Выполнение работы проверил(а) Лабораторная работа № 9 “Химия р-элементов IV группы. Углерод. Свинец. Кремний. Олово.” I. Углерод Опыт 1. Адсорбционные свойства угля а) Адсорбция красящих веществ из раствора В пробирку до половины ее объема налить светло-розовый раствор фуксина. Внести в раствор немного активного угля. Плотно закрыть пробирку пальцем и энергично встряхивать ее 2 - 3 мин. Дать раствору отстояться и отметить его обесцвечивание. ЗАДАНИЕ: 1. Объяснить причину обесцвечивания раствора. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ б) Адсорбция ионов из раствора В пробирку внести 2 - 3 капли 0,01 н раствора нитрата свинца. Добавить к нему 1 каплю 0,1 н раствора иодида калия. Наблюдать выпадение осадка свинца. (Пробирку с полученным осадком сохранить для сравнения). В другую пробирку до половины ее объема налить того же раствора нитрата свинца и внести небольшое количество (3 - 4 микрошпателя) порошка активного угля. Закрыв отверстие пробирки пальцем, энергично встряхивать ее 2 - 3 мин. Дать раствору отстояться и пипеткой отобрать 3 - 4 капли прозрачного раствора и перенести его в другую пробирку. Добавить туда же одну каплю 0,1 н раствора KJ. ЗАДАНИЕ: 1. Сравнить количество осадка иодида свинца, полученного в первом и во втором случае. Чем объяснить различие? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Составить уравнение реакции. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | Опыт 2. Получение оксида углерода (IV) и его растворение в воде Приготовить пробирку с нейтральным раствором лакмуса (5 - 6 капель). В пробирку положить 3 - 4 маленьких кусочков мрамора или мела, внести в нее 5 капель воды и 10 капель концентрированной и хлороводородной кислоты. Быстро закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустить в пробирку с нейтральным раствором лакмуса и пропускать газ 2 - 3 мин. Отметить изменение окраски лакмуса. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Описать проделанную работу. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать схему равновесия, существующего в водном растворе оксида углерода (IV). Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | 3. Как сместится это равновесие при добавлении в раствор щелочи и кислоты? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4. Указать причину смещения равновесия в каждом случае. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 3. Малорастворимые карбонаты некоторых металлов а) Получение карбонатов щелочноземельных металлов и их растворение в уксусной кислоте. В двух пробирках получить карбонаты кальция и бария взаимодействием растворов соответствующих солей с карбонатом натрия (по 3 - 4 капли). Дать растворам отстояться и, удалив пипеткой или кусочком фильтровальной бумаги часть жидкости, добавить к осадкам по одной капле уксусной кислоты. Что наблюдается? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Отметить выпадение осадков, их цвет и растворение в уксусной кислоте, сопровождающееся выделением газа. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения всех протекающих реакций. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | | | | б) Образование гидроксокарбонатов некоторых металлов К растворам солей магния и кобальта (по 3 - 4 капли) добавить столько же раствора карбоната натрия. ЗАДАНИЕ: 1. Отметить выпадение осадков гидроксокарбонатов указанных металлов, их цвет и выделение пузырьков газа. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать в молекулярном и ионном виде уравнение реакции, протекающей с участием воды. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | Опыт 4. Гидролиз карбоната и гидрокарбоната натрия В две пробирки внести по 3 - 4 капли нейтрального раствора лакмуса. В одну из пробирок добавить 1 - 2 капли раствора карбоната натрия, в другую такое же количество раствора гидрокарбоната натрия, отметить различие в окраске лакмуса. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Написать в молекулярном и ионном виде уравнения реакции гидролиза первой и второй соли. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | 2. В каком случае гидролиз протекает слабее и почему. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ II. Свинец Опыт 1. Восстановление соединений свинца (II) из раствора В пробирку поместить кусочек цинка и прибавить 5 - 6 капель раствора нитрата или ацетата свинца. Наблюдается выделение свинца в виде блестящих кристаллов. ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнение реакции в ионной форме. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | 2. Какими металлами можно заменить в этом опыте цинк? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 2. Взаимодействие свинца с кислотами а) Действие на свинец разбавленных кислот В три пробирки поместить по маленькому кусочку свинца и прилить по 5 - 8 капель 2 н растворов кислот: в первую - хлороводородной, во вторую - серной, в третью - азотной. Нагреть пробирки маленьким пламенем спиртовки. Во всех ли пробирках протекает реакция? По охлаждению растворов в каждую пробирку внести по 2 - 3 капли раствора иодида калия. В каком случае выпал осадок иодида свинца? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. На основании опыта сделать вывод, в какой из взятых кислот свинец практически растворяется. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Объяснить причину различного отношения свинца к указанным кислотам. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Написать уравнение реакции, учитывая, что при взаимодействии свинца с разбавленной азотной кислотой выделяется преимущественно NO. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | б) Действие на свинец концентрированных кислот Осторожно вылить раствор кислот из всех пробирок, ополоснуть свинец водой и подействовать на него концентрированными кислотами: хлороводородной (плотность 1,19 г/см3), серной (плотность 1,84 г/см3) и азотной (плотность 1,4 г/см3), добавляя их раздельно в каждую пробирку по 3 - 5 капель, отметить, как протекают реакции на холоду. Нагреть пробирки на водяной бане или на маленьком пламени спиртовки (ОСТОРОЖНО!). Что наблюдается? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ По охлаждении растворов добавить к ним по 2 - 4 капли воды и по 2 - 3 капли иодида калия. Сделать вывод, в какой из кислот свинец наиболее растворим. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Отметить образование NO2 при взаимодействии свинца с концентрированной азотной кислотой и SO2 - при взаимодействии с концентрированной серной кислотой. ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнения соответствующих реакций, учитывая, что свинец во всех случаях окисляется до Pb+2, давая с концентрированной серной кислотой Pb(HSO4)2. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | 2. Какое соединение свинца получается при взаимодействии с азотной кислотой? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Влияет ли на характер реакции концентрация хлороводородной кислоты? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 3. Гидроксид свинца (II) и его свойства В две пробирки поместить по 2 - 3 капли раствора соли свинца и добавить в каждую по несколько капель 2 н раствора едкого натра до выпадения осадка. Исследовать свойства полученного гидроксида свинца, добавив в одну пробирку несколько капель 2 н раствора азотной кислоты, в другую – 2 н раствора едкого натра. Размешать растворы стеклянной палочкой или осторожно встряхивать пробирки до растворения осадков в обоих случаях. ЗАДАНИЕ: 1. На основании результатов опыта сделать вывод о свойствах гидроксида свинца. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения реакций получения гидроксида свинца, его диссоциации и растворения в кислоте и щелочи, учитывая образование в щелочной среде комплексного аниона Pb[(OH)6]4-- гексагидроксоплюмбата (II). Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | | | | 3. Почему в данном опыте следует пользоваться азотной кислотой, а не хлороводородной или серной? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 4. Получение некоторых малорастворимых солей свинца(II) В четыре пробирки раздельно внести по 2 - 4 капли 2 н растворов серной и хлороводородной кислот, раствора иодида калия и сероводородной воды. В каждую пробирку добавить по 2 - 3 капли раствора соли свинца. Отметить образование осадков и их цвет. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Во все пробирки добавить по 2 - 3 капли воды и нагреть на водяной бане. Отметить растворение хлорида и иодида свинца при нагревании. Опустить пробирки с раствором в стакан с холодной водой и после охлаждения наблюдать снова образование осадков хлорида и иодида свинца. Растворяются ли при нагревании сульфат и сульфид свинца? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнения всех протекающих реакций. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | | | | Опыт 5. Гидролиз солей свинца (II) Опустить в пробирку 2 - 3 кристаллика нитрата свинца и добавить 4 - 5 капель воды. Размешать содержимое стеклянной палочкой до полного растворения кристаллов и опустить в раствор синюю лакмусовую бумажку. Что наблюдается? Какая среда в растворе нитрата свинца? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Нагреть слегка раствор и добавив к нему такой же объем раствора карбоната натрия, снова нагреть. Наблюдать выпадение осадка соли 2PbCO3•Pb(OH)2. В какой кислоте можно растворить полученную соль? Проверить свое заключение опытом. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Объяснить все наблюдаемые явления. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнение реакции гидролиза нитрата свинца по первой ступени. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | 3. Как влияет добавление карбоната натрия на этот процесс? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4. Написать уравнение реакции совместного гидролиза нитрата свинца и карбоната натрия. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | III. Кремний Опыт 1. Получение геля и золя кремниевой кислоты В две пробирки внести по 4 - 5 капель: в одну – силиката натрия, в другую - концентрированной хлороводородной кислоты (плотность 1,19 г/см3). Добавить в первую пробирку 6 - 7 капель 2 н раствора хлороводородной кислоты и во вторую – 1 - 2 капли насыщенного раствора силиката натрия. Закрыть пробирки пальцем и встряхнуть их. Наблюдать образование геля кремниевой кислоты в первой пробирке и золя - во второй. Полученный золь кремниевой кислоты нагреть на спиртовке до перехода в гель. ЗАДАНИЕ: 1. Как называется процесс перехода золя в гель? Какое значение имеет нагревание? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Описать проделанную работу. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Написать уравнение реакции получения кремниевой кислоты H2SiO3 (данная формула является условной, действительный состав кремниевых кислот более сложный и может быть выражен общей формулой SiO2•xH2O). Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | Опыт 2. Получение малорастворимых солей кремниевой кислоты В пробирки внести по 3 - 6 капель растворов солей: в первую – хлорида кальция, во вторую нитрата кобальта, в третью - нитрата свинца, в четвертую - сульфата меди. Добавить в каждую пробирку по 2 - 3 капли раствора силиката натрия. ЗАДАНИЕ: 1. Отметить цвета осадков. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения соответствующих реакций. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | | | | Опыт 3. Гидролиз силиката натрия В две пробирки внести но 5 - 6 капель раствора силиката натрия, в одну из них добавить каплю фенолфталеина, отметить появление красной окраски. На избыток какого иона это указывает? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Во вторую пробирку добавить 4 - 5 капель раствора хлорида аммония. ЗАДАНИЕ: 1. Отметить наблюдаемые явления и объяснить различие в степени гидролиза силиката натрия в чистой воде и в присутствии хлорида аммония. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать молекулярные и ионные уравнения обоих случаев гидролиза. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | 3. Присутствие какого иона увеличило степень гидролиза во втором случае? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4. Как уменьшить гидролиз силиката натрия? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ IV. Олово Опыт 1. Гидроксид олова (II) и его свойства В две пробирки внести по 2 - 4 капли раствора хлорида олова (II). В каждую пробирку добавить по 2 - 5 капель 2 н раствора едкого натра до образования осадка, не давая избытка. К полученному гидроксиду олова добавить: в первую пробирку 3 - 5 капель 2 н раствора хлороводородной кислоты, во вторую - столько же 2 н раствора едкого натра. Растворы размешать стеклянной палочкой или осторожно встряхивать пробирки в обоих случаях до растворения осадков. ЗАДАНИЕ: 1. Отметить наблюдаемые явления и сделать вывод о свойствах гидроксида олова (II). ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения реакций: получение гидроксида и его взаимодействия с кислотой и щелочью, учитывая, что в щелочном растворе образуются комплексный анион [Sn(OH)4]2- - тетрагидроксостанната (II). Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | 3. Какие ионы олова находятся преимущественно в растворе при рН < 7? При рН > 7? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 2. Гидролиз хлорида олова (II) Налить в пробирку 1 - 4 капли воды и опустить в нее 2 - 3 кристаллика - хлорида олова (II). Размешать содержимое стеклянной палочкой до полного растворения кристаллов. К полученному прозрачному раствору добавить еще 5 - 6 капель воды. Отметить образование осадка гидроксохлорида олова (II) - SnOHCl. ЗАДАНИЕ: 1. Прибавлением какого реактива можно уменьшить гидролиз хлорида олова? Проверить свое заключение опытом. Что наблюдается? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения всех протекающих реакций. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | 3. Объяснить влияние добавления воды и кислоты на степень гидролиза этой соли. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 3. Восстановительные свойства соединений олова (II) а) Восстановление перманганата калия хлоридом олова В пробирку с раствором перманганата калия (3 - 5 капель) добавить 1 - 2 капли 2 н раствора хлороводородной кислоты и 3 - 4 капли раствора соли олова. Что наблюдается? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнение реакции, протекающей с образованием хлорида марганца (II). В какую степень окисления переходит олово? Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | б) Восстановление дихромата калия К раствору хлорида олова (II) добавить 1 - 3 капли хлороводородной кислоты. К подкисленному раствору по каплям прибавлять дихромат калия (2 - 3 капли). Наблюдать появление зеленой окраски вследствие восстановления иона Cr2O72- в ион Cr3+. ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнение протекающей реакции. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | в) Восстановление хлорида железа (III) В две пробирки внести по 1-2 капли раствора хлорида железа (III) и гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6] (реактив на ион Fe2+). В обе пробирки добавить воды. Отметить окраску полученных растворов. Одну пробирку сохранить для сравнения, в другую добавить 2 - 3 капли раствора хлорида олова (II) и наблюдать в ней появление синей окраски вследствие образования Fe3[Fe(CN)6]2. ЗАДАНИЕ: 1. Объяснить, почему нет синей окраски в первой пробирке? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения протекающей окислительно-восстановительной реакции и реакции образования гексацианоферрата (III) железа (II). Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | Опыт 4. Гидроксид олова (IV) и его свойства В две пробирки внести по 2 - 4 капли раствора хлорида олова (IV) и по 2 - 4 капли 2 н раствора едкого натра (до выпадения осадка). К полученному осадку добавить в одну пробирку несколько капель хлороводородной кислоты, в другую - несколько капель едкого натра (в обоих случаях - до растворения осадка). ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнения реакций получения гидроксида олова (IV) и его взаимодействия с кислотой и щелочью, учитывая, что в щелочной среде образуется комплексный ион гексагидроксостанната (IV) [Sn(OH)6]2-. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | 2. Отметить свойства гидроксида олова (IV). ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Как изменяется концентрация ионов Sn4+ и [Sn(OH)6]2- при добавлении щелочи и кислоты? Следует отметить, что в сильно кислой среде при большом избытке кислоты образуется ион [SnCl6]2-. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Выполнение работы проверил(а) __________________________ |