МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Краткие теоретические сведения.





Лабораторная работа № 5

Определение качественного и количественного состава органических веществ

Цель работы:

  1. изучить способы обнаружения углерода, хлора, азота в органических соединениях;
  2. изучить особенности органических соединений;
  3. установить, содержатся ли в составе вы­данных образцах органических веществ угле­род и водород;
  4. исследовать, содержится ли в выдан­ном образце органического вещества хлор.

Краткие теоретические сведения.

Для того чтобы понять сущность работы, надо знать, что:

Углерод - обязательная составная часть всех органических соединений. Присутствие углерода может быть обнаружено несколькими способами:

а) при нагревании многих органических веществ наблюдается обугливание;

б) при горении ряда органических веществ выделяется копоть;

в) если этими простыми способами доказать наличие углерода не удается, то вещество сжигают с каким-нибудь окислителем, например, оксидом меди (II), Здесь же обнаруживается и присутствие водорода по появлению капелек воды на холодных стенках прибора.

Оксид меди (II) - СuО может восстанавливаться углеродом: 2СuО + С → 2Сu + СО2

или водородом: СuО + Н2 → Сu + Н2О

Концентрированная серная кислота является очень хорошим водоотнимающим средством. Она легко погло­щает как водяные пары: H2SO4 + nН2О → H2SO4+nH2O, так и воду от веществ, которые её содержат. При этом органические вещества, теряющие воду, обугливаются. Безводный сульфат меди (II) CuSO4 - вещество белого цвета, а при взаимодействии с водой приобретает голу­бую окраску CuSO4 + 5Н2ОCuSO4 . 5H2O

Известковая вода Са(ОН)2 под действием окси­да углерода (IV) - СО2 мутнеет вслед­ствие образования нерастворимого карбоната кальция: Са(ОН)2 + СО2 → СаСО3 + Н2О

Пары хлорида меди (II) СuСl2 окрашивают пламя в зе­леный цвет.

 

Реактивы и оборудование:

- сахарный песок, оксид меди (II) , оксид кальция, раствор Са(ОН)2 - известковая вода, медный купорос CuSO4 . 5H2O, хлороформ - СНCl3, мочевина - (NH2)2C=O;

- пробирки, вата, пипетка, держатель для пробирок, тигельные щипцы, штатив для пробирок, стеклянная палочка, горелка, алюминиевая ложка, железный штатив, стакан, резиновая пробка, газоотводная трубка, спираль из медной проволоки, плоское стекло, универсальная индикаторная бумага, спички, штатив.

 

Опыт 1. Определение углерода и водорода в органических веществах. Рис. 1. Определение углерода и водорода в органи­ческом веществе: 1 — пробирка; 2 — газоотводная трубка; 3 — пробирка с извест­ковой водой
Соберите прибор, как показано на рис. 1. Для опыта возьмите маленькие пробирки. Приготовьте смесь из хо­рошо растертого сахара и порошкообразного (или гра­нулированного) оксида меди (II), взятого в избытке. Поместите смесь в пробирку (1) слоем 0,5 см. У отверстия пробирки поместите рыхлый комочек ваты с нанесенным на нее безводным сульфатом меди CuSO4. Вставьте в пробирку пробку с газоотводной трубкой (2), конец ко­торой опустите в другую пробирку (3) с известковой водой (0,5 мл). Прибор укрепите в штативе, как показано на рисунке, и подогрейте смесь в пробирке 1. Когда вы придете к заключению, что реакция окончилась, вынь­те из известковой воды конец газоот­водной трубки и после этого прекрати­те нагревание. Дайте прибору остыть, после чего разберите его и рассмотрите результаты реакции, отметив, произошли ли изменения с сахаром, оксидом меди (II), с сульфатом меди (II) и с известковой водой? Опишите и объясните причину этих изменений.
Задание. Какой газ вызвал помутнение известковой воды? Какое вещество образовалось из оксида меди (II)? В какие вещества превратились углерод и водород сахара? Составьте уравнения соответствующих реакций: СuО + С → СuО + Н2CuSO4 + 5Н2О → вещество белого цвета Са(ОН)2 + СО2

Опыт 2. Определение хлора в органическом веществе.



Прокалите в пламени горелки медную проволоку, держа ее тигельными щипцами, до тех пор, пока не перестанет окрашиваться пламя. Дайте ей остыть.

Поместите на стекло каплю хлороформа, при­коснитесь к ней концом проволоки и быстро внесите снова в пламя горелки, внимательно наблюдая за его окраской. Объясните свои наблюдения.

Задание. Составьте уравнения реакции: Сu + Cl2

 

 

Опыт № 3. Определение азота в органическом веществе.

Насыпьте в пробирку немного порошка мочевины, добавьте к ней столько же порошка оксида кальция и смесь нагрейте. Намочите универсальную индикаторную бумагу и опустите в пробирку. Как изменился цвет индикатора от выделившегося аммиака: (NH2)2C=O + Ca(OH)2 → CaCO3 + 2NH3↑ и почему? Выделение аммиака свидетельствует о наличии азота во взятом органическом соединении. Запишите наблюдения.

Задание. Допишите уравнения реакций, характеризующие изменение окраски индикатора:

NH3↑ + H2O→ Х , Х D …+ + …-

Ответь на контрольные вопросы.

  1. Какие вещества называют органическими?
  2. Как экспериментально доказать, что крахмал, парафин – органические вещества?
  3. В чем отличие органических веществ от неорганических веществ?
  4. Вычислите процентное содержание углерода в сахаре (С12Н22О11).
  5. Определите молекулярную формулу вещества, если оно содержит С-80%,Н-20%, а плотность вещества по водороду равна 15.
  6. Приведите примеры реакций разложения у неорганических веществ.

Выводы к работе.

  1. Сделайте вывод, свидетельствуют ли прошедшие реакции о том, что в состав органических веществ входят углерод, водород, хлор и азот и почему.
  2. Сравните способы доказательства со­става органических и неорганических веществ и укажи­те, в чем их сходство и различие.

 

Список литературы.

Ю. М. Ерохин. Химия: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Асадема, 2005.

 

Лабораторная работа № 5





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.