по специальности 050603 Изобразительное искусство и черчение В результате изучения учебных дисциплин студент должен: знать: - цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников; - психологические особенности детей школьного возраста; - основы профессиональных знаний преподавателя изобразительного искусства; - методики обучения изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам; - методы проблемного обучения; - основные направления, течения и особенности развития изобразительного искусства; - основные правила оформления чертежей; - содержание и структуру теоретического и практического курса предмета «Черчение»; - требования ГОСТов ЕСКД, необходимые при обучении черчению; - принципы, методы, формы, средства, необходимые для организации учебной деятельности по черчению; уметь: - проектировать, планировать и осуществлять процесс обучения изобразительному искусству и черчению на основе анализа и оценки образовательного уровня учащегося; - разбираться в различных направлениях и течениях изобразительного искусства и давать им грамотную эстетическую оценку; - руководить различными видами внеклассной работы, связанными с изобразительной деятельностью школьников; - обеспечивать условия для эстетического, нравственного и трудового воспитания; - осуществлять руководство художественным творчеством детей; - осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку для оказания содействия в обучении; - владеть профессиональной лексикой; - осуществлять межпредметные связи; - пользоваться аудиовизуальными средствами обучения. - составлять планы уроков; - правильно определять цели и задачи уроков; - определять тип и структуру уроков; - правильно подбирать наглядные пособия и ТСО; - разрабатывать новый дидактический материал; - логично и понятно излагать теоретический материал; - использовать в своей речи специальную терминологию, применяемую в черчении; - объяснять этапы выполнения графических заданий; - рационально распределять время занятий по важности этапов (ход урока). Вопрос 1. Понятие о профессиональной компетентности учителя. Содержание теоретической и практической готовности учителя. Содержание:Понятие о профессиональной компетентности учителя, ее структура. Психолого-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства. Предметная подготовка. Педагогические умения Содержание теоретической готовности: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Содержание практической готовности: информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные, умения педагогического общения. Педагогическая техника. Вопрос 2. Психолого-педагогическая характеристика индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Их учет на уроках изобразительного искусства. Содержание: Основные новообразования возраста. Зависимость развития изобразительной деятельности школьников от индивидуально-возрастных особенностей. Приемы стимуляции художественного замысла в рисунках. Основные учебно-воспитательные задачи и виды работ по изобразительному искусству в средних классах. Вопрос 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, учебный план. Учебная программа, учебная литература по дисциплинам: «Изобразительное искусство» и «Черчение». Cодержание: Федеральный закон от 29.12.12г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Государственный образовательный стандарт. Компоненты содержания общего образования: федеральный, региональный, школьный. Учебный план. Типы учебных планов: базисный, типовой, рабочий. Инвариативная и вариативная части учебного плана. Учебный предмет «Изобразительное искусство» цели и задачи. Вариативные учебные программы по изобразительному искусству, их структура. Учебная литература по изобразительному искусству. Современные требования к школьному учебнику. Вопрос 4. Воспитание в коллективе. Методика организация коллективных творческих дел (КТД) по изобразительному искусству. Содержание: Существенные признаки коллектива и его функции. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов. Этапы развития учебно-воспитательного коллектива. Основные условия развития коллектива: педагогическое требование; общественное мнение; перспектива устремлений воспитанников; организация самоуправления. Педагогические требования к организации коллективной творческой деятельности. Стадии КТД. Условия проведения КТД. Вопрос 5. Урок – основная форма организации обучения. Типология и структура современного урока изобразительного искусства и черчения. Содержание: Урок – основная форма организации обучения. Классификация уроков по дидактической цели: а) урок ознакомления с новым материалом; б) урок закрепления знаний; в) урок выработки и закрепления умений и навыков; г) обобщающий урок; д) урок проверки знаний, умений и навыков. Структура типового урока. Требования к современному уроку изобразительного искусства и черчения. Вопрос 6. Темперамент. Общая характеристика темперамента. Учет учителем проявлений темперамента детей школьного возраста при организации уроков изобразительного искусства. Содержание:Индивидуально-типологические особенности человека как основа формирования характера. Конституционные типологии. Темперамент – как характеристика индивидуальных свойств человека. Особенности проявления темперамента школьника. Учет учителем проявлений темперамента детей школьного возраста при организации уроков изобразительного искусства. Вопрос 7. Внимание, свойства внимания. Роль учителя в развитии внимания школьников на уроках изобразительного искусства. Содержание:Психические процессы и состояния. Виды и свойства внимания. Роль учителя в развитии внимания школьников на уроках изобразительного искусства. Вопрос 8. Ощущения и восприятие. Роль педагога в развитии ощущений и восприятия на уроках изобразительного искусства. Содержание:Основные ступени познания. Классификация и закономерности ощущения. Свойства, классификация видов восприятия.Роль педагога в развитии ощущений и восприятия на уроках изобразительного искусства. Вопрос 9. Мышление. Особенности мыслительной деятельности. Развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на урокахизобразительного искусства Содержание: Понятие о мышлении. Качества мышления. Виды мышления и их характеристика. Формы, операции мышления. Развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на урокахизобразительного искусства. Вопрос 10. Воображение. Общая характеристика воображения. Развитие творческого воображения школьников на уроках изобразительного искусства. Содержание:Понятие о воображении. Воображение и творчество. Виды и функции воображения. Роль педагога в развитии творческого воображения школьников на уроках изобразительного искусства. Вопрос 11. Способности. Уровни развития способностей. Изобразительная деятельность как проявление и развитие художественных способностей и одаренности. Содержание:Способности. Задатки и склонности. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Художественные способности. Роль изобразительной деятельности в проявлении и развитии художественных способностей. Вопрос 12. Сущность воспитательного процесса. Учет закономерностей и принципов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения. Содержание:Социальная природа воспитания. Отличие воспитания от других процессов, организуемых человеком. Особенности воспитательного процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания. Содержание воспитания нравственное, гражданское, патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание. Учет закономерностей и принципов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения. Вопрос 13. Возрастные особенности изобразительной деятельности. Содержание: Основные особенности физического и психического развития детей школьного возраста. Основные новообразования возрастных периодов. Учет индивидуальных особенностей. Возрастные особенности изобразительной деятельности. Вопрос 14. Закономерности и принципы дидактики и их реализация в процессе обучения черчению. Содержание: Законы, закономерности и принципы обучения (воспитывающего обучения, развивающего обучения, научности, доступности на высоком уровне трудности, систематичности и последовательности, связи с жизнью и практикой, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы и др.) Ведущий принцип в обучении черчению – политехническая направленность процесса. Вопрос 15. Классификация и характеристика методов обучения и их использование на уроках черчения. Содержание. Понятие метода, правила обучения. Классификация методов обучения: а) по источнику получения знаний (Верзилин Н.М., Перовский Е.И.); по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.) по дидактическим целям и задачам занятий (Онищук В.А.). Использование методов обучения на уроках черчения. Вопрос 16. Методы воспитания. Использование методов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения. Содержани: Методы и приемы воспитания. Правила выбора методов воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации жизнедеятельности. Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников. Методы самоопределения личности. Вопрос 17. Диагностика обученности и оценка знаний учащихся. Использование разнообразных форм и методов контроля на уроках черчения. Содержание. Функции контроля. Основные педагогические требования к организации контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный. Методы контроля эффективности учебного процесса на уроках черчения: устный, письменный, практический, машинный, самоконтроль, тестовый. Планирование выполнения графических работ. План проверки графических работ. Вопрос 18. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Планирование работы классного руководителя. Содержание: Функции классного руководителя: аналитическая, организационно-координирующая, коммуникативная. Права и обязанности классного руководителя. Педагогическая поддержка: превентивная и оперативная помощь. Планирование работы классного руководителя. Вопрос 19. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения черчению. Содержание: Назначение и структура деятельности учителя. Этапы педагогической деятельности: планирование, организация, регулирование, контроль, оценка и анализ результатов. Учение как специфический вид деятельности. Цель учения. Компоненты учения: познавательные интересы и потребности, учебные действия (внешние, внутренние, мыслительные действия), действия контроля, оценки и анализа результатов. Учебная задача и последовательность ее решения. Вопрос 20. Средства обучения на уроках черчения. Содержание. Понятие средства обучения. Визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства обучения. Особенности используемых средств в обучении на уроках черчения. Вопрос 21. Педагогическое взаимодействие и педагогическое общение. Организация педагогического взаимодействия в системе работы учителя изобразительного искусства и черчения. Содержание. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогичеекое сотрудничество и общение как основа личностно-ориентированного подхода в воспитании. Функции, стили, модели педагогического общения. Вопрос 22. Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания общего образования. Черчение как учебный предмет в общеобразовательной школе. Содержание. Значение курса черчения. Основные задачи курса черчения. Образовательные, развивающие, воспитывающие задачи в процессе обучения черчению. Вопрос 23. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей старших школьников. Учет возрастных особенностей при организации уроков черчения старших школьников. Содержание. Социальная ситуация развития старшего школьника. Умственное развитие старшего школьника. Личность старшего школьника. Особенности «Я-концепция» и профессиональное самоопределение старших школьников. Вопрос 24. Память. Виды памяти. Развитие зрительной памяти на уроках изобразительного искусства. Содержание Виды памяти. Характеристика процессов памяти. Основные закономерности, индивидуальные особенности и типы памяти. Развитие зрительной памяти на уроках изобразительного искусства. Вопрос 25. Общие представления о педагогике и психологии как науках. Понятийный аппарат педагогики и психологии. Методика преподавания изобразительного искусства как отрасль современной педагогики. Содержание: Возникновение и развитие педагогики как науки. Задачи педагогической науки. Объект, предмет и функции педагогики. Понятийный аппарат педагогики. Развитие психологии как науки. Основные категории психологии, психика и ее развитие. Структура психологии Вопрос 26. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема. Факторы развития личности. Содержание Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура личности. Проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Противоречия как движущие силы развития личности. Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность и собственная активность личности. Вопрос 27. Методы психолого-педагогического исследования. Методологическая культура учителя изобразительного искусства и черчения. Содержание: Характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы теоретического исследования: теоретический анализ, работа с литературой. Эмперические методы: наблюдение, эксперимент, социометрия, беседа, методы опроса, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Методы обработки полученных данных: регистрация, ранжирование, шкалирование. Методологическая культура учителя изобразительного искусства и черчения. Вопрос 28. Общее понятие о дидактике. Основные дидактические концепции. Характерные признаки процесса обучения. Содержание Развитие дидактики как науки в трудах Я.А.Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д.Ушинского. Сущность и содержание понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Общая и частная дидактики. Проблемы дидактики. Сущность и содержание понятий «обучение», «процесс обучения», «преподавание», «учение». Характерные признаки процесса обучения: целостность, целенаправленность, двусторонность, совместная деятельность учителя и учащихся, управление развитием и воспитанием, организация и управление процессом обучения. 29. Гражданское воспитание в структуре формирования базовой культуры личности Содержание: Содержание гражданского воспитания. Политическое воспитание. Правовое воспитание. Правовое сознание. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения. 30. Организация деятельности учителя по формированию основ нравственной и трудовой культуры учащегося Содержание: Нравственное воспитание. Нравственная структура личности: знания, чувства, отношения, поведение. Нравственный идеал, этические нормы и ценности. Этическое воспитание. Цель и задачи трудового воспитания. Профессиональная ориентация как направление трудового воспитания (профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация, проф. отбор). 31. Организация деятельности учителя изобразительного искусства по формированию эстетической культуры учащихся. Содержание: Эстетическое воспитание. Составные элементы эстетического воспитания: «художественное образование» и «художественное воспитание». Эстетика окружающей среды и быта. Формирование эстетической культуры средствами искусства. |