Лабораторная работа № 2. Кислородсодержащие соединения Лабораторная работа № 1. Углеводороды Цель работы: 1. Ознакомление со свойствами углеводородов. 2. Проведение реакций, написание уравнений реакций. 3. Изучение номенклатуры и свойств углеводородов. Опыт 1. Изучение свойств предельных углеводородов Подготовьте две пробирки соответственно с растворами KMnO4 и Br2 (по 1-2 мл 0,02 н. растворов). В обе пробирки добавьте по 1-2 мл раствора любого алкана. Опыт 2. Получение этилена и изучение его свойств Внимание! Прежде чем приступать к получению этилена, подготовьте две пробирки соответственно с растворами бромной воды и перманганата калия (по 2-3 мл 0,02 н. растворов). В пробирку, снабженную пробкой с газоотводной трубкой, поместите 3-4 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл этанола и несколько крупинок оксида алюминия в качестве катализатора. Держа пробирку в наклонном положении, нагрейте слой жидкости в пламени спиртовки до начала побурения смеси. В пробирку с раствором перманганата калия опустите конец газоотводной трубки и пропускайте газ 1-2 мин. Затем в пробирку с раствором бромной воды опустите конец газоотводной трубки и пропускайте газ 1-2 мин. Опыт 3. Получение ацетилена и изучение его свойств Внимание!Прежде чем приступать к получению ацетилена, подготовьте две пробирки соответственно с растворами бромной воды и перманганата калия (по 2-3 мл 0,02 н. растворов). В пробирку, снабженную пробкой с газоотводной трубкой, поместите небольшой кусочек (около 1 г) кальция карбида. Добавьте 1-2 мл воды. Подожгите газ, выделяющийся из газоотводной трубки. В пробирку с раствором калия перманганата опустите конец газоотводной трубки. Затем в пробирку с раствором бромной воды опустите конец газоотводной трубки. Опыт 4. Изучение свойств бензола В пробирку последовательно внесите: 1 мл 0,1 н. раствора перманганата калия, 5 мл воды и 1 мл разбавленной серной кислоты. Добавьте 1-2 мл бензола и встряхните содержимое пробирки. В другую пробирку поместите несколько мл бромной воды. Добавьте 1-2 мл бензола и встряхните содержимое пробирки. Опыт 5. Изучение свойств толуола В пробирку последовательно внесите: 1 мл 0.1 н. раствора калия перманганата, 5 мл воды, 1 мл разбавленной серной кислоты и 1-2 мл толуола. Встряхните содержимое пробирки. Вопросы для защиты лабораторной работы: 1. Приведите структурные формулы и названия по систематической номенклатуре углеводородов состава: С4Н10, С4Н8, С6Н12 2. Есть ли изомеры у пентана? Нарисуйте их структурные формулы. 3. Напишите общие формулы алканов, алкенов и алкадиенов. Приведите примеры. 4. Осуществите следующие превращения бутадиен | +Сl2, ® +HСl ® +2HCl ® | 5. Приведите структурные формулы соединений, соответствующих названиям: 2,2,-диметилбутан, 2-метилпентан, 2,3,4-триметилпентан, бензол, толуол. 6. Приведите уравнения реакций горения метана, этана и гексана. 7. Осуществите следующие превращения толуол | +Сl2, (FeCl3) ® +HNO3(разб.), 140оС ® +3Cl2, tоС ® | 8. Формулы каких из перечисленных углеводородов могут соответствовать: Алкинам | алкадиенам | ароматическим углеводородам | С7Н14 | С2Н2 | С8Н10 | С9Н12 | С8Н16 | С6Н6 | С10Н22 | С10Н18 | С7Н16 | С7Н12 | С7Н8 | С4Н8 | С4Н10 | С4Н6 | С2Н6 | | | | | | | | Лабораторная работа № 2. Кислородсодержащие соединения Цель работы: 1. Ознакомление со свойствами кислородсодержащих органических соединений. 2. Проведение реакций, написание уравнений реакций. 3. Изучение номенклатуры и свойств кислородсодержащих органических соединений. Опыт 1. Окисление этанола калия перманганатом Поместите в пробирку 2 мл этанола и 0,02 н. раствора перманганата калия, добавьте 2 мл 2 н. раствора серной кислоты и встряхните содержимое пробирки. Происходит ли обесцвечивание раствора? Опыт 2. Получение диэтилового эфира В сухую пробирку поместите 2 мл этилового спирта и 1 мл концентрированной серной кислоты. Осторожно нагрейте в пламени спиртовки до незначительного побурения раствора (побурение обусловлено частичным обугливанием спирта при нагревании с концентрированной серной кислотой). Смесь охладите и вылейте в пробирку с дистиллированной водой. Образование диэтилового эфира наблюдайте по появлению характерного запаха (зимней свежести) эфира, обратите внимание на плотность и летучесть эфира. Опыт 3. Цветная реакция на фенольную группу В пробирку поместите с помощью пипетки 2-3 мл прозрачной фенольной воды и добавьте 2-3 мл 0,1 н. раствора FeCl3. Наблюдайте появление фиолетового окрашивания. Опыт 4. Образование трибромфенола В пробирку налейте 1 мл бромной воды и добавьте 2-3 мл прозрачной карболовой воды. Происходит ли обесцвечивание бромной воды? Какого цвета осадок образуется? Опыт 5. Окисление муравьиной кислоты KMnO4 В первую пробирку внесите на кончике шпателя (@ 1 г) натрия формиата, добавьте 2-3 капли 2 н. раствора H2SO4 и 2-3 капли 0,1 н. раствора KMnO4. Плотно закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и осторожно нагревайте. Во вторую пробирку налейте 2-3 мл известковой воды и опустите в нее конец газоотводной трубки. Наблюдайте, какие изменения происходят. Опыт 6. Выделение свободных жирных кислот из мыла В пробирку с раствором мыла с помощью пипетки поместите 5-6 капель приготовленного концентрированного раствора мыла и добавьте 1-2 капли 2 н. раствора H2SO4. Наблюдайте образование осадка, заметьте, какой цвет и вид имеет этот осадок? Опыт 7. Установление непредельности жирных кислот В пробирку с выделенными жирными кислотами добавьте 2-4 капли бромной воды и встряхните содержимое пробирки. Обесцвечивается ли бромная вода и почему? Опыт 8. Доказательство наличия гидроксильных групп в глюкозе В пробирку поместите 1-2 мл 0,2 н. раствора CuSO4 и 3-4 мл 2 н. раствора NaOH. К полученному осадку добавьте 2 мл 0,5%-ного раствора глюкозы до полного растворения осадка. Наблюдайте, какие изменения происходят в пробирке. Опыт 9. Восстановление Cu(OH)2 глюкозой (проба Троммера) К полученному в предыдущем опыте раствору добавьте несколько капель воды так, чтобы высота слоя жидкости была около 2 см. Нагрейте пробирку в пламени спиртовки, держа ее наклонно, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора, а нижняя оставалась для контроля без нагрева. Наблюдайте, какие изменения происходят в пробирке. Опыт 10. Открытие крахмала В пробирку поместите 2-3 мл 1%-ного раствора крахмального клейстера и 1 мл очень разбавленного раствора йода. Нагрейте раствор до кипения, а затем охладите. Какие изменения происходят в пробирке? Почему при нагревании окраска исчезает, а при охлаждении раствора снова появляется? Вопросы для защиты лабораторной работы: 1. Приведите структурные формулы метанола, этанола и пропанола. 2. Осуществите следующие превращения. Назовите полученные соединения. 3. Что такое формалин и где он используется? 4. Напишите уравнения реакций окисления следующих спиртов: метанола и этанола. 5. Напишите общую формулу предельных одноатомных спиртов, напишите эмпирические формулы и назовите первые шесть гомологов этого ряда. 6. Какие соединения мы называем фенолами? Приведите примеры их использования. 7. Приведите структурные формулы следующих кислот: муравьиной, бензойной, уксусной и масляной. Какие гомологи этих кислот Вы знаете? 8. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно отличить муравьиную кислоту от уксусной. 9. С помощью каких реакций можно доказать, что олеиновая кислота содержит двойную связь? 10. Приведите уравнения реакций кислотного гидролиза и омыления жиров. 11. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения: CH4 ® CH3Cl ® CH3OH ® H-CHO ® H-COOH ® CO2 12. Приведите уравнения реакций получения сложных эфиров из следующих веществ: стеариновой кислоты и этанола. 13. Что такое мыла? Способы их получения. |