Выполнение работы проверил(а) Лабораторная работа № 8 “Химические свойства элементов III группы и их соединений. Бор. Алюминий.”. I. Бор Опыт 1. Получение ортоборной (борной) кислоты. В пробирку внести 5 - 6 капель насыщенного раствора буры Na2B4O7•10H2O и подогреть на водяной бане. В этот раствор внести 2 - 3 капли концентрированной H2SO4. Отметить быстрое выпадение кристаллов борной кислоты. ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнение реакции получения борной кислоты из тетрабората натрия и серной кислоты. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | 2. Солью какой кислоты является тетраборат натрия? Написать формулу этой кислоты. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 2. Кислотные свойства борной кислоты. В трех пробирках с 5 - 8 каплями дистиллированной воды растворить при нагревании по нескольку кристалликов борной кислоты. В одну из пробирок прибавить 3 - 5 капель нейтрального раствора лакмуса. Отметить изменение его окраски. В другую пробирку внести кусочек магния. Отметить выделение газа. Какого? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ В третью пробирку опустить на несколько секунд полоску универсальной индикаторной бумажки и сравнить ее окраску с окраской эталонной шкалы. ЗАДАНИЕ: 1. Сделать вывод о рН борной кислоты в полученном растворе. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения реакций: a) взаимодействия борной кислоты с магнием; Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | b) диссоциации борной кислоты; Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | c) значения рН в полученном растворе борной кислоты. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Сделать вывод сильным или слабым электролитом является борная кислота. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 3. Характерные реакции борной кислоты. а) Окрашивание пламени Накалить в пламени горелки металлическую петельку, отметить цвет пламени. Опустить накаленную петельку в порошок борной кислоты и вновь внести в пламя (у края внешнего конуса). Какую окраску пламени дает борная кислота? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------ б) Получение и горение борноэтилового эфира В фарфоровом тигле или чашечке выпарить примерно 3 мл насыщенного раствора буры – Na2B4O7. Сухой остаток охладить, добавить после охлаждения 3 - 4 капли концентрированной серной кислоты и 5 - 6 капель этилового спирта. Смесь хорошо перемешайте стеклянной палочкой и подожгите. Наблюдайте окрашивание пламени в зеленый цвет за счет образования этилового эфира борной кислоты – B(OC2H5)2 . Концентрированная серная кислота связывает образующуюся воду и препятствует гидролизу эфира. ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнения реакций: a) образование борной кислоты; Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | b) получение борноэтилового эфира взаимодействием этилового спирта и борной кислоты; Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | Опыт 4. Гидролиз тетрабората натрия. В пробирку с 5 - 6 каплями нейтрального раствора лакмуса добавить 3 - 4 капли раствора Na2B4O7. Как изменилась окраска лакмуса? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнения реакции ступенчатого гидролиза тетрабората натрия, учитывая, что в результате первой ступени гидролиза образуется ортоборная кислота и метаборат натрия NaBO2 и по второй ступени - ортоборная кислота и едкий натр. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | Опыт 5. Получение малорастворимых боратов. В три пробирки внести по 3 - 4 капли насыщенного раствора Na2B4O7 и добавить по нескольку капель растворов: в первую -нитрата серебра, во вторую - сульфата меди, в третью - сульфата алюминия. Отметить цвета выпавших осадков. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что во всех реакциях участвует вода и получается борная кислота, выпадающие осадки представляют собой в первой пробирке метаборат серебра, во второй - основную соль меди CuOHBO2 - гидроксометаборат меди, в третьей пробирке - гидроксид алюминия. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | 2. Почему в двух последних случаях не получились средние соли - борат меди и борат алюминия? Ответ объяснить, написав уравнения соответствующих реакций. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | II. Алюминий. Опыт 1. Взаимодействие алюминия с кислотами. а) Взаимодействие алюминия с разбавленными кислотами В три пробирки внести по 5 - 8 капель 2 н растворов кислот: хлороводородной, серной, азотной. В каждую пробирку опустить по маленькому кусочку алюминиевой стружки. Во всех ли случаях протекает реакция на холоду? Нагреть пробирки на водяной бане. Что наблюдается? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнения реакций. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | 2. Какой газ выделяется при взаимодействии алюминия с разбавленной азотной кислотой? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Какой газ выделяется при взаимодействии алюминия с разбавленными серной и хлороводородной кислотами? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ б) Взаимодействие алюминия с концентрированными кислотами Проделать опыт, аналогичный опыт 1,а, заменив разбавленные кислоты концентрированными: хлороводородной (плотность 1,19 г/см3), серной (плотность 1,84 г/см3), азотной (плотность 1,4 г/см3). Как протекают реакции на холоду? С какой кислотой алюминий не реагирует? Почему? Нагреть пробирки на водяной бане. Как влияет нагревание? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Отметить наблюдаемые явления. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения реакций, учитывая, что при нагревании азотная кислота восстанавливается в основном до диоксида азота, а серная кислота до сернистого газа на холоду и частично до свободной серы при нагревании. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | 3. Влияет ли изменение концентрации хлороводородной кислоты на характер ее взаимодействия с алюминием? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 2. Растворение алюминия в водном растворе щелочи. Внести в пробирку алюминиевой стружки и добавить 3 - 4 капли воды. Нагреть пробирку на водяной бане. Наблюдается ли выделение водорода? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Добавить в пробирку 5 - 8 капель 2 н раствора едкого натра. Отметить интенсивное выделение водорода. Отсутствие реакций алюминия с водой объясняется наличием на его поверхности плотной оксидной пленки, которая затрудняет доступ водородных ионов к поверхности металла. Добавленная щелочь растворяет оксидную пленку с образованием гидроксоалюмината и создает возможность непосредственного взаимодействия алюминия с водой. ЗАДАНИЕ: 1. Записать схемы реакций: a) Al2O3 + NaOH + H2O → Na3[Al(OH)6] + … b) Al + H2O → Al(OH)3 + H2 c) Al(OH)3 + NaOH → Na3[Al(OH)6] 2. Подобрать коэффициенты к данным реакциям. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | Опыт 3. Взаимодействие алюминия с неметаллами. а) Взаимодействие алюминия с йодом. Опыт проводить в ВЫТЯЖНОМ ШКАФУ! В тигелек или фарфоровую чашечку поместить по одному микрошпателю мелко растертого йода и порошка алюминия. Тщательно перемешать стеклянной палочкой. К смеси добавить 1 - 2 капли дистиллированной воды. Отметить появление паров йода. ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнение реакции. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | 2. Отметить ее тепловой эффект. ( Вода в данном случае является катализатором). ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ б) Взаимодействие алюминия с серой – демонстрационный опыт 5-6 микрошпателей порошка алюминия и вдвое большее количество растертой в порошок серы тщательно перемешать на кусочке фильтровальной бумаги. Приготовленную смесь перенести на асбестированную сетку, помещенную на кольцо штатива. Пламенем спиртовки нагреть сетку снизу, в том месте, где находится смесь. Во время нагревания смесь перемешивать стеклянной палочкой. Наблюдающиеся небольшие вспышки объясняются экзотермичностью процесса соединения алюминия с серой. Когда реакция закончится, вспышки прекратятся. ЗАДАНИЕ: 1. Написать уравнение реакции получения сульфида алюминия. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | Опыт 4. Гидроксид алюминия, его получение и свойства. В две пробирки внести по 2 - 3 капли раствора соли алюминия и по 2 - 3 капли 2 н раствора едкого натра до образования осадка гидроксида алюминия. В одну пробирку к полученному осадку прибавить 3 - 5 капель 2 н раствора хлороводородной кислоты, в другую столько же 2 н раствора едкого натра. Что происходит в обоих случаях? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ЗАДАНИЕ: 1. Сделать вывод о свойствах гидроксида алюминия. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать уравнения реакций: a) Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с хлороводородной кислотой и едким натром, учитывая, что в щелочной среде образуется комплексный анион [Al(OH)6]3-. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | | | | | | | b) Указать названия полученных соединений алюминия. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Написать схему равновесия диссоциации гидроксида алюминия. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | 4. Как изменяется концентрация ионов Al3+ и [Al(OH)6]3- при добавлении кислоты? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 5. Как изменяется концентрация ионов Al3+ и [Al(OH)6]3- при добавлении щелочи? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Опыт 5. Гидролиз хлорида алюминия. В пробирку внести 5 - 6 капель нейтрального раствора лакмуса и 1 - 3 капли раствора хлорида алюминия. ЗАДАНИЕ: 1. Отметить, как изменилась окраска лакмуса и объяснить причину этого изменения. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Написать в молекулярном и ионном виде уравнение реакции гидролиза, протекающего преимущественно по первой ступени. Уравнения реакций: | Наблюдения: | | | | | 3. Почему гидролиз этой соли не протекает до конца? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4. Как можно уменьшить степень гидролиза этой соли? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Выполнение работы проверил(а) ___________________________ |