ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Обработка результатов измерений ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 Изучение интерференции света. Определение длины световой волны с помощью бипризмы Френеля ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Теоретическое обоснование работы Описание лабораторной установки Работу выполняют на оптической скамье (рис. 1). Свет от осветителя 1 проходит через конденсор 2 и светофильтр 3 и падает на щель 4, являющуюся действительным источником. Конденсор 2 формирует параллельный пучок света, а светофильтр 3 монохромизирует его. Щель 4 является действительным источником S. После преломления на бипризме 5 световой поток делится на два. Разделенные световые пучки (в отсутствии объектива 6) частично перекрываются, образуя интерференционную картину. Наблюдение интерференции производится с помощью измерительного микроскопа 8, аккомодированного в плоскости экрана 7. Измерительный микроскоп не фокусируется на интерференционную картину, а лишь увеличивает ее. Объектив 6 необходим для определения расстояния между мнимыми источниками света. Экран 7, на который нанесен рисунок, служит для определения расстояния, на которое аккомодирован микроскоп 8.  Рис. 1. Схема экспериментальной установки:1 – осветитель, 2 – конденсор, 3 – светофильтр, 4 – щель с регулируемой шириной, 5 – бипризма Френеля, 6 – объектив (собирающая линза), 7 – экран, 8 ‑ измерительный микроскоп Порядок выполнения работы 1. Произвести наладку установки так, чтобы в поле зрения окулярного микрометра были видны максимально отчетливо интерференционные полосы (осуществляется преподавателем или учебным мастером). 2. Так как минимальное деление окулярного микрометра оказывается больше ширины интерференционной полосы, то ее измерение необходимо проводить следующим образом: a. раздвинуть корпус микрометра таким образом, чтобы целому числу делений микрометра n соответствовало целое число полос N. Внимание! Для корректного проведения измерений вертикальные линии сетки микроскопа должны находиться с одной (левой или правой) стороны полосы. В примере, приведенном справа, в пяти делениях шкалы микрометра умещается шесть интерференционных полос как светлых, так и темных b. Занести в таблицу значения N, n и H – показание шкалы на корпусе микрометра (измерения проводить для n = 2, 3, 4, 5 и 6). c. По градуировочному графику, приведенному на рис. 2, определить значение деления микроскопа (xдел) и рассчитать ширину интерференционной по формуле . Результаты занести в таблицу. 3. Если между призмой 5 и микроскопом 8 поместить собирающую линзу 6, то в окуляре микроскопа будут наблюдаться изображения мнимых источников S2и S1. Перемещая линзу вдоль оптической скамьи, необходимо получить в поле зрения микроскопа два четких изображения мнимых источников. 4. Раздвигая корпус микрометра, измерить расстояние d ¢между изображениями мнимых источников света. При этом для определения цены деления микрометра используется градуировочный график (рис. 2). 5. Определить положение изображений мнимых источников, для чего между линзой 6 и микроскопом 8 поместить экран 7 и, перемещая его, найти положение, при котором рисунок на экране буден четко виден. Определить значения расстояний от источника до линзы (a) от линзы до экрана (b) по шкале оптической скамьи и занести их в таблицу. Рассчитать величину и также занести ее в таблицу. 6. Формула увеличения тонкой линзы определяет соотношение между мнимыми источниками d и их изображениями d ': . Таким образом, длина волны света может быть определена из соотношения . Рассчитать длину волны света для всех значений Dx. 7. Найти среднее значение длины волны и оценить ее погрешность. Результаты занести в таблицу. Таблица Число полос n | Количество клеток N | Деление шкалы на корпусе микрометра H | Dх, мм | а, см | b, см | d ¢, мм | D, cм | l, нм | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | lср = нм Dl = нм el = % | Обработка результатов измерений ВЫВОДЫ: Контрольные вопросы 1. В чем заключается явление интерференции? Что такое когерентность? 2. Какие способы получения когерентных световых пучков Вы знаете? 3. Запишите условия минимума и максимума разности фаз и оптической разности хода. 4. Почему интерференционная картина может наблюдаться лишь при малом расстоянии между когерентными источниками и небольшой разности хода? 5. Какого цвета будет нулевой максимум в случае интерференции от двух когерентных источников белого цвета? 6. Почему щели S1 и S2 можно рассматривать как когерентные источники? 7. Как будет меняться интерференционная картина, если увеличивать ширину щели S? 8. Опишите схему экспериментальной установки. 9. Вывод расчетной формулы. 10. Почему преломляющий угол бипризмы должен быть маленьким? ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Складываются три гармонических колебания одного направления с одинаковыми периодами. Амплитуды и начальные фазы колебаний равны: А1 = 3 см, φ1 = 0; А2 = 1 см, φ2 = π/2; А3 = 2 см, φ3 = π. Амплитуда и фаза результирующего колебания соответственно равны … | 2.В опыте Юнга при увеличении расстояния между щелями в два раза и увеличении расстояния от щелей до экрана в четыре раза ширина интерференционной полосы изменяется (увеличивается или уменьшается) в … раз. | 3.Тонкая стеклянная пластинка с показателем преломления nи толщиной hпомещена между двумя средами с показателем преломления и , причем . На пластинку нормально падает свет с длиной волны λ. Чему равна оптическая разность хода лучей интерферирующих в отраженном свете? | 4.В некоторую точку пространства, находящуюся в воде с показателем преломления 1,33, приходит излучение с геометрической разностью хода волн 1,5 мкм. Определить, усилится или ослабнет свет в этой точке, если длина волны 570 нм. | 5. Плоская световая волна с длиной волны 700 нм падает на основание бипризмы сделанной из стекла (n = 1,52) с преломляющим углом q = 5°. За бипризмой находится стеклянная пластинка, и пространство между ними заполнено жидкостью (n ¢ = 1,5). Найти ширину интерференционной полосы на экране. | 6. Два гармонических осциллятора, колеблющихся с одинаковой частотой и начальной фазой, находятся на расстоянии l = 2l друг от друга, где l – длина волны излучения. Расстояние Lдо точки наблюдения M много больше расстояния lмежду осцилляторами. Амплитуда результирующей волны максимальна при угле излучения φ, равном … | |