Примеры выполнения задания МИНОБРНАУКИ Ухтинский государственный технический университет Кафедра прикладной математики информатики Шилова С.В. Методические рекомендации и банк Контрольных заданий По дисциплине «Информатика» для студентов заочной формы обучения направления НГД Ухта, 2013 Введение В данном методическом обеспечении содержатся задания для выполнения контрольной работы №2 по «Информатике» на темы: «Позиционные системы счисления и арифметические операции», «Программирование в среде Visual Basic for Applications». Номер варианта определяется путем сложения последних двух цифр зачетной книжки. Демонстрация результатов вычислений выполняется в соответствующих офисных приложениях и сдается в распечатанном виде в формате А4. Защита контрольной осуществляется на основе электронного (Microsoft Office 2003) и бумажного вариантов работы, выполненной по строгим указаниям (представленным ниже), с устной защитой каждого из заданий. Задание 1 предполагает выполнение процедур пересчета из одной системы счисления в другую и выполнение арифметических операций над этими числами. Задание 2Разработка программ линейных вычислительных процессов. Задание 3 Программирование разветвляющихся процессов. Задание 4 Программирование циклических вычислительных процессов. Примечание: задания 2-4 выполняются в Visual Basic for Applications приложения Microsoft Excel (предпочтительно Microsoft Office 2003). Отчет должен включать в себя: текст задания в соответствии с номером варианта, скрин разработанного интерфейса с ответом, блок-схема алгоритма, листинг событийной процедуры. В качестве литературы для выполнения работы рекомендуется использовать методическое пособие Серковой В.И. «Лабораторный практикум по информатике. Основы алгоритмизации». . Задание 1 а. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. б. Перевести данное число в десятичную систему счисления. в. Сложить числа. г. Выполнить вычитание. д. Выполнить умножение. е. Выполнить деление. Примечание. В заданиях в–е проверять правильность вычислений переводом исходных данных и результатов в десятичную систему счисления. Примеры выполнения задания а. На примере перевода десятичного числа в двоичный код по методу поэтапного деления на основание системы счисления, который заключается в последовательном выполнении действий: - Исходное число делим на основание с.с. с остатком в десятичной с.с. - Если частное от деления не равно 0, выполняем п.1. - Полученные остатки записываем последовательно от последнего к первому. - Полученная запись - искомое двоичное число. Пример: переведем число 105(10) в двоичную форма представления решения: 105:2=104(1) 52:2=26(0) 26:2=13(0) 13:2=6(1) 6:2=3(0) 3:2=1(1) остаток (1) 105(10) = 11010012(2) б. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления. в десятичную выполняется по следующему алгоритму: - Записать число в развернутой форме записи. - Вычислить полученное значение суммы. - Результат - искомое десятичное число. Пример записи: переведем двоичное число 100011101(2) в десятичную. 100011101(2) = 1*28 + 0* 27 + 0* 26 + 0* 25 + 1 * 24 + 1* 23 + 1* 22 + 0* 21 + 1* 20 = 1 * 256+0* 128+0*64 +0* 32 +1* 16 +1* 8+1*4+0*2+1*1 =256 +16 + 8 + 4 + 1 = 28510(10) Аналогично переводятся числа из любой позиционной системы счисления в десятичную. в. Сложение. Двоичная арифметика основывается на использовании таблиц сложения цифр: 0+0=0 1+0=1 0+1=1 1+1=10 | Сложение выполняется простым сложением столбиком поразрядно. Так как 1 + 1 = 10, то 0 остается в данном разряде, а 1 переносится в следующий разряд. | Пример записи: сложить 1101(2)+11111(2)=101100(2); Проверка: 1101(2)= 1*23 + 1* 22 + 0* 21 + 1* 20 =13 11111(2)= 1*24 + 1* 23 + 1* 22 + 1* 21 + 1 * 20 =31 101100(2)= 1*25+0 *24 + 1* 23 + 1* 22 + 0* 21 + 0 * 20 = 44; 13+31=44 г. Вычитание. Операция вычитания выполняется с использованием таблицы вычитания, по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления. 0-0=0 1-0=1 0-1=-1 1-1=0 | Однако при "заеме" единицы более старшего разряда, необходимо помнить, что каждая единица более старшего разряда равна основанию системы счисления, то есть в младший разряд при "заеме" приходит две единицы. | Пример записи: вычесть 11101(2)-1111(2)=1110(2); Проверка выполняется аналогично в. д. Умножение. Операция умножение выполняется с использованием таблицы умножения по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления. 0*0=0 1*0=0 0*1=0 1*1=1 | Умножение выполняется последовательным умножением одного множителя на очередную цифру другого множителя. Результаты суммируются по правилу сложения | Пример записи: умножить 1111(2)*101(2)=1001011(2); Проверка выполняется аналогично в. е. Деление. Операция деления выполняется по правилам, подобным правилам выполнения деления в десятичной системе счисления при делении столбиком приходится в качестве промежуточных вычислений выполнять действия умножения и вычитания. Пример записи: выполнить деление 11110(2)*110(2)=101(2);  Проверка выполняется аналогично в. Варианты заданий Вариант 1 а) 666(10); б) 10000000111(2); в) 10000011(2)+1000011(2); г) 100111001(2)-110110(2); д) 1100110(2)* 1011010(2); е) 110011000(2) : 10001(2). Вариант 2 а) 164(10); б) 1001000(2); в) 1100001100(2)+1100011001(2); г) 1001101100(2)-1000010111(2); д) 100001(2)* 1001010(2); е) 10010100100(2) : 1100(2). Вариант 3 а) 273(10); б) 1101011111(2); в) 1110001000(2)+110100100(2); г) 1010111001(2)-1010001011(2); д) 1011010(2)* 1000010(2); е) 111010110(2) : 1010(2). Вариант 4 а) 105(10); б) 1100100101(2); в) 101000011(2)+110101010(2); г) 1111111000(2)-100010011(2); д) 1011100(2)* 1100100(2); е) 1000101000(2) : 1100(2). Вариант 5 а) 500(10); б) 100011100(2); в) 1000101101(2)+1100000010(2); г) 1101111100(2)-100100010(2); д) 1101100(2)* 1010011(2); е) 11000100000(2) : 10000(2). Вариант 6 а) 218(10); б) 1011001101(2); в) 11100000(2)+1100000000(2); г) 10110010(2)-1010001(2); д) 1000000(2)* 110110(2); е) 10001110011(2) : 10001(2). Вариант 7 а) 306(10); б) 11010101(2); в) 1000001101(2)+1100101000(2); г) 1101000101(2)-111111000(2); д) 1101101(2)* 101010(2); е) 10101001110(2) : 1110(2). Вариант 8 а) 167(10); б) 100100000(2); в) 10101100(2)+111110010(2); г) 1010110010(2)-1000000000(2); д) 10101(2)* 11010(2); е) 1110111000(2) : 1110(2). Вариант 9 а) 342(10); б) 111100001(2); в) 1101010000(2)+1011101001(2); г) 1111110(2)-1111011(2); д) 1001010(2)* 1101111(2); е) 10100100000(2) : 10000(2). Вариант 10 а) 524(10); б) 1111100110(2); в) 1101010000(2)+11100100(2); г) 1010010100(2)-11101110(2); д) 111000(2)* 100111(2); е) 1111100000(2) : 10000(2). Вариант 11 а) 113(10); б) 1010001111(2); в) 1000111110(2)+1011000101(2); г) 1100001010(2)-10000011(2); д) 1100110(2)* 110010(2); е) 1110010000(2) : 10000(2). Вариант 12 а) 294(10); б) 10101100(2); в) 1000111110(2)+10111111(2); г) 11110111(2)-11110100(2); д) 111101(2)* 1111(2); е) 100111000(2) : 1101(2). Вариант 13 а) 617(10); б) 1110011101(2); в) 1110100100(2)+1010100111(2); г) 10000000010(2)-100000001(2); д) 11001(2)* 1011100(2); е) 1010100100(2) : 1101(2). Вариант 14 а) 1047(10); б) 100001010(2); в) 1101100101(2)+100010001(2); г) 1110111011(2)-100110111(2); д) 111100(2)* 111100(2); е) 10011101100(2) : 1110(2). Вариант 15 а) 887(10); б) 10000010101(2); в) 1010110101(2)+101111001(2); г) 1111100100(2)-110101000(2); д) 111100(2)* 1101001(2); е) 1111001100(2) : 10010(2). Вариант 16 а) 969(10); б) 1110010111(2); в) 1111010100(2)+10000000010(2); г) 1001100011(2)-111111110(2); д) 1110000(2)* 1000101(2); е) 10001001100(2) : 1010(2). Вариант 17 а) 163(10); б) 110011101(2); в) 1010111011(2)+11001000(2); г) 111100101(2)-1101101(2); д) 1100001(2)* 1011100(2); е) 10110000010(2) : 1111(2). Вариант 18 а) 917(10); б) 1111101111(2); в) 11100101(2)+1110111111(2); г) 1011110110(2)-1001011001(2); д) 1010000(2)* 1101011(2); е) 10010101111(2) : 1011(2). Вариант 19 а) 477(10); б) 1000010011(2); в) 1011010111(2)+1011110101(2); г) 1000001000(2)-101110000(2); д) 1101101(2)* 100000(2); е) 10000001000(2) : 1100(2). Вариант 20 а) 804(10); б) 11001010(2); в) 1100010100(2)+1100011010(2); г) 10111110(2)-1100010(2); д) 1110010(2)* 1010111(2); е) 11101100000(2) : 10000(2). Задание 2 Составить блок схему, программу в VBA и разработать интерфейс для вычисления значений переменных у и z для заданных значений переменной х в соответствии с предлагаемым вариантом. Примечание: задание выполняется в Visual Basic for Applications приложения Microsoft Excel (предпочтительно Microsoft Office 2003). Для активации VBA выполнить следующие действия: Главное меню «Вид» Þ Панели инструментов Þ поставить галочку Visual Basic. Ход выполнения работы представлен в пособии В.И. Серковой [стр.39-41]. Пример оформления отчета задания 2.   Рисунок 1. Блок-схема  Рисунок 2.-Разработанный интерфейс в Excel. Листинг событийной процедуры «Вычислить»: Private Sub CommandButton1_Click() Dim x As Single, y As Single, z As Single Const a = -0.0387: b = -2.28 x = Val(TextBox3.Text) y = Atn(Abs(b ^ 2 - a ^ 2)) ^ 2 + Abs(x - 3 * b) ^ (1 / 3) / Cos(x) ^ 3 z = (Log(Abs(b - a)) + 2 * a) / (x + 2.5 * a) TextBox1.Text = Format(y, "0.0000") TextBox2.Text = Format(z, "0.0000") End Sub Таблица 1 Варианты заданий: № | X | а | b | с | y | z | | 1.44-10 –2 -0.24 -7.38-10 –3 | -3.25∙103 | 1.21∙10–2 | |  | | | 3.28-10-3 -0.21 -2.22∙10-3 | 3.12 | -8.11∙105 | |  |  | | 1.44∙10-2 -0.24 2.14∙102 | -3.72∙104 | 2.14∙104 | 3.36 | |  | | -1.26∙10-4 0.13 -0.18∙102 | | -0.18∙10–3 | 6.34 |  | | | 2.11∙104 -0.12 -1.18∙10–3 | -1.19∙10–3 | | 2.14 |  |  | | 0.54∙104 4.11 -3.12∙ 10-3 | 3.8 | 1.3∙10-2 | | | | | 2.33∙10–4 0.213 -7.11-10–3 | 2.55∙104 | 1.68∙10–2 | |  |  | | 2.16∙10-3 -3.63 -7.11∙104 | -0.9∙10–2 | | 2.34 |  |  | | 1.12∙10-4 -0.18 2.14∙103 | -3.41∙103 | 3.24∙10-2 | |  |  | | 8.38∙10–5 -0.11 -1.01∙102 | 3.82∙103 | 4.41∙10-2 | |  |  | | -3.4∙10-3 -0.12 1.2∙102 | | 2.13∙10-3 | 4.6∙10–3 |  |  | | 1.01∙10–4 -3.1 2.43∙105 | | -2.33∙103 | 2.4∙105 |  |  | | -7.93∙10-3 0.471 -2.72∙104 | | -1.39∙104 | 3.4 |  |  | | 3.04∙10–4 -0.18 -1.15∙105 | | -2.1∙103 | 4.38 |  |  | | 1.17∙10–3 -0.18 -1.15∙105 | 2.4∙103 | -3.13∙10–2 | |  |  | | -2.61∙10–3 1.04 1.42-104 | 1.94 | -3.2∙103 | |  |  | | -1.12∙10–3 0.22 3.71∙105 | 7.14∙10–3 | -2.18∙104 | |  |  | | -8.3-10–3 6.94 -4.2∙105 | -8.3∙10–3 | 6.94 | 2.2∙104 |  |  | | -9.34∙10–4 –0.14 2.1∙105 | | -3.42∙103 | 7.17 |  |  | | -4.83∙10–3 0.219 –0.12∙104 | | -1.81∙10–3 | 3.74 | |  | | 1.18∙10–3 –0.71 2.36∙104 | -7.28∙103 | | 4.23 |  |  | | 1.73∙10–3 -0.183 -5.19∙104 | -3.18∙103 | -4.71∙10–3 | |  |  | | -1.1∙10–3 0.181 5.63∙104 | | -3.13∙ 10–4 | 3.21 |  |  | | 7.13∙10–4 1.568 -4.2∙104 | -3.7∙10–3 | 4.19∙105 | |  |  | | 9.96∙10–3 -2.04 -6.19∙103 | -3.17∙10–3 | 1.05∙104 | |  |  | Задание 3 Программирование разветвляющихся вычислительных процессов. Составить блок схему, программу в VBA и разработать интерфейс для вычисления значений функций при заданных и произвольных значениях переменной. Вывести получаемые значения. Примечание: задание выполняется в Visual Basic for Applications приложения Microsoft Excel (предпочтительно Microsoft Office 2003). Ход выполнения работы представлен в пособии В.И. Серковой [стр.49-50]. Инструкция IF (ЕСЛИ) используется в двух нотациях: в виде простой и блочной структур. Инструкция простой структуры имеет следующую форму записи: If <Выражение> Then <Инструкция, исполняемая, если выражение – условие истинно> Конструкция блочной структуры может включать один блок инструкций (<Блок 1>), исполняемых, если выражение 1 истинно, или же еще дополнительные условия, сопровождаемые блоками инструкций: If <Выражение1> Then <Блок 1 – исполняется, если выражение 1 истинно> ElseIf <Выражение2> Then <Блок 2 – исполняется, если выражение 2 истинно > ElseIf <Выражение3> Then <Блок 3 – исполняется, если выражение 3 истинно > ………………….. Else <Блок инструкций, исполняемых, если ложны выражения в инструкциях If и ElseIf> End If Блоки ElseIf и (или) Else могут отсутствовать. В любом случае блочная конструкция оканчивается инструкцией End If. В ситуациях, когда требуется запрограммировать три и более разветвлений в зависимости от значения одной переменной, удобно использовать структуру Select Case: Select Case <Переменная> Case <Значение 1> либо Case is <Условие 1> <Блок 1 – выполняется, если значение переменной равно значению 1 или соответствует условию 1> Case <Значение 2> либо Case is <Условие 2> <Блок 2 – выполняется, если значение переменной равно значению 2 или соответствует условию 2> …………………. End Select Пример оформления отчета задания 3.  Рисунок 3. Блок-схема разветвляющегося процесса.  Рисунок 4.-Разработанный интерфейс в Excel Листинг событийной процедуры «Вычислить»: Private Sub CommandButton1_Click() b = Val(TextBox1.Text) x = -3.15 * b + 2.4 If b ^ 2 > (x + 3.8) ^ 2 Then R = Sin(b - 3 * x) ^ 2 If b ^ 2 = (x + 3.8) ^ 2 Then R = Exp(1.7) + Abs(b - x) If b ^ 2 < (x + 3.8) ^ 2 Then R = Sqr(Abs(x - Sin(b) ^ 2)) TextBox2.Text = Format(x, "0.00000") textBox3.Text = Format(R, "0.00000") End Sub Таблица 2 Варианты заданий: № | X | У(х) | z(x,y) и условия | p(x,y,z) | | -1,18 0,72 0,11 | arctg (x∙ π) |  |  | | -3,1 3,2 |  |  |  | | 0,31 -1,5 5,1 |  |  |  | | 2.15 -3,3 0,15 |  |  |  | | -1,8 2,1 | х2 -3х + 1 |  |  | | 3,15 0,12 -0,25 |  |  |  | | -2,1 3,6 -4,7 | arctg(2sinх) |  |  | | 3,15 15,2 -1,5 |  |  |  | | -4,1 0,5 -0,1 |  |  |  | | 0,92 11,9 -4,1 | ln|x2-1| |  |  | | π -8 | Tg(x2) |  |  | | 4,3 1,5 0,5 | – ln|x| |  |  | | -12,1 2,19 4,73 | x2 - 3x – 1 |  |  | | 44,3 | ln|x| |  |  | | 0,73 1,68 -0,12 | exsin x |  |  | | 1,28 -1,18 0,78 |  |  |  | | 0,81 -1,11 -0,1 | 2sin x |  |  | | 5,4 -7,1 27,3 | 2ln|x| |  |  | | | | | | | Задание 4 Программирование циклических вычислительных процессов. Составить блок схему, программу в VBA и разработать интерфейс. Представить таблицу значений аргументов и вычисленных значений функции. Выбор формулы осуществляется по заданному условию, аргумент изменяется в заданном промежутке с указанным шагом. Примечание: задание выполняется в Visual Basic for Applications приложения Microsoft Excel (предпочтительно Microsoft Office 2003). Циклы применяются для многократного повторения одной или нескольких инструкций. Вообще говоря, цикл нетрудно организовать и без специальных инструкций по схеме: 1) инструкции присвоения начальных значений переменной цикла и другим переменным; 2) инструкции, исполняемые при очередном значении переменной цикла; 3) наращивание (изменение) переменной цикла и, возможно, других переменных, изменяемых одновременно с переменной цикла; 4) проверка переменной цикла на соответствие условию, при котором цикл должен исполняться повторно, и передача управления блоку 2 при выполнении этого условия (IF <условие> GoTo <метка в начале блока 2>). Но в языках высокого уровня, и в том числе в VBA, предусмотрены инструкции, позволяющие записывать циклы еще компактнее. Проще всего цикл записывается, если известны начальное, конечное значения переменной цикла и шаг ее изменения. В таких случаях используют инструкцию For…Next , имеющую следующий синтаксис: For счетчик = начало To конец [Step шаг] [инструкции] [Exit For] [инструкции] Next [счетчик] Инструкции For…Next в общем случае содержит следующие элементы: Счетчик (переменная цикла) – числовая переменная, используемая в качестве счетчика цикла. Эта переменная не может иметь тип Boolean или быть элементом массива. Начало – начальное значение переменной цикла. Конец – конечное значение переменной цикла. Шаг – необязательный аргумент. Значение, на которое изменяется счетчик при каждом выполнении тела цикла. Если это значение не задано, по умолчанию шаг равен 1. Шаг может быть как положительным, так и отрицательным Инструкции – одна или несколько инструкций между For и Next, которые выполняются указанное число раз. После выполнения всех инструкций цикла значение шаг добавляется к текущему значению переменной счетчик. После этого инструкции цикла либо выполняются в очередной раз, либо цикл завершается и выполнение продолжается с инструкции, следующей за инструкцией Next. В большинстве случаев циклы этого типа выглядят проще, т.к. обычно не требуется задавать шаг изменения переменной цикла (Step) и не нужно выходить из цикла по дополнительному условию (Exit For). Пример оформления отчета задания 4.   Рисунок 5. Блок-схема циклического вычислительного процесса. На листе Excel разместить необходимые элементы управления: надпись X=; список ListBox1 для вывода значений x; надпись Y=; список ListBox2 для вывода значений y; кнопку CommandButton1 с надписью Вычислить (см. рисунок 6).  Рисунок 6.-Разработанный интерфейс в Excel Листинг событийной процедуры «Вычислить»: Private Sub CommandButton1_Click() Dim x, y, a, b As Single ListBox1.Clear ListBox2.Clear For x = -2 To 8 Step 1.2 a = Log(Abs(x)) + 2 b = Abs(x - 7) ^ (1 / 5) If x > 2 Then y = -x ^ 2 + a * b * Sin(x) If x <= -3 Then y = Tan(x + a) If x > -3 And x <= 2 Then y = Sin(a * x) + a ^ 2 + b ^ 3 ListBox1.AddItem (x) ListBox2.AddItem (Format(y, "0.000")) Next x End Sub. Варианты заданий: Вариант 1 0.56Lg|ax|, если ах>0 y = (1+2ax)/b , если -1<ax=<0 7ax, если ах<=-1, где a=x2-6x-1 b=Ö|x-2| для х [-3;6] с шагом 0.8. Вариант 2 x3+2b , если х<=-0.9 s = Ö|x3+2|/c, если -0.9<x<1.3 Lg(Ö (x3+2), если x>=1.3, где b=0.01x+e0.7, c=1/x+Ln|x| для х [-3;2.4] с шагом 0.8. Вариант 3 Дано: a=0.5, x [5;10] с шагом h=1. Вычислить: y=eCOS(x)-aLg(x)  Ln|y|+a, если y<0 z = Ö|sin(y)|/(y+a), если y>=0. Вариант 4 Вычислить: z=Ö|Ln|y|+ey| xLg(z+b), если z>=0 s= cos2(z3)+bx, если z<0, где y [-2.8;-0.2] с шагом 0.5 x=-2.4, b=6.2. Вариант 5 Lg|t+b|, если t<0 y = 3et, если t=0 bcos4(a+t), если t>0, s=Ö|eSIN(y)+Lg|y|| , если t [-0.3,0.5] с шагом 0.2 при а=2.3, b=-4.1. Вариант 6 (aesin(x)+2)/(a-x), если x<0.4 z = Ö (|3cos(x)/(Lg(x)+a)|), если x>=0.4 y=z2-Tg(a+4) , если x [0;14] с шагом 2.2 ; a=1.6. Вариант 7 Вычислить: y=x3-ex cos4(y2)-Lg|y| , если у<1 z = Ö|ay| +Tg(a), если у>=1, если x [4;8] с шагом 0.5 , a=3.4. Вариант 8 Вычислить: x=sin(4cos2t3 + Lg|t+2|) e3x/(x-1), если x>=0 y = Ln|x3 + b|, если x<0, где t [-0.5 ; 2.5] c шагом h=0.5, b = 0.2. Вариант 9 Вычислить: z =  bsin(z2), если z>0.8 R = aLg|cos(z)|, если z<=0.8 , если у = [ 1.2;2.4] с шагом h=0.2 , a = 2.7, b = -2. Вариант 10 Ö|cos3(x)|, если x>-2 y = ce LG|x| , если x<=-2 z = , если x [-2.7,-1.8] с шагом h=0.1, c=-0.4. Вариант 11 Вычислить: y=|atg|y|+ey| xsin(z+b), если y>=0 p= cos2(z5)+bx7, если y<0, где y [-2.8;-0.2] с шагом 0.5 x=-2.4, b=6.2. Вариант 12 Вычислить: x=sin(8cos2t5 + Lg|t+10|) e3x/(x-b2), если x>=0 y = cos|x3 + b|, если x<0, где t [-1.5 ; 1.5] c шагом h=0.5, b = 0.2. Вариант 13 Вычислить: z=Ö|Ln|y|+ey| xLg(z+b), если z>=0 s= cos2(z3)+b3x, если z<0, где y [-4.5;-1.5] с шагом 0.5 x=-5.4, b=4.2. Вариант 14 Вычислить: 0.56tg|ax|, если ах>0 y = (1+2ax)/b3 , если -1<ax=<0 7ax3, если ах<=-1, где a=x2-6x-1 b=|x-2| для х [-1;4] с шагом 0.8. Вариант 15 Вычислить: (aetg(x)+2)/cos(a-x), если x<0.4 z = (|3cos(x)/(Lg(x)+a)|), если x>=0.4 y=z2-sin(a+4) , если x [0;16] с шагом 2.4 ; a=1.6. Вариант 16 Вычислить: |cos3(x)|, если x>-2 y = c3 e LG|x| , если x<=-2 z = , если x [-5.7,-2.8] с шагом h=0.1, c=-0.9. Вариант 17 x3+2b , если х<=-0.9 s = |x3+2|/c3, если -0.9<x<1.3 Lg((x3+cos(2x), если x>=1.3, где b=0.1x+e0.7, c=1/x+tg|x| для х [-5;2.6] с шагом 0.7. Вариант 18 Вычислить:  cos|t+b|, если t<0 y = 3et, если t=0 bcos4(a+t), если t>0, s=Ö|eSIN(y)+Lg|y|| , если t [-0.1,0.9] с шагом 0.25 при а=7.3, b=-6.1. |