Конкретная ситуация «Проблемы качества на электромеханическом заводе». Лабораторная работа №3 по теме «Организация как объект управления» ЦЕЛЬ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ Формирование практических навыков анализа организационной культуры организации, формулирование составляющих содержания отношений организационной культуры для ее описания в соответствующих терминах. ЗАДАЧИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ü Изучение факторов внутренней и внешней среды организации;. ü Проведение анализа составляющих содержания отношений организационной культуры. Задания по теме Задание 1. Определите факторы внутренней среды организации обоснуйте свой выбор. 1. цели; 2. экономика; 3. политика; 4. структура; 5. задачи; 6. научно-технический прогресс; 7. технология; 8. кадры; 9. конкуренты; 10. организационная культура. Задание 2.Определите факторы среды прямого и косвенного воздействия.Проанализируйте свой выбор. Прямое | Косвенное | 1. поставщики; 2. потребители; | 3. состояние экономики; 4. международные события; 5. правительство; 6. научно-технический прогресс; 7. конкуренты; 8. политические факторы; 9. социально-культурные факторы; 10. состояние экологии; 10. демография; 11. правовой фактор. | Какова роль элементов среды косвенного воздействия? - Элементы косвенного воздействия не оказывают прямое влияние на производителя, однако их влияние в совокупности крайне велико и глобально, А влияние оказывается практически на все сферы предприятия. Какова роль элементов среды прямого воздействия, оказывающих влияние на развитие предприятия? - Оказывают прямое влияние на производителя, их влияние не столь глобально, как влияние косвенных факторов и может оказывать влияние лишь на само предприятие(исключением могут служить предприятия смежного рода). Оказывают ли влияние факторы внешней среды организации на факторы внутренней среды? Если да, то какое? Если нет, то почему? - Оказывают непосредственное влияние, т.к. от этих факторов зависит платежеспособность потребителей, возможность поставщиков выполнять свои обязанности и т.п. Задание 3. Практикующее упражнение«Организационная культура учебной группы». Процедура. Шаг 1. В течение5–10минут студенты индивидуально заполняют прилагаемую форму «Организационная культура». Шаг 2. В течение10–15минут в малых группах студенты составляютобщий согласованный перечень позиций по каждому из пяти разделов прилагаемой формы. Форма «Организационная культура» 1. Важные и разделяемые ценности и предположения. – Честь, совесть, достоинство, знание._________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. Разделяемые ценности материального мира. – Жильё, денежный достаток._________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 3. Разделяемые выражения – «главное – не напрягаться»; «делайте, пока делается»; «всё понятно»; «всё готово»; «безудержное веселье»; «красивая жизнь»; «куру»_____ _____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 4. Разделяемые действия. – совместный приём пищи; периодические культурно-массовые мероприятия; совместные ПК-игры; совместное посещение пар; выполнение ДЗ/ЛР – __________________________________________________________ – __________________________________________________________ –__________________________________________________________ 5. Разделяемые мысли и чувства. – чувство голода; мусли о успешном окончании обучения и праздновании этого события; чувство сна; вопрос трудоустройства.___________ – __________________________________________________________ – __________________________________________________________ – __________________________________________________________ Примечание.Сформулированные пп.разделов1–5должны,с одной стороны, быть разделяемы большинством членов вашей группы и должны, с другой стороны, отличать вашу группу от других, ей подобных. Шаг 3. В аудитории под руководством преподавателя обсуждаютсяи обобщаются позиции малых групп и в течение 10 минут вырабатывается сводное для всей группы описание ее культуры. Обобщенные результаты предоставляет делегированный представитель группы. Задание 4. Разбор конкретной ситуации«Проблемы качества на электромеханическом заводе». Конкретная ситуация «Проблемы качества на электромеханическом заводе». По мере того как громадный грузовик перекрывал его путь на завод, Александр Крылов приходил во все большее расстройство. Его группе была поручена разработка сложного прибора для управления суперсовременным электропоездом, планируемым для пассажирских перевозок на новой скоростной магистрали между двумя столицами. Пока еще качество созданного прибора значительно уступало не только зарубежным образцам, но и тем, которые разрабатывались другими группами на заводе. В группе Александра что-то шло не так, и положение надо было исправлять. Не опоздает ли он из-за этого медленно ползущего грузовика на совещание группы, которое он назначил на начало рабочего дня и на котором он хотел обсудить с группой проблемы качества? Александра интересовало, может ли вибрация поезда еще больше повлиять на качество работы создаваемого прибора. Этим ему и хотелось поделиться с группой. На совещании все достаточно скептически отнеслись к сомнению Александра по поводу влияния вибрации. Он еще не закончил своего объяснения, как Сергей Григорьевич Тяглов, директор завода, вошел в помещение лаборатории, где проходило совещание. Александр немедленно встал и пошел ему навстречу для формального приветствия. Несмотря на то, что Александр сразу же предоставил слово вошедшему директору, Сергей Григорьевич попросил руководителя группы не прерывать своего выступления. Это несколько обнадежило Александра и он с еще большим энтузиазмом стал развивать свою идею. В ответ на выступление Александра директор сказал: «Вообще-то такое может случиться. Нужно определить, какова вероятность такого исхода и что следует сделать в этой ситуации». Ведущий конструктор Владимир Петрович Ельников первым предложил, чтобы группа провела новые испытания прибора на вибростенде в течение определенного времени и только после этого вернуться к обсуждению проблемы. Группа согласилась с тем, что Александр должен продолжать руководить работой группы в ходе этих испытаний. Испытания показали, что сомнения Александра не были напрасными. В результате группа запросила помощь главного конструктора, прошедшего обучение и стажировку на аналогичном заводе в одной из иностранных фирм. На заводе Василия Петровича Звягинцева знали как высококлассного специалиста по решению подобных технических проблем. Александр вышел на Василия Петровича через одного своего старого друга, работавшего в группе главного конструктора. Звягинцев вместе со своим прежним коллегой, который был уже на пенсии, но продолжал преподавать в вузе, предложил ряд изменений в конструкции прибора, которые значительно приблизили его к установленному стандарту. Продвинувшись в решении проблемы качества, Александр со своей группой продолжил совершенствование прибора, и сдал его приемной комиссии на неделю раньше установленного срока. Вопросы к конкретной ситуации: 1. Что вы можете сказать об организационной культуре на электромеханическом заводе? Конкретно, какие аспекты культуры вы подметили в этой ситуации? Какие общие ценности и верования разделяются участниками событий? - Организационная культура имеет место, наблюдается строгая иерархия между членами различных групп. Строгое соблюдение субординации по отношению к членам вышестоящих групп. 2. Как вы прокомментировали бы субкультуру в группе Александра? Считаете ли вы данную субкультуру группы поддерживающей или мешающей заводу выполнить порученное задание? Почему? Объясните свою позицию. - Группа малоактивна, руководителя – Александра, не особо чтят. Подобная организация отрицательно воздействует на выполнение порученного задания, т.к. члены группы пессимистично относятся к мнению руководителя группы – Александра (который, вероятнее всего, был назначен руководителем как наиболее ответственный и способный). 3. Что вы могли бы сказать о том, каким образом поддерживается существующая на заводе организационная культура? Соответствует ли, по вашему мнению, она целям и стратегии завода? Как в целом вы охарактеризовали бы организационную культуру на заводе? - По принципу строгой субординации. В целом соответствует, но следовало-бы создать процедуру запросов и взаимодействия между различными группами (а не через знакомых в различных отделах). В целом, следует отметить положительный фактор – взаимодействие с бывшими работниками завода и ВУЗами. |