Разборка и складывание матрешки Лет Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на величину, обучаемость. Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка. Проведение обследования: взрослый дает ребенку четырехместную (пятиме-стную) матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет мат-решку и просит ребенка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрешку и ищу чуть меньше, затем подбираю к нес ней платочек и т.д.». Психо-лог показывает складывание матрешки методом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить за-дание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности. Оценка в баллах [12, с. 270]: 1 балл – не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения; 2 балла – понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно зада-ние не выполняет; 3 балла – понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно после обучения переходит к выполне-нию задания, пользуясь целенаправленными пробами; 4 балла – понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами. 2. Разборка и складывание пирамидки [12, с. 266] Цель: выявить умение ребенка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, выявить практическую ориентировку на величину. Оборудование: пирамидка из четырех (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета. Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамид-ку. Если ребенок не действует, взрослый начинает разбирать ее сам и привлекает ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В слу-чаях затруднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 270]: 1 балл – не понимает цель, действует неадекватно; 2 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обуче-ния не учитывает размер колец; 3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обуче-ния переходит к самостоятельному выполнению задания; 4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом разме-ра колец. Угадай, чего нет (сравнение картинок) [41, с. 61–67] Цель: выявить умение анализировать, сравнивать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность. Оборудование: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки. На первой картинке иг-рушки находятся на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй – игрушки нарисованы в другом порядке, а девоч-ка уходит, унося в руках какую-то игрушку. Что она взяла, не показано. Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки. Психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки, а затем рассказывает: «Это девочка Катя, у нее много игрушек, она их переставила и унесла с собой только одну иг-рушку. Догадайся, какую игрушку унесла Катя». Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает перечислять все игрушки по очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят на других местах, напоминая о том, что девочка унесла только одну игрушку. Ес-ли после этого ребенок не решил задачу, то показывается способ решения: психо-лог берет палочку и поочередно соотносит игрушки на первой и второй карти н-ках: «Это кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила наверх. Вот где ». Затем психолог отдает палочку ребенку и говорит: «дальше проверяй ты, какой игрушки нет, значит, ее унесла Катя» Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения: само-стоятельно решает задачу в умственном план сравнивая и анализируя картинки, решает задачу после объяснения, решает задачу способом практического соотне-сения, показанного взрослым; результат выполнения задания. Оценка в баллах: 1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при са-мостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному ре-зультату безразличен; 3 балла – ребенок принимает задание, понимает его условия, но самостоя-тельно выполнить его не может; после обучения решает задачу; заинтересован в конечном результате; 4 балла – ребенок принимает и понимает задание; сам решает задачу в умст-венном плане. 3. Коробка форм («почтовый ящик») [12, с. 266] Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на форму, обу-чаемость. Оборудование: «почтовый ящик» – пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки. Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основа-ние каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т.е. определить, к какой проре-зи подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать. Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 270–271]: 1 балл – не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения; 2 балла – понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотиче-ски, после обучения не переходит на другой уровень действий; 3 балла – понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо ме-тодом зрительного соотнесения; 4 балла – понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целена-правленных проб. 4. Разрезная картинка [12, с. 267] Цель: выявить уровень развития целостного восприятия предметной картинки. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали. Проведение обследования: взрослый показывает ребенку четыре части разре-занной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После это-го снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполне-ния, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 271]: 1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения; 2 балла – принимает задание, но условий задания не понимает, действует хао-тически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения; 3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом пе-ребора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб; 4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно ме-тодом проб либо практическим примериванием. 5. Цветные кубики [12, с. 267] Цель: выявить уровень развития восприятия цвета (выделение по слову, на-звание цвета). Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых). Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный, синий, зеленый». За-тем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза «Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый». Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 271]: 1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию; 3 балла – принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два-три цвета, но не называет; 4 балла – принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может на-звать все или почти все предложенные цвета 6. Достань ключик [12, с. 268] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления. Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький. Проведение обследования: психолог предлагает ребенку рассмотреть картин-ку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик». Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение в нагляд-но-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане. Оценка в баллах [12, с. 272]: 1 балл – не принимает задание; 2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»); 3 балла – принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке; 4 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изобра-женную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов, решает задачу в наглядно-образном плане. Расскажи (сюжетная картинка «Зимой») [41, с. 64] Цель: выявить уровень понимания, восприятия, сюжетного изображения, развитие связной речи. Оборудование: картинка с изображением зимнего сюжета (кругом белый снег; с горки бежит кошка, за ней гонится собака, впряженная в санки; двое смеющихся детей лежат недалеко от санок в снегу). Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть кар-тинку и рассказать о ней. Если ребенок не начинает рассказывать, то т огда экспериментатор последовательно задает ему уточняющие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами; Что они хотели? П о-чему им не удалось съехать с горки на санках? Почему так быстро побежала собака? Кого кошка увидела? » Обучение: если ребенок не может ответить на эти во просы, то взрослый организует рассматривание сюжетного изображения: «Давай посмотрим, кто тут лежит в снегу; (указывая на детей). Почему дети оказались в сугробе; Что случилось с санками? А это кто бежит (указыв ая на собаку)? За кем побежала собака? Что хотели дети? Почему им не удалось съехать с горки на санках?» Обследование прекращается, если ребенок молчит или отвечает неадекватно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способ выпол-нения (самостоятельно составляет рассказ); уровень восприятия и понимания сюжета – не отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сто-рону изображенного сюжета (перечисляет объекты), отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отв ечает на вопросы фразо-вой речью, отражающей смысловое содержание с южетного изображения. Оценка в баллах [41, с. 68]: 1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание. Действует в условиях обучения неадекватно; 2 балла – ребенок принимает, но не понимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет; 3 балла – ребенок принимает, понимает смысловую сторону сюжета, но объ-яснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показы-вая, что смысл понятен; 4 балла – принимает и понимает задание; составляет связный рассказ (три-четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависи-мость. 7. Посчитай [41, с. 62–63] Цель: выявить наличие количественных представлений. Оборудование: 10 плоских палочек, экран. Проведение обследования: (для детей 4 лет 6 месяцев предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 месяцев до 5 лет в пределах пяти) Перед ребенком кладут 10 палочек и просят взять три, затем – три, потом еще две палочки. Каж-дый раз спрашивать: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок выполнил зада-ние, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Психо-лог раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их ко-личество, и закрывает их экраном, за которым убирает две палочки. Потом кла-дет эти палочки перед ним, спрашивая его «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран. После этого экран убирают и сравнивают ответ ребенка. Затем снова повторяют задание, но убирается одна палочка. Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное ко-личество палочек по словесной инструкции, ему предлагается выполнить это по показу. Взрослый на глазах ребенка берет три палочки, кладет на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я три палочки». Если ребенок не справляется, то его про-сят взять одну палочку, а затем много палочек. Счетным операциям не обучают. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность восприятия количества в пределах трех (пяти); умение выполнять счетные опе-рации в пределах трех (пяти), обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [41, с. 67]: 1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, размахивает ими и т.д.); 2 балла – задание принимает и понимает, но по словесной инструкции не мо-жет выделить определенное количество, в условиях обучения может действовать адекватно, но выделяет палочки в пределах трех, счетные операции недоступны, безразличен к конечному результату; 3 балла – задание принимает, выделяет из множества трех, но в пределах пяти затрудняется, счетные операции выполняет только в пределах трех, заинтересо-ван в конечном результате; 4 балла – задание принимает, выделяет из множества заданное количество и вы-полняет счетные операции по представлению, заинтересован в конечном результате. 8. Конструирование [12, с. 269] Цель: выявить умение создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по образцу, обучаемость. Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 272]: 1 балл – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обуче-ния пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит; 3 балла – принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи; 4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу. 9. Нарисуй человека [41, с. 63] Цель: выявить уровень развития предметного рисунка, особенности поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности. Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага. Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать как можно лучше человека (мужчину). Если ребенок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предлагают дорисовать. Затем проводится беседа, в которой уточня-ют особенности изображения или неточности. Обучение не проводится. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, соответствие ри-сунка словесной инструкции, уровень изображения предметного рисунка (черка-ние, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, «головоног», изображение человека – наличие лица, частей тела. Оценка в баллах [41, с. 67–68] 1 балл – действует неадекватно, мнет бумагу, берет ее в рот, размахивает ка-рандашом и т. п.; 2 балла – принимает задание, предметный рисунок в виде черкания или пред-посылок к предметному рисунку – рисует голову (круг); 3 балла – принимает задание, рисует человека в виде «головонога»: голова и ноги или голова и туловище; 4 балла – принимает задание, рисует все основные части тела и лица человека. 10. Игра [12, с. 269–270] Цель: выявить особенности интереса ребенка к игрушкам, характер употреб-ления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или эле-менты сюжета). Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы «би-ба-бо». Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предла-гается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики: машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичи-ков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предла-гают поймать их сачком. Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер дейст-вий с игрушками, избирательность в игрушках. Оценка в баллах [12, с. 275]: 1 балл – не включается в игру со взрослыми; 2 балла – включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия с игрушками; 3 балла – включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками; 4 балла – включается в игру, может организовать сюжетную игру. Лет 1. Включение в ряд (методика А.А. Венгер) [41, с. 94–95] Цель: выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельно-сти, а именно ориентировки на величину. Оборудование: экран, шестиместная матрешка. Проведение обследования: психолог берет шестиместную матрешку и на гла-зах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. При этом не следует об-ращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, взрослый предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной). Обучение: если ребенок ставит матрешку без учета величины, взрослый ис-правляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, эту матрешку надо поставить сю-да». Затем еще раз предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость. Оценка в баллах [41, с. 101]: 1 балл – не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки в ряд без учета их размера, после показа правильного размещения матрешек само-стоятельно не ориентируется на величину; 3 балла – принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользу-ясь практическим примериванием; 4 балла – принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользу-ясь зрительной ориентировкой. 2. Лесенка [12, с. 275; 41, с. 95] Цель: выявить уровень развития конструктивных способностей, умение рабо-тать по памяти, по образцу. Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран. Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка строит «лесенку» из десяти палочек и предлагает ему запомнить эту «лесенку». Затем взрослый за-крывает «лесенку» экраном и просит ребенка построить такую же. При затрудне-ниях проводится обучение. Обучение: взрослый еще раз строит «лесенку», обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит ребенка по-строить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают вы-полнить по образцу. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – по памя-ти, по образцу, после обучения, по показу. Оценка в баллах [12, с. 279; 41, с. 101]: 1 балл – не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает па-лочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по о б-разцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы «лесенки»; 3 балла – принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу; 4 балла – принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти. 3. Классификация картинок по функциональному назначению [12, с.275] Цель: выявить умение ребенка понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку, т.е. уровень развития наглядно-образного мышления. Оборудование: восемь предметных картинок с изображением одежды и во-семь – с изображением посуды. Проведение обследования: психолог кладет перед ребенком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого взрослый берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ли ее под изображением пальто или под изображением чашки, и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. По-сле этого ребенку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориен-тировался на порядок предъявления. После того, как ребенок разложит картинки, его спрашивают: «Расскажи, ка-кие – в этом ряду, а какие – в другом», т.е. выявляется умение ребенка обобщать и выражать в словесной форме свои действия. Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения, умение ра-ботать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки. Оценка в баллах [12, с. 280]: 1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадек-ватно; 2 балла – принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд, потом в дру-гой; 3 балла – принимает и понимает задание, выполняет классификацию по ос-новному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки; 4 балла – принимает и понимает задание, выполняет классификацию с учетом основного признака, может его обобщить в речевом плане. 4. Группировка картинок по способу действия [12, с. 276] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления. Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых мож-но действовать, с другими – нельзя. Проведение обследования: психолог кладет перед ребенком рядом две кар-тинки: на одной – шарик с веревочкой, на другой – шарик без веревочки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением флажка с древком, спрашивает «Куда его надо положить?» – и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изобр а-жение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы он не ори-ентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие – во втором, т.е. выясняют, может ли он обоб-щить принцип группировки в речевом плане. Оценка действий ребенка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане. Оценка в баллах [12, с. 280]: 1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа; 3 балла – задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане; 4 балла – задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях. 5. Счет [12, с.276–277] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного и элементов логическо-го мышления, т.е. уровень развития количественных представлений, умение р е-бенка выполнять счетные операции в умственном плане. Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран. Проведение обследования. Первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребенку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось пало-чек?». После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: «Сколько там палочек?»; Обучение: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четы-рех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается). Второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обу-чение. Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них ре-шить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ре-бенку решить задачу, используя палочки. Если ребенок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?» Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задачи, уме-ние выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи. Оценка в баллах [12, с. 280; 41, с. 102]: 1 балл – действует с палочками, не ориентируясь на количественный признак. 2 балла – принимает задание, но количественные представления сформирова-ны на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трех из множества, счетные операции по представлению выполняет только в пределах трех, устные задачи не решает. 3 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пре-делах пяти действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки ), вы-полняет счетные операции по представлению в пределах трех. Устную задачу са-мостоятельно решить не может; после обучения устную задачу решает только с использованием палочек. 4 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пре-делах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, ре-шает предложенные задачи. 6. Найди время года [12, с. 277] Цель: выяснить уровень развития наглядно-образного мышления, т.е. уровень сформированности представлений о временах года. Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года. Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изо-бражены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадал-ся, что здесь изображена зима». В случаях затруднения проводится обучение. Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зи-мой? Найди, где здесь изображена зима». Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформи-рованности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия. Оценка в баллах [12, с.280]: 1 балл – не понимает цели, перекладывает картинки; 2 балла – принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки изображением зимы и лета; 3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (зима лето); 4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями, может объяснить выбор определенного времени года. 7. Нарисуй целое (методика А.А. Венгер) [41, с.100] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, сформиро-ванность предметного рисунка. Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка – неваляшка (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры). Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком части разрезной картинки с изображением неваляшки и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, про-водится обучение. Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предлагают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение нарисовать предмет по разрезной картинке; анализ рисунка; обучаемость, результат. Оценка в баллах [2005, с.103]: 1 балл – ребенок не принимает задание, в условиях обучения действует неаде-кватно; 2 балла – ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрез-ной картинке не может, после складывания картинки ребенок пытается изобра-зить предмет, но получаются только элементы предмета (неваляшки); 3 балла – ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не может, после складывания картинки ребенок рисует предмет. 4 балла – ребенок принимает задание, может нарисовать предмет по разрез-ной картинке, рисует с интересом. 8. Серия сюжетных картинок «Утро мальчика» [41, с. 100–101] Цель: выявить умение определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления). Оборудование: четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых де-тям из каждодневного опыта. На первой картинке – мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй – умывается; на третьей – сидит на стуле и одевается, четвертой – одетый мальчик сидит за столом и завтракает. Проведение обследования: перед ребенком в последовательности выклады-вают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия». Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит: Вот первая картинка. Ут-ро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случаях затруднений взрослый кладет верно вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом будет делать?» Оценка в баллах [41, с.103–104]: 1 балл – ребенок не принимает задание, не воспринимает изображенный сю-жет на картинке. 2 балла – ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию карти-нок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности. 3 балла – ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает по-нимать единый сюжет; может рассказать о событии. 4 балла – ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них. 9. Сложи разрезную картинку [41, с. 96] Цель: выявить уровень развития целостного восприятия сюжетного изобра-жения на картинке. Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали. Проведение обследования: психолог дает ребенку части картинки и просит: «Сделай целую картинку». Обучение: если ребенок не может правильно соединить части картинки, то сначала показывается целая картинка, а затем предлагается сложить разрезную. Если ребенок снова испытывает трудности, то психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. По-сле чего ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполне-ния, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [41, с.102]: 1 балл – ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает его условий, расклады-вает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения, в про-цессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания. 3 балла – ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно его вы-полнить не может, после обучения справляется с заданием. 4 балла – ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно справляется с заданием. 10. Сравни (сюжетные картинки «Летом») [41, с. 99] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умение сравнивать и пони-мать динамическое изменение события, изображенного на картинках. Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено яркое солнце (слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две де-вочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом с ними стоят сумки с продуктами, недалеко находится киоск «Мороженое» с от-крытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некоторые из-менения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же де-вочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое растаяло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от моро-женого. Проведение обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят внимательно ее рассмотреть, затем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их и рассказать о различиях. Обучение: если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточ-няющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание целостной ситуации, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты дога-дался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось? Почему девочки не съели мороженое?» Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; понимание ребен-ком ситуации и событий, изображенных на картинках; способность объяснить д и-намику сюжета, представленного на картинках. Оценка в баллах [41, с. 103]: 1 балл – ребенок не понимает цель задания, не воспринимает сюжет, изобра-женный на картинках; 2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает, что на двух картинках изображено одно и то же событие, основной сюжет не понимает, не воспринима-ет ситуацию в динамике, на уточняющие вопросы отвечает неадекватно; 3 балла – ребенок принимает задание, но самостоятельно не может воспри-нять целостную ситуацию, после уточняющих вопросов отвечает правильно; 4 балла – ребенок принимает задание, самостоятельно может понять целост-ность сюжета и рассказать о динамике события, изображенного на картинках. |