МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

по специальности 050603 Изобразительное искусство и черчение





 

В результате изучения учебных дисциплин студент должен:

 

знать:

- цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников;

- психологические особенности детей школьного возраста;

- основы профессиональных знаний преподавателя изобразительного искусства;

- методики обучения изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам;

- методы проблемного обучения;

- основные направления, течения и особенности развития изобразительного искусства;

- основные правила оформления чертежей;

- содержание и структуру теоретического и практического курса предмета «Черчение»;

- требования ГОСТов ЕСКД, необходимые при обучении черчению;

- принципы, методы, формы, средства, необходимые для организации учебной деятельности по черчению;

уметь:

- проектировать, планировать и осуществлять процесс обучения изобразительному искусству и черчению на основе анализа и оценки образовательного уровня учащегося;

- разбираться в различных направлениях и течениях изобразительного искусства и давать им грамотную эстетическую оценку;

- руководить различными видами внеклассной работы, связанными с изобразительной деятельностью школьников;

- обеспечивать условия для эстетического, нравственного и трудового воспитания;

- осуществлять руководство художественным творчеством детей;

- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку для оказания содействия в обучении;

- владеть профессиональной лексикой;

- осуществлять межпредметные связи;

- пользоваться аудиовизуальными средствами обучения.

- составлять планы уроков;

- правильно определять цели и задачи уроков;

- определять тип и структуру уроков;

- правильно подбирать наглядные пособия и ТСО;

- разрабатывать новый дидактический материал;

- логично и понятно излагать теоретический материал;

- использовать в своей речи специальную терминологию, применяемую в черчении;

- объяснять этапы выполнения графических заданий;

- рационально распределять время занятий по важности этапов (ход урока).

 

Вопрос 1. Понятие о профессиональной компетентности учителя. Содержание теоретической и практической готовности учителя.

Содержание:Понятие о профессиональной компетентности учителя, ее структура. Психолого-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства. Предметная подготовка. Педагогические умения Содержание теоретической готовности: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Содержание практической готовности: информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные, умения педагогического общения. Педагогическая техника.

 

Вопрос 2. Психолого-педагогическая характеристика индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Их учет на уроках изобразительного искусства.

Содержание: Основные новообразования возраста. Зависимость развития изобразительной деятельности школьников от индивидуально-возрастных особенностей. Приемы стимуляции художественного замысла в рисунках. Основные учебно-воспитательные задачи и виды работ по изобразительному искусству в средних классах.

 

Вопрос 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, учебный план. Учебная программа, учебная литература по дисциплинам: «Изобразительное искусство» и «Черчение».

Cодержание: Федеральный закон от 29.12.12г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Государственный образовательный стандарт. Компоненты содержания общего образования: федеральный, региональный, школьный. Учебный план. Типы учебных планов: базисный, типовой, рабочий. Инвариативная и вариативная части учебного плана. Учебный предмет «Изобразительное искусство» цели и задачи. Вариативные учебные программы по изобразительному искусству, их структура. Учебная литература по изобразительному искусству. Современные требования к школьному учебнику.

 

Вопрос 4. Воспитание в коллективе. Методика организация коллективных творческих дел (КТД) по изобразительному искусству.

Содержание: Существенные признаки коллектива и его функции. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов. Этапы развития учебно-воспитательного коллектива. Основные условия развития коллектива: педагогическое требование; общественное мнение; перспектива устремлений воспитанников; организация самоуправления. Педагогические требования к организации коллективной творческой деятельности. Стадии КТД. Условия проведения КТД.

 

Вопрос 5. Урок – основная форма организации обучения. Типология и структура современного урока изобразительного искусства и черчения.

Содержание: Урок – основная форма организации обучения. Классификация уроков по дидактической цели: а) урок ознакомления с новым материалом; б) урок закрепления знаний; в) урок выработки и закрепления умений и навыков; г) обобщающий урок; д) урок проверки знаний, умений и навыков. Структура типового урока. Требования к современному уроку изобразительного искусства и черчения.

 

Вопрос 6. Темперамент. Общая характеристика темперамента. Учет учителем проявлений темперамента детей школьного возраста при организации уроков изобразительного искусства.

Содержание:Индивидуально-типологические особенности человека как основа формирования характера. Конституционные типологии. Темперамент – как характеристика индивидуальных свойств человека. Особенности проявления темперамента школьника. Учет учителем проявлений темперамента детей школьного возраста при организации уроков изобразительного искусства.

 

Вопрос 7. Внимание, свойства внимания. Роль учителя в развитии внимания школьников на уроках изобразительного искусства.

Содержание:Психические процессы и состояния. Виды и свойства внимания. Роль учителя в развитии внимания школьников на уроках изобразительного искусства.

 

Вопрос 8. Ощущения и восприятие. Роль педагога в развитии ощущений и восприятия на уроках изобразительного искусства.

Содержание:Основные ступени познания. Классификация и закономерности ощущения. Свойства, классификация видов восприятия.Роль педагога в развитии ощущений и восприятия на уроках изобразительного искусства.

 

Вопрос 9. Мышление. Особенности мыслительной деятельности. Развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на урокахизобразительного искусства

Содержание: Понятие о мышлении. Качества мышления. Виды мышления и их характеристика. Формы, операции мышления. Развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на урокахизобразительного искусства.

 

Вопрос 10. Воображение. Общая характеристика воображения. Развитие творческого воображения школьников на уроках изобразительного искусства.

Содержание:Понятие о воображении. Воображение и творчество. Виды и функции воображения. Роль педагога в развитии творческого воображения школьников на уроках изобразительного искусства.

 

Вопрос 11. Способности. Уровни развития способностей. Изобразительная деятельность как проявление и развитие художественных способностей и одаренности.

Содержание:Способности. Задатки и склонности. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Художественные способности. Роль изобразительной деятельности в проявлении и развитии художественных способностей.

 

Вопрос 12. Сущность воспитательного процесса. Учет закономерностей и принципов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения.

Содержание:Социальная природа воспитания. Отличие воспитания от других процессов, организуемых человеком. Особенности воспитательного процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания. Содержание воспитания нравственное, гражданское, патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание. Учет закономерностей и принципов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения.

 

Вопрос 13. Возрастные особенности изобразительной деятельности.

Содержание: Основные особенности физического и психического развития детей школьного возраста. Основные новообразования возрастных периодов. Учет индивидуальных особенностей. Возрастные особенности изобразительной деятельности.

 

Вопрос 14. Закономерности и принципы дидактики и их реализация в процессе обучения черчению.

Содержание: Законы, закономерности и принципы обучения (воспитывающего обучения, развивающего обучения, научности, доступности на высоком уровне трудности, систематичности и последовательности, связи с жизнью и практикой, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы и др.) Ведущий принцип в обучении черчению – политехническая направленность процесса.

 

Вопрос 15. Классификация и характеристика методов обучения и их использование на уроках черчения.

Содержание. Понятие метода, правила обучения. Классификация методов обучения: а) по источнику получения знаний (Верзилин Н.М., Перовский Е.И.); по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.) по дидактическим целям и задачам занятий (Онищук В.А.).

Использование методов обучения на уроках черчения.

 

Вопрос 16. Методы воспитания. Использование методов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения.

Содержани: Методы и приемы воспитания. Правила выбора методов воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации жизнедеятельности. Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников. Методы самоопределения личности.

 

Вопрос 17. Диагностика обученности и оценка знаний учащихся. Использование разнообразных форм и методов контроля на уроках черчения.

Содержание. Функции контроля. Основные педагогические требования к организации контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный. Методы контроля эффективности учебного процесса на уроках черчения: устный, письменный, практический, машинный, самоконтроль, тестовый. Планирование выполнения графических работ. План проверки графических работ.

 

Вопрос 18. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Планирование работы классного руководителя.

Содержание: Функции классного руководителя: аналитическая, организационно-координирующая, коммуникативная. Права и обязанности классного руководителя. Педагогическая поддержка: превентивная и оперативная помощь. Планирование работы классного руководителя.

 

Вопрос 19. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения черчению.

Содержание: Назначение и структура деятельности учителя. Этапы педагогической деятельности: планирование, организация, регулирование, контроль, оценка и анализ результатов.

Учение как специфический вид деятельности. Цель учения. Компоненты учения: познавательные интересы и потребности, учебные действия (внешние, внутренние, мыслительные действия), действия контроля, оценки и анализа результатов. Учебная задача и последовательность ее решения.

 

Вопрос 20. Средства обучения на уроках черчения.

Содержание. Понятие средства обучения. Визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства обучения. Особенности используемых средств в обучении на уроках черчения.

 

Вопрос 21. Педагогическое взаимодействие и педагогическое общение. Организация педагогического взаимодействия в системе работы учителя изобразительного искусства и черчения.

Содержание. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогичеекое сотрудничество и общение как основа личностно-ориентированного подхода в воспитании. Функции, стили, модели педагогического общения.

 

Вопрос 22. Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания общего образования. Черчение как учебный предмет в общеобразовательной школе.

Содержание. Значение курса черчения. Основные задачи курса черчения.

Образовательные, развивающие, воспитывающие задачи в процессе обучения черчению.

 

Вопрос 23. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей старших школьников. Учет возрастных особенностей при организации уроков черчения старших школьников.

Содержание. Социальная ситуация развития старшего школьника. Умственное развитие старшего школьника. Личность старшего школьника. Особенности «Я-концепция» и профессиональное самоопределение старших школьников.

 

Вопрос 24. Память. Виды памяти. Развитие зрительной памяти на уроках изобразительного искусства.

Содержание Виды памяти. Характеристика процессов памяти. Основные закономерности, индивидуальные особенности и типы памяти. Развитие зрительной памяти на уроках изобразительного искусства.

 

Вопрос 25. Общие представления о педагогике и психологии как науках. Понятийный аппарат педагогики и психологии. Методика преподавания изобразительного искусства как отрасль современной педагогики.

Содержание: Возникновение и развитие педагогики как науки. Задачи педагогической науки. Объект, предмет и функции педагогики. Понятийный аппарат педагогики. Развитие психологии как науки. Основные категории психологии, психика и ее развитие. Структура психологии

 

Вопрос 26. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема. Факторы развития личности.

Содержание Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура личности. Проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Противоречия как движущие силы развития личности. Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность и собственная активность личности.

Вопрос 27. Методы психолого-педагогического исследования. Методологическая культура учителя изобразительного искусства и черчения.

Содержание: Характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы теоретического исследования: теоретический анализ, работа с литературой. Эмперические методы: наблюдение, эксперимент, социометрия, беседа, методы опроса, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Методы обработки полученных данных: регистрация, ранжирование, шкалирование. Методологическая культура учителя изобразительного искусства и черчения.

 

Вопрос 28. Общее понятие о дидактике. Основные дидактические концепции. Характерные признаки процесса обучения.

Содержание Развитие дидактики как науки в трудах Я.А.Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д.Ушинского. Сущность и содержание понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Общая и частная дидактики. Проблемы дидактики. Сущность и содержание понятий «обучение», «процесс обучения», «преподавание», «учение». Характерные признаки процесса обучения: целостность, целенаправленность, двусторонность, совместная деятельность учителя и учащихся, управление развитием и воспитанием, организация и управление процессом обучения.

 

29. Гражданское воспитание в структуре формирования базовой культуры личности

Содержание: Содержание гражданского воспитания. Политическое воспитание. Правовое воспитание. Правовое сознание. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.

 

30. Организация деятельности учителя по формированию основ нравственной и трудовой культуры учащегося

Содержание: Нравственное воспитание. Нравственная структура личности: знания, чувства, отношения, поведение. Нравственный идеал, этические нормы и ценности. Этическое воспитание. Цель и задачи трудового воспитания. Профессиональная ориентация как направление трудового воспитания (профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация, проф. отбор).

 

31. Организация деятельности учителя изобразительного искусства по формированию эстетической культуры учащихся.

Содержание: Эстетическое воспитание. Составные элементы эстетического воспитания: «художественное образование» и «художественное воспитание». Эстетика окружающей среды и быта. Формирование эстетической культуры средствами искусства.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.