МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния.





Методика «Повторение фраз»

 

В 1925 г. задание адаптировано и стандартизировано для русской популяции А.П. Нечаевым. Задание используется для диагностики речевых расстройств, таких, как алалия дизартрия.

 

Материал: Фразы для повторения, включающие в себя различное количество слогов:

6 слогов: Дети, ложитесь спать. Дети, пошли гулять.

7 слогов: Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.

8 слогов: Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы.

9 слогов: Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.

10 слогов: Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает.

11 слогов: Летом солнышко греет очень сильно. Книга и карандаш лежат на столе.

12 слогов: Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру.

13 слогов: Поросята любят валяться в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил детям щеки.

14 слогов: Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и ягодами.

15 слогов: Пчела летит на душистый цветок за сладким мёдом. Страшная буря разрушила избушку рыбака.

16 слогов: Лиса залезла в курятник и утащила петуха. Первый чистенький снежок падает на мёрзлую землю.

17 слогов: Маша ходила сегодня в сад и принесла нам много груш. Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнёздышко.

18 слогов: Ваня любит сказку по серого волка и хитрую лису. Бабушка и Миша уходили после обеда погулять в лес.

19 слогов: Летом после дождя дети очень любят бегать по сырой земле. Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни.

 

Инструкция: «Я прочту тебе фразы, ты постарайся их запомнить. Как только я закончу читать, сразу же начинай их повторять. Понял? Слушай внимательно».

 

Оценка результатов: Методика «Повторение фраз» позволяет косвенно оценить степень сформированности фразовой речи ребёнка.

 

Методика «Найди и вычеркни».

 

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребёнку показываю бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых предметов: грибка, домика, ведерка, мячика, звёздочки, цветка, флажка и др.

 

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнёшь искать и зачёркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачёркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоём рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычёркивать их рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом задание завершится».

Ребёнок работает 2,5 мин., в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек.) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор даёт ребёнку задание искать и разными способами зачёркивать какие-либо два разных предмета, например звёздочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор отмечает на бланке те места, где даются соответствующие команды.



 

Обработка и оценка результатов: Сначала определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребёнком в течение 2,5 мин., т.е. за всё время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребёнка двух свойств внимания – продуктивности и устойчивости.

 

Выводы об уровне развития: 10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая; 8 – 9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая; 4 – 7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя; 2 – 3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая; 0 – 1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

 

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния.

 

Методика является производной от цветового теста М.Люшера. Показателем степени эмоционального дискомфорта является суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), то есть от состояния абсолютного покоя. СО располагается в диапазоне 0-32, где 32 соответствует максимальному напряжению.

Для определения этого показателя детям предлагается в соответствии с инструкцией ранжировать карточки восьмицветного теста М.Люшера от самого приятного до самого неприятного. Процедура повторяется дважды с промежутком не менее 10 мин.

Материал: 8 цветных карточек размером 35 см. На обратной стороне каждой карточки проставлены соответствующие номера: 1 – синий, 2 – зелёный, 3 – красный, 4 – жёлтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – чёрный, 0 – серый.

 

Инструкция: «Выбери, пожалуйста, ту карточку, цвет которой тебе сейчас нравится больше всего. (Ребёнок выбирает карточку, а педагог, переворачивая её, отмечает полученный номер.) Молодец! Теперь посмотри и из оставшихся выбери ещё одну понравившуюся тебе карточку».

Процедура повторяется до тех пор, пока ребёнок таким образом не проранжирует все восемь цветов.

Обработка и оценка результатов: Показатель суммарного отклонения высчитывается с помощью таблицы пересчёта.

 

Аутонорма Баллы отклонения
Ранговое место 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Чем меньше показатель СО, тем состояние человека ближе к эталону нервно-психического благополучия, что свидетельствует об активности, энергичности, уверенности в себе и позитивной установке к деятельности. Соответственно, чем больше этот показатель, тем выше напряжённость, зажатость, нестабильность, утомляемость и преобладание негативный и астеничных переживаний.

Статистической нормой показателя СО является диапазон 12-20 баллов, что свидетельствует о психофизическом благополучии, оптимизме и активности в преодолении каких-либо трудностей.

Если СО в диапазоне 4-12 баллов, это свидетельство «пассивной» активности человека. Как правило, это связано с низкой мотивацией в деятельности и со сниженным эмоциональным фоном, которые ведут к астенизации всех волевых компонентов. Данный показатель СО свидетельствует также о том, что физическое состояние ребёнка находится в норме, ребёнок чувствует себя комфортно, но в данном конкретном случае находится не в активном состоянии, а в пассивном.

При СО в диапазоне 0-4 баллов ребёнок находится в состоянии абсолютного равновесия и покоя, при этом состояние релаксации настолько глубокое, что активность и стремление к деятельности отсутствует.

Если показатель СО находится в диапазоне 20-28 баллов, это, как правило, свидетельство физического дискомфорта ребёнка. Он испытывает чувство утомления, усталости, испытывает острую потребность в отдыхе или смене деятельности.

Критическим является диапазон СО от 28-32 балла, так как это свидетельство «хронического» утомления, психофизического дискомфорта и эмоционального напряжения. Ребёнку в этом случае необходимы своевременная помощь психолога и проведение более тщательного анализа для выявления причин подобного состояния.

 

Диагностика страхов.

 

Методика включает два последовательных задания: первое – проективное невербальное, второе – вербальное.

Сначала ребёнку предлагается нарисовать «свой страх», то есть то, что он больше всего боится. После завершения рисунка с испытуемым можно провести беседу, уточняющую и детализирующую объект, вызывающий у него дискомфорт, по следующей схеме:

- уточняется внешний вид во всех деталях (большой – маленький, волосатый, какого цвета и т.д.);

- даётся психологическая характеристика изображённому рисунку (добрый – злой, сильный, чем питается, зачем пришёл к нему и т.д.);

- выясняется, при каких условия и когда этот «страх» приходит к ребёнку;

- описываются чувства ребенка при этом.

Желательно, чтобы второе задание было отстрочено во времени относительно первого. Ребёнку предлагается игра, в основе которой список «страхов», предложенный А.И.Захаровым.

 

Инструкция: «Я буду говорить тебе: «Ты боишься?..» Если боишься. То говори «да», если не боишься – «нет». Понял?»

1. Когда остаёшься один?

2. Заболеть?

3. Умереть?

4. Каких-то детей?

5. Кого-то из воспитателей?

6. Того, что они тебя накажут?

7. Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

8. Страшных снов?

9. Темноты?

10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?

11. Машин, поездов, самолётов?

12. Бури, грозы, урагана, наводнения?

13. Когда очень высоко?

14. В маленькой тесной комнате, в туалете?

15. Воды?

16. Огня, пожара?

17. Войны?

18. Врачей (кроме зубных)?

19. Крови?

20. Уколов?

21. Боли?

22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадёт, стукнет)?

 

На основе полученных ответов на перечисленные здесь вопросы психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребёнка – важный показатель преневротического состояния.

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

- «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни);

- связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);

- смерти (своей);

- животных и сказочных персонажей;

- кошмарных снов и темноты;

- социально опосредованные (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);

- «пространственные» (высоты, воды, замкнутых пространств).

Для того чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных способностях ребёнка, психологу необходимо учитывать ситуацию всей жизнедеятельности ребёнка в целом.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.