Реакция среды растворов солей Ход и данные опыта Через исследуемые растворы (табл.1) пропустим электрический ток. По яркости свечения электрической лампочки определим к каким соединениям по электропроводности (электролит/ неэлектролит); сильный электролит/ слабый электролит) относится данное соединение .Ответ занесем в таблицу 1. Таблица 1. Исследуемый раствор | Яркость свечения лампочки | Неэлеткролит/ электролит (слабый/ сильный) | Дистиллированная вода | | | 1 М сахар | | | 1 М КОН | | | 1 М NaNO3 | | | 1 М СН3СООН | | | 1 М NH4OH | | | 1 М CH3COONH4 (CH3COOH + NH4OH → CH3COONH4 + H2O) | | | Анализа результатов опыта 1.Объясните, почему яркость свечения лампочки в исследуемых электролитах отличается, чем это обусловлено? Какая величина характеризует силу электролитов и от чего она зависит? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Запишите уравнения диссоциации исследуемых веществ, а для слабых электролитов также выражения и значения констант диссоциации (КД).Укажите численное значение степени диссоциации для каждого электролита. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Сделайте общий вывод о зависимости степени диссоциации от природы электролита. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Смещение равновесия диссоциации слабого электролита 2.1. Влияние разбавления раствора на степень электролитической диссоциации Ход и данные опыта Пропустим электрический ток через растворы уксусной кислоты различных концентраций: концентрированный, 1 М и 0,1 М. Наблюдаем за изменением яркости свечения лампочки (таблица 2) Таблица 2. Исследуемый раствор | Яркость свечения лампочки | Концентрированная CH3COOH | | 1 М СН3СООН | | 0,1 M CH3COOH | | Анализа результатов опыта 1.При разбавлении раствора наблюдаем усиление свечения лампочки. Чем это можно объяснить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Сделайте вывод о зависимости степени диссоциации слабого электролита от разбавления раствора. Запишите, исходя из закона разбавления Оствальда, выражение, связывающее степень диссоциации и концентрацию раствора. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.2. Влияние введения одноименных ионов на степень диссоциации слабых электролитов Ход и данные опыта В одну из пробирок с раствором гидроксида аммония NH4OH с раствором фенолфталеина добавим небольшое количество хлорида аммония NH4Cl и сравним цвет полученного раствора с цветом раствора в контрольной пробирке. Наблюдения:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Малиновое окрашивание обусловлено наличием ионов ______-и ослабление окраски при добавлении NH4Cl связано с их (уменьшением или увеличением) _____________________ Анализа результатов опыта 1. Запишите уравнения диссоциации растворов NH4OH и NH4Cl. __________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Объясните, каких одноименных ионов в продуктах диссоциации стало больше? .В соответствии с принципом Ле-Шателье в какую сторону сместится равновесие диссоциации NH4OH при добавлении к раствору хлорида аммония? т.е. в сторону каких молекул NH4OH: распавшихся или не распавшихся? Объясните, как при этом изменится степень диссоциации (уменьшится или увеличится?) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Сделайте вывод о влиянии введения одноименных ионов на степень диссоциации гидроксида аммония. Повлияет ли и как на степень диссоциации гидроксида аммония добавление к раствору сильного основания? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ход и данные опыта В одну из пробирок с раствором уксусной кислоты с раствором метилоранжа добавим небольшое количество ацетата натрия и сравним цвет полученного раствора с цветом раствора в контрольной пробирке. Наблюдения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие ионы обусловили окрашивание индикатора в растворе CH3COOH? ____________________________ Анализа результатов опыта 1. Запишите уравнение диссоциации CH3COOH и CH3COONa. _______________________________________________________________________________________________________________________ 2. Объясните, в соответствии с принципом Ле-Шателье в какую сторону смещается равновесие диссоциации уксусной кислоты при добавлении к ней одноименных ацетат-ионов (CH3COO–) из соли. Как меняются при этом концентрация ионов Н+ в растворе и степень диссоциации уксусной кислоты? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Объясните, повлияет ли и как на степень диссоциации уксусной кислоты добавление к ней сильной кислоты. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Гидролиз солей. Образование кислых и основных солей при ступенчатом гидролизе Реакция среды растворов солей Ход и данные опыта Втри пробирки с дистиллированной водой добавим несколько капель лакмуса. В какой цвет окрасился лакмус в нейтральной среде?________ Одну из пробирок оставим в качестве контрольной, а в остальные добавим небольшое количество солей NaCl и Al2(SO4)3. Наблюдения занесем в таблицу 3. Таблица 3. Соль | Изменение окраски индикатора при добавлении соли | NaCl | | Al2(SO4)3 | | Анализа результатов опыта 1. Объясните, почему не изменилась окраска раствора лакмуса при растворении соли NaCl? Дайте определение гидролиза. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как изменилась окраска раствора при растворении соли Al2(SO4)3? Какая среда и какие ионы обусловили изменение цвета лакмуса в растворе Al2(SO4)3? В результате какого процесса появились эти ионы? Напишите ионно-молекулярное и молекулярное уравнения реакций гидролиза. Подтверждается ли вывод о характере среды экспериментом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Возможен ли полный гидролиз этой соли? Почему сульфат алюминия подвергается ступенчатому гидролизу? Укажите, при гидролизе каких солей образуются основные соли. ___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Сделайте общий вывод, какие соли подвергаются гидролизу(исходя из результатов опыта). _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Как избежать гидролиза хлорида меди при приготовлении водного раствора? Ответ поясните на основании принципа смещения равновесия. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гидролиз карбоната натрия Ход и данные опыта В пробирку с дистиллированной водой добавим несколько капель лакмуса и небольшое количество карбоната натрия Na2CO3. Наблюдения:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Анализа результатов опыта 1. Объясните, какая среда образовалась при гидролизе данной соли? Какие ионы обусловили изменение цвета лакмуса? На что указывает отсутствие выделения пузырьков газа (диоксида углерода) при растворении соли? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Напишите ионно-молекулярное и молекулярное уравнения реакций гидролиза с учетом наблюдений в эксперименте. Подтверждается ли вывод о характере среды экспериментом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 Поясните, почему карбонат натрия подвергается ступенчатому гидролизу? При гидролизе каких солей образуются кислые соли? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Как избежать гидролиза этой соли при приготовлении водного раствора? Ответ поясните на основании принципа смещения равновесия. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Сделайте общий вывод, какие соли подвергаются гидролизу( исходя из результатов опыта)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Влияние температуры на степень гидролиза солей Ход и данные опыта В пробирку с дистиллированной водой добавим небольшое количество и несколько капель фенолфталеина. Затем ½ полученного раствора нагреем. Наблюдения:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Анализ результатов опыта 1. Напишите ионно-молекулярное и молекулярное уравнения реакции гидролиза. Подтверждается ли вывод о характере среды экспериментом? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие ионы обусловили щелочной характер среды при гидролизе соли ? Как изменилась концентрация ионов OH– в растворе при нагревании? Почему? Объясните, в каком направлении сместилось равновесие процесса гидролиза и почему? (Используйте принцип Ле-Шателье) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Сделайте вывод о влиянии температуры на степень гидролиза. Укажите причину увеличения степени гидролиза соли с повышением температуры. ______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Необратимый гидролиз Ход и данные опыта Нальем в пробирку равные объемы растворов солей Al2(SO4)3 и Na2CO3. Наблюдения: 5.2.Анализ результатов опыта 1.Напишите ионно-молекулярное и молекулярное уравнения реакции гидролиза с учетом наблюдений в эксперименте. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Объясните необратимость процесса гидролиза исследуемых солей_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответы на контрольные вопросы 1. Вычислите концентрацию цианид-ионов в 0,1М растворе синильной кислоты HCN. Как изменится концентрация этих ионов, если рН раствора HCN будет равна 3? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Одинаковы ли значения рН растворов KOH и NH4OH одинаковой концентрации, равной 0,01М? Ответ обосновать уравнениями диссоциации и расчетами. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Запишите в ионно-молекулярной и молекулярной формах уравнения ступенчатого гидролиза солей СuSO4 и Na3PO4. Как избежать гидролиза этих солей при приготовлении их водных растворов? Ответ пояснить с позиций принципа смещения равновесия гидролиза.. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Рассчитайте рН 0,5М раствора АlCl3, , учитывая только первую ступень гидролиза. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |