Лабораторная работа № 6. СЛУХОВОЙ И ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОРЫ. 1. Изучить строение уха человека. Сделать подписи к рисунку. Дополните рисунок обозначениями из списка. Наружное ухо: 1. ______________________________________ 2. ______________________________________ 3. ______________________________________ 16. Наружное слуховое отверстие Среднее ухо: 4. ______________________________________ 5. ______________________________________ 6. ______________________________________ 13. _____________________________________ 15. _____________________________________ Внутреннее ухо: 7. __________________________________________11. __________________________________________ 8. __________________________________________12. __________________________________________ 9. __________________________________________14. __________________________________________ 10. _________________________________________17. Преддверие 2. Изучить рецепторный аппарат внутреннего уха. Сделать подписи к рисунку. Дополните рисунок обозначениями из списка. Кортиев (спиральный) орган: 1. __________________________________________ 2. __________________________________________ 3. __________________________________________ 4. __________________________________________ 5. __________________________________________ 6. __________________________________________ 7. __________________________________________ 8. Улитковый проток. 9. Внутренние опорные клетки. 10. Эпителий 3. Объясните механизм звуковосприятия. Дополните рисунок обозначениями из текста. Звуковые волны улавливаются ушной раковиной и через ________________________________ (1) передаются ____________________________ (2). Затем они усиливаются через цепь слуховых косточек – ________________ (3), _________________ (4) и ____________________ (5) – и далее через овальное окно (окно преддверия; 13) передаются перилимфе ______________________________ (10), которая в области верхушки улитки сообщается с _________________________ (8). По ней колебания доходят до _________________________(11), закрытого вторичной барабанной перепонкой. Вместе с перилимфой барабанной лестницы колеблется ___________________________ (9) со спиральным органом. Волосковые клетки задевают своими волосками __________________________, в них возникает раздражение, которое преобразуется в нервный импульс, который передается по их аксонам и переключается в клетках _____________________. Аксоны клеток спирального узла образуют ___________ нерв, который, соединяясь с нервом преддверия, образует _________________________________(VIII пара черепно-мозговых нервов). В конечном итоге импульсы достигают центрального отдела – ________________________________________, где и возникают слуховые ощущения. 4. Изучите особенности строения органа равновесия. Сделайте подписи к рисунку: I. Компоненты перепончатого лабиринта(расположенные внутри соответствующих частей костного лабиринта): а) внутри костной улитки — 1 — __________________________; занимает около трети сечения спирального костного канала. Содержит орган слуха — ____________________________________; б) внутри костного преддверия — 2 — __________________________, или _______________. Содержит рецепторное пятно (макулу), реагирующее на гравитацию и вибрацию; 3 — ___________________________, или ______________. Содержит рецепторное пятно, реагирующее только на гравитационные воздействия; в) внутри костных полукружных каналов — 4 — __________________________________________и в них: 4А — ___________________________, в которых имеются рецепторы, реагирующие на угловые ускорения (вращение). II. Жидкости внутреннего уха: а) перилимфа — в пространстве (5) между ____________ и ________________________________; б) эндолимфа — внутри _____________________________________. Перилимфа отделена от барабанной полости: а) в области овального окна — вставленным в него ___________________ (6), б) в области круглого окна — ______________________________________________ (7). 5. Изучить особенности строения рецепторного участка вестибулярного анализатора. Заполните пропуски в тексте:
Рецепторный участок (_________ или _______________) имеется и в ________________, и в _________________ мешочках преддверия перепончатого лабиринта. Строение обоих пятен практически одинаково. В эпителии пятна — три элемента: 1 — _______________________________________________; 2 — поддерживающие эпителиоциты; 3 — ____________________________, покрывающая клетки. Мембрана имеет студенистую консистенцию, содержит в своем составе кристаллы ____________________ (отолиты) и почти насквозь пронизывается ________________________ сенсорных клеток. 6. Объясните механизм работы вестибулярного анализатора. Заполните пропуски: Участки мешочков, содержащие чувствительные к гравитации и к линейным ускорениям клетки, называются __________________. Киноцилии (волоски) волосковых клеток пятен пронизывают толстую _________________ мембрану, содержащую кристаллики шестиугольной формы из ______________________ (СаСО3); эти кристаллики называют _______________; все кристаллы склеены между собой желеобразным веществом. ____________________ мембрана тяжелее остальной ткани и может оказывать давление на волоски рецепторных клеток. Ее смещение при изменении положения тела в гравитационном поле сопровождается появлением режущих сил, действующих на волоски рецепторных клеток. Тем самым пятна воспринимают изменение силы ___________ и линейного __________. Волосковые клетки _____________________________ сконцентрированы в _____________ ампул. Волоски погружены в полупрозрачную студенистую массу – купулу, которая не содержит отолитов и покрывает гребешок. Если голова поворачивается в сторону, то вследствие инерции эндолимфа перепончатого протока в ___________________________ смещается и сильнее давит на сторону, противоположную движению. Воспринимающие клетки реагируют на это изменение и посылают в мозг соответствующую информацию. Следовательно, воспринимающие клетки ____________________________ реагируют на угловое _________________, то есть на перемену направления движения, если даже скорость его остается постоянной. Они воспринимают также вращательное ______________ и замедление. 7. Сделайте вывод о значении вестибулярного анализатора. Вестибулярный анализатор предназначен для: 1) _______________________________________________________________________________________ 2) _______________________________________________________________________________________ 3) _______________________________________________________________________________________ 4) _______________________________________________________________________________________ 5) _______________________________________________________________________________________ |