ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Лабораторная работа № 4. Решение качественных задач по разделам курса. (2 часа) Цель занятия –получить навыки и закрепить умения по применению теоретических знаний к решению практических задач. Выполнение данного вида работы предполагает уточнение собственной точки зрения студентов по широкоприменяемым, но неоднозначно понимаемым определениям, категориям или выбор и обоснование одной из точек зрения. Следует помнить, что аргументация собственного мнения базируется на предварительном самостоятельном глубоком анализе теоретического материала. Тема 7-8 Задание 1. Американский социолог Ч. Тилли пишет: «С тех пор как где-то между восьмым и третьим тысячелетием до нашей эры на территориях между Босфором и Персидским заливом из оседлого земледелия возник новый тип общины, почти каждое увеличение способностей человечества к коллективным действиям и к освоению окружающего его мира приводило к новым скачкам в росте городов Как Вы считаете, какие основные социальные задачи возникли и потребовали развития этой формы поселения? Согласны ли Вы с позицией по этому вопросу Гидденса: «Деревня производит население, энергию и оригинальные идеи, - сырые материалы социальной жизни - подобно тому, как она производит питательные продукты и сырые произведения торговли. Город комбинирует идеи и, таким образом, образует социальный разум». (См.: Основания социологии. М., 1898. С. 355). Как, по Вашему мнению, будет выглядеть соотношение городского и сельского населения к 2025 году? Задание 2. В книге российских социологов Заславской Т. И. и Рывкиной Р. В. «Социология экономической жизни» описываются два подхода к изучению поведения человека в экономической сфере. При первом подходе человек рассматривается как элемент трудовых ресурсов, носитель рабочей силы, как покупатель и потребитель создаваемых благ. Предполагается, что трудовые ресурсы можно «использовать», «распределять», «формировать», «улучшать», самостоятельное же поведение работника, как правило, не рассматривается. При втором подходе человек рассматривается иначе. Учитывается наличие у него собственной системы ценностей, личных потребностей, - и не только материальных, но и многих других: интеллектуальных, нравственных, психологических, а, следовательно, и интересов, толкающих его на удовлетворение этих потребностей. (См.: Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. С. 92). Определите, какой из названных подходов является социологическим, а какой - экономическим? Объясните свое решение. Что изучает современная социология? Каковы пути и цели использования современного социологического знания? Задание 3. «Возрастной признак причинно связан с рядом психосоциальных свойств индивида, оказывающих влияние на чувствования и верования, желания и стремления, идеи и интересы индивида, а через них и на все его поведение, а через поведение и на всю социальную жизнь». (См.: Сорокин П. А. Система социологии. Пг., 1920, Т. 2. С. 110). Возможно ли сближение поколений или прав Ф. Ницше, когда говорит: «И изгнан я из страны отцов и матерей»? Каковы социальные критерии определения границ поколений? Какова роль традиций в жизни поколений? Задание 4. Снижение устойчивости семьи и рождаемости в нашей стране оценивается социологами по-разному. Одни видят в этом признаки появления семьи нового типа – «супружеской семьи», где главным становится духовное и сексуальное общение супругов, их досуг. Другие ученые расценивают снижение рождаемости и устойчивости семьи как временные негативные явления, которые в будущем будут устранены под влиянием активной демографической политики. А Ваше мнение о перспективах семьи? Какие социальные функции выполняет семья, каково их общественное и индивидуальное значение? Задание 5. «Что мужчина представляет активное, а женщина пассивное начало, что первый должен образовательно влиять на ум и характер второй - это, конечно, положения азбучные». См.: Соловьев В. Смысл любви. Русский Эрос. М., 1991. С. 58). Как Вы относитесь к такой позиции автора? Обоснуйте свое мнение. Меняется ли исторически роль мужчины в семье? Меняется ли исторически роль женщины в семье? Задание 6. «Сущность вальдорфской педагогики – никогда не давать что-то готовое. Не говорят: дело обстоит вот так и это надо выучить. Дается очень мало, и ребенок должен сам восполнить остальное – фантазией, мышлением, чувством. Действительное содержание книги зависит от того, насколько мы ее можем дополнить. Мир восприятий, в котором мы живем, природа – такая же книга. Мы способны прочесть в ней не очень много. Постепенно мы, быть может, научаемся прочитывать больше. Итак, мы живем в окружающем мире, как в вальдорфской школе. То, что к нам приходит «неготовым», мы должны восполнять. И чтобы лучше понимать, мы должны все больше восполнять из нас самих. Вот почему вальдорфская школа - не что-то выдуманное. Это естественное воспитание, потому что так устроен мир». (См.: Колевинд Г. Школа сознания // Знание – сила. 1991. №5. С. 57-58). Как Вы относитесь к подобной концепции образования? Соотнесите ее с существующей практикой в современной общеобразовательной школе. Каково, по Вашему мнению, место гуманитарного образования в профессиональном? Предложите собственную концепцию образования. Задание 7. «Зависимость человека от среды, от эпохи не подлежит никакому сомнению. Она тем сильнее, что половина уз укрепляется за спиною сознания… он [человек] не может не отражать в себе, собою своего времени, своей среды. Но тут, в самом образе отражения является его самобытность. Противодействие, возбуждаемое в человеке окружающим, - ответ его личности на влияние среды, ответ этот может быть полон сочувствия, так как полон противочувствия». (См.: Герцен А. И. С того берега // Собр. соч. В 30 т. М., 1955. Т. 6. С. 14, 66, 120). Чего, с Вашей точки зрения, больше в отношении личности к среде, в которой она сформировалась – «сочувствия» или «противочувствия»? Тема 9 Задание 1. Охарактеризуйте роль общественных наук в профессиональной подготовке социального работника. Проранжируйте для себя социально-гуманитарные науки, изучаемые в ВУЗе. Что Вы хотели бы получить от общества? Что Вы хотели бы дать обществу? Задание 2. «Если индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами – здравоохранением, образованием, развлечениями и искусством, которые теперь являются желаемыми и возможными для каждого». (Цит. по: Социология и современность. М., 1977). Прокомментируйте различие между индустриальным и постиндустриальным этапами развития общества. Как это различие, с Вашей точки зрения, должно отразиться на роли и характере образования? Каковы особенности современного исторического этапа общественного развития? Проанализируйте влияние компьютеризации общества на формирование личности человека. Задание 3 Какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд? Как Вы полагаете, труд «создал» или «испортил» человека? Аргументируйте свой ответ. Задание 4. Рассматривая основные этапы истории формирования человека как личности, И. С. Кон отмечает: «У человека индивидуально-природные различия дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития — также и различиями индивидуально-личностными. Осознание значимости, социальной и личной ценности индивидуальных различий и связанную с этим автономизацию индивидов назовем персонификацией». (См.: Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. С. 39). Попробуйте выделить те свойства, которые составляют Ваши индивидуально-природные, социальные и индивидуально-личностные отличия от других людей. Какие из выделенных свойств Вы считаете ценными для общества и для себя? Задание 5 Американские социологи выявили связь между методами социализации и готовностью людей принимать ценности общества. Например, в зависимости от того, кем видят своих родителей юноши и девушки – надсмотрщиками или помощниками - они либо бунтуют против существующей системы власти, либо легко вливаются в нее. Те, кто получает мало поддержки, но много замечаний по дисциплине (особенно от отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, и многие из них бунтуют, противопоставляя свои собственные ценности ценностям общества Правомерно ли расценивать такой результат социализации как неудачу и угрозу обществу? Как Вы понимаете, что такое социализация личности, и каковы ее ведущие направления и механизмы? Задание 6. Профессиональные роли оказывают существенное влияние на личность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека. Проявите социологическое воображение и попытайтесь установить однозначное соответствие между перечисленными слева профессиональными ролями и названными справа качествами, которые они формируют. Профессиональные роли: 1. Врач 2. Инженер 3. Преподаватель 4. Руководитель 5. Следователь 6. Экономист Профессиональные качества: 1. Забота о надежности и безопасности 2. Повышенное самомнение 3. Подозрительность 4. Появление мыслительных и речевых штампов 5. Стремление к особой точности 6. Стремление внушить уверенность в благоприятном исходе дела. Задание 7. Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых и личностно-ролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт и назовите типичные конфликты разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее эффективными? Задание 8. Человеческая сексуальность - «это больше чем просто сексуальность, и большей чем просто сексуальностью она является в той степени, в какой она - на человеческом уровне - выступает носителем внесексуальных личностных отношений». (См.: Франкл В. Человек в происках смысла. М., 1990. С. 34). Прокомментируйте этот отрывок. Как Вы его понимаете? Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»? Задание 10-11 Задание 1. Определяя понятие «культура», Т. Парсонс выделяет три основных момента: «во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и, в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой стороны - детерминантой систем человеческого социального взаимодействия». (См.: Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М., 1968. С. 49). В свою очередь Н. Бердяев в работе «О рабстве и свободе человека» писал: «Культура означает обработку материала актом духа, победу формы над материей. Она более связана с творческим актом человека… Гений никогда не мог вполне вместиться в культуру и культура всегда стремилась превратить гения из дикого животного в животное домашнее… Творческий акт, в котором есть дикость и варварство, объективируется и превращается в культуру». (Цит. по: Мир философии. М., 1991, Ч. II. С. 308). Дополните данные определения. Покажите, что культура – не только продукт и условие социального взаимодействия, но и само это взаимодействие: культура не только передается, но и создается, она не только общепринята, но порой и противоречит общепринятому – так называемая контркультура. Задание 2. «В качестве синонима духовной культуры можно пользоваться и понятием просвещение». (См.: Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984. С. 114). Можно ли согласиться с высказыванием И. Витаньи? Сопоставьте понятия «духовная культура» и «просвещение». Задание 3. «Если теория регресса, в своей ходячей форме, должна считаться несостоятельной, то и теория прогресса, принимаемая без всяких ограничений, кажется мне также несостоятельной. Очень возможно, а по моему убеждению даже весьма вероятно, что регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Спенсер Г. История буржуазной социологии XIX – начала XX в. М., 1979. С. 48). Согласны ли Вы с этим утверждением? Задание 4. Грядущее «предстает как непрерывно ветвящаяся цепь дилемм. Каждое звено этой цепи двойственно: оно составляет пару взаимоисключающих возможностей». (См.: Андреев Д. Роза мира. М., 1991. С. 238). Согласны ли Вы с этим положением? Можете ли Вы подтвердить его примерами? Тема 14. Задание 1. В левом столбике в алфавитном порядке перечислены основные методы социологического исследования. В правом столбике в таком же порядке – различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов? Объекты изучения | Основные методы | 1. Газетные тексты | 1. Анкетирование | 2. Индивидуальные особенности сознания | 2. Изучение документов | 3. Межличностные отношения | 3. Интервью | 4. Причинно-следственные связи | 4. Контент-анализ | 5. Протоколы, отчеты, письма | 5. Наблюдение | 6. Факты поведения людей | 6. Социологический тест | 7. Факты сознания (мнения, интересы и т. д.) | 7. Социометрический опрос | 8. Ценностные ориентации и установки | 8. Эксперимент | Задание 2. Сопоставьте следующие пары выражений, определите собственную позицию по вопросу о роли государственного управления. 1. Государство - единственное средство избежать «войны всех против всех"». (Гоббс Т.) «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И.). 2. Властвовать – «дать программу людям, вмешаться в их судьбу, в их узкий круг: помешать их сумасбродству, которое, как правило, праздность, бессодержательная жизнь, отчаяние» (Ортега-и-Гассет). Государство – «самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы» (Бакунин А. М.). Задание 3. Известный американский социолог Э. Шилз в статье «Призвание социологии» выделяет три типа взаимоотношений социологии и власти. Первый тип – «манипулятивный» - характеризуется сотрудничеством с властями: социологическое знание используется для целей управления общественными процессами и манипуляции поведения людей и групп. Второй тип ориентации – «критический» - имеет место, когда социологи отказываются от сотрудничества с властями, занимают независимую, аналитическую позицию по отношению к проводимой политике. Третий – «согласительный» - тип ориентации, он заключается в поиске согласия, консенсуса между властями, группами и личностями (См.: Комаров М. С. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социологические исследования. 1990. №11. С. 34-35). Как Вы считаете, какой ориентации по отношению к власти следует придерживаться российским социологам? Прокомментируйте свой ответ. |