Аудит нефинансовой информации Для повышения доверия к публикуемым отчетам компании используют различные подходы, включая систему внутренних инструментов, таких как внутренний аудит, а также внешнее подтверждение отчета, к которому относятся: − нефинансовый аудит – процедура верификации представленной в отчете информации, которую проводит компания, предоставляющая профессиональные аудиторские услуги. Результатом проведения нефинансового аудита является аудиторское заключение, публикуемое в отчете. − общественное заверение – экспертиза отчета представителями внешних по отношению к организации заинтересованных сторон. Цели проведения общественного заверения могут быть достаточно разнообразными и включать в себя оценку значимости и полноты представленной в отчете информации, подтверждение того, что процедура подготовки отчета проходила с учетом мнения заинтересованных сторон, подготовку рекомендаций заинтересованных сторон по вопросам развития различных направлений КСО компании и раскрытия информации в ее нефинансовой отчетности. Результатом является публикуемое в отчете заключение об общественном заверении, которое подписывают представители заинтересованных сторон. Аудит нефинансовой отчетности – это процесс подтверждения информации и данных, содержащихся в нефинансовом отчете компании, включает следующие стадии: 1) нефинансовая проверка; 2) подтверждение отчета; 3) нефинансовый аудит; 4) верификация нефинансовой отчетности. Аудит нефинансовой отчетности начал развиваться с 1977 г. во Франции и распространен в современной практике. Аудит нефинансовой отчетности нужен руководству Компании с целью: − повышения эффективности внутренних процессов; − представления достоверной информации и данных в отчете; − взгляда со стороны на внутренние процессы и сам отчет; − получения независимых рекомендаций на будущее. Осуществляют аудит нефинансовой отчетности: − «Большая четверка»; − сертификационные органы; − органы внутри компании (в т.ч. внутренние аудиторы); − специалисты и авторитетные эксперты; − специально создаваемые советы заинтересованных сторон. Стандарты аудита Основными стандартами аудита КСО являются стандарты: – ISAE 3000; – AA1000AS. ISAE 3000 – международный стандарт, выпушенный в 2000 году и предназначенный для аудита нефинансовой отчётности. Нефинансовый аудит включает проверку социальной, экологической отчётности, отчётности об устойчивом развитии, информации, касающейся корпоративного управления и внутреннего контроля. В 2003 году сфера применения стандарта была расширена, и в настоящее время так же включает соблюдение этических требований, контроль качества, экспертизу материалов и др. ACCOUNTABILITY (AA1000) – Введенный в 1999 году стандарт ответственности AA1000 был разработан в дополнение к Руководящим принципам информирования Global Reporting Initiative в целях улучшения состояния дел в области ответственности и эффективности посредством обучения с привлечением заинтересованных сторон. Данный стандарт призван помочь в организации процесса систематического привлечения заинтересованных сторон к разработке показателей, целей и контрольных систем, необходимых для обеспечения эффективности общей деятельности организаций. Серия AA1000 основана на Основных рамках AA1000, при включении ряда специализированных модулей, первым из которых стал AA1000АS Assurance Standard – первый страховой стандарт в отношении социального информирования и информирования в области устойчивого развития. Аудит нефинансовой отчетности подтверждает: − достижение поставленных в прошлом отчетном периоде целей и задач; − соответствие внешним стандартам и руководствам (например, руководству GRI G3); − достоверность заявлений и данных в отчете; − системы и процессы, лежащие в основе подготовки отчета; − сбалансированность и полнота отчета; − отражение в отчете существенных вопросов; − надлежащий учет мнений стейкхолдеров; − отчет для руководства; − заключение. Кроме этого аудит нефинансовой отчетности проверяет: 1) отражает ли социальный отчет вопросы: − интервью с представителями руководства компании; − анализ ключевых документов; − анализ деятельности в области взаимодействия с заинтересованными сторонами; − сравнительный анализ отчета; − изучение подборки публикаций; − подготовка списка существенных вопросов и анализ их отражения в отчете; 2) достоверно ли утверждения и данные в отчете отражают результаты деятельности компании в области устойчивого развития: − оценка принципов отчетности; − аналитические процедуры с целью оценки достоверности количественных данных в определенных областях; − сбор доказательств с целью подтверждения утверждений в отчете; − посещение предприятий. 3) каковы трудности, т.е.: − отсутствуют единые четкие стандарты подтверждения; − привлечение подтверждающей стороны происходит на последних этапах подготовки отчета; − документирование и автоматизация процессов сбора данных для всех подразделений и объектов компании, включаемых в отчет, находятся на начальном этапе развития; − процессы внутреннего подтверждения данных в области КСО находятся на этапе становления; − компании испытывают трудности в раскрытии негативной информации. |