Специфика применения убеждения. Методы воздействия в практике психологической войны Базовыми методами воздействия, которые применяют специалисты психологической войны, являются убеждение и внушение. Специфика применения убеждения. Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели. Убеждая, необходимо следовать определенным правилам: · логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия; · убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту; · помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы); · убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной; · сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия. Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях. Важная характеристика убежденности — ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Как показывает практика психологической войны, для того, чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических выводов. Например, чтобы вызвать у противника сомнение в победе, словесную логику необходимо подкрепить конкретными фактами военных поражений его войск. Так, в июле 1944 года подавляющее большинство (98 %) населения и военнослужащих Японии все еще было уверено в благоприятном исходе войны для их страны. В марте 1945 года, после перехода американцев к масштабным бомбардировкам, пессимизм высказывали уже 20% населения. А в августе, когда в войну вступил СССР, число разуверившихся в победе достигло 46%. Опыт психологической войны свидетельствует, что убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях: 1. Тогда, когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию. 2. Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. 3. Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. 4. Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близка особенностям мышления объекта. 5. Если есть время убеждать. Структура убеждающего воздействия Убеждающее воздействие обычно включает: · воздействие источника информации; · воздействие содержания информации; · воздействие ситуации информирования. 42. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Психологическое воздействие может осуществляться различными методами. Во-первых, собственно психологическими средствами. Например, в предвоенный период правительство любой страны через средства массовой информации стремится сформировать у своего народа (особенно среди военнослужащих) патриотические взгляды и убеждения, обеспечить в массовом сознании приоритет целей государственной политики. В то же время вероятный противник старается внедрить в сознание населения и военнослужащих этого государства выгодные только ему, противоположные по направленности идеи и настроения. Например, разжигает националистические предрассудки, недовольство политическими или экономическими мероприятиями правительства. В результате в сознании людей происходит борьба мотивов, что нередко ведет к снижению уровня морально-психологического состояния населения и личного состава вооруженных сил. Так поступали все мировые державы накануне Первой и Второй мировых войн, в ходе различных вооруженных конфликтов (в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке и других). Во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться военными средствами. Например, Советский Союз размещал с целью психологического давления свои войска и ракеты возле границы с Китаем, во Вьетнаме, на территории Кубы. СССР и США неоднократно стремились достичь своих политических целей с помощью демонстрации военной силы. Один из классических примеров психологического воздействия посредством военного демарша — отправка к берегам Гаити 20 боевых кораблей ВМФ США в 1994 г. Захватившая там власть хунта генерала Седраса, испытывая, с одной стороны, психологическое давление мировой общественности, обработанной США, а с другой — ввиду прямой угрозы применения военной силы, была вынуждена передать рычаги управления свергнутому ею президенту Аристиду. Еще два примера — систематические бомбардировки авиацией США объектов на территории Ирака и применение авиации НАТО против Югославии. Здесь дело не ограничилось одной демонстрацией силы, военная машина была пущена в ход. В-третьих, для психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника. Так, экономические санкции (в том числе и от имени ООН) против Ирака, Югославии, Кубы, Ливии, Судана и ряда других стран влекут за собой значительное снижение уровня жизни большинства населения, многочисленные бытовые трудности, рост заболеваемости, недоедание и, как следствие, массовое недовольство граждан существующим положением. В-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться чисто политическими средствами. Например, проведенный в Москве в январе 1999 года демонстративный марш членов националистической организации А.Баркашова "Русское национальное единство" повлек за собой ожесточенную полемику между представителями различных политических сил России и усилил противостояние между ними. 43. СЛОВА И ЖЕСТЫ ПАРАЗИТЫ: ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОМ ОБЩЕНИИ 44.СЛОВА И ЖЕСТЫ ПАРАЗИТЫ 45 СУГГЕСТИВНЫЕ ТЕХНИКИ Суггестивные техники - методики неосознаваемого воздействия на психику человека, управления его поведением помимо его воли. К ним относятся различные методики внушения, воздействия через средства массовой информации (например, навязчивая реклама) и т.д. 45. ТИПЫ АУДИТОРИИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕЙ ожно выделить несколько типов аудитории в зависимости от применяемых критериев разделения. Рассмотрим, к примеру, одну из наиболее популярных типологий, принадлежащую И. А. Стернину[1]. Она предполагает выделение типов аудиториипо следующим основаниям: • по возрасту (детская, молодежная, среднего и старшего возраста); • отношению к оратору (благожелательная/равнодушная/неблагожелательная); • уровню подготовленности (хорошо подготовленная/ подготовленная / малоподготовленная); • уровню образованности (высокообразованная/малообразованная); • профессиональному признаку (представители точных наук/гуманитари и/учащиеся/рабочие); • размеру (большая (более 30 человек)/небольшая); • степени однородности (однородная/разнородная); • типу психики (ригидная (не склонная менять своих мнений)/гибкая аудитория); • гендерному признаку (мужская/женская аудитория); • национальному признаку (однородный/неоднородный национальный состав); • уровню понимания (слушатели, воспринимающие без понимания/понимающие тему и предмет сообщения/вникающие в содержание и овладевающие им); • отношению к воспринимаемой информации (конструктивные/конфликтные/соглашатели/инфантильные). Для каждого тина аудитории существуют свои рекомендации по наиболее эффективным способам выступления. Наиболее важные для деловых коммуникаций типы аудитории: • по отношению к воспринимаемой информации (конструктивные/конфликтные/соглашатели); • степени однородности (разнородная/ однородная); • размеру (небольшая/большая/толпа); • уровню подготовленности (хорошо подготовленная/ подготовленная/малоподготовленная). Рассмотрим теперь особенности наиболее часто встречающихся в управленческой практике типов аудитории. Конструктивный тип. У слушателей этой группы ценностные ориентиры совпадают с теми, которые предлагает оратор. Этих людей не надо дополнительно заинтересовывать. Если таких слушателей большинство, выступать нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагаемого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение. При этом совсем не обязательно, чтобы слушатели были постоянными партнерами оратора. Например, представители двух фирм, обычно конкурирующих, могут оказаться единомышленниками при решении какого-то конкретного вопроса. Конфликтные. Это люди, не разделяющие взглядов оратора, его противники. В данной аудитории выступающему необходимо понимать причину такой конфликтности: люди ориентируются на другие ценности, отстаивают другую точку зрения или не принимают выступающего как личность и будут возражать независимо от того, что он говорит. В первом случае с помощью ораторских предосторожностей и весомой аргументации можно попытаться воздействовать на аудиторию и склонить ее к пониманию своей идеи. Во втором же случае надо решить вопрос – удастся ли достичь цели выступления? Может быть, есть смысл отказаться от выступления? Может быть, есть необходимость управлять уже существующим конфликтом, тогда надо готовиться, как к переговорам (глава 4) и использовать принципы конструктивных коммуникаций (параграф 9.3). Соглашатели. Это люди, у которых пока нет своего мнения по обсуждаемой проблеме. Это аудитория соглашательская, и здесь тоже необходимо оценить причины такого состояния слушателей. Возможно, это люди без сформировавшегося мнения, которые с интересом выслушают и примут любое аргументированное положение. Но чаще всего это слушатели, которые не имеют по данному вопросу своего мнения потому, что у них нет достаточных знаний в этой области. Стоит помнить, что каждый может выступать в роли соглашателя в тех случаях, когда не имеет в силу слабой компетентности собственной позиции: например, когда непрофессионал слушает экономистов, спорящих об особенностях той или иной программы выхода из кризиса, или юристов, обсуждающих преимущества или недостатки очередного закона. Ни один человек не может быть одинаково компетентен во всех вопросах, но, если общий культурный уровень у него достаточно высок, он не последует за первым попавшимся красноречивым оратором, а определит, отвечает ли точка зрения выступающего его собственным ценностям и ориентирам. Разнородная аудитория включает разных по уровню, возрасту, профессиональной подготовке, образованию людей. При выступлении в разнородной аудитории необходимо ориентироваться на более слабых слушателей. Сложные проблемы затрагивать только при необходимости, и так, чтобы спровоцировать вопросы от слушателей-специалистов. Конкретные вопросы можно в дальнейшем осветить более подробно. Однородная аудитория считается более удобной и легкой для выступления, так как выступающему проще понять ее особенности. Большая аудитория охотнее верит оратору, поскольку один человек лучше поддержит предложение всей аудитории, чем выступит против. Главное в большой аудитории – хорошее начало. Там сильнее действует механизм заражения (групповое отзеркаливание), поэтому если вы убедили нескольких, то они убедят остальных. В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение, поэтому она обычно не настроена критически по отношению к оратору и его идеям. Реакции такой аудитории интенсивнее и эмоциональнее. В большой аудитории надо говорить проще и короче, выступающего должно быть хорошо видно, эмоциональность выступления – выше средней; предлагать просто и четко сформулированные решения; не нужна тщательная аргументация. В небольшой аудитории более вероятен критический настрой к оратору, который может проявляться в течение всего выступления. Рекомендации к выступлению в небольшой аудитории: выступление должно напоминать беседу, для этого использовать близкий к разговорному стиль общения; эмоциональность выступления должна быть умеренной; можно приглашать аудиторию к размышлению; аргументировать свои идеи необходимо тщательно и подробно. Толпа имеет свои особенности. При большом скоплении людей, например, на митингах, стадионах, улицах во время каких-либо мероприятий особенности каждого человека нивелируются. В толпе люди объединяются только эмоциональным состоянием. Все аналитические способности вытеснены эмоциями. Здесь важен общий пафос выступления в соответствии с настроением толпы. 46. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ - Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.
Его реализации способствует выполнение принципов: 1. Внимания к адресату 2. Близости содержания речи интересам адресатов 3. Конкретности в изложении материала 4. Принцип движения — аудитория должна почувствовать, что речь происходит во времени и в пространстве - Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи
- Закон эмоциональности речи.
Для её достижения могут использоваться тропы. - Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.
48.ТЕХНИКА РЕЧИ Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. 49. ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В термине речевое поведение акцентирована односторонность процесса: им обозначают те свойства и особенности, которыми отличаются речь и речевые реакции одного из участников коммуникативной ситуации – или говорящего (адресанта), или слушающего (адресата). Термин речевое поведение удобен при описании монологических форм речи, например коммуникативных ситуаций лекции, выступления на собрании, митинге и т. п. Однако он недостаточен при анализе диалога: в этом случае важно вскрыть механизмы взаимных речевых действий, а не только речевое поведение каждой из общающихся сторон. Швейцер понимал под речевым поведением процесс выбора оптимального варианта для построения социально-корректного высказывания. Речевое поведение меняется в зависимости от: детерминантов коммуникативного акта (статус коммуникантов, заданный их соц. принадлежностью или соц. ролью; тема и ситуация общения), правил использования вариантов разных уровней (разные языки, подсистемы одного языка, варианты лингвистич. единиц), заложенных в индивидуальных речевых наборах у билингва или диглоссного индивида, а также от смены каналов (переход от устного общения к письменному, и наоборот), кодов (языковых и паралингвистических), жанров сообщений и т. д. Каждой социальной роли соответствует определенный тип речевого поведения, свой набор языковых средств. Речевое поведение человека в той или иной роли определено культурными традициями общества. У разных народов общение в "одноименных" ситуациях (например, разговор мужа с женой, отца с сыном, учителя и ученика, хозяина и гостя, начальника и подчиненного н т. п.) протекает в разной стилистической тональности. В одних культурах разговор детей и родителей характеризуется сильным стилистическим контрастом (специальные формы почтения, показатели покорности, обращение к родителям типа "на вы" и т. п.); у других народов это общение в большей мере "на равных". В традиционных восточных культурах обращение жены к мужу - это обращение младшего, подчиненного, зависимого к старшему, к господину. Во многих культурах с распространением и демократизацией образования сокращается былая речевая субординация в общении учителя и ученика. 50. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ Позитивный человек. Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С таким собеседником можно спокойно провести беседу и подвести ее итоги. Вздорный человек. Этот собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. Всезнайка. Этот собеседник думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение. Он всегда требует слова. Болтун. Этот собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время Трусишка. Для этого типа собеседника характерна неуверенность в публичных выступлениях. Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо |