ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ФРОНТАЛЬНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ Классно-урочная система предусматривает организацию познавательной деятельности одновременно со всеми учащимися. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем: - все учащиеся выполняют общее для всех задание; - учитель дает общий инструктаж к выполнению задания; - используются общие приемы организаций и руководства действиями учащихся. Главное преимущество фронтальных работ заключаются в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. При обсуждении результатов такой работы вырабатывается единая позиция по отношению к изучаемому материалу, что создает основу для коллективных переживаний, для формирования взглядов и убеждений школьников. Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят. Беседа в этом случае – способ самопроверки и стимул одновременно. Отсутствие ее превращает самостоятельную работу в «черный ящик». Поскольку результаты этой работы оказываются закрытыми, что снижает ее стимулирующую роль. Работа объединяет усилия учителя и учащихся, если задания и вопросы побуждают к поисковой деятельности, требуют анализа материала, если сотрудничество оставляет за каждым право высказывать свое предположение, оценку. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – работа, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем обязанности ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого педагог может выделить те вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. В последние годы заметное распространение в школах получила групповая форма организации самостоятельной работы. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся – работа в парах. Ее можно одинаково успешно использовать для совместной проработки материала учебника или документа, выполнения практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений и др. На выполнение единичных заданий учащиеся затрачивают 5-10 минут, на работу с листами взаимоконтроля, включающих материал целой темы, - значительно больше. Установлено, что более эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики разной успеваемости, где роли партнеров постоянно меняются. Индивидуальные творческие задания выполняются отдельными учениками дома. Организуется их рецензирование двумя учащимися с последующим обсуждением работы и рецензий в классе со всеми учениками. ТИПЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ МЕТОД ПРОЕКТОВ В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся в определенный отрезок времени. Проектная деятельность обязывает учеников планировать свою деятельность, использовать много источников информации, использовать собственный опыт и знания, аргументировать мысль, принимать решение, создавать конечный продукт. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО – методика, которая обычно используется для внеклассной и внеурочной деятельности. Примером может послужить театрализованное представление «эпоха». В процессе учащиеся демонстрируют полученные теоретические знания, практические умения исследования вопроса (проблемы), организации работы в коллективе, творческий потенциал. Группа уч-ся выбирает эпоху, культуру которой должны представить в мини спектакле. Обязательным условием является использование достижений эпохи из разных областей жизни (научной, художественной). ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1)создание проблемной ситуации; 2)формирование гипотез разрешения; 3)проверка решения с систематизацией полученной информации. проблемная ситуация включает в себя эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Ее задача – направить деятельность учащ-ся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Одним из вариантов проблемного урока может быть урок, основанный на приеме «корзина». Прием, в призме использования непосредственно на уроках мхк, дает возможность проанализировать жизненный уклад, мировоззрение какого-либо народа или эпохи. Для этого учащимся предлагается «в мельницу» положить то, что казалось смешным; «в урну» - то, что с позиции современного человека кажется неправильным; «в чемодан» - то, чему современный человек может поучиться и взять на вооружение в своей жизни». МЕТОД РОЛЕВЫХ ИГР. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в ролевых играх. Педагогическая суть игры – активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Например, игра, где главным вопросом становится «что было бы, если…». Данный метод раскрывает личностный потенциал учащегося: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. Для старшеклассников особенно важно попробовать на себе как можно больше социальных ролей, ведь именно через проживание возможно реальное присвоение себе социальных компетентностей, а значит, адекватное взросление. В процессе подготовки и проведения игры преподаватель должен помочь ученику стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения. Другой пример ролевой игры «Заседание пресс-клуба». Объявляется тема урока. Творческой группе предлагается ряд заданий: взять на себя роль художника, роль его современников, роль критика-искусствоведа, покупателя-заказчика, эксперта. Каждый герой выражает свое мнение насчет написанного «художником» произведения, спорит, защищает свою точку зрения. В ходе «заседания» звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полноценную и ясную картину. «Художник» рассказывает, что чувствовал, когда писал картину, «критик-искусствовед» рассуждает, почему эта картина не может считаться шедевром, как именно она нарушает ход вещей и те культурные традиции, которые существуют в обществе. «Современники» отстаивают свои точки зрения. Таким образом, можно видеть, что играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, самостоятельно задавая начальные условия. Подготовиться ученику к такому уроку, используя только учебник, практически невозможно. Похожим образом может развиваться и «урок-суд». «Создание рекламы» - этот вид работы развивает у школьников память, внимание, изобретательность, умение комбинировать, искать нетрадиционные решения. Используя специальную программу Hot Potatoes, можно создать несколько типов различных заданий и тестов с использованием текстовой графической аудио и видео информации. С помощью Power point можно составить викторину по типу телепередачи «своя игра» - для проверки знаний по мхк. Таким образом, применение мультимедийных презентаций способствует более глубокому пониманию изучаемого материала, активизации образовательного процесса за счет усиления, наглядности и повышению качества знаний по мировой художественной культуре. АНАЛИЗ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ Рефераты. Реферат должен иметь определенную логическую структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал самостоятельной работы. Общий объем – 10-12 страниц компьютерного текста или 20-25 рукописного. В введении (1-2 стр.) раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработки данной проблемы в литературе, цели и задачи работы. В главах излагается содержание проведения самостоятельной работы по выбранной теме. Автор должен обратить особое внимание на аргументацию выдвигаемых положений, на результаты проведенного анализа, на обобщающие выводы, которые должны завершать каждую главу реферата. В заключении (1-3 стр.) – кратко изложить результаты проведенного анализа. В конце реферата дается список используемой литературы и других источников. Оформление реферата должно соответствовать стандартным требованиям. Оценка за реферат складывается из двух составляющих: письменной работы и устной защиты. Оценка «5» ставится, если ученик выполнил письменную работу в соответствии со всеми требованиями и при защите продемонстрировал методы исследовательской деятельности, владение теоретическими знаниями и практическими навыками, а также личную и общественную значимость работы. Оценка «4» ставится в случае, если ученик недостаточно четко сформулировал свою позицию при защите, если имеются небольшие недочеты в структурно-содержательном компоненте. Оценка «3» ставится при несоблюдении требований к письменной работе, а также, если устная защита недостаточно логична и убедительна. Отзыв о прочитанной книге. В отзыве школьник дает оценку прочитанного. Для отзыва выбирается любимое, высокоидейное художественное произведение. На уроке (внеклассного чтения) проводится беседа о книге: кратко излагается сюжет. Описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку можно подготовить небольшую выставку: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их. Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев книги, т.е. рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В тоже время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. Отзыв о прочитанной книге, просмотренном спектакле и т.д. – вид школьного сочинения, которое должно отражать авторскую позицию. В работе над отзывом о прочитанном рекомендуется использовать прием анализа школьниками ученических отзывов. Эта форма работы является и способом проверки приобретенных знаний и умений и позволяет судить об усвоении учащимися требований, предъявляемых к отзыву. При такой работе необходимо, чтобы учащиеся были знакомы с произведением, о котором написан отзыв. Например, школьникам (9 кл.) заранее дается задание прочитать к данному уроку определенные произведения; определить тему каждого рассказа, основную мысль; попытаться выявить, какими художественными приемами пользуются авторы для раскрытия основной мысли, своего отношения к героям. Проводится беседа с учащимися: - вспомнить, что мы знаем об отзыве о прочитанной книге (отзыв – оценка, выражение своего отношения к прочитанному. Аргументировать свою оценку можно выражением отношения к герою, его поступкам, суждением о его характере, отношении к жизни. если отзыв положительный – можно отметить насколько интересна тема, поднятая писателем в произведении); - с какими видами отзывов уже знакомы (девятиклассники могут назвать такие известные им виды отзывов, как запись в дневнике с выражением мнения о книге; отзыв, написанный по заданию учителя, библиотекаря, по собственному желанию, отзыв-письмо; заметка в школьную газету и пр.) - какой стиль будет уместен (публицистический), назвать его особенности; - назвать особенности отзыва, в котором пытаемся разобраться; понять – каким путем достигает автор воздействия на читателя? Говоря о структуре (строении) отзыва, учитель обращает внимание на то, что в нем можно выделить: 1часть, в которой высказывается мнение – понравилось или не понравилось произведение 2часть, в которой обосновывается, аргументируется высказанная оценка. ВОПРОС № 6 Краеведческий аспект при изучении МХК в школе Краеведение традиционно рассматривается как изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов. В настоящее время оно утверждается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, необходимое средство образования и воспитания, подготовки специалиста. Краеведческая наука активно влияет на образование в регионе. В связи с культурологизацией образования (т.е. введением элементов систематизированного культурологического знания во все его сегменты), назрела необходимость совершенствования краеведческого образования, как составляющей культурологической подготовки специалиста. Культурологизация образования стимулирует совершенствование и оптимизацию краеведения, разрабатывающую широкий круг проблем, связанных с поиском эффективных средств воздействия на материальное производство и культуру региона. С краеведческой теорией и практикой связано научное прогнозирование развитие субъектов РФ. Краеведение – это еще и отношение россиянина к малой родине, это и то, что передается от отца к сыну с опорой на мораль, этикой взаимоотношений, которые традиционны для России. Краеведческая наука причастна к решению и таких вопросов, как укрепление российской государственности. Значима она и как форма гражданского воспитания. Научное и практичное значение имеют культурологические подходы в исследовании краеведения. Это не только обращение к современным методам, но и убеждение, что само краеведение является частным по отношению к целому, познаваемому во всем многообразии и в своей специфике – региональной (под региональной подразумевается часть территории, отличающаяся от других совокупностью устойчивых особенностей: экономико-географических, культурно-исторических, национальных и других), и локальной (т.е. местной, свойственной данному месту, не выходящему за определенные границы). Значительный ущерб краеведению наносит слабая материальная база информационных учреждений: в настоящее время в «капитальном ремонте» нуждается более 50 % зданий музеев, 11 тысяч библиотек. Ежегодно бесследно исчезает огромное количество памятников. Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности. Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления. Объектом изучения краеведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры, как исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники, жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады, парки и т.д. Задачами курса является не только дать учащимся комплексные знания о прошлом, настоящем своего края, но и воспитать любовь к своему городу, уважение к его истории, традициям, событиям, бережное отношение к памятникам истории и культуры. Предметом является организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании школьников, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П. Семенов-Тян-Шанский, Ключевский, Лихачев, Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы. Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 году в академическом словаре: «Краеведение – это изучение родного края..». Педагогическая энциклопедия определяет школьное краеведение как изучение учащимися на уроках и внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Председатель правления Союза краеведов России академик Шмидт полагает, что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо края во всем его многообразии. В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Школьное краеведение – основная составляющая в воспитании любви к Родине и формировании достойного гражданина. Краеведение позволяет воспитывать патриотические чувства не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Если рассматривать краеведение в школах Санкт-Петербурга, то цели этой программы могут быть следующими: - способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций, как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый Петербуржец; - продолжать формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями всемирного культурного наследия; - способствовать пониманию учащихся ценности (значимости петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания: * о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов; * о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия. - способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: * ориентироваться в культурном пространстве города; * понимать особенности городских объектов как источников информации; * уметь применять полученные знания. Если же для примера взять «Москвоведение», то здесь главное, что нужно донести до детей, что Москва – особый город – древняя столица России. Учащиеся должны знать: - основные этапы истории развития культуры Москвы; - основные культурные памятники Москвы; - людей, внесших большой вклад в развитие московской культуры; - крупнейшие театры и музеи Москвы. Также задачами программы может быть изучение истории Кремля, изучение архитектуры, экономико-географического положения Москвы, истории одежды и быта москвичей, природы Москвы (особенности рельефа, климата), изучение старинных городов Московской области, как развивалось Подмосковье (г. Клин, Сергиев-Посад и др.) и многое другое. Особенности применения краеведческого материала на уроках мхк. Если на уроках (в начальной школе) использовать краеведческий материал с применением проектных технологий, то у учащихся формируется интерес к познанию окружающего мира, истории родного края, особенностей природы. Это будет способствовать оптимизации и гуманизации обучения. Целью такой работы является обобщение опыта по активному использованию краеведения при организации учебно-воспитательного процесса. На таких уроках используются следующие принципы изучения краеведческого материала: · Принцип концентризма · Принцип маятника · Принцип спирали · Принцип связи с общественными событиями. Концентры определяются возрастными особенностями и целями краеведческих программ. Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний. Например: 1) «тепло отчего дома» - знакомство с культурой семейных отношений. Родословная семьи. 2) «моя малая родина» - формирование базовых краеведческих понятий. Изучение истории школы, района, города. 3) «наши традиции» - приобщение к русской национальной культуре. Изучение фольклора, народных праздников. 4) «мы и природа» - формирование культуры отношения к природе. Изучение традиций взаимоотношений человека и природы. 5) «в гостях у туристов» - знакомство с основными правилами туризма и элементами ориентирования. Необходимо, чтобы и учитель и ученики понимали важность постоянной связи близкого с далеким, возвращение от далекого к близкому. Такой принцип краеведческо-познавательной деятельности можно назвать принципом маятника. Изучая названия улиц своего района, дети узнают историю своей страны. Принцип спирали позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Знакомство с архитектурными памятниками начинается с простого рассматривания фотографий. Далее идут слайды-экскурсия с небольшими комментариями, а пешеходная экскурсия дополняется более обширными пояснениями. Исследование «Я горжусь своей малой родиной» предполагает работу со справочной, художественной литературой, посещение краеведческого музея. Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. Ко дню защитника Отечества проводится беседа «Наши земляки-полководцы». Ко Дню Победы учащиеся проводят исследование «Великая Отечественная война и улицы нашего города». Основные разделы краеведения, изучаемые в начальной школе («тепло отчего дома»), помогают преодолеть дискретность детских знаний, формируют целостную картину мира. Наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий краеведения сферу своих интересов. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе. При изучении краеведческого материала ребенок не только овладеет базовыми понятиями, но и научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Привлечение родителей учащихся на этапе получения знаний, оценки результатов деятельности – непременное условие успешности овладения краеведческими понятиями. Родительские собрания, выставки работ, презентации имеют большой воспитательный потенциал. Цель использования на уроках краеведческого материала – создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется: - формирование знаний, умений, навыков; - развитие исторического мышления; - организация самостоятельной деятельности, связанной с эмоциональными переживаниями; - воспитание любви к малой родине, национальной культуре. Задачи использования краеведческого материала на уроках в нач. школе. -- Практика показывает, что в школу приходят не только дети с уже сформированной готовностью к обучению, но и дети, для которых учебные задачи являются непосильными. Организация дополнительно развивающей среды (краеведение), сочетающая игровую форму, продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку помогает детям из группы риска найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе. -- обучение началам исследовательской деятельности. Цель нашего образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности младшего школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей. -- Использование воспитательного потенциала краеведческой деятельности. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению вертикальных семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями, изменяет статус юного исследователя среди одноклассников. Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования по связям жизни и творчества известных писателей, художников с реальными историческими лицами, жившими в наших краях. При составлении программ, факультативов обязательно учитывать возраст, направленность (например, на социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности), цели занятий. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: познакомить ребят с многонациональным составом населения Пермского края (и не только), с культурными учреждениями, историей возникновения и развития малой родины. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативу. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. При составлении программы указать основные методы работы: (например) Словесные: рассказ, беседа, сообщение - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний и являются источником новой информации; Наглядные: демонстрация рисунков, плакатов, схем, коллекций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, выполнение практических работ. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков детей; проводить экскурсии, занятия-встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектам. |