МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Выполнение работы проверил(а)





Лабораторная работа № 11

“Химические свойства элементов VI группы и их соединений. Сера”.

 

Опыт 1. Сероводород и его свойства.

а) Растворение сероводорода в воде — демонстрационный опыт.

В пробирку с сульфидом железа (II) добавить 2 - 3 капли концентрированной хлороводородной кислоты (плотность 1,19 г/см3). Закрыть пробирку пробкой с изогнутой трубкой. Выделяющийся сероводород направить в пробирку, на 1/3 наполненную нейтральным раствором лакмуса.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Отметить и объяснить изменение цвета лакмуса, указав, что собой представляет водный раствор сероводорода.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения диссоциации сероводородной кислоты и выражения констант диссоциации по 1-ой и 2-ой ступени. Выписать их числовые значения.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 

 

б) Восстановительные свойства сероводорода.

В две пробирки внести следующие растворы: в первую - 5 капель перманганата калия и 2 капли 2 н серной кислоты, во вторую - столько же дихромата калия и той же кислоты. В каждую из пробирок добавлять по каплям сероводородную воду до изменения окраски каждого раствора и его помутнения вследствие выделения серы.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения соответствующих реакций, учитывая, что MnO4- ион переходит в ион Мn2+, а Сr2О72- - ион - в 2Сr3+ - иона.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

Опыт 2. Получение малорастворимых сульфидов.

В две пробирки внести раздельно по 3 - 4 капли растворов сульфата марганца и нитрата свинца. В каждый раствор добавить по 2 - 4 капли сульфида аммония. Наблюдать выпадение осадков сульфида марганца и сульфида свинца. К полученным осадкам прибавить по 2 - 3 капли 2 н раствора азотной кислоты. Какой сульфид растворился? Возможно ли его образование в кислой среде?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В две другие пробирки с растворами тех же солей марганца и свинца добавить по 3 - 4 капли сероводородной воды. В каком случае образование осадка не наблюдалось? Почему?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать в молекулярном и ионном виде уравнения реакций получения сульфидов марганца и свинца. Указать их цвет.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

2. Написать уравнение реакции растворения MnS в кислоте. Пользуясь значениями ПPMnS и ПРPbS, а также правилом произведения растворимости, объяснить:

a) различные результаты действия H2S и (NH4)2S на соль марганца;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) образование осадка PbS в обоих случаях. (Образование осадка PbS может служить реакцией обнаружения иона S2+).



 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 3. Получение диоксида серы и его растворение в воде.

Приготовить две пробирки: одну с раствором нейтрального лакмуса, другую — с дистиллированной водой. Пробирку наполнить на 1/8 ее объема кристаллами сульфита натрия, добавить 6 - 8 капель 4 н раствора серной кислоты и быстро закрыть пробкой с отводной трубкой. Выделяющийся газ пропустить в пробирки с нейтральным лакмусом и дистиллированной водой в течение 2 - 3 минут. Если выделение газа идет недостаточно энергично, пробирку осторожно подогреть. Полученный раствор SO2 в воде сохранить для опыта 4. На какие свойства водного раствора SO2 указывает окраска лакмуса?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций:

a) получения сернистого газа,

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) взаимодействия с водой, протекающего с образованием гидрата SO2•H2O, и схему равновесия в полученном растворе:

1. SO2 • H2O ↔ HSO3- + H+

2. HS03- ↔ SO32- + H+

 

c) как сместится это равновесие при добавлении щелочи?

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 4. Окислительные и восстановительные свойства соединений серы (IV).

а) Окислительные и восстановительные свойства SO2

В две пробирки, из которых одна с сероводородной, другая с йодной водой (по 3 - 5 капель), добавить по несколько капель полученного в опыте 3 водного раствора SO2. Отметить происходящие изменения в растворах.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Написать уравнения соответствующих реакций и указать, какие свойства проявляет диоксид серы в том и другом случае.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

б) Восстановительные свойства SO32- - иона.

В пробирку, содержащую 5 - 6 капель раствора перманганата калия и 3 - 4 капли 2 н раствора хлороводородной кислоты, прибавить несколько кристалликов сульфита натрия. Отметить обесцвечивание раствора в связи с переходом иона МnО4- в ион Мn2+. (Данная реакция может служить реакцией открытия иона SO32- в отсутствие других восстановителей.)

 

ЗАДАНИЕ:

1. В какое соединение перешел сульфит натрия?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Учитывая, что сульфит бария растворим в азотной кислоте, а сульфат бария нерастворим, убедиться в переходе иона SО32- в ион SO42-, для чего в полученный раствор добавить 1 - 2 капли 2 н азотной кислоты и столько же раствора хлорида бария. Какое соединение выпало в осадок?

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

3. Отметить наблюдаемые явления и написать уравнения всех протекающих реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

Опыт 5. Дегидратирующие свойства серной кислоты.

На листочке фильтровальной бумаги с помощью стеклянной палочки сделать надпись 2 н раствором серной кислоты. Бумагу просушить, держа высоко над пламенем горелки.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Отметить и объяснить почернение бумаги.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Какое свойство проявляет концентрированная серная кислота в этом опыте?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опыт 6. Взаимодействие серной кислоты с металлами.

а) Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами.

В три пробирки внести по 5 - 8 капель 2 н раствора серной кислоты и по 2 - 3 кусочка металлов: в первую - цинка, во вторую - железа, в третью - меди. Если реакция идет медленно, слегка подогреть пробирки небольшим пламенем спиртовки.

 

ЗАДАНИЕ:

1. В каком случае реакция не идет? Почему?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения протекающих реакций. Какой элемент в этих реакциях является окислителем?

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

б) Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.

В пробирку поместить 1 - 2 кусочка медной стружки и прилить 5 - 10 капель концентрированной серной кислоты (плотность 1,84 г/см3). Нагреть небольшим пламенем. Влажную синюю лакмусовую бумажку поднести к выделяющемуся газу. Отметить изменение окраски лакмусовой бумажки. По запаху (осторожно!) определить, какой газ выделяется.

Содержимое пробирки выпарить, охладить и растворить, прибавив в тигель 8 - 10 капель дистиллированной воды. Перенести пипеткой некоторое количество раствора в чистую пробирку. Отметить окраску раствора. Для какого иона характерна эта окраска?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Описать наблюдаемые явления.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций и указать какой элемент в молекуле серной кислоты является окислителем?

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

в) Взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком.

В пробирку поместить немного цинковой пыли и налить 5 - 10 капель концентрированной серной кислоты (плотность 1,84 г/см3). Пробирку нагреть небольшим пламенем спиртовки. К выделяющемуся газу поднести фильтровальную бумагу, смоченную раствором ацетата или нитрата свинца. Объяснить появление темного пятна на этой бумаге.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Описать наблюдаемые явления.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Написать уравнения реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с цинком с образованием:

 

a) сернистого газа;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

b) серы;

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

c) сероводорода.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

Опыт 7. Различная растворимость сульфита и сульфата бария в кислоте.

В двух пробирках получить обменной реакцией сульфит и сульфат бария, для чего взять по 3 - 4 капли растворов соответствующих солей. Наблюдать образование осадков в обеих пробирках. Сравнить растворимость сульфита и сульфата бария в кислоте, добавив в обе пробирки по 1- 2 капли 2 н азотной кислот. Что наблюдается? Можно ли этой реакцией различить ионы SО32- и SO42-?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций получения сульфата и сульфита бария и растворения последнего в кислоте.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Опыт 8. Тиосульфат натрия и его свойства.

а) Неустойчивость тиосульфата в кислой среде.

Внести в пробирку 5 - 6 капель раствора тиосульфата натрия Nа2S2О3 и 3 - 4 капли 2 н серной кислоты.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Отметить выпадение серы. По запаху определить, какой газ выделился.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Привести графическую формулу тиосульфата натрия.

 

Формула  

 

3. Написать уравнение реакции взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой. Указать окислитель и восстановитель.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

б) Восстановительные свойства тиосульфата натрия.

В две пробирки внести раздельно по 5 - 6 капель бромной и йодной воды. В обе пробирки добавить по несколько капель тиосульфата натрия до обесцвечивания растворов.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что бром окисляет тиосульфат до сульфата, при этом в реакции участвует вода. (Выделяющаяся сера является продуктом побочной реакции). Йод окисляет тиосульфат до тетратионата Na2S4O6. В какую степень окисления переходит при этом бром и йод?

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 

 

2. Может ли хлорная вода окислить тиосульфат натрия? Ответ мотивировать.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 9. Окислительные свойства пероксодисульфатов.

а) Окисление иодида калия.

В пробирку с раствором иодида калия (3 - 4 капли) прибавить столько же раствора пероксодисульфата аммония. Отметить изменение окраски раствора. Написать уравнение реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

б) Окисление сульфата хрома (III).

В пробирку с растворами сульфата хрома (III) (3 - 4 капли) и серной кислоты (2 - 3 капли) добавить 1 - 2 капли нитрата серебра в качестве катализатора, раствор нагреть на маленьком пламени горелки. В горячий раствор внести 2 - 3 кристаллика пероксодисульфата калия или аммония и снова нагреть смесь до изменения окраски.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать графическую формулу пероксодисульфата аммония, расставить коэффициенты в уравнении реакции, написав схему электронного баланса:

Cr2(SO4)3 + (NH4)2S2O8 + H2O → (NH4)2SO4 + (NH4)2Cr2O7 + H2SO4

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
     

 

Формула  

 

 

Выполнение работы проверил(а)

___________________________





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.