МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Разборка и складывание матрешки





Лет

Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на величину,

обучаемость.

Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четырехместную (пятиме-стную) матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть другие матрешки. Затем

предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет мат-решку и просит ребенка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую

матрешку и ищу чуть меньше, затем подбираю к нес ней платочек и т.д.». Психо-лог показывает складывание матрешки методом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить за-дание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы

выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

Оценка в баллах [12, с. 270]:

1 балл – не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла – понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину,

в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно зада-ние не выполняет;

3 балла – понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов,

в условиях обучения действует адекватно после обучения переходит к выполне-нию задания, пользуясь целенаправленными пробами;

4 балла – понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь

целенаправленными пробами.

2. Разборка и складывание пирамидки [12, с. 266]

Цель: выявить умение ребенка отвлечься от цвета и выделить величину как

основной принцип действия, выявить практическую ориентировку на величину.

Оборудование: пирамидка из четырех (шести) колец, кольца разного размера,

разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамид-ку. Если ребенок не действует, взрослый начинает разбирать ее сам и привлекает

ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В слу-чаях затруднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по

размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ

прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине.

После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы

выполнения, обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах [12, с. 270]:

1 балл – не понимает цель, действует неадекватно;

2 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обуче-ния не учитывает размер колец;

3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обуче-ния переходит к самостоятельному выполнению задания;

4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом разме-ра колец.

Угадай, чего нет (сравнение картинок) [41, с. 61–67]

Цель: выявить умение анализировать, сравнивать изображения, находить

сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность.

Оборудование: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок

и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки. На первой картинке иг-рушки находятся на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй – игрушки нарисованы в другом порядке, а девоч-ка уходит, унося в руках какую-то игрушку. Что она взяла, не показано.



Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки. Психолог

предлагает ребенку рассмотреть картинки, а затем рассказывает: «Это девочка

Катя, у нее много игрушек, она их переставила и унесла с собой только одну иг-рушку. Догадайся, какую игрушку унесла Катя».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает перечислять все игрушки по

очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят

на других местах, напоминая о том, что девочка унесла только одну игрушку. Ес-ли после этого ребенок не решил задачу, то показывается способ решения: психо-лог берет палочку и поочередно соотносит игрушки на первой и второй карти н-ках: «Это кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила наверх. Вот где ». Затем

психолог отдает палочку ребенку и говорит: «дальше проверяй ты, какой игрушки

нет, значит, ее унесла Катя»

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения: само-стоятельно решает задачу в умственном план сравнивая и анализируя картинки,

решает задачу после объяснения, решает задачу способом практического соотне-сения, показанного взрослым; результат выполнения задания.

Оценка в баллах:

1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения

действует неадекватно;

2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при са-мостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после

обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному ре-зультату безразличен;

3 балла – ребенок принимает задание, понимает его условия, но самостоя-тельно выполнить его не может; после обучения решает задачу; заинтересован

в конечном результате;

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; сам решает задачу в умст-венном плане.

3. Коробка форм («почтовый ящик») [12, с. 266]

Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на форму, обу-чаемость.

Оборудование: «почтовый ящик» – пластмассовая или деревянная коробка с

четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объемных геометрических

фигур, соответствующих прорезям коробки.

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая

внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основа-ние каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку

предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т.е. определить, к какой проре-зи подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка

примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это

нужно делать. Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы

выполнения, обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах [12, с. 270–271]:

1 балл – не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла – понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотиче-ски, после обучения не переходит на другой уровень действий;

3 балла – понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора

вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо ме-тодом зрительного соотнесения;

4 балла – понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целена-правленных проб.

4. Разрезная картинка [12, с. 267]

Цель: выявить уровень развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана

на три (четыре) части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку четыре части разре-занной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После это-го снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполне-ния, обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах [12, с. 271]:

1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения;

2 балла – принимает задание, но условий задания не понимает, действует хао-тически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения;

3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом пе-ребора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб;

4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно ме-тодом проб либо практическим примериванием.

5. Цветные кубики [12, с. 267]

Цель: выявить уровень развития восприятия цвета (выделение по слову, на-звание цвета).

Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два красных, два желтых,

два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых).

Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят

показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный, синий, зеленый». За-тем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по

слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у

взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика

со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза «Покажи, где желтый,

вот желтый. Найди, где желтый». Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия

цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение

к результату.

Оценка в баллах [12, с. 271]:

1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может

выделить цвет по слову-названию;

3 балла – принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по

слову два-три цвета, но не называет;

4 балла – принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может на-звать все или почти все предложенные цвета

6. Достань ключик [12, с. 268]

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в

комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который

висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула – большой и

маленький.

Проведение обследования: психолог предлагает ребенку рассмотреть картин-ку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как

его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение в нагляд-но-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

Оценка в баллах [12, с. 272]:

1 балл – не принимает задание;

2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать

неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от

решения («Не знаю»);

3 балла – принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном

плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на

картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке;

4 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изобра-женную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех

изображенных предметов, решает задачу в наглядно-образном плане.

Расскажи (сюжетная картинка «Зимой») [41, с. 64]

Цель: выявить уровень понимания, восприятия, сюжетного изображения,

развитие связной речи.

Оборудование: картинка с изображением зимнего сюжета (кругом белый

снег; с горки бежит кошка, за ней гонится собака, впряженная в санки; двое

смеющихся детей лежат недалеко от санок в снегу).

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть кар-тинку и рассказать о ней. Если ребенок не начинает рассказывать, то т огда

экспериментатор последовательно задает ему уточняющие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами; Что они хотели? П о-чему им не удалось съехать с горки на санках? Почему так быстро побежала

собака? Кого кошка увидела? »

Обучение: если ребенок не может ответить на эти во просы, то взрослый

организует рассматривание сюжетного изображения: «Давай посмотрим, кто

тут лежит в снегу; (указывая на детей). Почему дети оказались в сугробе; Что

случилось с санками? А это кто бежит (указыв ая на собаку)? За кем побежала

собака? Что хотели дети? Почему им не удалось съехать с горки на санках?»

Обследование прекращается, если ребенок молчит или отвечает неадекватно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способ выпол-нения (самостоятельно составляет рассказ); уровень восприятия и понимания

сюжета – не отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сто-рону изображенного сюжета (перечисляет объекты), отвечает одним словом,

отражающим содержание сюжетного изображения, отв ечает на вопросы фразо-вой речью, отражающей смысловое содержание с южетного изображения.

Оценка в баллах [41, с. 68]:

1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание. Действует в условиях

обучения неадекватно;

2 балла – ребенок принимает, но не понимает задание; перечисляет предметы

и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет;

3 балла – ребенок принимает, понимает смысловую сторону сюжета, но объ-яснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показы-вая, что смысл понятен;

4 балла – принимает и понимает задание; составляет связный рассказ (три-четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависи-мость.

7. Посчитай [41, с. 62–63]

Цель: выявить наличие количественных представлений.

Оборудование: 10 плоских палочек, экран.

Проведение обследования: (для детей 4 лет 6 месяцев предлагают задания в

пределах трех, а после 4 лет 6 месяцев до 5 лет в пределах пяти) Перед ребенком

кладут 10 палочек и просят взять три, затем – три, потом еще две палочки. Каж-дый раз спрашивать: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок выполнил зада-ние, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Психо-лог раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их ко-личество, и закрывает их экраном, за которым убирает две палочки. Потом кла-дет эти палочки перед ним, спрашивая его «Сколько там осталось?», указывая

жестом на экран. После этого экран убирают и сравнивают ответ ребенка. Затем

снова повторяют задание, но убирается одна палочка.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное ко-личество палочек по словесной инструкции, ему предлагается выполнить это по

показу. Взрослый на глазах ребенка берет три палочки, кладет на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я три палочки». Если ребенок не справляется, то его про-сят взять одну палочку, а затем много палочек. Счетным операциям не обучают.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность

восприятия количества в пределах трех (пяти); умение выполнять счетные опе-рации в пределах трех (пяти), обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах [41, с. 67]:

1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно

(разбрасывает палочки, берет их в рот, размахивает ими и т.д.);

2 балла – задание принимает и понимает, но по словесной инструкции не мо-жет выделить определенное количество, в условиях обучения может действовать

адекватно, но выделяет палочки в пределах трех, счетные операции недоступны,

безразличен к конечному результату;

3 балла – задание принимает, выделяет из множества трех, но в пределах пяти

затрудняется, счетные операции выполняет только в пределах трех, заинтересо-ван в конечном результате;

4 балла – задание принимает, выделяет из множества заданное количество и вы-полняет счетные операции по представлению, заинтересован в конечном результате.

8. Конструирование [12, с. 269]

Цель: выявить умение создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по

образцу, обучаемость.

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских

палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При

затруднениях ребенка просят построить по показу.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по

образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах [12, с. 272]:

1 балл – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обуче-ния пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит;

3 балла – принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить

не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи;

4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

9. Нарисуй человека [41, с. 63]

Цель: выявить уровень развития предметного рисунка, особенности поведения

в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать как

можно лучше человека (мужчину). Если ребенок выполняет рисунок не в полный

рост, то ему предлагают дорисовать. Затем проводится беседа, в которой уточня-ют особенности изображения или неточности.

Обучение не проводится. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, соответствие ри-сунка словесной инструкции, уровень изображения предметного рисунка (черка-ние, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, «головоног»,

изображение человека – наличие лица, частей тела.

Оценка в баллах [41, с. 67–68]

1 балл – действует неадекватно, мнет бумагу, берет ее в рот, размахивает ка-рандашом и т. п.;

2 балла – принимает задание, предметный рисунок в виде черкания или пред-посылок к предметному рисунку – рисует голову (круг);

3 балла – принимает задание, рисует человека в виде «головонога»: голова и

ноги или голова и туловище;

4 балла – принимает задание, рисует все основные части тела и лица человека.

10. Игра [12, с. 269–270]

Цель: выявить особенности интереса ребенка к игрушкам, характер употреб-ления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или эле-менты сюжета).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды

и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой,

мелкие игрушки, куклы «би-ба-бо».

Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и

эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предла-гается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать.

Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики:

машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичи-ков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по

дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой:

опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предла-гают поймать их сачком.

Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер дейст-вий с игрушками, избирательность в игрушках.

Оценка в баллах [12, с. 275]:

1 балл – не включается в игру со взрослыми;

2 балла – включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет

процессуальные действия с игрушками;

3 балла – включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с

игрушками;

4 балла – включается в игру, может организовать сюжетную игру.

 

Лет

1. Включение в ряд (методика А.А. Венгер) [41, с. 94–95]

Цель: выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельно-сти, а именно ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестиместная матрешка.

Проведение обследования: психолог берет шестиместную матрешку и на гла-зах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает матрешки в

ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном

убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку

дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. При этом не следует об-ращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается.

Когда матрешка окажется поставленной на свое место, взрослый предлагает

ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки

(каждый раз по одной).

Обучение: если ребенок ставит матрешку без учета величины, взрослый ис-правляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, эту матрешку надо поставить сю-да». Затем еще раз предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку,

но принцип выстраивания в ряд не объясняет.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость.

Оценка в баллах [41, с. 101]:

1 балл – не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки

в ряд без учета их размера, после показа правильного размещения матрешек само-стоятельно не ориентируется на величину;

3 балла – принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользу-ясь практическим примериванием;

4 балла – принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользу-ясь зрительной ориентировкой.

2. Лесенка [12, с. 275; 41, с. 95]

Цель: выявить уровень развития конструктивных способностей, умение рабо-тать по памяти, по образцу.

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка строит «лесенку» из

десяти палочек и предлагает ему запомнить эту «лесенку». Затем взрослый за-крывает «лесенку» экраном и просит ребенка построить такую же. При затрудне-ниях проводится обучение.

Обучение: взрослый еще раз строит «лесенку», обращая внимание ребенка на

то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит ребенка по-строить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают вы-полнить по образцу.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – по памя-ти, по образцу, после обучения, по показу. Оценка в баллах [12, с. 279; 41, с. 101]:

1 балл – не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает па-лочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по о б-разцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы

«лесенки»;

3 балла – принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу

не может, после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу;

4 балла – принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию

по памяти.

3. Классификация картинок по функциональному назначению [12, с.275]

Цель: выявить умение ребенка понять принцип классификации и провести

обобщения по существенному признаку, т.е. уровень развития наглядно-образного

мышления.

Оборудование: восемь предметных картинок с изображением одежды и во-семь – с изображением посуды.

Проведение обследования: психолог кладет перед ребенком на стол картинку

с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный

ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол

на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить

другой вертикальный ряд (параллельный первому).

После этого взрослый берет картинку с изображением шапки, спрашивает у

ребенка, положить ли ее под изображением пальто или под изображением чашки,

и сам кладет под изображение пальто.

Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. По-сле этого ребенку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой

из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку

в один из столбцов.

Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку.

Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориен-тировался на порядок предъявления.

После того, как ребенок разложит картинки, его спрашивают: «Расскажи, ка-кие – в этом ряду, а какие – в другом», т.е. выявляется умение ребенка обобщать

и выражать в словесной форме свои действия.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения, умение ра-ботать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.

Оценка в баллах [12, с. 280]:

1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадек-ватно;

2 балла – принимает задание, выполняет классификацию без учета основного

признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд, потом в дру-гой;

3 балла – принимает и понимает задание, выполняет классификацию по ос-новному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки;

4 балла – принимает и понимает задание, выполняет классификацию с учетом

основного признака, может его обобщить в речевом плане.

4. Группировка картинок по способу действия [12, с. 276]

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых мож-но действовать, с другими – нельзя.

Проведение обследования: психолог кладет перед ребенком рядом две кар-тинки: на одной – шарик с веревочкой, на другой – шарик без веревочки. Затем

взрослый показывает ребенку картинку с изображением флажка с древком,

спрашивает «Куда его надо положить?» – и сам кладет под изображение шарика

с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изобр а-жение шарика без веревочки.

После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы он не ори-ентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие

картинки в первом ряду, какие – во втором, т.е. выясняют, может ли он обоб-щить принцип группировки в речевом плане.

Оценка действий ребенка: принятие задания, умение работать по образцу,

умение вычленить принцип группировки в речевом плане.

Оценка в баллах [12, с. 280]:

1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – задание принимает, раскладывает картинки без учета основного

принципа;

3 балла – задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного

принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане;

4 балла – задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного

принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.

5. Счет [12, с.276–277]

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного и элементов логическо-го мышления, т.е. уровень развития количественных представлений, умение р е-бенка выполнять счетные операции в умственном плане.

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования.

Первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает

ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него

палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки,

показывает ребенку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось пало-чек?».

После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к

предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка:

«Сколько там палочек?»;

Обучение: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четы-рех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое

предъявление задания (экран совсем убирается).

Второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную

задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные –

синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обу-чение.

Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них ре-шить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ре-бенку решить задачу, используя палочки. Если ребенок задачу решил, можно

предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика,

осталось два. Сколько лопнуло шариков?»

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задачи, уме-ние выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи.

Оценка в баллах [12, с. 280; 41, с. 102]:

1 балл – действует с палочками, не ориентируясь на количественный признак.

2 балла – принимает задание, но количественные представления сформирова-ны на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трех из

множества, счетные операции по представлению выполняет только в пределах

трех, устные задачи не решает.

3 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пре-делах пяти действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки ), вы-полняет счетные операции по представлению в пределах трех. Устную задачу са-мостоятельно решить не может; после обучения устную задачу решает только с

использованием палочек.

4 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пре-делах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, ре-шает предложенные задачи.

6. Найди время года [12, с. 277]

Цель: выяснить уровень развития наглядно-образного мышления, т.е. уровень

сформированности представлений о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех

времен года.

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки,

на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изо-бражены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадал-ся, что здесь изображена зима». В случаях затруднения проводится обучение.

Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух

времен года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зи-мой? Найди, где здесь изображена зима».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформи-рованности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои

действия.

Оценка в баллах [12, с.280]:

1 балл – не понимает цели, перекладывает картинки;

2 балла – принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их

названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после обучения

может выделить картинки изображением зимы и лета;

3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух

времен года с их названиями (зима лето);

4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен

года с их названиями, может объяснить выбор определенного времени года.

7. Нарисуй целое (методика А.А. Венгер) [41, с.100]

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, сформиро-ванность предметного рисунка.

Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка –

неваляшка (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры).

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком части разрезной

картинки с изображением неваляшки и просит его нарисовать целую. Картинку

предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, про-водится обучение.

Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предлагают сложить ее, а затем

нарисовать. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, затем снова

предлагает выполнить рисунок.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение нарисовать

предмет по разрезной картинке; анализ рисунка; обучаемость, результат.

Оценка в баллах [2005, с.103]:

1 балл – ребенок не принимает задание, в условиях обучения действует неаде-кватно;

2 балла – ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрез-ной картинке не может, после складывания картинки ребенок пытается изобра-зить предмет, но получаются только элементы предмета (неваляшки);

3 балла – ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной

картинке не может, после складывания картинки ребенок рисует предмет.

4 балла – ребенок принимает задание, может нарисовать предмет по разрез-ной картинке, рисует с интересом.

8. Серия сюжетных картинок «Утро мальчика» [41, с. 100–101]

Цель: выявить умение определять временную последовательность событий,

обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного

мышления).

Оборудование: четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых де-тям из каждодневного опыта. На первой картинке – мальчик, проснувшись,

сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй – умывается;

на третьей – сидит на стуле и одевается, четвертой – одетый мальчик сидит за

столом и завтракает.

Проведение обследования: перед ребенком в последовательности выклады-вают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все

картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились

его действия».

Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять

задание неверно, то взрослый показывает их и говорит: Вот первая картинка. Ут-ро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что

мальчик делал потом». В случаях затруднений взрослый кладет верно вторую

картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом будет делать?»

Оценка в баллах [41, с.103–104]:

1 балл – ребенок не принимает задание, не воспринимает изображенный сю-жет на картинке.

2 балла – ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию карти-нок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя

их в единый сюжет во временной последовательности.

3 балла – ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно;

ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает по-нимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4 балла – ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки,

четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.

9. Сложи разрезную картинку [41, с. 96]

Цель: выявить уровень развития целостного восприятия сюжетного изобра-жения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна

из которых разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение обследования: психолог дает ребенку части картинки и просит:

«Сделай целую картинку».

Обучение: если ребенок не может правильно соединить части картинки, то

сначала показывается целая картинка, а затем предлагается сложить разрезную.

Если ребенок снова испытывает трудности, то психолог сам накладывает часть

разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. По-сле чего ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполне-ния, обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах [41, с.102]:

1 балл – ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает его условий, расклады-вает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения, в про-цессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит

на самостоятельное выполнение задания.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно его вы-полнить не может, после обучения справляется с заданием.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно справляется

с заданием.

10. Сравни (сюжетные картинки «Летом») [41, с. 99]

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления (восприятия

целостной ситуации, изображенной на картинках), умение сравнивать и пони-мать динамическое изменение события, изображенного на картинках.

Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено яркое солнце

(слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две де-вочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом

с ними стоят сумки с продуктами, недалеко находится киоск «Мороженое» с от-крытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некоторые из-менения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же де-вочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое

растаяло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от моро-женого.

Проведение обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят

внимательно ее рассмотреть, затем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их

и рассказать о различиях.

Обучение: если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточ-няющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание целостной ситуации,

изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты дога-дался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось?

Почему девочки не съели мороженое?»

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; понимание ребен-ком ситуации и событий, изображенных на картинках; способность объяснить д и-намику сюжета, представленного на картинках.

Оценка в баллах [41, с. 103]:

1 балл – ребенок не понимает цель задания, не воспринимает сюжет, изобра-женный на картинках;

2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает, что на двух картинках

изображено одно и то же событие, основной сюжет не понимает, не воспринима-ет ситуацию в динамике, на уточняющие вопросы отвечает неадекватно;

3 балла – ребенок принимает задание, но самостоятельно не может воспри-нять целостную ситуацию, после уточняющих вопросов отвечает правильно;

4 балла – ребенок принимает задание, самостоятельно может понять целост-ность сюжета и рассказать о динамике события, изображенного на картинках.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.