ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Направления и виды интеграции уроков литературы с другими предметами. Тема: Межпредметные связи литературы с другими предметами Межпредметные связи на уроках литературы. Направления и виды интеграции уроков литературы с другими предметами. 1. Межпредметные связи на уроках литературы Как один из ведущих учебных предметов литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, ИЗО, музыкой, информатикой и др. 1. Наиболее естественно осуществляется связь литературы и родного языка. У этих предметов есть немало общего. Уроки ведет один учитель. Объектом изучения является словесность. Соответствующие науки – литературоведение и языкознание – развивались в течение столетий в тесной взаимосвязи, объединяясь под общим названием филология. Взаимодействие русского языка и литературы определяет два основных направления в реализации их взаимосвязей. Эта работа над стилем литературного произведения, которая базируется на основательном знании языка, и развитие речи школьников, невозможное без понимания выразительно-изобразительных средств и их идейно-художественной функции в произведении. Например, при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется одна из особенностей стиля писателя – повторы. Школьникам предлагается найти ряды повторов в тексте VIII главы. Беседа в классе проходит по следующим вопросам: Докажите, что повтор — действительно излюбленный прием Гоголя. В чем особенность построения такого повтора? (Реплику персонажа повторяет слово в слово сам автор.) Прочитайте найденные вами в тексте примеры, иллюстрирующие этот прием. Какими предложениями по цели высказывания являются реплики персонажа и какими — автора-повествователя? (Ответ прост: побудительными и повествовательными с оттенком утверждения.) С какой целью Гоголь использует этот прием? (Ученики отвечают, что в VIII главе повествуется о трудных минутах в жизни казаков: они готовятся к решающему сражению. Гоголь, используя прием повтора, как бы сам хочет подтвердить правильность действий казаков накануне решающего испытания Итак, в результате анализа реплик героев и авторского повествования, представляющих собой соотнесенные ряды повторов, подводим школьников к основной мысли, что «запорожское казачество для Гоголя — это пример справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства» Почему же среди всего многообразия изобразительно-выразительных средств языка Гоголя (различных видов эпитетов, красочных сравнений, лирических отступлений) мы акцентируем внимание учащихся на всевозможных повторах? Это вызвано прежде всего тем, что данный прием в большей степени характерен для диалогической речи художественной прозы, что позволяет подготовить учащихся к восприятию драматического произведения — комедии «Ревизор». 2. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Этим во многом объясняются многосторонние связи литературы с курсом истории. Для полноценного усвоения школьниками литературного материала учителю порой приходится давать исторический комментарий, опережая программу истории. В этом случае комментарий словесника должен быть кратким, наглядным и опираться на понимание учениками общего хода исторического процесса. Межпредметные связи литературы и истории особенно характерны на урока, посвященных изучению жизненного и творческого пути писателя, анализу литературного произведения, разбору литературно-критических статей. Привлечение исторического материала в процессе работы над монографической темой позволит показать школьникам отличие художественного изображения действительности от научного, исторического изложения. Теснейшая связь художественного и научно-исторического материала характеризует и уроки изучения обзорных тем. Примеры: На уроках изучения биографии писателя учитель литературы строго придерживается исторических фактов. При постижении творчества художника учащиеся должны хорошо знать и конкретно представлять основные исторические события, свидетелем и участником которых был этот писатель. Учитель-словесник использует исторические знания, полученные учащимися на уроках истории, и пополняет их. Изучая биографию писателя необходимо не только показать отношение человека к эпохе, но и через его жизнь лучше понять саму эпоху. Уроки истории и уроки изучения биографии писателя должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. Излагая биографический материал, учитель тщательно отбирает исторические, биографические и литературные факты, которые можно привлечь на уроке, чтобы установить связь писателя с эпохой, выявить его место в идейной и литературной борьбе своего времени. Работу по отбору материала, который поможет связать историческую науку с литературой можно вести в следующих трех направлениях: 1. Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени. 2. Знакомство с фактами жизни писателя, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны. 3. Выявление связей между произведениями художника и злободневными для России тех лет вопросами. 3. Давняя традиция школьного изучения литературы – широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства с их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова. Обращение к знаниям учащихся, полученных на уроках –беседах по изобразительному искусству и к их практическим умениям поможет словеснику в решении специфических задач, когда искусствоведческий анализ, органически соединяясь с комментарием историко-литературным, ведет школьников к углубленному пониманию идейно-художественного своеобразия литературных произведений и существенных закономерностей развития литературы. Примеры: В изобразительном искусстве портрет — всегда диалог художника и его модели. Портретист стремится передать на своем холсте не только индивидуальный облик человека, но и его внутренний мир, его чувства и мысли.. В чертах внешнего облика угадывается все, что скрыто в тайниках души. Зритель воспринимает портрет как характеристику, как биографию. Учащиеся достаточно подготовлены к восприятию портрета. На уроках изобразительного искусства уже в пятом классе они получают представление о портретной живописи, знакомятся с лучшими образцами этого жанра (например, с портретами Пушкина, выполненными Тропининым и Кипренским). Обращение к портрету на уроках литературы носит систематический характер, и словесник призван расширить представления учащихся о портретном жанре. Беглого взгляда на портрет писателя недостаточно. В рассмотрении портрета как жанра изобразительного искусства, хорошо знакомого учащимся, для нас одинаково важно показать причины обращения художника к портрету писателя, историю его создания, взаимоотношения художника и писателя, характер изображения модели на полотне и мастерство живописца, отношение самой модели к портрету, отзывы о нем современников, судьбу портрета. При этом рассказ учителя сочетается с коллективным осмыслением произведения изобразительного искусства. 4. Ознакомление с программой по музыке даст возможность словеснику наиболее целесообразно включать музыку в уроки изучения биографии писателя и разбора литературных текстов. Традиционным в методике преподавания литературы стало использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений, преимущественно стихотворных, получивших музыкальную интерпретацию в песне, романсе. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произведения, которые проникновенно запечатлели музыку и отношение к ней литературных героев. Сопоставление словесных изображений музыки с прослушиванием музыкальных записей усилит эмоциональную сторону анализа литературного произведения и конкретизирует представления школьников о действующих лицах произведения. Пример: Прослушивание музыки заметно оживляет уроки изучения обзорных тем. Включение звукозаписей не только «перебивает» характерный для этих уроков «сплошной» рассказ учителя, но и заражает учащихся общим настроением. Музыка должна занять свое место на уроках изучения биографии писателя. Многих художников слова отличает тонкое восприятие музыки, способность судить о ней профессионально. Проникновенное, чуткое понимание музыки находит отзыв в их литературных произведениях, в гармоничности и выразительности художественного языка. На уроках изучения жизни и творчества писателя учитель не пройдет мимо музыкальной одаренности М. Ю Лермонтова, виртуозно игравшего на скрипке, подчеркнет широкий музыкальный кругозор Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского и, конечно же, с особым вниманием остановится на проникновенном музыкальном творчестве А. С. Грибоедова. Тесная взаимосвязь литературы и музыки может быть продемонстрирована учащимся при изучении целого ряда монографических тем историко-литературного курса старших классов. Через всю жизнь пронес любовь к музыке великий драматург А. Н. Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он обладал чутким слухом, охотно пел легким баритоном романсы русских композиторов, среди которых особенно почитал М. И. Глинку. Богатство музыкальных впечатлений, приобретенных драматургом, нашло свое естественное отражение в его пьесах. В целом ряде пьес Островского песня и романс, введенные в драматургическое действие, являются важным средством характеристики героев. Драма А. Н. Островского «Гроза» отнюдь не случайно начинается со звуков песни «Среди долины ровныя», исполняемой Кулигиным. В песне, которую желательно прослушать на уроке комментированного чтения I действия, звучит тема затерянности, одиночества. Она позволит подчеркнуть душевную красоту Кулигина. Вместе с тем она выполняет важную идейную и композиционную функцию. Глубокая сердечность песни, противопоставленная душной атмосфере «темного царства», как бы предвосхищает одиночество Катерины, ее нравственные страдания. Драматург вводит музыку и в пьесу «Бесприданница», связывая ее с судьбой обаятельной Ларисы Огудаловой. Уже в I акте пьесы героиня напевает начало романса М. И. Глинки на слова Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды». В III акте этот романс звучит вновь: он исполняется Ларисой целиком в полный голос. Музыка романса с безупречной психологической точностью позволяет подчеркнуть глубокие душевные переживания героини, ее искренность и нравственную чистоту. Музыка активно вторгается в действие пьесы, как бы движет им. Одновременно она является приемом развития образа Ларисы, оттеняет естественную красоту ее натуры. Прослушивание романса обострит эмоциональные реакции учеников, вызовет их глубокое сочувствие к бесприданнице Ларисе, которая погибает в жестоком мире купли-продажи, в мире, где «никто никогда не постарался заглянуть к ней в душу». Таким образом, изучение литературы в школе, предусматривающее широкие межпредметные связи, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников. |