Сбор, анализ и обобщение материалов НОУ Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина Методические рекомендации по написанию Курсовой работы по экономическим дисциплинам Челябинск Методические рекомендации предназначены для студентов выполняющих курсовую работу по дисциплинам: экономическая теория, макроэкономика, международные экономические отношения. В них содержатся рекомендации по каждому из этапов ее подготовки, что должно дать студентам возможность избежать наиболее распространенных ошибок, сконцентрировать усилия на важных вопросах и, в конечном итоге, успешно защитить курсовую работу. Составитель: преподаватель Белашов Н.Н. Общие требования к работе В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовка и защита курсовой работы по экономическим дисциплинам входит в программу обучения. Целью подготовки курсовой работы является систематизация и углубление теоретических и практических знаний, полученных в рамках учебного плана, закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы. Работа должна свидетельствовать о степени готовности к практической деятельности. Курсовая работа по экономическим дисциплинам выполняется в соответствии с учебным планом подготовки специалистов с высшим образованием по экономическим специальностям и направлена на решение следующих задач: - систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных в рамках учебного плана, и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач, а также задач повышения общеобразовательного уровня; - развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов; - выяснение подготовленности студентов по экономическим дисциплинам. Курсовые работы выполняются на основе глубокого изучения литературы по направлению «Экономика» (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, в т.ч. на иностранных языках, нормативной и справочной литературы и т.д.) и анализа практического материала. Курсовая работа в дальнейшем должна служить методологической базой для написания выпускной дипломной работы. Курсовая работа должна представлять собой законченное решение конкретной организационно-экономической задачи, включать совокупность результатов исследования и научно-практические положения, выдвигаемые автором. В ней должны быть определены пути дальнейшего развития исследуемой проблемы, показана способность автора видеть перспективу исследования. Курсовая работа должна удовлетворять следующим требованиям: - содержать изложение теории проблемы, поставленной в работе; - использовать фактические данные предприятий и организаций различных организационно - правовых форм, фактический материал в виде отчетных, плановых и прочих документов, таблиц, рисунков, диаграмм, схем и т.д., публикующихся в периодических экономических изданиях, что в дальнейшем позволит более качественно и творчески подойти к написанию дипломной работы; - содержать необходимые аналитические, прогнозные или плановые расчеты; - использовать экономико-математические модели и компьютерные технологии (электронные таблицы, пакеты прикладных программ, графики, выполненные на компьютере); - предлагать рекомендации по совершенствованию изучаемых процессов; - строго соответствовать требованиям нормоконтроля по оформлению. В курсовой работе студент должен показать: - достаточную теоретическую подготовку и способность проблемного изложения теоретического материала; - умение изучать и обобщать нормативные акты и литературные источники; - способность решать практические организационно-экономические задачи; - навыки комплексного анализа ситуаций, моделирования и расчетов, владения современной вычислительной техникой; - умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых решений; - умение логически строить текст, формулировки выводов и предложений. Подготовка курсовой работы включает следующие этапы: - выбор темы; - разработка рабочего плана (в законченном виде рабочий план представляет собой развернутое содержание, структуру курсовой работы); - исследование теоретических аспектов проблемы; - сбор, анализ и обобщение эмпирических данных. Результатом выполнения этого этапа является предварительный вариант выпускной работы; - формулирование выводов и рекомендаций; - оценку социально-экономической эффективности выводов и предложений; - написание аннотации на русском и иностранных языках; - оформление выпускной работы. Профессиональная готовность студента определяется умением отобрать необходимую информацию, обработать её, сделать обоснованные обобщения, выводы, предвидеть последствия и аргументировать целесообразность реализации предлагаемых решений. Работа оформляется в виде, который может позволить судить о полноте и обоснованности содержащихся в ней результатов, выводов и предложений. Ей должны быть присущи целевая направленность и чёткость построения, логическая последовательность изложения материала, точность формулировок, конкретность в представлении результатов, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление. Выбор темы Тематика курсовых работ соответствует подготовке специалистов по экономическим специальностям. Тематика работ разрабатывается и ежегодно уточняется кафедрой экономических дисциплин и утверждается Учебно-методическим советом Челябинского института экономики и права им. М.В. Ладошина. В рамках предлагаемой тематики студентам предоставляется право выбора темы. Студент может и самостоятельно предложить тему курсовой работы с обоснованием ее целесообразности. Необходимо учитывать также возможность получения требуемой исходной информации: если студент четко представляет, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях именно это обстоятельство может предопределить выбор. При выборе темы должны быть соблюдены следующие условия: - не рекомендуется выбор одинаковой темы тремя или более студентами одной учебной группы; - если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) темам, то в наименование должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения. Тема курсовой работы закрепляется за студентом. Выбор темы согласовывается с руководителем курсовой работы, после чего формулировка темы с указанием научного руководителя утверждается заведующей кафедрой. 3. Структура и содержание работы: Курсовая работа включает следующие составные части: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основную часть (как правило, 3 главы), заключение (выводы и рекомендации), библиографический список использованных источников, приложения. Титульный листявляется первой страницей работы. Оформляется строго в соответствии с образцом (см. приложение 3) и содержит название темы, фамилию, имя, отчество, направление и учебную группу студента; фамилию, имя, отчество, ученую степень и ученое звание (должность) руководителя курсовой работы. Содержание (оглавление) включает перечень всех глав и параграфов курсовой работы с указанием номеров страниц. Во Введенииобосновывается актуальность темы курсовой работы, степень ее проработанности, определяются цель и задачи, теоретические и методологические основы, предмет и объект исследования. Помимо этого во Введении должны быть обоснованы логика и структура курсовой работы. Иными словами, во Введении дается общая характеристика курсовой квалификационной работы. Здесь же отмечается практическая ценность работы, область ее настоящего (или возможного) использования. Объем Введения - 2-3 стр. Основная частьработы состоит, как правило, из трех логически связанных и соподчиненных глав (разделов), каждая из которых подразделяется на несколько частей (подразделов, «параграфов»). При необходимости число глав может быть увеличено или уменьшено (до двух). При рассмотрении содержания курсовой работы следует учитывать, что возможны различные подходы к ее выполнению. Если тема обширна, то в работе могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных ее сторон, но они должны быть раскрыты полностью. Возможен и другой подход: изложение охватывает все аспекты, раскрывающие тему, главное внимание уделяется при этом их взаимосвязи и сравнительному анализу. Глава первая— теоретическая часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме. В ней осуществляется анализ современного состояния теории проблемы, дается обзор нормативных актов и литературных источников, позиций исследователей, обосновывается точка зрения автора на исследуемую проблему. В теоретической части могут быть рассмотрены: - понятие и сущность изучаемого явления, процесса; - краткий исторический обзор (эволюция) взглядов на проблему, сравнительный анализ исследований в России и за рубежом; - тенденции развития тех или иных процессов; - экономические законы, которые определяют решение проблемы, социальные, организационные, политические предпосылки, которые влияют на решение. Теоретическая/часть может занимать примерно 30% объема работы. Глава втораяаналитическая, включает методические подходы и совокупность расчетно-аналитических действий для решения поставленных задач. Назначением главы является анализ состояния и динамики исследуемого процесса, явления. В ней рассматриваются показатели, характеризующие прямо и косвенно исследуемые процессы, явления, выявляются и классифицируются факторы, влияющие на показатели развития. В этом разделе по необходимости используются экономико-математические методы и компьютерные технологии обработки данных, составляются аналитические таблицы, графики, схемы и т.д. Таким образом, студент должен продемонстрировать умение использовать для решения поставленных в работе задач методы изученных им наук (математики, информатики, статистики, эконометрики, экономической теории и т.п.). Вторая часть выпускной работы может занимать 30-50 % общего объема. Глава третья- проектная. В ней определяются задачи и требования к решению вопроса, формулируются предложения по перспективе развития объекта исследования. Раскрываются конкретные методы решения проблемы. Выполняются практические расчеты, дается оценка эффективности предлагаемых мероприятий (рекомендаций). Логика основной части работы может быть иной. В главах могут быть представлены теоретико-методологическая и практическая части (например, при подготовке работы по группе близких задач). В Заключениисинтезируется суть работы, подводятся итоги решения поставленных в ней задач, обобщаются полученные результаты. Оценивается полнота решения поставленных задач. Обозначаются границы применения результатов, намечаются направления развития темы и пути продолжения исследования (в т.ч. в будущей деятельности автора). Заключение должно содержать все новое и существенное, что составляет итог курсовой работы и в дальнейшем будет использовано при написании дипломной работы. Заключение может занимать до 3 страниц. Библиографический списокиспользованных источников нормативной и научной информации является составной частью выпускной квалификационной работы и показывает степень изученности проблемы. В Приложениявыносятся материалы, которые необходимы для раскрытия темы, проведения анализа, облегчения восприятия основной части, не перегружая ее. Сбор, анализ и обобщение материалов Сбор и обработка информации является одним из наиболее ответственных и сложных этапов выполнения курсовой работы. Статистическая и другая информация собирается с учетом задач, которые поставлены в работе. Основными ее источниками являются: - нормативные материалы (законы, указы, постановления, методические указания и положения, и т.п.); - специальная литература - научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме. Они рекомендуются научным руководителем и могут подбираться студентом самостоятельно. Эти материалы (вместе с учебными пособиями) служат основой подготовки теоретической части курсовой работы; - публикации в специализированных периодических изданиях («Вопросы экономики», «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом, «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансы», «Финансы и кредит», «Эксперт», «Внешнеэкономический вестник», «Финансовый менеджмент», «Экономика и жизнь», « Справочник экономиста», «Секрет фирмы» и т.д.); - учебные пособия. Студент должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы по программам конкретных дисциплин; - статистические ежегодники, информационно-справочные сборники; - фактические данные о работе конкретных отечественных и зарубежных предприятий. При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае он обязан высказать в работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод. В работе может использоваться первичная и вторичная информация. Первичная информация собирается путем самостоятельного проведения специальных исследований по разработанной программе (с помощью анкетирования, опроса, из первичных документов, с привлечением экспертов и т.д.). Вторичная - это информация экономических и статистических органов, других структур. Статистическая информация собирается с учетом задач, которые поставлены в курсовой работе. Как правило, наиболее полезной является информация, содержащаяся в специальных изданиях. Собранный материал нужно оценить с точки зрения репрезентативности и достоверности. |