МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе





Из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение

Учебной мотивации»

(Личностные УУД)

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее

звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и

предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3

варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по

отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни».

Анкета

Дата Ф.И. Класс

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить

случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от

того, какой мотив он отражает:

 Внешний мотив – 0 баллов.

 Игровой мотив – 1 балл.

 Получение отметки – 2 балла.

 Позиционный мотив – 3 балла.

 Социальный мотив – 4 балла.

 Учебный мотив – 5 баллов.

Варианты

ответов

Количество баллов по номерам предложений

1 2 3 4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень

мотивации учения.

Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня

мотивации I 41 - 48

II 33 - 40

III 25 - 32

IV 15 - 24

V 5 - 14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода

учащихся из начальных классов в средние:

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.



Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение

преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся

подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется

процентное соотношение между ними.

Варианты

ответов

Количество баллов по номерам предложений

1 2 3 4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

О

П

С

С

П

П

П

В

В

У

П

П

В

С

И

П

У

П

У

П

П

П

П

В

В

С

У

О

П

П

П

П

С

В

В

Условные обозначения мотивов:

У – учебный мотив;

С – социальный мотив;

П – позиционный мотив;

О – оценочный мотив;

И – игровой мотив;

В – внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том

случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный

мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном

этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

 количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной

мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

 количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в

процентах от общего числа обследуемых;

 количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в

процентах от общего числа обследуемых.

ТЕСТ КОНДАШАФ.И._________________________________ Кл.________ Дата тестирования ______ Инструкция: Внимательно прочти каждое утверждение и выбери один из вариантов ответа, который кажется тебе наиболее верным или подходящим для тебя. Варианты ответов: 0 - ситуация совершенно не кажется неприятной. 1 - ситуация немного волнует, беспокоит. 2 - ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ее лучше избежать. 3 - ситуация очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх. 4 - ситуация крайне неприятна, ее нельзя перенести, она вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх. Цифру, соответствующую выбранному ответу, поставь напротив утверждения. Текст методики № Вопросы теста Ответ 1 Отвечать у доски 2 Пойти в дом к незнакомым людям 3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 4 Разговаривать с директором школы 5 Думать о своем будущем 6 Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 7 Тебя критикуют, в чем-то упрекают 8 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 9 Пишешь контрольную работу 10 После контрольной учитель называет отметки 11 На тебя не обращают внимания 12 У тебя что-то не получается 13 Ждешь родителей с родительского собрания 14 Тебе грозит неуспех, провал 15 Слышишь за своей спиной смех 16 Сдаешь экзамены в школе 17 На тебя сердятся (непонятно почему) 18 Выступать перед большой аудиторией 19 Предстоит важное, решающее дело 20 Не понимаешь объяснений учителя 21 С тобой не согласны, противоречат тебе 22 Сравниваешь себя с другими 23 Проверяются твои способности 24 На тебя смотрят как на маленького 25 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 26 Замолчали, когда ты подошел (подошла) 27 Оценивается твоя работа 28 Думаешь о своих делах 29 Тебе надо принять для себя решение 30 Не можешь справиться с домашним заданием Обработка результатов теста Кондаша. Методика включает в себя ситуации трех типов (3 шкалы): 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями (школьная тревожность); 2) ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная тревожность); 3) ситуации общения (межличностная тревожность). Каждая из этих шкал включает в себя определенные вопросы, по ответам на которые судят о школьной, самооценочной или межличностной тревожности. Данные о распределении пунктов шкал представлены в таблице: Вид тревожности Номер пункта шкалы Школьная (ШТ) 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30 Самооценочная (СТ) 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29 Межличностная (МТ) 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26 В первую очередь подсчитывается сумма баллов отдельно по каждой шкале, а потом по тесту в целом. Цифра ответа (1,2,3,4) – это и есть балл. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всему тесту — как общий уровень тревожности (ОТ). В нижеприведенной таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Оценка результатов Гру ппа Уча щихся Выраженность различных видов тревожности Уровни в баллах тревож ности класс Пол О Т Ш Т СТ МТ Норм альный 8 ж 3 0-62 7- 19 11-21 7-20 м 1 7-54 4- 17 4-18 5-17 9 ж 1 7-54 2- 14 6-19 4-19 м 1 0-48 1- 13 1-17 3-17 1 0 ж 3 5-62 5- 17 12-23 5-20 м 2 3-47 5- 14 8-17 5-14 Неско лько 8 ж 6 3-78 20 -25 22-26 21-27 повыш енный м 5 5-73 18 -23 19-25 18-24 9 ж 5 5-72 15 -20 20-26 20-26 м 4 9-67 14 -19 18-26 18-25 1 0 ж 6 3-76 18 -23 24-29 21-28 м 4 8-60 15 -19 18-22 15-19 Высо кий 8 ж 7 9-94 26 -31 27-31 28-33 м 7 4-91 24 -30 26-32 25-30 9 ж 7 3-90 21 -26 27-32 27-33 м 6 8-86 20 -25 27-34 26-32 1 0 ж 7 7-90 24 -30 30-34 29-36 м 6 1-72 20 -24 23-27 20-23 Очен ь 8 ж о т 94 от 31 от 31 от 33 м о т 91 от 30 от 32 от 30 высок ий 9 ж о т 90 от 26 от 32 от 33 м о т 86 от 25 от 34 от 32 1 0 ж о т 90 от 30 от 34 от 36 м о т 72 от 24 от 27 от 23 «Чрез мерное 8 ж д о 30 до 7 до 11 до 7 споко йствие» м д о 17 до 4 до 4 до 5 9 ж д о 17 до 2 до 6 до 4 м д о 10 — — до 3 1 0 ж д о 39 до 5 до 12 до 5 м д о 23 до 5 до 8 до 5 Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости. В зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин. Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Ограничения, связанные с применением тестов на тревожность, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что тесты на тревожность в первую очередь выявляют тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.