МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика формирования синтаксической стороны речи.





 

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Речь трехлетних детей ситуативная, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речи.

Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

- Что делает мама? (Читает).

- Что делают дети? (Поют).

Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое):

-Что девочка делает? (Девочка рисует).

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»:

- Врач лечит кого? (Больных).

- Почтальон разносит что? (Письма, газеты).

В младшей группе детей учат распространять предложения за счетоднородных членов. Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например, воспитатель говорит: «В детский сад привезли новую мебель … столы, стулья, шкафы». Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.

Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложений: « Что делают дети?»,- спрашивает воспитатель. Дети отвечают уже обстоятельно, используя в речи подлежащее и сказуемое: «Дети идут в лес». Помимо этого дети упражняются в изменении глаголов: «Дети пойдут в лес», «Дети уже были в лесу».Для этого хорошо также использовать дидактические игры, например, «День куклы».

-Что делает кукла?

- Кукла поет. Кукла рисовала.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни(средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой. В речи детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа и мама, они …»), переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют обстоятельств и определений.



В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

Детям предлагаются картинки, отвечая на вопросы (кто? Что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем распространяют их с помощью вспомогательных вопросов.

1) Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2) Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. С этой целью используются упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.

-Маша взяла утюг, она будет …(гладить белье).

- Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет …(кататься на велосипеде).

- Кого ведут в детский сад?

- Кого учит учитель?

- Что рисует художник?

Необходимо активизировать в речи детей употребление союзовподчинения (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) и сочинения (а, но, и, то-то). Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать целым предложением или закончить предложением.

- Почему птицы осенью улетают на юг?

- Когда можно переходить улицу?

- Для чего нужен пылесос?

- Зачем Миша пошел в библиотеку?

- Пошел дождь, но мы….

- Дети ходят в школу, чтобы…

- Надя не слушалась маму, поэтому…

Существуют специально разработанные приемы, с помощью которых ребенок вынужден высказываться в форме сложных предложений:

Составление сложносочиненных предложений по двум картинкам. Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение:

-Белка сидит на елке. Заяц сидит под елкой.

- Девочка разбирает постель. Девочка спит.

- Девочка подметает пол. Мальчик моет посуду.

Самостоятельное придумывание ребенком предложений:

- с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть раздеть снять одеть;

- со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок;

- с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки;

- с союзами если, так как, поэтому.

Упражнения проводятся преимущественно в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи.

Дети в основном строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы.

Особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Вводятся языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например).Для этого используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

- Какая сегодня погода? (Хорошая).

- Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет вера и дождя).

- Какой бывает день, когда тепло? (Теплый).

- Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный).

- А когда нет ветра? (Безветренный).

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения Вопросы
1. Дети были в школе. 1. Откуда пришли дети? (Из…..)
2. Снег лежал на крыше. 2. Откуда сбрасывали снег? (С …)
3. Воробей сидел на заборе. 3. Откуда слетел воробей? ( С…)
4. Посуду поставили на стол. 4. Откуда убрали посуду? (Со …)
5. Мальчик зашел за дом. 5. Откуда вышел мальчик? (Из-за)
6.Кошка залезла под ковер. 6. Откуда вылезла кошка? (Из под)
7. Пловец нырнул под воду. 7. Откуда вынырнул пловец? (Из под)
8. Человек завернул за угол. 8. Откуда вышел человек? (Из-за..)

 

Еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением.

Упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений.

- Сережа взял карандаш, чтобы…(рисовать).

- Сережа не достает до звонка, потому что он…( маленький).

- Дети поливают морковь для того, чтобы …(она хорошо росла).

. Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения

- Мы пойдем гулять, если…(не будет дождя).

- Цветы засохнут, если …(их не поливать).

- Чашка разобьется, если ее…(уронить).

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.