Тема 1.5. Виды и формы учебной деятельности. Задание по методике. Раздел I. Организация и планирование учебно- образовательного процесса фотовидеостудии. Требования к знаниям: студенты должны знать - о специфике работы любительской фотовидеостудии; - об условном делении любительских коллективов; - о видах и этапах организаторской деятельности руководителя студии; - виды и формы учебной деятельности. Требования к умениям: студенты должны уметь: - организовать деятельность фотовидеостудии; - разработать проект деятельности студии; - определить и разработать форму занятий, исходя из возрастных особенностей. Тема 1.1. Введение. Задачи курса. Любительские художественные организации. Специфика работы студии фотовидеотворчества. Любительская студия: задачи и цели (художественные, непосредственно связанные с искусством, художественной деятельностью, и внехудожественные, не связанные с искусством, но достижимые в условиях любительской студии). Условное деление любительских коллективов в зависимости от поставленных перед ними целей на учебные, художественно-творческие, художественно-творческие, комплексные; в зависимости от возраста участников; по территориальному положению, подчинению; в зависимости от количества состава участников и наличию материально-технической базы; по степени юридической самостоятельности. Специфика работы любительской фотовидеостудии. Тема 1.2. Виды организаторской деятельности руководителя студии. Художественно-творческая деятельность (создание новых произведений искусства, создание новых способов художественно-продуктивной деятельности, новых «технологий» искусства). Художественно-воспитательная деятельность (передача участникам коллектива художественных знаний, умений, навыков и стимулирование их художественного самовоспитания, саморазвития). Художественно-коммуникативная деятельность (процесс межличностного общения на материале искусства). Тема 1.3. Этапы организаторской деятельности руководителя студии. Анализ исходной ситуации (сбор и анализ всесторонней информации о коллективе, о возможностях и наличных средствах будущего организационного воздействия). Проектная деятельность руководителя студии. Разработка проекта организационной структуры (с учетом возраста, по уровню мастерства участников, с примерным распределением функций между участниками «по вертикали» и «по горизонтали»). Проектирование и планирование организаторской деятельности руководителя студии (составление перечня мероприятий с указанием конкретных сроков исполнения, места проведения, ответственных исполнителей). Практическое осуществление организационных планов (возможна корректировка планов в связи с возможным отклонением реальных процессов развития студии). Анализ эффективности организаторской деятельности (изучение состояния коллектива: изменение численности состава, стабильность коллектива, наличие конфликтов между участниками, и т. д.). Тема 1.4. Формы сравнения и оценки результатов творческой деятельности. Метод совместно-поисковой деятельности как способ появления у фотолюбителей стремления найти "свое" решение общего задания. Метод организации работы по типу совместно-взаимодействующего труда: выработка четкости, слаженности действий. Конкурсно-соревновательный метод нацеливает на поиск инновационных решений. Фестивали и конкурсы как средство развития творческих связей, укрепление профессиональных и творческих контактов, содействие развитию традиций самодеятельного фотовидеодвижения. Роль конкурсов и фестивалей в становлении самосознания участника фотовидеоколлектива. Работа педагога коллектива в процессе подготовки к участию в конкурсе: мотивация на участие в фестивале или выставке, постановка реальных целей, настрой на победу, предупреждение о возможных критических замечаниях (критика как резерв для самосовершенствования). Подведение итогов фестиваля или выставки. Тема 1.5. Виды и формы учебной деятельности. Групповые и индивидуальные занятия. Самостоятельная, домашняя работа над заданиями. Формы групповых занятий для подростков и старших школьников (урок-лекция, урок – игра, урок – беседа, урок - показ, театрализованный урок, интегрированный урок, урок – лаборатория, практические классные занятия). Значение занятий. Время занятий. Особенности возрастной категории. Количество учащихся на занятии. Советы педагогу во время занятий. Подростки и старшие школьники (значение, время занятий, условия, соблюдение техники безопасности во время занятия, индивидуальный комплекс, контроль педагога и родителей) Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб пособие. -М.:МГУК, 1994. – 53с. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие/ Моск. гос. ин-т культуры.-М., 1992.-160 с Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. Учебное пособие. – М: МГИК, 1992. Смирнова Е.И. Клубные объединенич. Учебное пособие для студентов институтов культуры. - М.: Просвещение, 1977, стр.8-50, 57-59; Выготский Л. С. Психология искусства. М., «Искусство». 1968. Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. - М.: Искусство, 1986. Педагогика. Учебное пособие/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006, стр. 291-303.5.Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, стр. 439-458. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001, стр. 274-317. Б) Дополнительная литература: 1. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее 19 образование в России. – 2003. – № 3. – 168 с. 2. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004.– № 12. – 110 с. 3. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 175 с. 4. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. – М.: Новая школа, 1993. – 90 с. 5. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. – Таганрог: Познание, 2002. – 266 с. 6. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. – Омск: Изд-во Сибир. филиала Российского ин-та культурологии, 2001. – 446 с. 7. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. – М.: МГИК, 1991, стр.44-58. 8. Березина В.А.Дополнительное образование детей в России. - М: Диалог культур, 2007. - 512 с. |