| Решение и геометрическая интерпретация игровых моделей размера 2 x 2, 2 x n, m x 2
 
 
 
 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4   В решении игр используется следующая теорема: если один из игроков применяет свою оптимальную смешанную стратегию, то его выигрыш равен цене игры  вне зависимости от того, с какими частотами будет применять второй игрок стратегии, вошедшие в оптимальную. Решение игры начинается с исключения заведомо невыгодных и дублирующих стратегий, т.е. исходную матрицу можно упростить, если исключить доминирующие столбцы, т.е. все элементы которых больше остальных и оставить доминирующие строки. После этого, упрощенную матрицу проверяют на наличие седловой точки, что позволяет сразу определить решение и цену игры. Если седловой точки нет, то переходят к определению оптимальных смешанных стратегий. Пример 1. Исследовать и решить игру, заданную матрицей  . Решение. 1) Проверим наличие седловой точки: 
 2) Найдем оптимальные смешанные стратегии. Пусть для игрока A стратегия задается вектором  и цена игры  . Тогда, на основании теоремы, при применении игроком B чистой стратегии  или  игрок A получит средний выигрыш, равный цене игры, т.е.  следовательно,
  .
 Аналогично, для игрока B, причем цена игры уже найдена, значит можно решить всего два уравнения  откуда
  .
 Ответ:  .  Для геометрической интерпретации игры построим следующий график: в системе координат XOY отложим по оси OX отрезок  единичной длины, каждой точке  которого будет отвечать некоторая смешанная стратегия   
   Так, точке  , для которой  , отвечает стратегия  , точке  , для которой  - стратегия  . При применении стратегии  выигрыш равен  , если второй игрок применяет  , и  , если второй игрок применяет  . Следовательно, получим две точки  и  . Соответственно, при применении стратегии  выигрыш может быть  (при  ) или  (при  ) (они показаны двумя точками на перпендикуляре, восстановленном в точке  ). Средний выигрыш  при любом сочетании стратегий  и  (с вероятностью  и  ) и стратегии  второго игрока равен 
  , и геометрически определяется ординатой, восстановленной в точке  до пересечения с отрезком  . Аналогично, средний выигрыш при применении стратегии  будет определяться ординатами точек, лежащих на отрезке  . Ординаты точек, лежащих на ломаной  характеризуют минимальный выигрыш игрока A при использовании любой смешанной стратегии  на участке  против стратегии  . Следуя принципу максимина, получим, что оптимальное решение определяет точку M, в которой этот минимальный выигрыш достигает максимума. Ей отвечает на оси абсцисс точка  , а ее ордината равна цене игры  . По цене игры находится оптимальная стратегия для игрока B, решением системы линейных уравнений: 
 На этом чертеже можно показать нижнюю  и верхнюю  цену игры. Если матрица имеет седловую точку, то получим следующие графики: I.   
 Решением игры является чистая стратегия A2 (для B-B2), т.е. P*=(0,1) и Q*=(0,1).  II.
   Решение игры соответствует т. B1 и задается векторами P*=(0,1) и Q*=(1,0). Пример 2. Решить и дать геометрическую интерпретацию игры, заданной матрицей  . Решение: 1) Исследуем игру на седловую точку 
 2) Составляем систему уравнений 
 Имеем  , т.е.  Для II игрока:  , 
  3) Строим график
     Пример 3. Решить и дать геометрическую интерпретацию игры  . 
 
 Решение: 1)   
 Игра имеет седловую точку. 2) Решение игры: P*=(1,0) и Q*=(1,0)          3)   из графика видно, что стратегия B2 заведомо невыгодна и A1 лучше A2. Пример 4. Найти графики решения и цену игры с матрицей (2x4)  .
 Решение. 1) Исследуем матрицу на наличие седловой точки:  , седловой точки нет.
  2) Строим график
   Ломаная B2MNB4 даёт нижнюю границу выигрыша, находим максимальную точку – M, в которой пересекаются чистые стратегии B2 и B1 и найдем координаты точки M как пересечение 2-х прямых B1B1 и B2B2: 
 Имеем  Для II игрока: 
  т.к. B3 и B4 не выгодно использовать, значит q3=0, q4=0.
 Ответ: P*=(2/3,1/3), Q*=(2/3,1/3,0,0), n=5/3.   Пример 5. Сделать тоже для игры с матрицей (4x2). 
     Решение 1)    2)     Ломаная A2MNA3 даёт верхнюю границу проигрыша, находим максимальную точку – M, в которой пересекаются чистые стратегии A2 и A4 и найдем координаты точки M : 
 Имеем  Для I игрока по элементам a21 и a41 строим систему:   
 Ответ: P*=(0,1/4,0,3/4), Q*=(5/8,3/8), n=19/4. Задания: а) Решить графическим методом матричную игру размером 2*3, б) Решить графическим методом матричную игру размером 3*2.                                           | 1) а)  б)   | 2) а)  б)   |                       | 3) а)  б)  | 4) а)  б)   |                       | 5) а)  б)   | 6) а)  б)   |                       | 7) а)  б)   | 8) а)  б)   |                       | 9) а)  б)  | 10) а)  б)   |                       | 11) а)  б)   | 12) а)  б)   |                       | 13) а)  б)   | 14) а)  б)   |                       | 15) а)  б)  17) а)  б)   | 16) а)  б)  18) а)  б)   |                       | 19) а)  б)   | 20) а)  б)   |                       | 21) а)  б)   | 22) а)  б)  |                       | 23) а)  б)   | 24) а)  б)   |                       | 25) а)  б)   | 26) а)  б)   |                       | 27) а)  б)   | 28) а)  б)   |                       | 29) а)  б)   | 30) а)  б)   |      
 
 
 
 |