Особенности методики обучения общей биологии Какова специфика обучения школьников общей биологии? История становления курса. До 60-х гг. ХХ в. общебиологические закономерности изучались в рамках традиционных курсов биологии без введения отдельного школьного предмета. Особое внимание в советской школе уделялось изучению основ дарвинизма, поскольку данный раздел, как никакой другой, позволяет решать задачу формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Однако, начиная с 1931 г. из содержания школьной биологии постепенно исключаются следующие разделы: · основы цитологии – в 1932 г.; · основы генетики и селекции – в 1938 г.; · основы дарвинизма – в 1948 г. Вместе с тем усиливается практическая направленность школьной биологии. В 1964 году был организован конкурс на лучшую программу по общей биологии для общеобразовательной школы. Победу в нем одержала программа авторского коллектива под руководством Ю.И. Полянского (Ленинград). Несколько позже в соответствии с данной программой начинает издаваться учебник общей биологии, в создании которого принимали участие ведущие методисты-биологи: Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская, а также ученые-биологи: Ю.И. Полянский, К.М. Суханова, А.Д. Браун, А.С. Данилевский и др. Проблемами методики обучения общей биологии в разное время занимались В.М. Корсунская, Место раздела в школьном курсе биологии. Для учебного предмета «биология» характерен концентрический принцип построения, поэтому общая биология изучается на средней и старшей ступенях школьного образования. Так, курс «Введение в общую биологию» или «Основы общей биологии» изучается в 9 классе (2 часа в неделю). В 10-11 классе курс «Общая биология» изучается на базовом (1 час в неделю) или профильном (3 часа в неделю) уровне. Цели курса. Изучение курса общей биологии построено с учетом необходимости всестороннего развития личности учащихся и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Обучающие цели раздела направлены на формирование у обучающихся биологических знаний: · о свойствах живого и их проявлении на различных уровнях организации живой природы; · о строении и функционировании биологических систем различного уровня организации; · о закономерностях индивидуального и исторического развития органического мира; · о закономерностях наследственности и изменчивости; · о взаимосвязи биологических систем со средой; · о взаимосвязи строения биологических объектов с выполняемой функцией; А так же обеспечивают развитие основных предметных умений. Развивающие цели курса нацелены на развитие и закрепление основных интеллектуальных, общеучебных и коммуникативных умений, а также на формирование на основе знаний об общебиологических закономерностях научного мировоззрения, а также ценностного отношения к природе и жизни. Воспитательные цели обращены на формирование общей культуры личности, адекватного поведения в окружающей среде, сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, а также природной среды. Особенности содержания раздела «Общая биология». В разделе одной стороны, обобщаются знания, полученные учащимися из предыдущих курсов, с другой стороны, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности. Содержание раздела «Общая биология» носит интегративный характер, поскольку в нем интегрируются знания различных биологических наук: · цитологии; · генетики; · селекции; · эволюционного учения; · экологии. Целостность курса определяется ведущими идеями, лежащими в основе отбора его содержания: · идеей эволюции; · идеей многоуровневой организации жизни; · идеей взаимосвязи живых систем с окружающей средой. В связи с высоким уровнем теоретизацией содержания курса общей биологии когнитивный (знаниевый) компонент, помимо общебиологических понятий, включает в себя: · теории (клеточную, эволюционную, мутационную, хромосомную теорию наследственности, антропогенеза и др.); · законы (гомологических рядов наследственной изменчивости, биогенетический закон, законы Менделя и т.д.); · гипотезы (происхождения жизни на Земле). Понятия, включенные в содержание раздела «Общая биология», можно разделить на три группы: Общебиологические (цитологические, экологические, эволюционные, генетические, об обмене веществ и энергии, о саморегуляции и др.); Гносеологические – раскрывают историю и методы получения научной информации; Политехнические: · технологические (о породе, сорте, штамме, направлениях и задачах биотехнологии); · природоохранительные. Трудность отбора содержания курса связаны с противоречием между обширным, постоянно возрастающим объемом научной информации и ограниченным учебным временем. Другая сложность состоит в том, что общебиологические закономерности изучаются в 9 классе, а затем – в 10-11 на базовом или профильном уровне. При таком подходе сложно избежать повторения материала, изучаемого на разных ступенях обучения. Формы, методы и средства обучения общей биологии. Основной формой обучения общей биологии является урок. Наряду с уроками, программами предусмотрен ряд экскурсий, например: Специфика содержания курса «Общая биология» определяет ведущую роль словесных методов обучения. В отличие от остальных разделов школьной биологии важное значение среди всего многообразия словесных методов приобретает школьная лекция, которая может быть репродуктивной или проблемной: · репродуктивная лекция – носит описательный характер и направлена на понимание и запоминание учащимися отдельных фактов, закономерностей, теорий; · проблемная лекция – имеет объяснительный характер. В начале лекции учитель ставит перед учащимися вопрос, проблему, решение которой раскрывается в ходе изложения. В целом, возрастает роль монологических методов обучения. Наряду со школьной лекцией, широко используются доклады учащихся, организуются такие виды уроков, как урок-семинар и урок-конференция. Среди практических методов большое значение в процессе обучения общей биологии имеют лабораторные работы, которые учащимися старших классов выполняются самостоятельно, в том числе и по самостоятельно разработанному плану. В ходе лабораторных работ наблюдаются не отдельные факты, а целостные объекты и процессы. Выводы по результатам выполнения лабораторных работ делаются путем логических обобщений. Максимальная степень самостоятельности при выполнении лабораторных работ учащимися старших классов способствует развитию у них творческой познавательной деятельности. Все методы, применяемые в процессе обучения общей биологии, должны быть ориентированы на создание условий для развития у учащихся различных логических операций. Например: · беседа, рассказ или лекция должны быть ориентированы на анализ и синтез, сравнения и выводы; · наблюдения – на анализ объектов, установление связей между частями объекта, сравнение объектов между собой, формулировку выводов; · школьный эксперимент – на установление причинно-следственных связей. Психологические особенности учащихся старших классов позволяют на уроках длительное время использовать одни и те же методы обучения. Курс общей биологии оснащен наглядными средствами, среди которых преобладают средства изобразительной наглядности: таблицы, модели, динамические пособия, меньше – кинофильмов, диафильмов. |