зельдера. Для оценки функционального состояния тройничного нерва имеет значение состояние конъюнктивального, корне-

ального, надбровного и нижнечелюстного рефлексов. Конъюнктивальный и корнеальный рефлексы исследуют путем легкого прикосновения полоской бумаги или кусочком ваты к конъюнктиве или роговице (рис. 5.15). В норме при этом веки смыкаются (дуга рефлекса замыкается через V и VII нервы), хотя конъюнктивальный рефлекс может отсутствовать у здоровых людей. Надбровный рефлекс вызывают ударом молоточка по переносице или надбровной дуге, при этом происходит смыкание век. Нижнечелюстной рефлекс исследуют постукиванием молоточком по подбородку при слегка приоткрытом рте: в норме происходит смыкание челюстей в результате сокращения жевательных мышц (дуга рефлекса включает чувствительные и двигательные волокна V нерва).

Для исследования двигательной функции определяют, не происходит ли смещения нижней челюсти при открывании рта. Затем исследующий накладывает ладони на височные и жевательные мышцы последовательно и просит больного несколько раз стиснуть и разжать зубы, отмечая степень напряжения мышц с обеих сторон.

 

Билет №16)

1.методика исследования вкуса: Главным проводником вкусовой чувствительности от передних 2/3 языка является лицевой нерв, а от задней 1/3 языка — языкоглоточный. Наибольшее распространение в клинике получил капельный метод исследования вкуса, позволяющий путем нанесения растворов пипетками судить о состоянии вкусовой чувствительности на разных участках языка.

В качестве исходных растворов вкусовых раздражителей берутся растворы, по концентрации соответствующие верхним границам вкуса в норме. Для исследования вкусовой чувствительности у наших больных готовились следующие растворы: 1) сладкий — 1; 5; 10% сахара; 2) соленый — 1; б; 10; 20% поваренной соли; 3) кислый — 1; 2; 5; 10% соляной кислоты; 4) горький — 0,001; 0,01; 0,1% солянокислого хинина.

Эти растворы всегда в одной и той же последовательности, начиная от пороговых концентраций, наносили на язык стеклянными пипетками в количестве 1—2 капель. Состояние вкусовой чувствительности определяли на передних 2/3 языка и задней трети языка справа и слева.

Перед исследованием и после каждого раздражения полость рта споласкивали кипяченой водой. Ввиду особенностей физиологии вкусового восприятия раздражения наносили с интервалом от 2 до 5 минут. За порог вкуса для каждого из раздражителей принимали концентрацию раствора, правильно определяемого испытуемым.

 

Утрата вкусовой чувствительности - агевзией, понижение ее-гипогевзией, повышение вкусовой чувствительности-гипергевзией, извращение ее-парагевзией(при поражении лицевого и тройничного).

 

Билет №17)

1.методика исследования динамической и статической атаксий(поза Ромберга)

Атаксия(от греч. ataxia — беспорядок) — расстройство координации движений; весьма часто встречающееся нарушение моторики. Сила в конечностях незначительно снижена или сохранена полностью. Движения становятся неточными, неловкими, расстраивается их преемственность и последовательность, нарушено равновесие в положении стоя и при ходьбе. Статическая атаксия — нарушение равновесия в положении стоя, динамическая атаксия — нарушение координации при движении.

Для определения статической атаксии используется проба Ромберга: ноги вместе, руки по швам, голову ровно, глаза закрыть – оценивается устойчивость. Руки перед собой вытянуть на уровне плеч, глаза закрыть. Усложняется поза – пятка одной ноги приводиться к носку другой. Оценивается устойчивость в позе Ромберга.

Пробы на определение динамической атаксии: руки перед собой, закрываем глаза, достаем указательным пальцем кончик носа. Оценивается попадание, мимо попадание, наличие инверсионного тремора. Аналогичноуказательная проба: одной и другой рукой дотрагиваются кончика молоточка.

 

Билет№18)

1. методика исследования симптомов натяжения: Симп­том Ласега характерен для поражения седалищного нерва: разогнутую в коленном суставе ногу сгибают в тазобедренном суставе (первая фаза на­тяжения нерва — болевая), затем сгибают голень (вторая фаза — исчезно­вение боли вследствие прекращения натяжения нерва). Симптом Мацкевича характерен для поражения бедренного нерва: максималь­ное сгибание голени у больного, лежащего на животе, вызывает боль на передней поверхности бедра. При поражении этого же нерва определяется симптом Вассермана если больному, лежащему на животе, раз­гибают ногу в тазобедренном суставе, то возникает боль на передней по­верхности бедра, Поражение периферических нервов обусловливает невральный тип расстройст­ва чувствительности-боль, гипестезию или анестезию, наличие болевых точек в зоне иннервации, симптомы натяжения. ). Плексалгический тип (при поражении сплетения) — боль, симптомы натяжения нервов, идущих из сплетения, нарушения чув­ствительности в зоне иннервации. Обычно при этом имеются и двига­тельные расстройства. Радикулярный тип (при поражении задних кореш­ков)-парестезии, боль, нарушения всех видов чувствительности в соот­ветствующих дерматомах, симптомы натяжения корешков, болезненность в паравертебральных точках и в области остистых отростков

 

Билет №19)

1. методика исследования мышечного тонуса: оценивается при осмотре и пальпации мм, при снижении м тонуса м дряблая мягкая тестообразная, при повышенном тонусе имеет плотную консистенцию, путем осуществления пассивных движений( гипотонии и атония, симптом Оршанского – при поднятии в верх разогнутой в коленном суставе конечности выявляется переразгибание в ней из-за гипотонуса, при параличах и парезах, поражении нерва, корешка, переднего рога СМ, мозжечка, ствола, полосатого тела и задних канатиков; Гипертония мышц напряжение ощущаемое при пассивных движениях: спастическая – сгибатели пронаторы руки и разгибатели аддукторы ноги(пирамидный путь) тонус не изменяется или снижается, при пластической тонус мышц нарастает – ощущение толчков во время пассивных движений(паллидо-нигральная система).

 

Билет №20)

1. методика исследования симптомов Баре, Баре-Русецкого: баре: лежа на животе, согнутыми в коленном суставе ногами – паретическая нога опускается; Б-Р: с вытянутыми вперед руками, с закрытыми глазами – одна рука опускается.

 

Билет№21)

1. методика исследования менингеальных симптомов:

Менингеальные:

1. ригидность мышц затылка вызвана повышением тонуса мышц разгибателей шеи. Сопротивление ощущается при попытке пригнуть голову к груди.

2. симптом Кернига: невозможность разгибания в коленном суставе ноги, предварительно согнутой в тазобедренном и коленном суставах

3. верхний симптом Брудзинского: при пассивном приведении головы к груди в позе лежа на спине происходит сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах

4. средний симптом Брудзинского: при надавливании на область лонного сочленения наблюдается сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах

5. нижний симптом Брудзинского: при проверке симптома Кернига происходит непроизвольное сгибание другой ноги в тех же суставах

6. усиление головной боли при пригибании головы к груди

7. симптом Лобзина: появление боли при надавливании на переднюю стенку наружного слухового прохода изнутри

8. симптом Керера: появление боли при надавливании в точке выхода затылочного нерва

9. симптом Флатау: расширение зрачков при наклоне головы вперед

10. симптом Бехтерева: перкуссия по скуловой дуге усиливает головную боль и вызывает сокращение мимических мышц

11. симптом Пулатова (краниофасциальный рефлекс): болезненная гримаса при перкуссии черепа

12. симптом подвешивания Лесажа: если ребенка с менингитом поднять за подмышки, то но подтягивает ноги к животу и удерживает их в этом положении

13. напряжение и выпячивание большого родничка при пальпации, звук «треснувшего горшка» при перкуссии у грудных детей

14. поза «легавой собаки»: запрокинутая назад голова, ноги подтянуты к животу

 

Билет№22)

  1. методы исследовании двухмерно-прострвнственного чувства стереогнозии

Стереогностическое, или трехмерно-пространственное, чувство - это способность распознавать знакомые предметы на ощупь с закрытыми глаза­ми. Нарушение стереогноза при условии полного сохранения общих видов чувствительности называется астереогнозом.

Двухмерно-пространственное чувство исследуют, предлагая больному, закрыв глаза, определить «начерченные» на его коже цифры, буквы, фигуры.

 

Билет№23)

1.методика исследования подъязычного нерва: Больному предлагают высунуть язык и при этом следят, не отклоняется ли он в сторону, отмечают, нет ли атрофии, фибриллярных подергиваний, тремора. У ядра XII пары располагаются клетки, от которых идут волокна, иннервирующие круговую мышцу рта, поэтому при ядерном поражении XII пары возникают истончение, складчатость губ; больной не может свистеть.

 

Билет №24)

1.методика исследования праксизма. Виды праксизма. Праксис – способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. Действия в процессе профессионального обучения. Узнавание предметов выполнение последовательных актов.

Апраксия – утрата навыков. Возникает при поражении теменно-височно-затылачной области доминантного полушария (страдают обе половины тела). При поражении субдоминантного полушария и мозолистого тела - одна сторона (у правшей – левая). Моторная апраксия – больной понимает задание, но не может его выполнить, не повторяет движения. Идеаторная апраксия - не выполняет действия с реальными предметами, подражание сохранено. Автоматические действия. Конструктивная апраксия – выполняет действия по подражанию или устному приказу, но не создает качественно новый двигательный акт, не складывает целое из частей. Для исследования предлагают ряд заданий (присесть, погрозить пальцем, причесаться), задания с воображаемыми предметами (как едят, как звонят по телефону), оценивают подражание, конструирование. Для исследования гнозиса и праксиса – психологические методики: доски Сегена с углублениями разной формы, куда нужно вложить фигуры определенной формы. Методика Косса: кубики разной окраски, из них надо сложить узор по картинке. Куб Линка: нужно из 27 разных по окраске кубиков сложить куб так, чтобы все его стороны были одинакового цвета.

 

Билет №25

  1. гнозия узнавание предметов

Агнозия - утрата спосб-ти узнавания при отсут-ии наруш-й чув-ти, зрения, слуха, обоняния, вкуса.

 

Виды: зрительн, слухов, тактильная, болевая, обонят, вкусовая. Зрительная - больной видит предмет но не может узнать его набл при пораж наруж поверх-ти затыл долей. М-д исслед-я: больного просят показать или взять те или иные предметы.

 

Слуховая - больной не понимает происх-я и значения звуков, не может узнать по звуку предмет. Набл при пораж лев височ доли. М-д исслед-я: подносят к уху часы,льют воду.

 

Тактильная (сенситивная)- при сохран-ти чув-ти не может узнать предмет путем ощупывания (астереогноз). Набл при пораж лев темен доли. М-д исслед-я: нужно с закрыт глазами распознать предмет на ощупь.

 

Билет №26)

1.Афазия- центр нарушение уже сформиров речи, при кот. частично или полностью нарушается возможность пользоваться словами для выражения мыслей или общения при сохранности функции артикуляцион. аппарата и слуха.

Виды: сенсорная, моторная, амнестическая, семантическая, тотальная.

Сенсорная (импрессивная) - при поражении центра Вернике (задний отдел верх височ извилины дом полушар). Непонимание речи окружающих при сохранении способности говорить. Но речь неправ с парафазиями, представляет набор бессмыслен слов. Парафазии: литеральные - замена/перестановка букв в слове, вербальные - замена одних слов другими.

Моторная - при поражении речевого центра Брока (зад отделы ниж лоб изв дом полушар)- нарушение высказывания актив устн речи. Понимание речи сохраняется. Сочетается с аграфией (утрата способности письма).

Амнестическая- при поражении ниж и зад отделов тем и височ обл. Больной неплохо говорит и понимает чуж речь, но не может правильно называть предметы, «забывает» слова, знает и может описать назначение предмета, при подсказке называет предмет.

 

Семантическая - поражение лев тем-височ обл у правшей. Нарушено понимание смысла предложений со слож конструкцией.

 

Тотальная - поражение от зоны Брока до зоны Вернике - нарушение сенсорных и моторных корковых зон речи – Полная потеря способности говорить и понимать обращенную речь.

 

 

 

Билет №27)

1.В норме спинномозговая жидкость состоит на 90 % из воды и на 10 % из органических и неорганических веществ, прозрачная, бесцветная, имеет слабощёлочную реакцию (рН 7,35—7,4), плотность 1003-1008, давление: 60 капель в минуту (в норме при пункции спинномозговая жидкость выделяется каплями), содержит белок в количестве 0,2-0,3 г/л (в основном альбумин, при отсутствии или незначительном количестве глобулина), содержит клетки в количестве 3-4 в 1 мкл (лимфоциты, клетки мозговых оболочек), содержит глюкозу в количестве 2,22 – 3,33 ммоль/л, хлориды – 125 ммоль/л, калий – 2,9 ммоль/л, натрий – 149,9-156,6 ммоль/л, кальций-1,7 ммоль/л, магний-0,8 ммоль/л, фосфор-0,6ммоль/л.

 

Билет №28)

1. Методика исследования местного и рефлекторного дермографизма.

после штрихового раздражения кожи проявляется местная вазомоторная реакция, определяет тонус сосудов и регуляторные механизмы. Местный – тупым нецарапающим предметом, через 5-20 сек проявл белая полоса, исчезаящая через 1-10 минут(белый дермографизм), если проводить сильнее и медленнее появляется красная полоска(красный дермографизм) исчезающая до 1ч(+может возвышающийся дермографизм). Рефлекторный – нанесением сильного но не повреждающего раздражения острием булавки, через 5-30с по обе стороны полосы розовых и красных пятен с удержанием до 1-10мин,

 

Билет №29)

1.методы исследования слухового нерва:

Путем опроса выясняют, нет ли у больного снижения слуха или повышения восприятия звуков звона, шума в ушах, слуховых галлюцинаций. После этого определяют остроту слуха для каждого уха в отдельности. Для этого больной закрывает пальцем слуховой проход, поворачивается к проводящему исследование другим ухом и повторяет за ним слова, произносимые шепотом. Обследующий должен находиться на расстоянии 6 м. В норме шепотная речь воспринимается на расстоянии 6—12 м. При снижении (гипакузия) или утрате (анакузия) слуха необходимо определить, зависит ли это от поражения звукопроводящего (наружный слуховой проход, среднее ухо) или звуковоспринимающего (кортиев орган, улитковая часть VIII нерва и ее ядра) аппарата. Для отличия поражения среднего уха от поражения улитковой части VIII нерва используют камертоны (прием Ринне и Вебера) или аудиометрию.

 

Билет №30)

1.Менингеальный синдром: симптомы менингеального синдрома:

 

Складывается из общемозговых и собственно менингеальных симптомов.

А) Общемозговые:

1. интенсивная диффузная головная боль

2. внезапная, интенсивная («фонтаном»), не приносящая облегчения рвота без тошноты

3. общая гиперестезия (тактильная, зрительная, звуковая)

4. несистемное головокружение

5. нарушение сознания разной степени, бред, галлюцинации

6. возможны генерализованные или фокальные эпилептические проявления

Б) Менингеальные:

1. ригидность мышц затылка

2. симптом Кернига: невозможность разгибания в коленном суставе ноги, предварительно согнутой в тазобедренном и коленном суставах

3. верхний симптом Брудзинского: при пассивном приведении головы к груди в позе лежа на спине происходит сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах

4. средний симптом Брудзинского: при надавливании на область лонного сочленения наблюдается сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах

5. нижний симптом Брудзинского: при проверке симптома Кернига происходит непроизвольное сгибание другой ноги в тех же суставах

6. усиление головной боли при пригибании головы к груди

7. симптом Лобзина: появление боли при надавливании на переднюю стенку наружного слухового прохода изнутри

8. симптом Керера: появление боли при надавливании в точке выхода затылочного нерва

9. симптом Флатау: расширение зрачков при наклоне головы вперед

10. симптом Бехтерева: перкуссия по скуловой дуге усиливает головную боль и вызывает сокращение мимических мышц

11. симптом Пулатова (краниофасциальный рефлекс): болезненная гримаса при перкуссии черепа

12. симптом подвешивания Лесажа: если ребенка с менингитом поднять за подмышки, то но подтягивает ноги к животу и удерживает их в этом положении

13. напряжение и выпячивание большого родничка при пальпации, звук «треснувшего горшка» при перкуссии у грудных детей

14. поза «легавой собаки»: запрокинутая назад голова, ноги подтянуты к животу

 

Билет №31)

1. прямая и содружественная реакция зрачков на свет(реакция живая, содружественная – при закрытии одного, расширение другого открытого, а при открытии содружественное сужение), конвергенция проверяется приближением молоточка от 50см до 3см от носа посредине-схождение глазных яблок и удержание их в точке фиксации(5см), изменение величины зрачков по мере сближения глазных яблок, в норме сужение достигает достаточного на 15см.; аккомодация – в норме при взгляде в даль зрачок расширяется, при переводе на близкорасположенные сужается;

2.синдром поражения задних рогов спинного мозга(синдром заднего рога) - проявляется диссоциированным нарушением чувствительности(снижение болевой и темперетурной чувствительности при сохранении суставно мышечной тактильной и вибрационной) на стороне очага, сегментарный тип нарушений, угасание глубоких рефлексов.

 

Билет №32)

  1. Методика исследования патологических рефлексов.

Патологические рефлексы – не наблюдаемые в норме извращенные рефлексы, появляющиеся только при поражении центрального двигательного нейрона. В норме патологические рефлексы вызываются у детей в возрасте до полутора лет.

К патологическим рефлексам относятся:

1. Стопные патологические рефлексы разгибательной группы;

2. Кистевые и стопные рефлексы сгибательной группы;

3. Клонусы;

4. Защитные рефлексы;

5. Аддукторные рефлексы;

6. Синкинезии;

7. Рефлексы орального автоматизма;

8. Хватательный рефлекс.

 

Билет №33)

1.методика проведения люмбальной пункции

Люмбальную пункцию осуществляют при положении боль­ного лежа или сидя. Больного укладывают на бок, ноги сгибают в коленных суставах, бедра максимально приводят к животу, голову сгибают кпереди. Пункцию производят иглой с мандреном (быстрое излияние жидкости через полую иглу может привести к резкому падению давления церебро­спинальной жидкости). Иглу вводят в промежуток между остистыми отростками II—III или III—IV поясничных позвонков. Ориенти­ром для введения служит точка пересечения линии, соединяющей гребни подвздошных костей и позвоночник.

Иглу вводят строго в сагиттальной плоскости. У старших детей и взрослых остистые отростки опущены вниз, поэтому иглу вводят под острым углом. Введение производят медленно, нерезко. В момент прокола твердой мозговой оболочки ощущается «провал» иглы в субарахноидальное пространство.

В конечной цистерне «плавают» корешки спинномозговых нервов (конский хвост). При медленном введении иглы корешки отодвигаются. Лри быстром введении может наступить ущемление корешков и больной жалуется на боль в ногах. В этом случае нужно слегка потянуть иглу на себя. Если игла попала в кость, то следует ее вынуть и ввести повторно.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.