МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дихотическое тестирование запоминания слов





Функциональная асимметрия полушарий мозга

Введение

Асимметрия полушарий со специализацией левого или правого полушария проявляется как на моторном и сенсорном уровнях, так и при реализации сложных психических функций (речевых процессов, вычислительных операций и т.д.). Соответственно выделяют три вида асимметрии: моторную, сенсорную, и психическую. Моторная асимметрия определяется с помощью разнообразных проб на ведущую руку и ногу. Психическая функциональная асимметрия включает доминирование одного из полушарий при эмоциональных переживаниях и мыслительных процессах. Динамика функциональной асимметрии полушарий зависит не только от вида и сложности когнитивной задачи, но и от целого ряда индивидуальных особенностей: пола, когнитивного стиля и др. При изучении психической асимметрии используют дихотическое предъявление слуховых стимулов (т.е. синхронное предъявление 2 разных стимулов, каждого по своему слуховому каналу) и такистоскопическое предъявление (в этом случае зрительные сигналы кратковременно на 100-120 мс предъявляются в левое или правое поля зрения).

Цель работы. 1. Определить степень моторной полушарной асимметрии с помощью опросника Аннет

2. Определить речевую (вербальную) асимметрию методом дихотического тестирования.

3. Определить вербальные и образно - пространственные способности на основе вербального теста «использование предмета» и образного субтеста Торенса.

 

Определение асимметрии моторных функций

Для определения профиля асимметрии моторных функций (ведущей руки) используем опросник Аннет (Приложение 1). После заполнения опросника вычисляем степень латеральной предпочтительности, суммируя баллы по всем пробам. Ответу только правой присваивается значение в 2 балла, чаще правой – 1, любой – 0 , чаще левой – (-1) , левой –(-2).

Делаем вывод об индивидуальном профиле асимметрии. Например, в случае получения 20 баллов при определении «рукости» делаем заключение о ведущей роли правой руки.

Функциональная асимметрия организации речевых функций

Дихотическое тестирование запоминания слов

Для выполнения работы используем компьютерную программу Cool Edit 2000. Подготовить бланк для записи запомненных слов, записав обозначенные на нем данные. Надеть наушники, указав на бланке их положение: правый наушник на правом или левом ухе (наушники помечены буквами «П» (правый) или «Л» (левый)). При синхронном предъявлении списков слов в оба уха необходимо запомнить как можно больше слов, не обращая внимания на сторону предъявления, не прислушиваясь специально каким-либо одним ухом.

Каждому списку предшествует команда «Внимание», после которой Вы стараетесь запомнить услышанные слова, предъявляемые списками по 10 пар в каждом. Таким образом предъявляются 7 списков слов. После каждого списка следует команда «Пишите», и на бланке, столбиком, в произвольном порядке нужно записать запомненные слова. После выполнения теста на обратной стороне листа необходимо записать слова, которые вы можете вспомнить из всех прослушанных списков. После этого следует отметить на бланке использованные Вами стратегии запоминания слов. Затем и по специальному списку-ключу, соответствующему обозначенному перед началом тестирования положению наушников, отметить правильность воспроизведения каждого слова, его порядковый номер в списке и ухо, в которое оно предъявлялись. При этом на бланке против каждого записанного Вами слова указывается ухо (правое или левое) и порядковый номер слова в списке ( например, П 1 или Л 10).

Для каждого уха отдельно подсчитывается количество воспроизведенных первых, вторых и т.д. слов и строится два графика (отдельно для слов, предъявленных в левое или правое ухо): по оси «Х» откладывается порядковый номер слова в списке, а по оси «У» - количество воспроизведенных слов с этим номером (на рис.1 показан пример такого построения).

Количество воспроизведенных

слов

Рис.1

Воспроизведение дихотически предъявленных слов в зависимости от их порядкового положения в списке (сплошная линия – для слов, адресованных левому полушарию, пунктир – правому).

Подсчитывается общее количество слов, воспроизведенных при предъявлении в правое и левое ухо, и вычисляется Кас:

Кас= ((П-Л)/(П+Л))*100%,

где П - число правильно воспроизведенных слов, предъявленных в правое ухо, Л – в левое.

Графики и расчеты сделать для непосредственного и отсроченного воспроизведения. Объяснить причины а) наблюдаемого ухудшения воспроизведения слов, расположенных в середине списка б) особенностей запоминания слов, предъявленных в левое или правое ухо, в) неожиданного появление пика на 4 месте в списке, которого теоретически не должно быть.

Сопоставить значение вычисленного Кас и субъективно обозначенные стратегии запоминания слов. Влиянием каких факторов можно объяснить различия в эффекте «правого уха» (в уровне Кас или в изменении его знака)?

 

Определение речевых и образно- пространственных способностей. Речевые способности

За 3 минуты написать как можно больше вариантов необычного использования предмета, указанного на бланке.

 

Образно- пространственные способности

За 3 минуты придумать как можно больше рисунков, содержащих фрагмент, представленный на бланке. Записать названия рисунков, чтобы потом их можно было нарисовать.

С помощью базы данных определить баллы для теста образного теста и сравнить со средним значением (0,42) для аналогичной выборки, Путем сравнения данных в вашей группе – определить беглость (количество предложенных вариантов использования предмета), которая также характеризует вербальные функции. Сделать вывод о преобладании вербальных или зрительно- пространственных способностей и их связи с функциями разных полушарий мозга.


 

Исследование внимания (1,2)

Внимание позволяет выделять информацию, имеющую в данный момент наибольшее значение для человека и может возникать как непроизвольно, так и направляться сознательной целью. В работе исследуется непроизвольное и произвольно е внимание.

2.1. Исследование непроизвольного внимания

Непроизвольное внимание - ориентировочная реакция, связанная с новизной предъявляющегося стимула. В произвольном внимании выделяют несколько форм.

Цель работы. Определить степень выраженности ориентировочной реакции в модели Odd-ball задачи и успешность различных видов внимания в тесте ANT (attention network test) .

Определение действия новизны стимула

На экране компьютера латерализованно предъявляются разные образные стимулы (рис.1). При предъявлении целевого стимула «кролик» необходимо нажимать на правую клавишу « → » соответствующую ответу «да», при предъявлении всех остальных – изображений «← », соответствующую «нет».

Рис.1 Пример латерализованного предъявления зрительного стимула

 

При выполнении задания необходимо поместить голову на специальную подставку и смотреть в центр экрана на предъявляемую там точку. Такое положение головы обеспечивает латерализованное предъявление зрительных стимулов в правое или левое поле зрения (рис.3) и их адресацию соответственно левому или правому полушарию.

 
 

 

 


Рис.2

Контрлатеральная адресация зрительной информации из левого (в правое полушарие) и правого (в левое) полей зрения

После выполнения задания выписать из файла данных индивидуальное время реакции при предъявлении стимулов в разные поля зрения для трех видов реакции: ответы «да», «нет» на повторяющийся и на новый стимул. Сравнить полученные результаты со средне-статистическими, приведенными в Табл.1.

Определить выраженность ориентировочной реакции. Она определяется по формуле ВР (Нет- новый)- ВР (Нет- повторяющийся) и показывает, насколько тормозится двигательная реакция при появлении неожиданного стимула по сравнению с привычным.

Объяснить эффект увеличения времени реакции при предъявлении нового стимула. Объяснить и смену знака Кас при сравнении ответов «Да» и «Нет», используя знания по функциональной асимметрии мозга.

 

Таблица 1. Средние значения времени реакции при выполнении задания на восприятие нового стимула (385 человек)

  Стимулы
  «Да» «Нет- повторяющийся» «Нет- новый»
Правое поле зрения Среднее (мс) 0,502 0,539 0,653
Левое поле зрения Среднее (мс) 0,532 0,514 0,633
Коэффициент асимметрии Среднее -0,03 0,024 0,017

 

 

Выраженность ориентировочной реакции:

для правого поля зрения 0,653-0,539=0.114,

для левого поля зрения 0,633-0,514=0,119.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.