МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Щелочные и щелочноземельные металлы”.





Лабораторная работа № 4

“Химия S-элементов.

Опыт 1. Карбонат и гидрокарбонат натрия.

а) Реакция среды в растворе карбоната и гидрокарбоната натрия

Внести в три пробирки по 6 - 7 капель дисциллированной воды. В каждую из них прибавить такое же количество нейтрального раствора лакмуса. В одну пробирку внести 1 микрошпатель кристаллов карбоната натрия, в другую такое же количество гидрокарбо­ната натрия. Третью пробирку оставить для сравнения. Перемешать растворы стеклянной палочкой. Сравнить окраску лакмуса в растворах солей с его окраской в третьей пробирке. Все три пробирки сохранить в качестве контрольных для следующего опыта.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Ответить на вопросы, какая среда и почему:

a) В растворе карбоната натрия;

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

b) В растворе гидрокарбоната натрия.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Написать ионные и молекулярные уравнения реакций. Почему оттенок окраски лакмуса в растворах этих солей различен?
Ответ мотивировать.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
 
 
 
 
 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Термическое разложение гидрокарбоната натрия

К прокаленному порошку гидрокарбоната натрия добавить 12 - 14 капель дисциллированной воды, перемешать стеклянной па­лочкой и разделить раствор на две пробирки. Доказать, что в растворе находится соль угольной кислоты. Для этого в одну из пробирок добавить 3 - 4 капли 2 н раствора хлороводородной кисло­ты и наблюдать выделение пузырьков газа. Какой газ выделяется? В другую пробирку к полученному раствору прибавить такое же количество нейтрального раствора лакмуса.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Сравнить окраску лакмуса в данном растворе с окраской растворов в контрольных пробирках, оставшихся после предыдущего опыта.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. По окраске лакмуса определить, какая соль находится в раст­воре: карбонат или гидрокарбонат натрия?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать уравнение реакции разложения гидрокарбоната натрия при нагревании.

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

Опыт 2. Получение гидроксида кальция.

 

Поместить в пробирку кусочек мела и добавить к нему нес­колько капель воды. Наблюдаются ли какие-либо изменения? Внести в пробирку 1 каплю фенолфталеина. Появляется ли крас­ная краска?



ЗАДАНИЕ:

1. Объяснить наблюдаемое явление. Написать уравнения протекающих реакций.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 3. Карбонат и гидрокарбонат кальция.

а) Получение карбоната и гидрокарбоната кальция

В пробирку с газоотводной трубкой поместить 2 - 3 г мела и прибавить 8 - 10 капель соляной кислоты. Выделяющийся газ направить в пробирку, которая на 1/2 заполнена известковой водой. Отметить появление осадка карбоната кальция. Продолжать пропускать оксид углерода до растворения осадка, которое происходит вследствие образования растворимого гидрокарбоната. Как называ­ется вода, содержащая эту соль? Раствор сохранить для опыта 3 б.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗАДАНИЕ:

 

1. Отметить наблюдаемые явления и написать уравнения реакций:

a) Образования карбоната кальция при взаимодействии оксида углерода с известковой водой

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) Растворение карбоната кальция под действием оксида углерода и воды с образованием гидрокарбоната.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

б) Устранение карбонатной “временной” жесткости воды

Разделить полученный в опыте раствор на две части, перенеся пипеткой половину его в другую пробирку или микроколбочку и, осторожно нагревая, кипятить раствор до образования осад­ка карбоната кальция. Во второй порции раствора получить тот же осадок, добавив раствор едкого натра (1 - 2 капли).

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Объяснить наблюдаемые явления.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций:

a) Разрушение гидрокарбоната при кипячении;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

b) Разрушение гидрокарбоната при взаимодействии со щелочью.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 4. Карбонаты щелочноземельных металлов.

Получить осадки карбонатов кальция, стронция и бария взаимодействием растворов соответствующих солей (3 – 4 капли) с раствором соды. Испытать отношение полученных карбонатов к хлороводородной кислоте. Кислоту добавлять осторожно по каплям.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения протекающих реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Отметить растворимость карбонатов в кислоте.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опыт 5. Сульфаты щелочноземельных металлов.

а) Получение сульфатов кальция, стронция и бария

В три пробирки внести по 2 – 3 капли растворов солей: в первую – соли кальция, во вторую – стронция, в третью – бария. В каждую пробирку добавить по 3 – 4 капли раствора сульфата натрия. Что наблюдается?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Объяснить различную скорость образования осадков сульфата бария и сульфата кальция.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Испытать действие хлороводородной кислоты на полученные сульфаты.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать уравнения реакций образования сульфатов кальция, стронция, бария и выражение произведений растворимости сульфата и карбоната бария.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. Объяснить, пользуясь правилом произведения растворимости, почему карбонат бария растворяется в разбавленной хлороводородной кислоте, а его сульфат не растворяется.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Сравнительная растворимость сульфата и кар­боната кальция

 

Получить сульфат кальция, добавив к 3 - 4 каплям раствора хлорида кальция 5 – 6 капель раствора сульфата натрия. Дать раствору отстояться и пипеткой перенести часть его в чистую пробир­ку. Убедиться в полноте осаждения, добавив еще одну каплю раст­вора сульфата натрия. В полученный прозрачный раствор внести несколько капель раствора соды. Что наблюдается?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗАДАНИЕ:

 

1. Пользуясь правилом произведения растворимости и таблицей величин ПР, объяснить, почему раствор, после того как из него выпал осадок CaSO4 снова образует осадок при добавле­нии ионов CO3-2.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в) Микрокристаллоскопическая реакция получения сульфата кальция

Поместить каплю раствора хлорида кальция на предметное стекло. Прибавить каплю 2 н H2SO4 и, дождавшись помутнения раствора, рассмотреть образовавшиеся кристаллы CaSO4·H2О под микроскопом.

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Написать молекулярное и ионное уравнений реакций и зарисовать форму кристаллов.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
Форма кристаллов    

 

Опыт 6. Оксалаты щелочноземельных металлов.

Получить осадки оксалатов кальция, стронция и бария взаимодействием растворов соответствующих солей (3 - 4 капли) с та­ким же объемом раствора оксалата аммония. Испытать действие хлороводородной кислоты на осадки оксалатов.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций: образования оксалатов щелочно­земельных металлов и их растворения в HCI.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Опыт 7. Хроматы щелочноземельных металлов.

В три пробирки внести раздельно по 3 - 4 капли растворов солей кальция, стронция и бария. В каждую их них добавить по 4 - 5 капель раствора хромата калия. Хроматы каких металлов вы­падают в осадок? Отметить их цвет. Испытать действие уксусной кислоты на осадки хроматов.

Вновь получить осадок хромата бария и испытать действие на него хлороводородной кислоты. Что наблюдается?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций получения хроматов бария, стронция и кальция и их растворения в кислоте.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Объяснить, почему хромат стронция растворяется в уксусной
кислоте, а хромат бария почти нерастворим в ней, но растворяется в хлороводородной кислоте.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Хромат какого металла наиболее растворим?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 8. Восстановительные свойства пероксида бария.

В пробирку внести 3 - 7 капель раствора нитрата серебра и немного порошка пероксида бария. Отметить выделение газа и появление осадка металлического серебра. Какой газ выделяется?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

Опыт 9 . Взаимодействие магния с водой

В пробирку внести 6 - 7 капель дистиллированной воды и опустить кусочек магния. Отметить отсутствие реакции при комнатной температуре. Нагреть пробирку небольшим пламенем спиртовки. Что наблюдается? Прибавить к полученному раствору 1 каплю фе­нолфталеина.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. На образование каких ионов в растворе указывает появление
окраски фенолфталеина?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнение реакции взаимодействия магния с водой
при нагревании.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 

 

 

Опыт 10. Взаимодействие магния с кислотами.

В две пробирки опустить по небольшому кусочку магния. В одну пробирку добавить несколько капель 2 н раствора хлороводородной кислоты, в другую - такое же количество 2 н раствора азотной кислоты.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Что происходит с магнием?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Какой газ выделяется:

a) При взаимодействии магния с хлороводородной кислотой;

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

b) С азотной кислотой?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать уравнения реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

Опыт 11. Получение оксида магния и взаимодействие его с водой.

Взять в ложечку для сжигания 2 - 3 г магния и поджечь ее в пламени спиртовки. Как только магний загорится, вынуть его из пламени и держать над тиглем. Образовавшийся оксид магния сбросить в тигель, прибавить туда же несколько капель дистиллированной воды, размешать все стеклянной палочкой и перелить содержимое тигля в пробирку.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Объяснить почему жидкость мутная.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Доказать образование в растворе Мg(OН)2, добавив 1 каплю фенолфталеина.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать уравнения реакций: образования оксида магния при
его горении и взаимодействии оксида магния с водой.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

Опыт 12. Получение гидроксида магния и его раст­ворение в кислоте и в солях аммония.

Внести в две пробирки по 3 капли раствора соли магния и в каждую из них добавить по 4 капли раствора едкого натра. В одну из пробирок, помешивая содержимое стеклянной палочкой, прибавить по каплям 2 н раствор хлороводородной кислоты до пол­ного растворения осадка. Прибавляя кислоту, отсчитать число добавляемых капель. В другой пробирке таким же способом (помеши­вая стеклянной палочкой и считая добавляемые капли) растворить осадок гидроксида магния в 2 н растворе хлорида аммония. В каком случае для растворения осадка потребовалось большее количество реактива?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций: получения гидроксида магния и
его растворения в кислоте и в растворе соли аммония.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Пользуясь правилом произведения растворимости, объяснить
растворение гидроксида магния в хлориде аммония и в хлороводородной кислоте.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. В каком реактиве растворение гидроксида магния идет легче:
в хлороводородной кислоте или в растворе хлорида аммония?
Почему?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------

 

4. Растворится ли гидроксид магния при добавлении:

a) (NН4)2SO4,

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

b) KCl?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 13. Некоторые малорастворимые соли магния.

а) Получение гидроксокарбоната магния

В пробирку к 2 - 3 каплям раствора соли магния добавить раствор соды до образования осадка гидроксокарбоната магния. Отметить выделение газа.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Испытать отношение осадка основной соли магния к хлороводородной кислоте.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций получения гидроксокарбоната магния и его растворение в кислоте.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

б) Микрокристаллоскопическая реакция получения фосфата магния-аммония

Поместить на предметное стекло 1 каплю раствора соли маг­ния. Добавить к ней 1 каплю 1 н раствора аммиака, насыщенного хлоридом аммония, и перемешать все стеклянной палочкой. Полученный раствор должен быть прозрачным. Внести в него палочкой кристаллик гидрофосфата натрия Na2HPO4. Рассмотреть образо­вавшиеся кристаллы двойной соли MgNH4PO4•6H2O в микроскоп. Снять стекло с микроскопа и добавить к кристаллам полученной соли 1 каплю хлороводородной кислоты. Наблюдать растворение осадка.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Зарисовать форму полученных кристаллов.

 

Форма кристаллов    

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.