Проверка и регулировка фар автомобиля 1. Цель лабораторной работы Целью лабораторной работы является закрепление теоретических знаний о работе фар автомобиля и их проверки и регулировки с помощью оптического прибора ОП. 2. Задачи лабораторной работы К задачам лабораторной работы относятся: - Освоение устройства и принципов работы прибора проверки фар ОП.
- Получение навыков регулировки светового потока фар с его помощью оптического прибора ОП:
· проверить и отрегулировать направление светового потока фар автомобиля; · проконтролировать силу света фар, дать заключение о годности фар. 3. Краткие теоретические сведения. 3.1. Прибор проверки фар ОП 3.1.1. Устройство прибора Прибор предназначен для проверки, регулировки направления и контроля силы света фар транспортных средств в соответствии с ГОСТ 25478-91 в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания и в составе линий инструментального контроля технического состояния транспортных средств. Прибор позволяет регулировать углы наклона и поворота, контролировать силу света фар ближнего и дальнего света, а также противотуманных фар. Технические характеристики 1. Расстояние от рассеивателя фары до линзы оптической камеры прибора, мм 300 - 400 2. Высота установки оси оптической камеры прибора, мм 250 - 1600 3. Диапазон измерения угла наклона светотеневой границы, мин (мм) 0 - 140 (0 - 400) 4. Погрешность измерения, мин ± 15 5. Температура окружающей среды, °С - 10 + 40 6. Влажность при + 25° С, % нe более 80 Передвижной оптический прибор состоит (рис. 1) из основания 19 на колесах; стойки 18, установленной на основании вертикально; оптической камеры 7 и ориентирующего устройства 8.  Рисунок 1. Общий вид и устройство прибора ОП: 1 – поручень; 2 – съемная крышка; 3 – отсчетный диск; 4 – кнопки включения; 5 – потенциометр калибровки напряжения; 6 – индикатор силы света; 7 – оптическая камера; 8 – ориентирующее устройство; 9 – упорная гайка; 10 – шайбы; 11 – рукоятка; 12 – уровень пузырьковый (на дне камеры); 13 – кронштейн фиксатора; 14 – винт; 15 – упорный винт; 16 – рукоятка; 17 – рычаг фиксатора; 18 – стойка; 19 – основание; 20 – крепление стойки; 21 – колеса Оптическая камера представляет собой корпус, в котором установлены линза, пузырьковый уровень, смотровое стекло, экран, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного диска 3, и индикатор силы света 6. На экране, в соответствии с ГОСТ 25478-91, установлены фотоэлементы для измерения силы света (рис. 2). На задней стенке камеры расположены кнопки 4 (рис. 1) включения фотоэлементов для измерения силы света соответствующих фар, ручка 5 потенциометра калибровки напряжения питания и съемная крышка 2, за которой располагаются калибровочные построечные резисторы и элемент питания. Перемещение оптической камеры по стойке производят при ослабленном упорном винте 15 (против часовой стрелки до упора) и при нажатом рычаге фиксатора 17. При этом оптическую камеру поддерживают за ручку, расположенную с противоположной стороны камеры. Фиксацию оптической камеры на необходимой высоте осуществляют при отпускании рычага фиксатора 17 и закручивании упорного винта 15 по часовой стрелке до упора. Высоту установки контролируемой фары определяют по шкале, нанесенной на стойку, в миллиметрах по верхнему краю кронштейна 13 фиксатора.  Рисунок 2. Расположение фотоэлементов на подвижном экране оптической камеры прибора: 1 – фотоэлемент для измерения силы света противотуманной фары в теневой области пучка света; 2 – фотоэлемент для измерения силы дальнего света и силы ближнего света в теневой области пучка света; 3 – фотоэлемент для измерения силы ближнего света; 4 – фотоэлемент для измерения силы света противотуманной фары в световой области пучка света Установку оптической оси прибора в горизонтальной плоскости производят по пузырьковому уровню поворотом оптической камеры относительно оси винта 14 и фиксируют ручкой 16. Ориентирующее устройство щелевого типа 8, предназначенное для установки оптической оси прибора параллельно оси автомобиля, устанавливают в одно из трех отверстий стойки 18 через упорную гайку 9, две шайбы 10 и фиксируют ручкой 11. 3.1.2. Измерение на приборе Проверку фар проводят в помещении, исключающем воздействие прямых солнечных лучей на оптическую систему прибора. Рабочая площадка, на которой размещают транспортное средство и прибор, должна быть горизонтальной, неровности площадки должны быть не более 3 мм на 1 м. Проверку фар проводят при неработающем двигателе, за исключением автомобилей, имеющих пневматическую подвеску (например, CITROEN). Автомобиль устанавливают на рабочей площадке в положении, соответствующем его прямолинейному движению. Очищают поверхность рассеивате-лей фар от загрязнений. Доводят давление в шинах передних и задних колес автомобиля до номинального. Выбирают люфты подвески, для чего создают несколько колебаний автомобиля в вертикальном направлении и дожидаются успокоения. Загружают легковой автомобиль массой 70 ± 20 кг на заднее сидение. Остальные автотранспортные средства проверяют без загрузки. Включают фары и переключением проверяют исправность и правильность их работы. - Прибор устанавливают на рабочей площадке перед автомобилем напротив проверяемой фары на расстоянии 300 - 400 мм между линзой камеры и рассеивателем фары. При этом оптическая камера может быть выше или ниже фары, линза камеры и рассеиватель фары будут на разной высоте.
- Выбирают две точки на автомобиле так, чтобы проходящая через них линия была перпендикулярна продольной оси автомобиля (например симметричные точки на фарах). Наводят ориентирующее устройство так, чтобы нанесенная на его стекле черная линия проходила через эти точки. Теперь передвижение прибора от одной фары к другой произойдет перпендикулярно продольной оси автомобиля.
- Регулируют оптическую камеру по высоте так, чтобы центр линзы прибора совпадал ориентировочно с центром фары. Для этого раскручивают винт и нажимают рычаг фиксатора, перемещая камеру вдоль стойки.
- Устанавливают оптическую ось прибора в горизонтальной плоскости по пузырьковому уровню, раскручивая при этом упорный винт.
- Устанавливают отсчетным диском требуемую величину снижения левого участка светотеневой границы (СТГ) пучка света фары в зависимости от высоты ее установки в соответствии с таблицей 1. Разметка шкалы диска соответствует величине снижения в миллиметрах с расстояния 10 м. Высоту установки фары над уровнем пола считывают по рискам, нанесенным на стойке прибора (по верхней кромке кронштейна фиксатора). При вращении диска экран перемещается относительно задней стенки оптической камеры.
- Проверяют исправность элемента питания, нажав на кнопку
, при этом стрелка индикатора должна отклониться на отметку . При необходимости производят подстройку ручкой потенциометра . Таблица 1. Параметры настройки прибора для проверки фар ближнего и дальнего света европейской системы светораспределения. Высота установки фары для ближнего | Снижение левой части СТГ по отметкам на диске, мм (% ) | до 600 от 600 до 700 от 700 до 800 от 800 до 900 от 900 до 1000 от 1000 до 1200 от 1200 до 1600 | 100 (1) 130 (1,3) 150 (1,5) 176 (1,76) 200 (2) 220 (2,2) 290 (2,9) | Примечание: Если в инструкции по эксплуатации на автомобиль приведена величина снижения с расстояния отличного от 10 м, то на отсчетном диске устанавливают значение снижения Н, определяемое по формуле H = l0⋅ h / R, где h - снижение для данной марки автомобиля на расстоянии R, мм ; R - расстояние проверки , м. | Проверку фар производят в зависимости от системы светораспределения. В соответствии с излучаемым светом и видом ламп фары по ГОСТ 3544-97 «Фары дальнего и ближнего света автомобилей. Технические условия» подразделяют на следующие типы светораспределения: С - ближнего света и дополнительного дальнего; R - дальнего света; CR - ближнего и дальнего света; НС - ближнего света с галогенной лампой; HR - дальнего света с галогенной лампой; HCR - ближнего и дальнего света с галогенной лампой. Фары типов светораспределения С, CR, НС и HCR допускается изготовлять с габаритным огнем. 3.1.3. Порядок проверки фар европейской системы светораспределения (С, НС, CR,HCR) Включают ближний свет. Фара считается правильно установленной, если граница между светом и тенью светового пятна находится на горизонтальной и наклонной линиях экрана. В случае неправильной установки производят регулировку фары в горизонтальном и вертикальном направлении вращением регулировочных винтов в кузове автомобиля. Для контроля силы света фары нажимают на кнопку (точка внизу символа фары и лучи направлены вниз). При этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 4 рис. 3). Затем нажимают на кнопку (точка вверху символа фары), при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 5 рис. 3). Не изменяя установку фары и положение экрана (для фар типа CR, HCR), произведенных при контроле ближнего света, переключить фару на дальний свет. Нажать кнопку (лучи в символе фары горизонтальны), при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 3 рис. 3). В противном случае производят замену оптического элемента или лампы. Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия.  Рисунок 3. Шкала индикатора силы света: 1 – сектор годности оптического элемента противотуманной фары в теневой части пучка; 2 – сектор годности оптического элемента противотуманной фары в световой части пучка; 3 – сектор годности оптического элемента дальнего света; 4 – сектор годности оптического элемента ближнего света в световой части пучка; 5 – сектор годности оптического элемента ближнего света в теневой части пучка 3.1.4. Порядок проверки фар типа R, HR и американской системы светораспределения Устанавливают отсчетный диск прибора на отметку «0». Включают дальний свет. Фара считается правильно установленной, если центр светового пятна находится в точке пересечения горизонтальной и вертикальной линий экрана. В случае неправильной установки производят регулировку фары. Для контроля силы света устанавливают при помощи отсчетного диска фотоэлемент для измерения силы дальнего света (рис. 2) в наиболее яркую точку светового пятна на экране прибора. Нажимают на кнопку , при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 3 рис. 3). В противном случае производят замену оптического элемента или лампы. Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия. 4. Порядок выполнения лабораторной работы 1. Изучить устройство оптического прибора для проверки фар модели ОП. 2. Установить на рабочей площадке автомобиль в требуемом положении. 3. Определить систему светораспределения и тип фар автомобиля. 4. Установить ОП так, чтобы расстояние между линзой камеры и рассеивателем фары составляло 300 - 400 мм. При этом передвижение прибора от одной фары к другой могло производиться перпендикулярно продольной оси автомобиля. 5. Отрегулировать прибор по высоте так, чтобы центр линзы прибора совпадал ориентировочно с центром фары. 6. Установить в горизонтальное положение оптическую ось прибора с помощью пузырькового уровня. 7. Установить оптическую ось прибора параллельно продольной оси автомобиля. Для этого с помощью ориентирующего устройства установить прибор в положение, при котором наблюдаемая в ориентирующее устройство горизонтальная линия проходила через две наиболее характерные симметричные точки передка автомобиля (верхние участки ободков фар, подфарники и т. д.). 8. Проверить исправность элемента питания, нажав на кнопку , при этом стрелка индикатора должна отклониться на отметку . При необходимости производят подстройку ручкой потенциометра . - Определить высоту установки фары над уровнем пола по верхней кромке кронштейна фиксатора с помощью метрической шкалы стойки прибора.
- Установить отсчетным диском требуемую величину снижения левого участка светотеневой границы (СТГ) пучка света фары в зависимости от высоты установки фары в соответствии с таблицей 1.
- Включить ближний свет фары и определить правильность ее установки. Фара считается правильно установленной, если граница между светом и тенью светового пятна находится на горизонтальной и наклонной линиях экрана. В случае неправильной установки произвести регулировку фары в горизонтальном и вертикальном направлении вращением регулировочных винтов в кузове автомобиля.
- Проконтролировать силу ближнего света фары в световой части пучка. Для этого нажать на кнопку
. При этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 4 рис. 3). - Проконтролировать силу ближнего света фары в теневой части пучка. Для этого нажать на кнопку
, при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 5 рис. 3). - Переключить фару на дальний свет, не изменяя установку фары и положение экрана (для фар типа CR, HCR), произведенных при контроле ближнего света, Нажать кнопку
, при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 3 рис. 3). В противном случае произвести замену оптического элемента или лампы. - Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия
- Дать заключение о годности (исправности) фар автомобиля. Результаты занести в таблицу 2 (журнал испытаний).
- Оформить отчет по лабораторной работе.
Таблица 2 Результаты измерений Система светораспре деления | Тип фары | Снижение левой части СТГ, мм (%) | Необходимость регулировки | Заключение о техническом состоянии | | | | | | |