Задания для аудиторной работы Классы вычетов Теоретические сведения При делении целых чисел на натуральное целое существует различных остатков: Соответственно этим остаткам множество Z разбивается на непересекающихся классов сравнимых друг с другом чисел, т. е. имеющих один и тот же остаток от деления на В соответствии с остатками от деления на эти классы будем обозначать через . Таким образом, класс для каждого целого Любой представитель класса однозначно определяет свой класс: для каждого натурального числа класс . Поскольку остаток – по-латински residu – переводится на русский язык как вычет, то множество всех классов сравнимых друг с другом по данному модулю чисел называют множеством классов вычетов по модулю и обозначают через В силу сказанного – множество из элементов. Заметим, что для любых классов и для произвольных суммы и принадлежат одному классу из так как эти суммы сравнимы друг с другом по модулю согласно свойству 2 сравнений (см. теоретический материал к первому разделу). Аналогично, произведения и лежат в одном классе из Определим операции сложения и умножения на Полагаем суммой Å тот единственный класс из в который попадают все суммы и для а произведением – тот класс из в который попадают произведения для произвольных  Поскольку сложение и умножение в однозначно определяются умножением представителей классов, то свойства 1 – 5 операций сложения и умножения целых чисел (см. раздел 1) справедливы и в  1) – коммутативность; 2) – ассоциативность; 3) существует нейтральный элемент: ; 4) для всякого существует единственный класс , такой, что , очевидно, им является класс = ; 5) – дистрибутивность. Благодаря отмеченным свойствам операций сложения и умножения множество в алгебре относят к классу коммутативных колец с единицей и называют кольцом классов вычетов по модулю  Определение 2.1. Элемент называется обратимым, если найдется такой класс , что . Тогда класс называют обратным к классу . Из ассоциативности умножения в кольце вытекает, что если обратимый класс, то обратный класс определен однозначно. Лемма 2.1. Пусть такой класс, что Тогда: 1) для каждого произведение ; 2) если  3) отображение инъективно и, следовательно, биективно на множестве (на множестве ненулевых элементов из ); 4) – обратимый класс в кольце  Замечание.Вусловиях леммы 2.1 поэтому, согласно критерию взаимной простоты целых чисел существуют такие целые что Тогда Следовательно, обратный к класс. Лемма 2.2. Пусть такой, что . Тогда: 1) существует класс , что ; 2) существуют классы такие, что  3) для всех произведение то есть класс не обратим в кольце  Теорема 2.1. Класс из кольца обратим тогда и только тогда, когда Если простое число, то в кольце каждый ненулевой класс обратим. Обратный класс также обратим. Произведение обратимых классов есть обратимый класс. Поскольку состоит из конечного множества элементов, то сложение и умножение можно задавать поэлементно в виде таблиц. Пример 2.1. Напишем таблицы сложения и умножения в кольце  Из таблицы умножения непосредственно видно, что классы и обратны самим себе, то есть обратимы все ненулевые классы в полном соответствии с теоремой 2.1. Определение 2.2. Функция Эйлера – функция натурального аргумента , которая каждому натуральному числу ставит в соответствие количество натуральных чисел, меньших и взаимно простых c . Перечислим основные мультипликативные свойства функции Эйлера. Свойство 1. для каждого простого числа  Свойство 2. для каждого простого числа и для произвольного натурального  Свойство 3. Если то . Свойство 4. Если – каноническое разложение числа то . Пример 2.2. Вычислим Поскольку то согласно свойству 4 значение  Пример 2.3. Из теоремы 2.1 следует, что в кольце имеется в точности обратимых классов. Например, Значит, в кольце имеется именно 4 обратимых элемента. Непосредственная проверка показывает, что этими классами являются . Теорема 2.2 (теорема Эйлера). Если для целого числа и натурального , то  Алгебраическим сравнением -й степени с одной неизвестной называется сравнение вида , где . Если при подстановке в уравнение сравнения вместо числа получается верное числовое сравнение, то называется решением данного сравнения. При этом и любое целое число вида также будет решением данного сравнения. Поэтому решением алгебраического сравнения можно считать класс вычетов . Универсальным способом решения алгебраических сравнений является испытание полной системы вычетов по модулю , то есть целых чисел Сравнение будет иметь столько решений, сколько вычетов полной системы ему удовлетворяют. Пример 2.4. Решить сравнение . Решение. Среди чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 полной системы вычетов по модулю 7 удовлетворяют данному сравнению только два числа: . Поэтому указанное сравнение имеет два решения:  При решении сравнений часто используют преобразования, приводящие к равносильным сравнениям. Задания для аудиторной работы Задание 2.1.Вычислить для всех натуральных от 2 до 12. Задание 2.2.Вычислить  Решение. . Согласно свойству 4 функции Эйлера . . Поэтому согласно свойству 2 функции Эйлера . не делится на все простые 2, 3, 5, 7, меньшие 10. Следовательно, 89 – число простое. Поэтому  Задание 2.3.В кольцах и составить таблицы сложения и умножения. Найти в этих кольцах пары взаимно обратных по умножению элементов. Указать количество таких пар и сравнить это количество с и соответственно. Решение аналогично решению примера 2.1. Задание 2.4.В кольце классов вычетов по модулю 15 к каждому обратимому элементу найти обратный элемент. Решениеможно получить, составив таблицу умножения в кольце Рассмотрим ниже другой путь решения этой задачи. Согласно теореме 2.1 в кольце имеется классов вычетов, взаимно простых с модулем Прямая проверка показывает, что эти классы составляют множество . На языке сравнений равенство для выглядит как , а из теоремы Эйлера следует, что Умножив сравнение на , получим согласно свойствам сравнений. Последовательно вычисляем: , следовательно, ; , следовательно, ; ; ;  Задание 2.5.Найти обратные к классам в кольце: а)  б)  Решение. Этот наибольший общий делитель найдем по алгоритму Евклида: Отсюда легко получается соотношение Безу для Согласно замечанию к лемме 2.1 Проверка:  Поэтому в кольце не существует  |