Организационные методы защиты окружающей среды Тема 5. Защита окружающей среды от антропогенных загрязнений и рациональное природопользование Цель лекции: ознакомить с классификацией существующих методов защиты окружающей среды; дать характеристику организационным, активным и пассивным методам защиты. План. 1. Классификация методов защиты окружающей среды (ОС) 2. Организационные методы защиты ОС. 3. Характеристика активных методов. 4. Характеристика пассивных методов. 1. Классификация методов защиты окружающей среды. Под методами защиты окружающей среды понимают комплекс технологических, технических и организационных мероприятий, направленных на снижение или полное исключение загрязнений биосферы. В виду того, что проблема защиты биосферы требует одновременного решения задач медико-биологического, гигиенического, экологического характера, комплексного планирования градостроительства и др., каких-либо универсальных методов, радикально решающих эту проблему, в настоящее время не существует. Метод, дающий хорошие результаты в одних условиях, может не дать удовлетворительных результатов в других условиях. Наиболее эффективным обычно оказывается сочетание нескольких методов, рационально подобранных к тому или иному конкретному случаю. Все методы защиты окружающей среды можно разделить на 3 группы: · активные или технологические; · пассивные или защитные; · организационные; Организационные методы защиты окружающей среды К организационным методам защиты окружающей среды относятся совокупность правовых и экономических аспектов защиты окружающей среды и эколого-информационное обеспечение предприятий. Задачи правовой охраны окружающей среды предусматривают на основе эколого-правовых документов обеспечить такое состояние общественных отношений, которое способствовало бы достижению гармонии экологических и экономических интересов общества. К основным элементам правовой охраны окружающей среды (ОС) относятся: 1. Система закрепленных в законодательстве природоохранных правил. 2. Государственный и общественный контроль за их соблюдением. 3. Юридическая ответственность за нарушение требований законодательства об охране окружающей среды. В системе разнообразных средств охраны окружающей среды важная роль принадлежит праву. Оно определяет меру должного поведения людей по отношению к природе, регулирует порядок использования ее ресурсов, закрепляет права и обязанности государственных органов, предприятий и граждан в области природопользования, предусматривает юридическую ответственность за нарушение природоохранного законодательства. С господством закона в области охраны окружающей природной среды связано формирование Украины как правового государства. В настоящее время сложилась разветвленная система законодательства об охране ОПС Украины. Основу этого законодательства составляют: нормы Конституции Украины, Закон «Об охране окружающей природной среды», Закон «Об охране атмосферного воздуха», Закон «Об охране и использовании животного мира» и другие Законы, ряд так называемых Кодексов, в том числе Земельный, Водный, Лесной, О недрах, а также ряд других нормативных актов природоохранного характера (постановления Кабинета министров, Верховного Совета, Указы Президента Украины и др.). В соответствии с законом Украины «Об охране окружающей природной среды» задачей природоохранного контроля является обеспечение выполнения требований законодательства по охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами. Государственный контроль в области охраны ОПС осуществляется в Украине Советами народных депутатов всех уровней, соответствующими региональными администрациями, Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины (Минприроды) и его органами на местах - Государственными управлениями охраны окружающей природной среды по соответствующей административной единице. Природоохранный надзор и контроль осуществляют также органы Минздрава Украины - государственного санитарного надзора (Госсаннадзора Украины). Основной задачей саннадзора является предупреждение загрязнения внешней среды вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, контроль за проведением мероприятий по предупреждению заболеваний. Кроме того, Законом предусмотрен прокурорский надзор за соблюдением природоохранного законодательства, а также общественный контроль в области охраны ОПС. Представители всех видов государственного надзора имеют права: · ставить вопрос о приостановке работы отдельных цехов и предприятий, не отвечающих требованиям и нормам по охране ОПС; · накладывать штрафы на должностных лиц, нарушающих установленные правила; · в необходимых случаях давать представления об освобождении от работы лиц, систематически нарушающих законодательство, правила и нормы по охране ОПС; · возбуждать перед органами прокуратуры вопрос о привлечении лиц, допустивших при ведении работ грубое нарушение законодательства и правил по охране ОПС, к уголовной ответственности. Кроме государственного контроля существует также внутриведомственный контроль, который осуществляется подразделениями по охране ОПС, имеющимися в министерствах, ведомствах и других организациях по подчиненным им предприятиям и организациям. Юридическая ответственность за экологические правонарушения - важная правовая гарантия выполнения правил по охране ОПС и рационального природопользования. Она направлена на восстановление нарушенных общественных отношений в данной области, наказания виновных и возмещение причиненного ущерба, а также на предупреждение неправомерных действий в сфере природопользования. В области охраны ОПС применяются четыре вида юридической ответственности: · уголовная; · административная; · гражданско-правовая; · дисциплинарная. Уголовная ответственность применяется только судами за наиболее серьезные нарушения правил по охране ОПС, т.е. за преступления, оговоренные в уголовном кодексе Украины, в том числе за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконную порубку леса, умышленный поджог лесных массивов, утаивание или искажение сведений о состоянии экологической обстановки и др. Административная ответственность, сущность которой состоит в применении административно-правовых санкций (взысканий) к гражданам и должностным лицам за экологические правонарушения, которые классифицируются по ресурсному признаку (связанные с нарушением охраны вод, атмосферного воздуха, почв, недр, лесов, животного мира). Гражданско-правовая ответственность, к которой привлекают за нарушение предприятиями и гражданами обязательств, вытекающих из гражданско-правовых договоров, касающихся сферы охраны ОПС, а также за причинение вреда в области природопользования. Дисциплинарная ответственность применяется в отношении рабочих и служащих за нарушение ими своих трудовых обязанностей, касающихся вопросов охраны ОПС и рационального природопользования. За допущенные нарушения дирекцией могут быть наложены дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или низшую должность, увольнение). Организация службы защиты окружающей среды на предприятиях осуществляется административно-техническим персоналом предприятия: в пределах всего предприятия - директором и главным инженером, а в цехах, на участках, в лабораториях - руководителями этих подразделений (рис.5.2). В ведение главного инженера (а на крупных предприятиях - заместителя главного инженера по охране труда и охране природы) находится отдел охраны природы (или инженер по стокам и выбросам),а также санитарная лаборатория. Имеются и другие подразделения и структуры в зависимости от масштаба предприятия, объема загрязнений ОПС и ведомственной подчиненности. Отдел охраны природы проводит следующую работу: · осуществляет контроль за соблюдением руководителями цехов действующего природоохранного законодательства, стандартов, приказов министерства и т.п., а также правил и норм по охране ОПС; · организует разработку планов мероприятий по защите ОПС на предприятиях; · участвует в работе комиссий по расследованию причин аварий, приведших к нанесению ущерба ОПС, по рассмотрению проектов строительства, реконструкции предприятия или отдельных производств (цехов); · составляет отчеты по охране ОПС (по форме статотчетности), в т.ч. отчеты по освоению средств, ассигнований на мероприятия по охране ОПС; · разрабатывает предложения по сотрудничеству с НИИ и другими организациями в части разработки и внедрения новой техники по охране ОПС и другие виды работ.  Директор 
Главный инженер Зам. главного инженера по ОТ и ОП Отдел ОП Санитарная Другие (Инженер по стокам лаборатория подразделения и выбросам) Рис.5.2. Организация службы защиты окружающей среды на предприятии. Санитарная лаборатория организуется на предприятии для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В своей работе отдел охраны природы и санлаборатория тесно сотрудничают друг с другом. Экономический аспект защиты окружающей природной среды и рационального природопользования заключаются в том, что любые потребляемые человеком продукты в конечном счете создаются путем использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных веществ, причем запасы многих из них весьма ограничены, а используются они очень интенсивно. Следовательно, чтобы обеспечить дальнейшее развитие общественного производства необходимо прежде всего сохранить все нужные для этого ресурсы или найти им полноценную замену. В результате принятия мер по охране ОПС (создание очистных сооружений и т. п.), приумножению природных богатств экономический расчет оказывается решающим, но не всегда. Но основной причиной отрицательных экологических последствий в результате воздействия на природу хозяйственной деятельности человека является то, что при вторжении в природу ради экономических целей не учитывается, что интересы экологии и экономики часто противоречат друг другу. Отсюда возникает необходимость создания общей концепции экономической оценки использования природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей для оценки самых разнообразных природообразующих мероприятий, не противоречащих ни экономике, ни экологии. Задача эта весьма сложная, многоплановая. Под системой экономической оценки природных ресурсов в общем плане понимается система централизованно установленных нормативов эффективной эксплуатации природных ресурсов. Обоснование экономической эффективности капитальных вложений в природопользование неразрывно связано с эколого-экономической оценкой антропогенного воздействия на окружающую среду. При определении экономического результата мероприятия природоохранного характера учитывается, в частности, предотвращение экономического ущерба от загрязнения ОПС, т. е. предотвращенных благодаря снижению загрязнения ОПС затрат в материальном производстве, непроизводственной сфере и соответствующих расходов населения. Это следующие затраты на: а) медобслуживание и содержание населения, заболевшего вследствие загрязнения ОПС; б) компенсацию потерь продукции из-за снижения производительности труда, а также невыходов на работу; в) дополнительные услуги коммунально-бытового хозяйства в загрязненной среде; г) компенсацию количественных и качественных потерь продукции из-за снижения продуктивности земельных, лесных и водных ресурсов в загрязненной среде; д) компенсацию потерь промышленной продукции из-за воздействия загрязнений на основные фонды. Экономические методы пока еще робко, но все же входят в жизнь в деле охраны окружающей природной среды. В соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» экономическими мерами по обеспечению охраны ОПС являются: · взаимосвязь всей управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности предприятий и др. с рациональным использованием природных ресурсов и эффективностью мер по охране ОПС на основе экономических рычагов; · определение источников финансирования этих мер; · установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и стоков загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов; · установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и стоки загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного влияния; · предоставление предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергий, осуществлении других эффективных мер по охране ОПС; · возмещение убытков, возникших в результате нарушения законодательства ОПС. Финансирование мер по охране ОПС осуществляется за счет бюджета Украины и местных бюджетов, средств предприятий, внебюджетных фондов охраны ОПС, добровольных взносов и других средств. Существует два вида платежей: плата за специальное использование природных ресурсов (ПР) и плата за загрязнение ОПС. Схемы образования и расходования этих платежей представлены на рис 5.3. и рис.5.4. Кабинет Министров Местные Советы народных депутатов Устанавливают Нормативы платы Х Лимиты по использованию Использование Относится на Плата за специальноеВ пределах лимита затраты производсва использование ПР Сверх лимита Взыскивается из Поступает прибыли предприятия Местные бюджеты, бюджет Украины Расходуется Выполнение работ по восстановлению и поддержанию ресурсов в надлежащем состоянии Рис.5.3. |