по теории обучения иностранным языкам ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА По Теории обучения иностранным языкам По направлению «Лингвистика» Уч. год 1. Методика обучения иностранным языкам как наука. Связь методики с другими науками. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным языкам: объект, предмет, методы исследования. Отношение лингводидактики к методике обучения иностранным языкам. 2. Цели и задачи обучения иностранным языкам. Понятия “коммуникативная компетенция». Ее характеристика и структура. 3. Программа по иностранным языкам для различных типов школ. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку. 4. Психологические особенности содержания и процесса обучения иноязычному общению. Характеристика навыков и речевых умений. 5. Лингвистические основы обучения ИЯ. Язык, речь и речевая деятельность. РО – основная единица организации речевого материала. 6. Принципы обучения иностранным языкам (дидактические, психологические, лингвистические и методические). 7. Проблема системы упражнений в методической литературе. Упражнение как методическая единица. Классификация упражнений. Принципы построения системы упражнений для обучения иноязычному общению. 8. Современные методы обучения ИЯ. Сравнительная характеристика прямых и грамматико-переводных методов обучения ИЯ. 9. Предметный и процессуальный аспекты содержания обучения ИЯ. Отбор содержания обучения ИЯ. 10. Проблемы методики обучения произносительной, грамматической и лексической сторонам речи. 11. Аудирование как цель и средство обучения. Трудности при аудировании. Система упражнений по обучению аудированию. 12. Проблемы методики обучения диалогическому и монологическому общению. 13. Проблемы методики обучения чтению на разных ступенях обучения. Виды чтения. Уровни понимания читаемого; условия, обеспечивающие понимание. 14. Современный урок иностранного языка. Структура и основные требования к уроку иностранного языка на разных ступенях обучения. 15. Планирование и его роль в обучении иностранному языку. Виды планов и их характеристика. Условия, обеспечивающие успешное планирование урока иностранного языка. 16. Контроль знаний, навыков и умений по иностранному языку. Функции, объекты, формы, виды и способы контроля. 17. Внеклассная работа по иностранному языку. Пути и способы повышения воспитательной и образовательной направленности внеклассной работы. 18. Самостоятельная работа по владению иностранным языком как резерв учебного процесса. Виды и уровни самостоятельной работы. Роль памяток в организации самостоятельной работы. Список базовой литературы По теории обучения иностранным языкам 1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе.-М., Просвещение, 1988. 2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., «Аркти-Глосса», 2003. 3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.- Academia, 2004. 4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., Высшая школа, 1982 . 5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., Просвещение, 1991. 6. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М., Просвещение, 1990. 7. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., Русский язык, 1989. 8. Примерные программы по иностранным языкам //Иностранные языки в школе. – 2005. - № 5, 6, 7. 9. Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2-11 классы.- М., АСТ: Астрель, 2004. 10. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., Просвещение, 1991. 11. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998. 12. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М., Просвещение, 1986. Список дополнительной литературы по теории обучения иностранным языкам 1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура, 2 изд. - М., Русский язык,1986; 4 изд. – 1990. 2. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков/ Владимирский гос. педагогический институт. - Владимир, 1980. 3. Журналы: “Иностранные языки в школе”, “Русский язык за рубежом”, “Forum” (USA), “Deutsch als Fremdsprache” (Deutschland), “ Le Francais dans le Monde” 4. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., Просвещение, 1985. 5. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М., Просвещение, 1983. 6. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку.- Москва, Academia,2001. 7. Методика преподавания иностранных языков за рубежом/ Сост. Васильева М.М., Синявская Е.В. - М., Прогресс, 1967. 8. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М.: Ступени, ИНФРА – М, 2002. 9. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия// Сост. Леонтьев А.А. - М., Русский язык, 1991. 10. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв./ Под ред. Рахманова И.В. - М., Педагогика,1972. 11. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. -М., Просвещение, 1988. 12. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. - Ленинград, Просвещение, 1975. 13. Рапопорт И., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе – Таллин: Валгус,1987. 14. Сафонова В.В. Изучение языков межкультурного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж,1994. 15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М., Просвещение, 2002. 16. Современные языки: Изучение, преподавание, оценка. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком//Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. - Страсбург, 1996. 17. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе/ Под ред. Климентенко А.Д., Миролюбова А.А. - М., Педагогика, 1981. 18. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М., Высшая школа, 1987. 19. Шейлз Джо Коммуникативность в обучении современным языкам./ Совет Европы. Совет по культурному сотрудничеству - Совет Европы Пресс, 1995. 20. Штульман Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам/ Издательство Воронежского университета. - Воронеж, 1971. 21. Языкова Н.В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков. – Л.: Просвещение, 1977. 22. Языковая политика в многонациональной поликультурной Европе. Европейский языковой портфель// Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. - Страсбург, 1997. |