ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ Одной из целей психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач является обеспечение и достижение необходимого уровня их личной безопасности. При этом задачи и функции, которые возложены на органы внутренних дел, должны безусловно и эффективно выполняться как в повседневных условиях, так и в экстремальных. Личная профессиональная безопасность сотрудника ОВД представляет собой систему правовых, специальных защитных, тактических, педагогических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни, физического и психического здоровья сотрудников органов правопорядка при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий. Личная безопасность основывается на достаточном уровне профессиональной подготовленности сотрудников, предполагающем также владение безопасными методами труда, сформированной личностной установкой на выживание, психологическими качествами, позволяющими адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в опасных ситуациях. Деятельность сотрудников ОВД нередко протекает в напряжённых оперативно-служебных и служебно-боевых условиях, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах, связанных с применением оружия. Так, проверка документов, замечание в адрес нарушителя правил дорожного движения, разведывательный опрос, профилактическая беседа, очная ставка, допрос наполнены психическим напряжением и содержат потенцию «психологического взрыва», перерастающего в острейшее противоборство. В последнее десятилетие наблюдается тенденция учащения таких ситуаций и обстоятельств. Особо трудны чрезвычайные обстоятельства, вызываемые явлениями и факторами природного, техногенного или социального характера, которые нередко нарушают нормальную жизнь населения, общественную безопасность и порядок на конкретной территории. Это действия стихийных сил природы (землетрясения, ураганы, лесные пожары, сели, эпидемии и эпизоотии и пр.), аварийные изменения техносферы (аварии на химических, экологически опасных производствах, атомных электростанциях, катастрофы транспорта, разрушение зданий и пр.) и социальные катаклизмы (массовые беспорядки, террористические акты, захваты заложников и самолетов, действия незаконных вооруженных формирований, групповое сопротивление силам правопорядка и др.). Подобные ситуации, условия, обстоятельства оказывают на всех, в том числе и на сотрудников ОВД, сильное психологическое воздействие и именуются обычно экстремальными (особыми, исключительными, чрезвычайными). Они создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от личного состава психологической устойчивости и особого умения действовать при таких условиях. Возросшие активность и профессионализм криминального элемента, использование им повсеместно оружия и других современных средств совершения преступлений, возрождение (после долгого перерыва) группового бандитизма, организованной преступности породили по существу и новый вид правоохранительной деятельности — служебно-боевую деятельность. К её осуществлению в первую очередь должен быть готов личный состав органов внутренних дел. Важнейшим компонентом в системе обеспечения безопасности сотрудников ОВД является их профессиональная защищённость, в первую очередь от посягательств преступных элементов. Однако понятие «защищённость сотрудников», особенно в контексте вопросов обеспечения их личной безопасности, сейчас стоит рассматривать значительно шире. Её вряд ли правомерно сводить только к проблеме защищённости от преступных действий, хотя оба эти понятия в реальности неразрывно связаны. Профессиональная защищенность сотрудников ОВД – явление многоплановое, включающее целый комплекс взаимосвязанных, но самостоятельных компонентов. Среди них можно назвать следующие: § экономическая защищённость – соответствие материального обеспечения сотрудника системы МВД России его объективным материальным потребностям; § правовая защищённость – соответствие правовой и нормативной базы деятельности ОВД объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с данной деятельностью. Здесь особо важна правовая защищённость сотрудника при его действиях по защите своей жизни, здоровья, чести и достоинства в процессе профессиональной деятельности; § материально-техническая защищённость – соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников её объективным условиям и задачам; § социальная защищённость – соответствие социального статуса сотрудников правоохранительных органов значимости тех государственных задач, которые они выполняют; § социально-психологическая защищённость – соответствие общественного мнения о деятельности системы МВД России объективным оценкам её деятельности, а также соответствие «образа сотрудника» ОВД реальным профессиональным «Я-личностным» типам сотрудников. Особым аспектом «внутренней» социально-психологической защищённости является стабильный благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективах сотрудников и адекватный стиль руководства коллективом; § кадровая защищённость – соответствие уровня профессиональной надежности персонала (т.е. нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств сотрудников и их профессиональной компетентности) требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой МВД России, её задачами и реальными условиями деятельности; § информационная защищённость – соответствие возможностей получения информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности (в том, числе научных и практических знаний, умений и навыков), реальной необходимости иметь такую информацию для решения профессиональных задач и обеспечения профессиональной защищённости и личной безопасности. Специальным компонентом информационной защищенности сотрудника является пресечение утечки информации о профессиональной деятельности и личной жизни, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких; § специальная защищённость – эффективность специальных мер оперативно-розыскного, контрразведывательного и иного характера, действий подразделений собственной безопасности по защите органов внутренних дел от деструктивных воздействий преступных элементов; § психологическая защищённость – соответствие специальных мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической деформации личности сотрудника под влиянием стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью; § физическая защищённость – соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья сотрудников при решении (или в связи с решением) ими профессиональных задач, реальным возможностям снизить этот риск до объективного предела. Несколько расширительное рабочее толкование термина «защищённость», применяемого вместо более привычного – «обеспечение» (материальное, социально-правовое, кадровое и т.д.), здесь используется для того, чтобы подчеркнуть необходимость определённого уровня и качества такого обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и решения им своих жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Правовая защищённость обеспечивает возможность применения в законном порядке мер, вплоть до силовых, по защите жизни и здоровья при исполнении служебных обязанностей. Материально-техническая защищенность обеспечивает необходимый комплекс средств для сохранения жизни и здоровья: оружие, экипировка, техника и т.д. Кадровая защищённость обеспечивает надёжность самих сотрудников, их профессионализм и нравственные качества. Доказывать, что от этого может зависеть жизнь и здоровье сотрудников в ситуации риска при исполнении служебных обязанностей, думается, нет необходимости. Не менее очевидна роль информационной, специальной и психологической защищенности. Соответствие материального обеспечения сотрудника его объективным материальным и иным потребностям (экономическая защищенность) даёт не только материальные возможности для полноценного питания, отдыха, восстановления своих сил, что объективно необходимо при том уровне психологических и физических нагрузок, который характерен сейчас для многих направлений правоохранительной деятельности. Материальное обеспечение дает личности не менее важное для нее ощущение стабильности жизни (что весьма немаловажно для внутренней стабильности личности), снимает проблемы дополнительного заработка для обеспечения себя и своей семьи (а такой заработок, даже если он осуществляется вполне официально, отнимает время и силы, необходимые для основной профессиональной деятельности, профессионального роста, решения других жизненных проблем). И, наконец, ничто так не порождает у многих людей состояние эмоционально-психологической нестабильности в наше время, как отсутствие материальных возможностей удовлетворения объективных личностных потребностей при невозможности решения этого вопроса в связи с профессиональной деятельностью. Объективная невозможность законным путём получать достаточное материальное обеспечение в ряде случаев может стать предпосылкой коррумпированности, хотя никоим образом не оправдывает её. Психологическая, а порой и психофизиологическая дестабилизация личности, связанная с названными выше моментами, приводит к её большей виктимности. Психологическая стабильность личности во многом зависит также от её реального социального и социально-психологического статуса, эмоционально-психологической атмосферы в коллективе. Таким образом, профессиональная защищённость – это, прежде всего, защищённость сотрудника от необходимости решать целый комплекс проблем, влияющих на степень его профессиональной безопасности, разрешение которых находится за пределами его реальных возможностей. Иными словами, это создание комплекса необходимых предпосылок для обеспечения личной безопасности сотрудника в сфере профессиональной деятельности. Система МВД России в целом и её конкретные подразделения так же, как и отдельный сотрудник, реально выступают в качестве объекта обеспечения защищённости, ибо решение многих вышеназванных экономических, материально-технических, правовых и социальных проблем находится даже вне компетенции системы МВД России в целом. Например, принятие соответствующих законов или определение объёмов бюджетных средств, выделяемых для МВД России. Активная субъектная позиция здесь может выражаться в проявлении определённых инициатив и формулировании предложений в те инстанции, которые эти вопросы решают. Более полно активная позиция системы МВД России и её подразделений проявляется в разумной реализации тех экономических, материально-технических, правовых и иных возможностей, которые предоставлены для обеспечения защищённости системы в целом и её сотрудников, в частности. Немалая роль может принадлежать МВД и в деле обеспечения социально-психологической защищённости на уровне общественного сознания через средства массовой информации, общественные организации, систему контактов с населением, а также на «внутреннем контуре» путём её здания в коллективах благоприятной социально-психологической атмосферы и совершенствования стиля руководства. Наибольшие возможности система МВД России имеет в плане организации работы по обеспечению кадровой, социально-психологической, специальной, информационной, психологической и физической защищённости. Особо здесь стоит выделить формирующуюся систему противодействия усилиям организованных преступных групп, направленным на снижение эффективности деятельности ОВД в борьбе с организованной преступностью. Следует также отметить происходящую в настоящее время перестройку всей системы подготовки сотрудников, в частности ведомственной системы профессионального обучения. Создание необходимого уровня защищённости – процесс сложный и многоплановый, во многом зависящий от деятельности системы МВД России в целом. Профессиональная защищённость значительно шире, чем профессиональная безопасность сотрудника. Она является одной из интегративных характеристик сложившихся, в том числе и создаваемых системой МВД России, условий деятельности сотрудника, которые формируются под воздействием различных факторов. 1. Экстремальные морально-психологические факторы: § наблюдаемое и осознаваемое нарушение общественного порядка, понимание сотрудниками своего долга в пресечении нарушения и восстановлении порядка; § наблюдаемые человеческие потери, лишения, разруха, гибель людей, трупы, жертвы, страдания, горе людей, их нужда, переносимые тяготы, материальный ущерб, призывы о помощи и др.; § общая дезорганизация жизни на территории, в городе, на дороге и пр., необычное поведение граждан (паника, толпы, беженцы, истерия, агрессивность); § резкая активизация криминального элемента, переход его от имитации правопослушания к агрессии с применением физической силы, а в зонах чрезвычайных обстоятельств – мародерство, кражи, грабежи, разбои, бандитизм, использование мирных граждан для прикрытия своего отхода и др.; § большая значимость происходящих событий, понимание личной причастности к ним; § опасность для здоровья и жизни граждан, находящихся в зоне происходящих экстремальных событий, а также своих коллег и себя лично; § коллективизм, солидарность, выражающиеся в понимании необходимости действовать совместно, согласованно со своими сослуживцами и взаимодействующими подразделениями, не подводить друг друга, оказывать взаимную поддержку и выручку, следовать примеру других и самому показывать пример; § посулы, подкуп – в экстремальных условиях правонарушители и преступники попадают в критические, безвыходные ситуации и готовы пообещать, предложить, дать сотрудникам ОВД всё, чтобы только спастись, получить хотя бы передышку (это психологически ставит сотрудника перед моральным выбором профессионального предательства или верности долгу, присяге, чести). Эта группа факторов оказывает сильное морально-психологическое воздействие, требуя от сотрудников высокой морально-психологической подготовленности, мобилизованности, стойкости, самообладания. 2. Экстремальные профессионально-психологические факторы отличаются общим воздействием на психику, затрудняющим реализацию обычных, отработанных ранее действий, успешно выполняемых в относительно спокойных рабочих условиях. Это следующие факторы: § новизна, необычность. Экстремальные ситуации повышенной сложности бывают у большинства сотрудников правоохранительных органов не ежедневно, они менее привычны для них, отличаются определённой уникальностью, требующей действовать не шаблонно, а гибко и находчиво; § внезапность, стремительность, дефицит времени. Экстремальные ситуации заставляют сотрудника действовать быстро, реагировать на изменения немедленно и адекватно, не отставая от темпа изменения обстановки и развития событий; § высокие нагрузки. Действовать в сложных условиях значит использовать все свои возможности, предельно напрягаться, показывая всё, на что способен сотрудник. При этом нагрузки требуют от человека комплексной реакции (воздействия): умственной, эмоциональной, волевой, физической. При чрезвычайных обстоятельствах личному составу нередко приходится решать задачи в условиях различного рода лишений (возможных нарушений приёма пищи, условий для отдыха и сна, соблюдения личной гигиены и пр.); § длительные нагрузки – характерный для правоохранительной деятельности фактор. Так, управленческая деятельность осуществляется в обстановке решения сложных задач, разговоров с трудными в общении людьми, нарушения намеченных планов срочными заданиями, без перерывов, в тесноте и пр., что приводит сотрудника в состояние, требующее проявления высокого самообладания, сдержанности, умения мобилизовать себя на продолжение качественной работы; § неопределённость. Практически всегда сотруднику ОВД приходится действовать в обстановке информационной неопределённости: неясности и нехватки информации, обилии информации (существенной и не имеющей значения, достоверной и лживой, устаревшей и неточной, определённой и противоречивой). Задача обычно сводится не просто к добыванию и уточнению информации, а к принятию решения действовать даже при неопределённости ситуации, причём так, чтобы не совершать ошибок; § риск. Риск есть в любой профессии и любом деле. Однако, в правоохранительной деятельности он присутствует практически постоянно, причем степень риска, вероятность неудачи здесь повышенные. Сами виды риска многообразны: риск срыва решения служебной задачи, риск нарушения установленных сроков исполнения документа, риск ухода преступника от ответственности, риск получения взыскания, риск освобождения от должности, риск получения физического повреждения, риск для своей жизни, риск для граждан, риск для своего авторитета и морального престижа и т.п. Риск и личная безопасность. Профессиональная безопасность зависит от уровня профессиональной защищённости, она непосредственно связана с реальной степенью профессионального риска и способностью сотрудников свести этот риск до минимально возможного предела при решении профессиональных задач. Риск – это действия сотрудника правоохранительных органов, характеризующиеся неопределённостью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств сотрудника. Обычно при принятии решения о риске учитывают два основных фактора: вероятность неудачи и неудачи, которая ощущается как ожидаемый ущерб. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для сотрудника вариантами поведения, но различающимися по степени их эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто рискованное поведение позволяет достичь цели деятельности быстрее и с минимальными потерями. Риск психологический – это возможность получения психологических травм, психологической дестабилизации личности под влиянием стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью. И, наконец, риск физический – опасность для жизни и здоровья, связанная с профессиональной деятельностью. Соответственно, профессиональная безопасность сотрудника включает в себя как составляющие безопасность материальную, профессионально-нравственную, психологическую и физическую. В значительной мере благоприятный исход при риске связан со степенью обоснованности (оправданности) или необоснованности (неоправданности) принятия решения работником органа правопорядка о рискованном поведении. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку сотрудником соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей. Определённым препятствием к обоснованному и адекватному поведению в опасной ситуации является склонность сотрудника к риску. Она представляет собой отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.). Лица, стремящиеся к доминированию над другими, к самоутверждению, обладающие повышенной агрессивностью, часто предпочитают альтернативы поведения, содержащие риск. Определённое влияние на принятие сотрудником решения о риске оказывает пережитая опасность. В связи с этим обстоятельством выделяются два основных феномена: эффект Карпентера и эффект обожженных пальцев. Эффект Карпентера заключается в том, что каждое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию и представлению. Сотрудник, получивший в опасной ситуации ранение или психологическую травму, теряет веру в возможность избежания несчастных случаев в будущем. У него развивается «беспокойство тревоги», требующее оказания психотерапевтической помощи. Эффект обожженных пальцев представляет противоположную характеристику поведения сотрудников. В этом случае сотрудник, переживший опасность, становится более предусмотрительным, осторожным, у него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску. Попав в экстремальные условия, каждый сотрудник испытывает большие, а порой и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия. Он напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет свое поведение долгу, решению поставленных задач и т.п. То, что происходит в его психике сотрудника, неизбежно отражается на его профессиональной деятельности. Основные задачи психологии обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях являются: § разработка методов психодиагностики лиц, имеющих предрасположенность к несчастным случаям в экстремальных ситуациях деятельности; § исследование психологических причин несчастных случаев и особенностей поведения потерпевших, составление обобщенного психовикгимологического портрета и создание частной теории поведения жертвы; § разработка психологических методов обеспечения личной безопасности работников органов правопорядка в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей в экстремальных условиях; § психологическое обоснование методов формирования безопасного поведения и содержания профессионально-психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях; § разработка методики психологической экспертизы причин несчастных случаев; § психокоррекционная работа и оказание психологической помощи сотрудникам, пережившим опасность. Зарубежные и отечественные исследования психологии безопасности деятельности работников органов правопорядка позволяют составить обобщенный психологический портрет погибших. К числу основных параметров такого портрета можно отнести: § недостаточные личностные предпосылки для нормального выполнения служебных обязанностей: отсутствие необходимых физических данных и профессиональной подготовленности, неблагоприятные психические состояния, переутомление, виктимные качества и др.; § неиспользование или неправильное использование средств личной безопасности (бронежилет, оружие и т.п.); § нарушение установленных правил осуществления служебной деятельности (в первую очередь, в отношении ареста, задержания, обыска, конфликта с задержанным и т.п.); § переоценка своих возможностей в «чтении» других людей, их познании; § игнорирование прикрытия при возможности его иметь; § притупление бдительности и доверчивость (ставка только на хорошее в людях); § использование применения силы только как последней возможности, что ведет к запаздыванию в силовом реагировании; § неумение предвидеть опасность; § неверные действия в ситуации опасности («открывал спину» преступникам, не торопился двигаться, не маскировался, не искал укрытия, вёл себя самоуверенно и т.п.); § неверные решения и неудачная тактика действия в ситуации опасности; § необоснованный риск. Приёмы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание напрямую связаны с основами личной безопасности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. Установка на выживание – готовность и предрасположенность сотрудника к целенаправленной, надёжной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Она включает три элемента: познавательный (например, «Я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей»); эмоционально-оценочный (например, «Я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что не стану жертвой в опасной ситуации») и поведенческий (например, «Я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, предвидя возможное их сопротивление»). Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении работников органов правопорядка. Такая работа – гарантия их эффективных и надёжных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформировать и развить у себя установку на выживание способен каждый сотрудник. Предлагаются два приёма формирования установки на выживание: 1) заполнение «Обязательства о выживании» и 2) проведение воссоздающей визуализации. Обязательство о выживании (вариант) Я, (фамилия, имя, отчество), осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия или иных форм насильственных действий, представляет собой реальную опасность. Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать того, чтобы стать жертвой в такой ситуации. Поэтому всегда: § в любых обстоятельствах буду приближаться ко всем подозреваемым и правонарушителям, предвидя их сопротивление; § никогда не буду недооценивать подозреваемого или правонарушителя; § буду внимательно оценивать, надо ли приближаться к подозреваемому человеку или месту осмотра; § буду следить за руками подозреваемых и правонарушителей; § буду соблюдать безопасную пространственную дистанцию до подозреваемого, проверяемого или правонарушителя; § буду думать о «прикрытии» и постоянно создавать его с помощью других сотрудников; § буду оперативно принимать решение и использовать в полной мере законные средства обуздания сопротивляющихся; § буду надевать наручники на подозреваемых и сопротивляющихся; § буду обыскивать их не спеша и тщательно; § буду надевать бронежилет на время операции; § буду ценить важность искусства в стрельбе и подготовленности к рукопашному бою; § буду эффективно использовать огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях; § буду готовым к осложнению служебно-боевой ситуации, разработав на этот случай план действий. Я способен выжить в опасной ситуации и одержу победу при любой конфронтации с правонарушителями, где будет применено насилие. Я буду следовать этому обязательству в любых ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий. __________________ (подпись, дата) Для совершенствования мер по обеспечению личной безопасности, морально-психологического состояния, работоспособности и служебно-боевой готовности личного состава органов внутренних дел при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах целесообразно: § неустанно разъяснять причины, характер и цели действий органов внутренних дел по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, нарушителей конституционного строя, сепаратистов; § обеспечивать компактное размещение и охрану мест расположения личного состава так, чтобы максимально снизить чувство опасности у сотрудников, уделив особое внимание обеспечению их полноценного отдыха; § уделять повышенное внимание охране боеприпасов, оружия, боевой техники в местах их временного хранения и стоянки; § обращать повышенное внимание на формирование отношений взаимопонимания и сотрудничества между различными органами и подразделениями внутренних дел; § принимать меры по профилактике нарушений дисциплины и злоупотребления алкоголем; § работать и реализовывать мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний, ориентировать личный состав на строжайшее соблюдение продуктового и питьевого режима, а также поддержание личной гигиены. Обучать их мерам по предупреждению расстройства желудка, простудных и инфекционных заболеваний; § организовать психопрофилактическую работу; § формировать в глазах населения представление о личном составе как дисциплинированном, боеспособном, высокоморальном, готовом оказать помощь гражданам и защитить их от беззакония; предупреждать и решительно реагировать на факты отрицательного характера, мародерства и насилия; § обучать сотрудников этническим, национальным и психологическим особенностями, традициями и обычаями местного населения; § в боевой обстановке, когда ослабляются внутренние морально-психологические регуляторы, для предупреждения дисциплинарных проступков, правонарушений и пьянства среди личного состава особую значимость приобретают внешние дисциплинирующие факторы, для создания которых необходимо организовать четкий внутренний порядок в подразделениях, облегчающий контроль личного состава и его управляемость; § постоянно принимать меры к разумной занятости подчинённых; § особое внимание уделять организации эффективной психосоциальной поддержки, психологической помощи; § в качестве материальной компенсации значительного морально-психологического ущерба от экстремальных условий жизни наряду с другими реабилитационными мерами выплачивать сотрудникам ОВД соответствующее денежное вознаграждение; § разработать методические рекомендации и общедоступные памятки по индивидуальной саморегуляции в экстремальных условиях, программу психологической реабилитации сотрудников при возвращении в места постоянной дислокации. Известно, что участие в боевых действиях неизбежно приводит к появлению психогенных расстройств у определенной части сотрудников. Это снижает боевую способность личного состава органов внутренних дел, затрудняет выполнение служебно-боевых задач, обусловливает необходимости подготовки психики сотрудника к интенсивному воздействию психотравмирующих факторов современного боя. Решение данного вопроса осуществляется в процессе психологической подготовки. Основная часть её мероприятий проводится в ходе служебной подготовки сотрудников. Для формирования установки на выживание часто используются упражнения по воссоздающей визуализации, т.е. по созданию элементов опасной ситуации и образа своих действий. Подобные упражнения целесообразно выполнять, когда никто и ничто Вам не мешает (в свободное время от исполнения должностных обязанностей, в выходной день и т.д.). Начните с расслабления, отвлекитесь от тревожных мыслей. Сядьте поудобнее, спина прямая, ноги поставьте так, чтобы тело заняло удобное, уравновешенное положение. Кисти рук положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза. Постарайтесь расслабить мышцы. Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Осознайте его ритм. Делая вдох-выдох, почувствуйте по возможности все физические ощущения, которые возникают во время вдоха и подъема грудной клетки, выдоха и опускания грудной клетки. Не меняйте ритм дыхания. Сосредоточьте внимание на выдохе и с каждым выдохом «отпускайте» от себя заботы, тревоги, неприятные разговоры, угрозы, негативные мысли и т.д. (на эту часть упражнения отведите 5-7 минут). Сконцентрируйте внимание на создании образа ситуации и на том, как Вы в ней поступите. Мысленно представьте ситуацию конфликтного взаимодействия с правонарушителем, скажем, его отказ подчиниться вашим требованиям, прекратить хулиганство и т.п. Для создания мысленного образа вспомните реальные ситуации из практики. Например, как выглядел грабитель, хулиган или угонщик. Чётко представьте, в чем тогда заключалось правонарушение в отношении Вас: в угрозах, оскорблениях, физической агрессии и т.п. После этого «поработайте» над своим образом-портретом стража правопорядка. Не жалейте для него «красок». У Вас масса положительных качеств, хорошее здоровье, сила, быстрота реакции, крепкая воля, высокий профессионализм. Важны детали: как Вы экипированы, чем вооружены. Представьте в идеале Ваши действия по пресечению противоправного поведения нарушителя. Действия должны быть решительными, быстрыми, напористыми, эффективными и непременно законными. В итоге, Вы должны, будто наяву, увидеть, как противник безоговорочно подчиняется Вам. А теперь посмотрите на себя, свой образ как бы со стороны. Скажите: «Этот сотрудник действовал эффективно, использовал все меры обуздания нарушителя, представленные законом: устное предупреждение – раз, физическое воздействие – два, специальные средства и оружие – три. Ущерб? Ни физического, ни психологического!». Повторите мысленно: «Мне нравится, как я действовал»; «Я буду всегда в подобных случаях таким же сильным, уверенным, находчивым, быстрым и профессионально грамотным сотрудником»; «Я всегда выйду победителем из любого столкновения с правонарушителем» (на вторую часть упражнения отведите 10-12 минут). Резюмируем несколько правил поведения сотрудников ОВД, направленных на обеспечение их личной профессиональной безопасности. 1. Лавируйте, снижайте напряженность при инцидентах с правонарушителями. Помните: время, как правило, на вашей стороне. 2. Не провоцируйте нападение и стрельбу. 3. Здоровое недоверие к подозреваемому, проверяемому или задержанному лучше, чем легкомысленная доверчивость. 4. Страхуйте каждое свое действие в отношении подозреваемого или правонарушителя, лучше всего с помощью напарника. 5. Избегайте шаблонного и предсказуемого поведения в опасной ситуации. 6. Будьте бдительны к засадам. Внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям. 7. На месте происшествия старайтесь держать в поле зрения всех действующих лиц. 8. Никогда не поворачивайтесь к подозреваемому или правонарушителю спиной. Рассмотрим психотехнические приёмы, которые позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом сотрудник ОВД эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможны также на основе применения специальных дыхательных упражнений[1]. Данные методы в соответствии с предназначением и спецификой применения могут быть названы специальными методами психологической подготовки. В основе некоторых из них лежат уже известные техники самовнушения, которые давно широко применяются не только в целях психотерапии, но и при подготовке, например, спортсменов к ответственным соревнованиям. Использование положительного опыта, накопленного в спортивной психологии, позволило нам предложить методику ситуативно-образной психорегулирующей тренировки[2]. Если кратко выразить её существо, то она сводится к мысленному воспроизведению боевой ситуации, вариантов её развития, совершаемых действий и эмоционального фона деятельности. С помощью такой тренировки сотрудник как бы воспринимает реальную боевую ситуацию «глазами» её участника (субъекта боевой ситуации). Одновременно в ситуативно-образной психорегулирующей тренировке могут участвовать до 15 сотрудников. Её организация включает три этапа: Первый этап. Подготовка (подбор) боевой ситуации, её оформление. Второй этап. Ситуативно-образный тренинг. Третий этап. Аналитический разбор ситуации и возможных вариантов действий в ней. Первый этап. Для того чтобы качественно провести ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, необходимо подробно описать боевую ситуацию, которая берется из реальной боевой деятельности. В крайнем случае, описание боевой ситуации может создаваться искусственно. Первый вариант является предпочтительным, так как здесь не только создается общий тактический фон занятия, но и изучается боевой опыт. Знакомство сотрудников с опытом других обогащает их знания, учит действовать в тех или иных ситуациях, «снимает» фактор неопределённости, укрепляет их психическую устойчивость. После того, как боевая ситуация описана, подготавливается набор речевых формул ситуативно-образной психорегулирующей тренировки, то есть расписывается всё, что будет говорить руководитель занятия. Необходимо отметить, что эффективность тренировки намного повышается, если она проводится в аутогипнотическом состоянии или состоянии аутогенного погружения. Второй этап ситуативно-образной психорегулирующей тренировки можно условно разделить на четыре части: 1) Достижение аутогипнотического состояния. Как правило, у участников тренировки нет навыков самогипноза или аутогенной тренировки. Поэтому на данном этапе потребуется помощь психолога. От сотрудников будет требоваться только мысленно повторять то, что он говорит. Необходимо как можно ярче представить те образы, о которых будет идти речь на занятиях. 2) Образное воспроизведение боевой ситуации. Важно, чтобы сотрудники старались воспроизвести не только визуальные образы ситуации, но и слуховые, тактильные, вкусовые, дающие полную картину условий выполнения служебно-боевой задачи. Образы воспроизводятся с помощью психолога последовательно по мере развития событий. 3) Образное формирование поведения и действий. На этом этапе участники ситуативно-образной психорегулирующей тренировки при минимальном вмешательстве психолога формируют образ своего поведения в ситуации. Это способствует развитию чувства уверенности в себе, своих силах, требуемых для боя качеств характера. В этих целях сотрудники могут идентифицировать себя с конкретными или вымышленными личностями, которые являются для них эталонами смелости, мужества и уверенности в себе. 4) Заканчивается ситуативно-образный тренинг целенаправленным, жестким самовнушением уверенности, самообладания в самых сложных ситуациях боевой деятельности. На третьем этапе ситуативно-образной психорегулирующей тренировки боевая ситуация подвергается рациональному разбору. Он заключается в анализе ошибок, допущенных её участниками, возможных вариантов развития событий, ощущений и переживаний, возникших в ходе «боя». Разбор производится в форме свободной дискуссии либо беседы с личным составом. Таким образом, сотрудник, владеющий стратегией, тактикой и приёмами обеспечения профессиональной безопасности, не только сам может успешно выйти из рискованной ситуации, но и не повышает степени риска для своих коллег и подчинённых личным неумением обеспечить безопасность себе и другим. Иными словами, подготовленный в этом отношении сотрудник способен обеспечить более высокий уровень социально-психологической, психологической, физической защищенности своих коллег. Уровень требований к знаниям, умениям и навыкам по обеспечению профессиональной защищенности и безопасности у различных категорий сотрудников для решения стоящих перед ними задач не идентичен. Например, руководителю подразделения вневедомственной охраны вряд ли нужны юридические знания в том объёме, чтобы формулировать предложения по проблемам безопасности в проекты законов и ведомственных нормативных актов, как это требуется от начальника УВД. Но руководитель подразделения должен владеть тактикой и методами обеспечения личной безопасности и безопасности своих подчинённых при решении специфических для вневедомственной охраны служебных задач куда лучше, чем это объективно требуется от начальника УВД. Руководитель ОВД для эффективного решения вопросов обеспечения личной профессиональной безопасности должен уметь: § анализировать социально-экономические условия осуществления правоохранительной деятельности и определять факторы, влияющие на уровень профессиональной защищенности и личной безопасности сотрудников ОВД; § выявлять и анализировать факторы и условия профессиональной деятельности, определяющие реальный уровень профессионального риска сотрудников; § определять реальные возможности ОВД в повышении степени профессиональной защищенности и обеспечении возможной профессиональной безопасности сотрудников; § формулировать предложения в соответствующие государственные структуры, направленные на повышение уровня защищённости и безопасности сотрудников; § формулировать предложения по повышению уровня профессиональной защищенности и безопасности в вышестоящие ведомственные структуры МВД; § осуществлять результативные контакты с государственными органами (в том числе другими правоохранительными органами и органами юстиции), общественными организациями и объединениями, средствами массовой информации, населением с целью обеспечения более высокого уровня профессиональной защищённости и безопасности сотрудников; § мобилизовывать имеющиеся экономические и материально-технические возможности для повышения уровня профессиональной защищенности и безопасности сотрудников; § принимать специальные управленческие решения, направленные на повышение уровня профессиональной защищенности и безопасности; § учитывать фактор безопасности при принятии всего комплекса управленческих решений и оценке деятельности сотрудников; § включать в систему работы с персоналом ОВД самостоятельное направление деятельности по повышению уровня профессиональной защищенности и безопасности сотрудников; § организовывать обучение сотрудников стратегии, тактике и методам обеспечения личной безопасности. При переподготовке и повышении квалификации руководящего состава и специалистов системы МВД необходимо сочетание отдельных тем, посвящённых вопросам обеспечения профессиональной защищённости и безопасности в различных учебных дисциплинах, с кратким целевым курсом, рассматривающим вопросы тактики и методов обеспечения личной профессиональной безопасности данной категории обучаемых. Заключение. Формирование системы обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД является не только объективной потребностью и актуальной задачей деятельности органов внутренних дел, но и реальным процессом, набирающим силу в настоящее время. Именно эффективность действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях находится в прямой зависимости от профессионализма, психологической подготовки, дисциплины и организованности личного состава. Личная безопасность во многом базируется на профессиональном мастерстве, морально-психологической, огневой, физической, профессионально психологической подготовке. Всё это требует от руководящих кадров уделять соответствующее внимание организаторской и психологической работе с сотрудниками, заблаговременному обучению личного состава, изучению и творческому использованию опыта действий в сложной оперативной обстановке. Руководитель органа внутренних дел должен быть уверен, что он заблаговременно сделал всё необходимое для формирования у сотрудников психологической готовности самоотверженно и умело действовать в самых сложных условиях, для поддержания высокой служебной активности, дисциплины и психологической устойчивости к негативному воздействию всех факторов чрезвычайных обстоятельств. Литература. 1. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников органов внутренних дел в экстремальных условиях. – М., 1988. 2. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. – М., 1997. 3. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991. 4. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989. 5. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: Тактика и психология безопасной деятельности. – М., 1996. 6. Романович Г.Г., Юстицкий В.В. Психологические особенности действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях. – М., 1988. 7. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. 8. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. [1] Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. – М., 1996. [2] При описании методики использованы материалы: Дудин С. Профилактика боевых психических расстройств у военнослужащих специальными методами психологической подготовки // Информационно-методический сборник ЦВСППИ ВС РФ, 1993. №4 (7). С.38-45; Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. – М.: Военный университет, 1997. С.38-46. |