МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методические приемы изучения теоретического материала на уроках истории в основной школе





Методика

Лекция № 6 от 09.10.08.

Методические приемы изучения теоретического материала на уроках истории в основной школе

Вопросы:

1) приемы устного изложения теоретического материала

2) письменно-графические приемы изучения открытых и скрытых фактов теории

3) образные и логические задания на уроках истории

4) дискуссионная деятельность

 

Первый прием – объяснение(самый распространенный прием в школьной практике). Это такой прием, который помогает сообщить какой-либо теоретический материал, и разъяснить все признаки понятий, причинно-следственные связи, смысл, сущность, значение явлений – всю теорию – в готовом виде.Наиболее доступен, т.к.учитель, зная материал, легко может все объяснить, но при такой подаче материала ученик плохо запоминает, экономит время, также учитель показывает, как надо излагать, дает вариант ответа. Легко можно узнать прием по союзам «по этому, так как, потому что, в следствие того, что» - свидетельство того, что материал анализируется, объясняется и конкретизируется.

Второй прием – рассуждение. Этот прием включает в себя цепь суждений, умозаключений, раскрывающих историческую сущность явлений. Но в отличии от объяснения показывается ход рассуждений, учитель показывает, как он размышляет, поэтому всегда используются проблемные вопросы, ставятся альтернативы, показывается поиск истины, выдвигаются собственные предположения.

Третий прием – характеристика. Прием, который в отличии от описания помогает точно перечислить существенные черты, исторические понятия, причинно-следственные связи, оценка исторических явлений. Начинается характеристика с ведущего признака. 1 тип – с выводом перечислений (опричнина: четко черты и вывод); 2 тип – перечисление и вывод.

Четвертый прием – беседа. 1 вид – повторительная – такая, в ходе которой повторяется материал в том виде, что и изучался. Вопросы по преимуществу воспроизводящие (вспомните, перечислите); 2 вид – обобщающая – известные знания при повторении необходимо преобразовать (сделать вывод, проанализировать после изучения нового материала). 3 вид – аналитическая – анализ нового материала (прям изучаем и уже анализируем, вопросы преобразующего характера); 4 вид – эвристическая – беседа творческая, проблемные вопросы, рассчитана на сильный класс.

Пятый прием – письменно-графический прием – в них задействована обязательно письменная работа в тетрадях: составление планов, таблиц, схем.

Планы – это учит аналитическому мышлению, учит развивать речь.

1) план перечисления (при изучении существенных признаков понятий, главных исторических фактов, скрытой теории).

2) стереотипный план (план, который помогает устанавливать общие, особенные и единичны признаки в однотипных исторических явлений). Причины войны, восстания, повод, состав участников, цели, характер программ, ход военных действий.

3) смысловой план (самый главный план, жесткая последовательность, отражающая логику изложения фактического и теоретического материала и перестановка пунктов данного плана невозможна).

4) план простой информативный (краткий план, при изучении неглавных фактов, при конспективном го изложни). На уроке средних веков по славянам – соседи по славянам.



5) тезисный план (отражает существенные признаки, причинно-следственные связи, скрытую теорию динамичных фактов, в нем всегда есть подпункты).

6) картинный план (самый сложный план, образная разновидность, помогает восстановить картину событий, пункту нельзя менять). Народное собрание в Афинах.

 

Составление таблиц. Таблица – это синтетический образ изучаемой темы, это рамка, в которую вкладывается содержание темы. В таблице есть всегда графы, в которые вписывается материал. Таблицы сравнительные, конкретизирующие (в первую графу – теория, в остальные – факты), тематические (обобщает материал по всей теме), таблицы шахматной доски(графы заполняются частично), статистическая (состав Думы).

Схема – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными значками, геометрическими фигурами, символами, надписями, а их взаимоотношения – стрелочками.

Технические схемы – устройство каких-либо исторических явлений или объектов (крестьянский дом, башня феодала).

Локальная схема(план местности) – схема показывает рельеф местности.

План-схема – вид сверху.

Логические схемы – цепь причины.

Сущностные схемы – показать признаки определенных понятий.

Структурные схемы – устройство чего-либо с помощью стрелочек.

Родословные схемы. Неполная родословная – т.к. ребенку тяжело все запомнить.

Графики(линии, показывающие нарастание событий, циклы, этапы) и диаграммы (количество чего или кого-либо, круговая и столбиковая).

 

Дискуссия на уроке истории. Это такая форма работы (или ПРИЕМ), при которой создается межличностный конфликт, где каждый участник защищает свою позицию. По тому как организовать: 1) структурированная (выделяются группы детей, выделяется большая проблема); 2) дискуссия с игровым моделированием (используются представители различных партий, движений); 3) проектная (дети готовят проекты по своим темам и отстаивают свои позиции).

1) командные (дебаты, класс делиться на две части). 2) парные (спорят в парах). 3) групповая (круглы стол, симпозиумы. Эксперты, проблему группы оспаривают и ведет спор). Вводный этап, основной и итоговый этап.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.