Основы марша, походного охранения. УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры общевойсковой подготовки полковник А.И. Зайченко . . 2014 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения тактического занятия по учебной дисциплине «Тактическая подготовка» Тема № 7. «Отделение на марше, в походном охранении». Занятие 1.Отделение на марше, в походном охранении. Учебные и воспитательные цели: 1. Учить студентов правильной организации действий отделения при совершении марша и в охранении. 2. Дать студентам практику в определении задач подчинённому личному составу при выполнении задач в ходе совершения марша в составе дозорного отделения. 3. Воспитывать у студентов ответственность за принятое решение, стремление отстаивать свою точку зрения. Время:90 мин. Учебное и материальное обеспечение: 1. Укомплектованные полевые сумки у каждого обучаемого, рабочие тетради. 2. Бинокли. 3. Компасы. 4. Тактическое задание. Учебная литература: 1. БУСВ, ч.3 стр. 98 - 112. 2. Учебник «Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода». ВИ, Москва, 1985г., стр.171-180. 3. Электронный учебник. 4. ЭУМК «Общая тактика». СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ 1. Учебные вопросы и расчет времени: Учебные вопросы | Время (мин) | I. Вводная часть: | до 10 | II. Основная часть (учебные вопросы): 1. Основы марша, походного охранения. 2. Подготовка отделения к маршу и управление дозорным отделением на марше. | до 75 до 25 до 50 | III. Заключительная часть: | до 5 | 2. Методические указания руководителю для подготовки и проведения занятия: Подготовка преподавателя начинается с изучения темы и учебных вопросов занятия, уясняются учебные и воспитательные цели. При подготовке к проведению занятия необходимо заблаговременно в часы самостоятельной подготовки, прибыть во взвод и указать на необходимость повторения и изучения следующих вопросов: • порядок уяснения задачи; • что включает в себя оценка обстановки; • порядок и содержание работы командира отделения по организации действий отделения; • содержание боевых задач, которые определяет командир отделения; • содержание и порядок отдачи боевого приказа. При необходимости ответить на вопросы по ранее изученному материалу. За неделю до занятия довести до взвода о необходимости подготовить к занятию командирские сумки, офицерские линейки, цветные карандаши и компасы. Непосредственно подготовка руководителя к занятию начинается за 5 дней. Подготовка преподавателя к занятию включает изучение рекомендованной литературы, руководств и пособий по содержанию темы, при необходимости знакомится с дополнительной литературой. Особое внимание уделяется изучению положений определяющих порядок и содержание работы командира отделения по определению порядка действий отделения при ведении разведки и отдачу боевого приказа. Наметить порядок построения занятия, разбить вопросы занятия на логические элементы и распределить время исходя из поставленных целей. Подготовить и продумать порядок использования материального обеспечения занятия. Личную подготовку руководитель занятия должен закончить за 3-4 дня до начала занятия и за 2-3 дня подготовить и утвердить план проведения занятия. 2. Подготовка обучаемых к занятию: Подготовка студентов к занятию начинается после консультации руководителя занятия заблаговременно. Они самостоятельно изучают рекомендованную литературу. Важным подспорьем в подготовке к занятию является использование студентами видеозаписей, слайдов, электронных пособий. Это дает им возможность сократить время на изучение и усвоение вопросов занятия и повышает качество самой подготовки. 3. Подготовка материального обеспечения: При подготовке занятия важное значение приобретает учебно-материальное обеспечение. Оно делает занятие поучительным, способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемых вопросов. На занятиях студенты должны быть обеспечены всем необходимым. Кроме этого по заранее составленной заявке необходимо получить компасы, бинокли и необходимую литературу. Особое внимание следует уделить подготовке места проведения занятия. Для чего заранее провести рекогносцировку района проведения занятия. 4. Определение методики проведения занятия: При проведении этих занятий необходимо уделить внимание: практическому выполнению мероприятий работы командира отделения по действиям дозорного отделения на марше в составе походного охранения и в управлении отделением в этом элементе; воспитанию разумной инициативы, находчивости, самостоятельности, уверенности – качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных задач. Оценивая студентов на занятии, особое внимание обратить на проявляемую инициативу и находчивость. В ходе устного опроса необходимо добиваться, чтобы все студенты внимательно слушали ответы и наблюдали за действиями товарища, а в случае необходимости дополняли ответы, исправляли его ошибки, слушали советы преподавателя. Главная задача занятия – обеспечить закрепление изучаемого теоретического материала. Основным критерием подготовленности обучаемых является единство знаний, навыков и умений, их соответствие поставленным задачам и требованиям. Поэтому при оценке теоретической подготовки и практических действий учитывается: - уровень теоретических знаний по материалу; - степень понимания изучаемого; - умение применять знания и навыки на практике в разнообразных условиях; - наличие ошибок, их количество, характер и значимость; -последовательность, уверенность и проявленная самостоятельность в действиях. При выставлении оценок необходимо помнить, что во всех случаях они должны быть объективными, обоснованными и справедливыми. Оценка должна быть ясной и понятной каждому, а для этого необходимо сопровождать выставляемую оценку краткими пояснениями и заключениями о полноте и качестве знаний, навыков и практических действий. Выставление оценки - это важный момент в воспитательной работе с курсантами, позволяющий направить процесс обучения в правильное русло. Методические указания и рекомендации по вступительной части: 1. Принять доклад дежурного по взводу. 2. Проверить наличие студентов, их внешний вид и готовность к занятиям. 3. Сделать запись в журнал. 4. Объявить название темы, учебные цели, учебные вопросы и список рекомендуемой литературы для изучения вопросов темы. А также порядок отработки учебных вопросов занятия. 5. Сделать вступительное слово о значении темы для дальнейшего изучения дисциплины, её связи с другими темами, актуальности. 6. Объявить первый учебный вопрос. 7. Довести тактическую обстановку. Методические указания и рекомендации по 1-му учебному вопросу: Основы марша, походного охранения. Данное занятие основывается на знаниях, приобретенных студентами во время изучения теоретического курса и направлено на дальнейшее совершенствование знаний по вопросам марша, походного охранения и выработку умений и навыков по организации действий дозорного отделения, управлению отделением в ходе марша. Учебные и воспитательные цели занятия достигаются применением активных приемов и методов обучения. Основным из них являются практическая работа студентов в должности командира отделения. Во время занятий преподаватель действует в должности командира взвода, студенты действуют в должности командира отделения. В ходе проведения тактического занятия на местности необходимо заслушать и проанализировать варианты боевого приказа на действия в походном охранении, выработанные студентами и добиться чёткости в определении вопросов взаимодействия и управления в отделении. Во время отработки первого учебного вопроса под запись даются основы марша, походного охранения в сжатой форме для общего понимания изучаемой темы. Методические указания и рекомендации по 2-му учебному вопросу: |