МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Приемы работы с картами: 1) локализация исторических событий по карте





Методика

Лекция № 7 от 16.10.08.

Продолжение лекции № 6

Методические приемы и средства изучения хронологии и картографического материала в основной школе

Вопросы:

1) методические приемы и средства изучения хронологии

2) виды исторических карт и приемы работы с ними

3) типология хронологических и картографических заданий и тестов

4) образные и теоретические приемы и задания

 

Одно из самых сложных – запоминание дат учащимися. Поэтому очень важно проводить специальную работу по хронологии. Существуют специальные приемы изучения:

I) составление лент времени – этот прием заключается в графическом изображении времени. Иногда это сопровождается цветовым решением. На ленте отмечаются основные понятия: год, век, тысячелетия, наша эра, до нашей эры. Нужны, чтобы а) показать о линейности исторического времени (идет в одну сторону) б) его неповторимости (взад вернуть нельзя) в) создание представления о прямом и обратном счете лет. Подробнее: Годар. «Преподавание истории в 5 классе». Дети чертят ленту времени, смотрят ее на бумаге. Задания по ленте времени:

- определение длительности исторических событий или их продолжительности (сколько лет прошло с Куликовской битвы?) на 1 уровне

- установление временных связей между событиями, что было раньше, а что позже, насколько раньше предшествовало и т.д. Берутся две даты, они сравниваются и вычисляются. Это второй уровень. Что было раньше: курица или яйцо? 2й уровень

- творческие задания – устанавливается синхронность разных событий в разных государствах. 3й уровень.

1) образная (простая) характеристика даты – чтоб в памяти детей четко зафиксировались даты. Например: если говорим об апреле, то добавляем, что лет был тонкий, и все теплело...

2) составление календарей событий и хронологических комплексов – помогает устанавливать события, происходящие в сжатые сроки (календарь событий – подчеркивает быстроту событий), а если события происходят в разные века, но тесно связаны систематически – то это хронологический комплекс (закрепощение крестьян).

3) составление хронологических и синхронистических таблиц. Хронологическая таблица – составляется на основе заполнений дат событий по определенной теме, соответствует датам и событиям. Синхронистические таблицы 2х видов. 1-я синхронистическая таблица фиксирует события происходившие в разных странах, примерно в одно и то же время – образование централизованных государств в Западной Европе. 2-я таблица фиксирует события происходившие в одно и то же время, но в одной стране но в разных сферах общественной жизни: экономика, политика, культура, но в рамках XVIII века. Хронотоп – приведены не только даты, но и места исторических событий.

Схемы – круговые и лесенки. Круговые – периодизация (споры историков о начале и конце Гражданской войны). Лесенки – цепочка дат.

II) карты. 1) общие (основные карты) – отражают исторические события в стране или группе стран, их положение, состояние в определенный момент исторического развития. Россия в XVI веке. Карта мира в 1647 году. Дает попречный разрез, статична, лишь отдельные элементы передают динамику – границы, демография, военные, социальные события, рост городов. 2)обзорные карты предают динамику событий. На нескольких уроках рассматривается. Расширение русского государства в XVII веке. 3) тематическая карта – посвящена конкретному уроку и конкретному развитию. Великие географические открытия. Разгружена от лишних деталей, передает события конкретной темы. Более яркая, конкретизирует данное событие. 4) схематическая – локальные планы, карты-схемы (план города, битвы, передают только конкретные подтемы: например, Тарутинский маневр). 5) контурные карты – ничего кроме точек городов и рек. 2 комплекта – для домашней работы (можно делать любые задания), второй для контрольной работе в классе – «слепым методом» научить пространственному представлению. 6) мультипликационные карты – через проектор, по компьютеру.



Приемы работы с картами: 1) локализация исторических событий по карте

2) прием оживления карты –рисунками, специальными шнурами (передвижение войск). На первом уровне показываем, на втором уровне мы сравниваем карты, делаем вывод. Третий – творческий уровень – прием картографического прогнозирования – представь, что ты участник экспедиции. Наметь маршрут. 3) составление легенды карты (у каждой карты есть набор условных значков – это они и есть, т.е. придумать свой значок оазисам, городам).

Тестовые задания по карте и по хронологии.

1) тесты с выбором ответов.

2) тесты на восстановление соответствия (события, деятели, места, понятия сопоставить с датами либо с географическими названиями).

3) Тесты на группировку информации материала (справа – неолит, мезолит, палеолит – а слева – охота, растениеводство, керамика)

4) Тесты на исключение лишнего или иерархические ряды.

5) Тест на определение последовательности – наши цари вперемешку, и нужно расставить.

6) Тест с ограничениями на ответы – тест с пропусками.

III)Образное и логическое задание. Образное (Годар) – это такое задание. Которое помогает восстановить ученику, способствует развитию мышления, воображения. Логическое – способствует осмыслению методического материала (Лернер). Оценочное задание – подводит ученика к выводам и оценкам (Гора).

Типология образных заданий: 1) описание (всего, чего угодно) 2) составление рассказа или повествования (расскажи от имени крестьянина и т.д.) 3) персонификация – придумать своего персонажа 4) делать руками – зарисуй, слепи, склей 5) стилистическая – напиши письмо 6) составление образных характрестик, роль людей 7) найти ошбки, неточности в описании 8) задание на нереальную ситуацию – один персонаж перееp;ftn в другую страну – что необычного он там видет?

Типология логических заданий: 1) на сравнение (все, что угодно, но выделять объекты, критерии сравнения) 2) задание на определение существенных признаков явлений, его характера, типологии, причины (опричнина, НЭП), составлние coyjcnys[ схем 3) выявление ПСС – взаимосвязи событий, логику, логическую цепочку – логические схемы и графики. 4) раскрытие тенденций, динамики исторических процессов (альтернатива была?) 5) личностный смысл – ваше мнение, прогноз. Обоснование и аргументация своей оценки.

Типология творческих заданий: 1) задание-прогноз 2) здание-альтернатива 3) задание-противоречие (нужно разобраться в фактах) 3) поиск недостающих данных 4) задание-фантазия 5) задание – дискуссия 6) задание – размышление.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.