Б) Взаимодействие растворов соляной и серной кислот с металлами Лабораторная работа №1 Важнейшие классы неорганических соединений Разделы теоретического курса для подготовки Простые вещества. Аллотропия. Сложные вещества. Органические и неорганические вещества. Основные классы неорганических соединений. Оксиды, их состав и номенклатура. Солеобразующие и несолеобразующие (безразличные) оксиды. Оксиды основные, кислотные и амфотерные. Химические свойства оксидов. Способы получения оксидов. Кислоты, их состав и номенклатура. Классификация кислот. Получение кислот и их характерные свойства. Основания, их состав и номенклатура. Классификация оснований. Способы получения и свойства оснований. Щелочи. Амфотерные гидроксиды. Соли, их состав и номенклатура. Классификация солей. Соли средние, кислые, основные и двойные. Способы получения солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Использование неорганических соединений в нефтяной и газовой промышленности. Вопросы и упражнения 1. Приведите по три примера основных, амфотерных, кислотных и безразличных оксидов. Назовите их. Напишите графические формулы их молекул. 2. Какие гидроксиды соответствуют следующим оксидам: оксид бария, оксид калия, оксид углерода (IV), оксид фосфора (V). Напишите графические формулы их молекул. Назовите их. 3. Перечислите важнейшие классы неорганических соединений, с которыми могут реагировать следующие оксиды: а) K2O; б) Cr2O3; в)N2O5 г) BaO? 4. Подберите соответствующие вещества и напишите уравнения нижеприведенных превращений: а) оксид основание основная соль средняя соль; б) оксид кислота кислая соль средняя соль; в) гидроксид оксид соль соль. Назовите выбранные вещества. 5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: NaOH → Na2CO3 → NaHCO3→ Na2CO3→ CO2 Zn → ZnO → Zn(NO3)2 →Zn(OH)2 → Na2ZnO2 Экспериментальная часть Опыт 1. Свойства кислот А) Физические свойства кислот. Распознавание растворов кислот с помощью растворов индикаторов Для находящихся в закрытых склянках в вытяжном шкафу концентрированных растворов хлороводородной (соляной), серной и азотной кислот, а также для борной кислоты укажите агрегатное состояние и цвет. Данные занесите в табл. 1 Таблица 1 Физические свойства кислот Кислота | Агрегатное состояние и цвет | HCl конц. | | HNO3 конц. | | H2SO4 конц. | | H3BO3 | | Разбавленные растворы соляной и серной кислот, имеющиеся на лабораторных столах, налейте в пробирки (борную кислоту предварительно растворите в дистиллированной воде) и добавьте раствор индикатора метилоранж. Как изменяется окраска индикатора? Меняется ли окраска индикатора метилоранж в растворе борной кислоты? Аналогично испытайте действие растворов индикаторов метилрот (метиловый красный) и лакмус на растворы этих кислот. Как изменяется окраска индикатора? Объясните разницу в действии раствора борной кислоты на индикаторы. Результаты опытов оформите в виде таблицы 2. Таблица 2 Таблица 2. Окраска некоторых индикаторов в растворах кислот Кислота | Цвет индикатора в разбавленном растворе кислоты | метилоранж | метилрот | лакмус | HCl разб. | | | | H2SO4 разб. | | | | H3BO3 | | | | Сделайте вывод о том, как можно определить наличие кислоты в растворе. б) Взаимодействие растворов соляной и серной кислот с металлами В две пробирки с разбавленными растворами соляной и серной кислот поместите по грануле цинка. В другие две пробирки с разбавленными растворами соляной и серной кислот поместите медную проволоку. Через некоторое время наблюдайте, в каких пробирках происходит выделение газа. Обратите внимание на положение цинка и меди относительно водорода в ряду активностей металлов. Напишите уравнения реакций. К какому типу относятся эти реакции? Сделайте вывод о характере взаимодействия металлов с растворами обычных кислот. |