МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Сложение в шестнадцатеричной системе





При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.


 

Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.

 

Шестнадцатеричная: F16+616   Ответ: 15+6 = 2110 = 101012 = 258 = 1516. Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду: 101012 = 24 + 22 + 20 = 16+4+1=21, 258 = 2*81 + 5*80 = 16 + 5 = 21, 1516 = 1*161 + 5*160 = 16+5 = 21.

Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.

 

Шестнадцатеричная: F16+716+316   Ответ: 5+7+3 = 2510 = 110012 = 318 = 1916. Проверка: 110012 = 24 + 23 + 20 = 16+8+1=25, 318 = 3*81 + 1*80 = 24 + 1 = 25, 1916 = 1*161 + 9*160 = 16+9 = 25.  

Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.


 

Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,2510 = 11001001,012 = 311,28 = C9,416

Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду:
11001001,012 = 27 + 26 + 23 + 20 + 2-2 = 201,25

311,28 = 3*82 + 1•81 + 1*80 + 2*8-1 = 201,25

C9,416 = 12*161 + 9*160 + 4*16-1 = 201,25

 

 

Вычитание

Пример 4. Вычтем единицу из чисел 102, 108 и 1016

Пример 5. Вычтем единицу из чисел 1002, 1008 и 10016.

Пример 6.Вычтем число 59,75 из числа 201,25.

Ответ: 201,2510 – 59,7510 = 141,510 = 10001101,12 = 215,48 = 8D,816.

Проверка. Преобразуем полученные разности к десятичному виду:
10001101,12 = 27 + 23 + 22 + 20 + 2–1 = 141,5;

215,48 = 2*82 + 1*81 + 5*80 + 4*8–1 = 141,5;

8D,816 = 8*161 + D*160 + 8*16–1 = 141,5.

 

Умножение

Выполняя умножение многозначных чисел в различных позиционных системах счисления, можно использовать обычный алгоритм перемножения чисел в столбик, но при этом результаты перемножения и сложения однозначных чисел необходимо заимствовать из соответствующих рассматриваемой системе таблиц умножения и сложения.

Умножение в двоичной системе Умножение в восьмеричной системе

Ввиду чрезвычайной простоты таблицы умножения в двоичной системе, умножение сводится лишь к сдвигам множимого и сложениям.

Пример 7. Перемножим числа 5 и 6.

Ответ: 5*6 = 3010 = 111102 = 368.

Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду:
111102 = 24 + 23 + 22 + 21 = 30;

368 = 3•81 + 6•80 = 30.

Пример 8. Перемножим числа 115 и 51.

Ответ: 115*51 = 586510 = 10110111010012 = 133518.

Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду:
10110111010012 = 212 + 210 + 29 + 27 + 26 + 25 + 23 + 20 = 5865;

133518 = 1*84 + 3*83 + 3*82 + 5*81 + 1*80 = 5865.

Деление

Деление в любой позиционной системе счисления производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. В двоичной системе деление выполняется особенно просто, ведь очередная цифра частного может быть только нулем или единицей.

Пример 9. Разделим число 30 на число 6.

Ответ: 30 : 6 = 510 = 1012 = 58.

Пример 10. Разделим число 5865 на число 115.

Восьмеричная: 133518 :1638

Ответ: 5865 : 115 = 5110 = 1100112 = 638.

Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду:
1100112 = 25 + 24 + 21 + 20 = 51; 638 = 6*81 + 3*80 = 51.

Пример 11. Разделим число 35 на число 14.

Восьмеричная: 438 : 168

Ответ: 35 : 14 = 2,510 = 10,12 = 2,48.

Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду:
10,12 = 21 + 2 -1 = 2,5; 2,48 = 2*80 + 4*8-1 = 2,5.

 

Упражнения

2.1. Переведите числа из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

(№ варианта соответствует № рабочего места)

 

вариант 1,2,3 а) 12510
вариант 4,5,6 б) 22910
вариант 7,8,9 в) 8810
вариант 10,11,12 г) 37,2510
вариант 13,14,15 д) 206,12510

 

2.2. Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:



(№ варианта соответствует № рабочего места)

 

вариант 1,2,3 а) 1001111110111,01112;
вариант 4,5,6 б) 1110101011,10111012;
вариант 7,8,9 в) 10111001,1011001112;
вариант 10,11 г) 1011110011100,112;
вариант 12, 13 д) 10111,11111011112;
вариант 14,15 е) 1100010101,110012.

 

2.3. Переведите в двоичную и восьмеричную системы шестнадцатеричные числа:

(№ варианта соответствует № рабочего места)

 

вариант 1,2,3 а) 2СE16
вариант 4,5,6 б) 9F4016
вариант 7,8,9 в) ABCDE16
вариант 10,11,12 г) 1010,10116
вариант 13,14,15 д) 1ABC,9D16

 

2.4. Выпишите целые числа:

а) от 1011012 до 1100002 в двоичной системе;

б) от 2023 до 10003 в троичной системе;

в) от 148 до 208 в восьмеричной системе;

г) от 2816 до 3016 в шестнадцатеричной системе.

 

2.5. Составьте таблицы сложения однозначных чисел в троичной и пятеричной системах счисления.

 

2.6. Составьте таблицы умножения однозначных чисел в троичной и пятеричной системах счисления.

 

2.7. Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения: (№ варианта соответствует № рабочего места)

 

вариант 1,2,3,13 а) 10111012 и 11101112; д) 378 и 758; и) A16 и F16;
вариант 4,5,6,14 б) 1011,1012 и 101,0112; е) 1658 и 378; к) 1916 и C16;
вариант 7,8,9,15 в) 10112, 112 и 111,12; ж) 7,58 и 14,68; л) A,B16 и E,F16;
вариант 10,11,12 г) 10112 , 11,12 и 1112; з) 68, 178 и 78; м) E16, 916 и F16.

 

2.8. В каких системах счисления выполнены следующие сложения? Найдите основания каждой системы:

 

2.9. Разделите 100101102 на 10102 и проверьте результат, умножая делитель на частное.

 

2.10. Разделите 100110101002 на 11002 и затем выполните соответствующее десятичное и восьмеричное деление.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.