Требования к выполнению заданий Для каждого варианта необходимо выполнить 2 задания. Задание 1. Для этого задания разработать алгоритм и написать программу с использованием оператора case. Задание 2. Для этого задания разработать алгоритм и написать программу вычисления значения функции, заданной ее графиком. В программе необходимо использовать оператор if. Параметр R вводится с клавиатуры. 2.2. Варианты заданий для выполнения Вариант 1 Задание 1. Для числа от 0 до 35 написать фразу: «Мы посетили N занятий», согласовав окончание слова «занятие» с числом N. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 2 Задание 1. Составить программу, которая после введенного с клавиатуры числа (в диапазоне от 1 до 99), обозначающего денежную единицу, дописывает слово «копейка» в правильной форме. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 3 Задание 1. Вывести на экран следующую информацию: ОВОЩИ И ФРУКТЫ 1. Яблоко 2. Груша 3. Огурец 4. Арбуз 5. Помидор 6. Картофель 7. Хурма 8. Редис Предоставить пользователю возможность выбора элемента и определить, какой элемент выбрал пользователь: овощ или фрукт. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 4 Задание 1. Для числа от 0 до 35 написать фразу: «Я прочитал N книг», согласовав окончание слова «книга» с числом N. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 5 Задание 1. Вывести на экран следующую информацию: Изучение языка Паскаль 1. While 2. Else 3. Repeat 4. If 5. Begin 6. End 7. Then 8. For Предоставить пользователю возможность выбора элемента и определить, к какой категории относятся элементы: операторные скобки, циклические или условные операторы. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 6 Задание 1. Для числа от 16 до 75 написать фразу: «Мой стаж N лет», учитывая, что для некоторых N слово «лет» нужно заменить на слово «год» или «года». Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 7 Задание 1. Для числа от 0 до 31 написать фразу: «Я просмотрел N кинофильмов», согласовав окончание слова «кинофильм» с числом N. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 8 Задание 1. Вывести на экран следующую информацию: НАПИТКИ 1. Ессентуки 2. Тонус 3. Колесник 4. Я 5. Фруктовый сад 6. Нарзан 7. Мартини 8. Кагор Предоставить пользователю возможность выбора элемента и определить, что выбрал пользователь: сок, минеральную воду или спиртной напиток. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 9 Задание 1. Пусть пользователь вводит номер дня в неделе. Вывести наименование дня недели и указать, является ли день рабочим или выходным. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 10 Задание 1. Составить программу, которая по номеру введенного месяца выводит время года. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 11 Задание 1. Составить программу, которая по номеру введенного месяца выводит квартал года. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 12 Задание 1. Вывести на экран следующую информацию: СТРАНА 1. Чили 2. Чад 3. Китай 4. Россия 5. США 6. Норвегия 7. Индия 8. Австралия Предоставить пользователю возможность выбора элемента (страны) и определить континент, на котором расположена страна. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 13 Задание 1. По дате рождения (месяц и день) определить знак Зодиака. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  Вариант 14 Задание 1. Составить программу, которая после введенного с клавиатуры числа в диапазоне от 1 до 99 , обозначающего сумму в рублях, дописывает слово «рубль» без кавычек, но в правильном падеже. Задание 2. Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.  2.3. Порядок выполнения лабораторной работы 1. Разработать алгоритмы и программы для заданий в соответствии с вариантом. 2. Подобрать тестовые исходные данные (несколько наборов), для которых заранее известен правильный результат работы программы. Эти тестовые данные будут нужны для выполнения тестирования разработанной программы. 3. Выполнить тестирование программы: а) выполнить ручное тестирование, для чего вручную внимательно проверить алгоритм и программу с целью определения наличия и места расположения ошибки. Проверку выполнять без запуска программы на выполнение по исходным тестам на бумаге или в редакторе ИС Free Pascal; б) выполнить экспериментальное тестирование (тестовые запуски программы) с использованием (с подачей на вход программы) подобранных в пункте 2 тестовых исходных данных. 4. После нахождения и исправления каждой найденной ошибки повторить пункт 3. 5. Запустить программу (оттестированную и исправленную) и зафиксировать в отчете результаты ее работы. 2.4. Требования к содержанию отчета Отчет о лабораторной работе должен включать: 1. Конспект теоретической части. 2. Схемы алгоритмов для каждого задания. 3. Тексты разработанных программ с комментариями. 4. Результаты тестирования. 5. Копии экранов с полученными результатами. 6. Объяснение полученных результатов. 2.5. Контрольные вопросы 1. Что такое ситуация и таблица ситуаций? 2. Что такое зависимая ситуация? Что такое независимая ситуация? 3. Какие признаки ситуации считаются необходимыми, а какие – достаточными? Как тип признака (необходимый или достаточный) учитывается при описании ситуации? 4. Что такое уточнение описания ситуаций? 5. Какой вид должно иметь описание ситуации в программе? 6. В чем состоит особенность уточнения ситуаций, имеющих общие признаки? 7. Как оператор case оформляется на схеме алгоритма? 8. Каков порядок выполнения полной и сокращенной форм оператора case? 9. Как оператор if оформляется на схеме алгоритма? 10. Каков порядок выполнения полной и сокращенной форм оператора if? 11. Как в случае цепочки операторов if определить, какому из последовательности операторов if соответствует конструкция else? 12. В чем суть метода половинного деления при поиске корня уравнения? 13. Как выбираются половины текущего интервала при поиске корня уравнения методом половинного деления? 14. Какие имеются подходы к записи последовательности операторов if? Лабораторная работа № 11 |