Структура дипломной работы Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы Томск - 2014 Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах: - выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа - для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; - дипломная работа - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена. Дипломная работа является частью государственной итоговой аттестации. Главной целью дипломной работы является выявление у студента уровня теоретической подготовки, умений и навыков к решению профессиональных задач в сфере экономики и юриспруденции. В данном методическом пособии рассматриваются основные вопросы дипломной работы, дана её структура и технология выполнения. Предлагаемые рекомендации должны содействовать созданию оптимальных условий для эффективного управления самостоятельной работой студентов на завершающем этапе изучения специальных дисциплин. Для этого мы предлагаем: - алгоритм деятельности студентов - рекомендации по этапам работы над дипломной работы - критерии оценки качества работы студентов по итогам защиты дипломной работы Содержание Общее положение...........................................................................1 Структура дипломной работы.......................................................2 Требования к оформлению работы...............................................6 Технология выполнения работы....................................................7 Критерии оценки............................................................................10 Приложение Дипломная работа Дипломная работа является одной из форм выпускных работ, предусмотренных в качестве итоговых государственных аттестационных испытаний для выпускников вузов, техникумов и слушателей курсов профессиональной переподготовки. Эта форма выпускной работы предлагается студентам, которые не имели и не имеют академическую задолженность. В ходе выполнения дипломной работы совершенствуется подготовка выпускников: происходит углубление, систематизация и пополнение теоретических знаний; формируются и развиваются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, практического воплощения научных гипотез; повышается общекультурная подготовка и эрудиция студента. Темы дипломных работ Темы дипломных (выпускных квалификационных) работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель. Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей осуществляется приказом директора. Тема утверждается и закрепляется за слушателем (студентом) перед направлением его на практику. Одновременно выдается задание на квалификационную работу, составленное научным руководителем и утверждённое начальником учебного отдела, с указанием срока окончания работы. Курсовая и дипломная работы органично связаны между собой. Фактически, последняя является логическим творческим развитием курсового исследования через углубление и детализацию проблемы, расширение масштабов опытно - экспериментальной работы, разработку практических рекомендаций. Материалы курсовой работы являются исходным материалом для уточнения проблематики и темы дальнейшего научного исследования, формулировки его объекта, предмета, гипотезы и т. д. Для слушателей курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки исходным материалом для выполнения дипломных (выпускных квалификационных) работ могут стать также темы контрольных заданий по профильным дисциплинам и результаты стажировки на предприятии.. Структура дипломной работы · Оглавление · Введение · Основная часть (теоретическая и практическая главы) · Заключение · Список литературы · Приложения (при необходимости) Введение Объем введения дипломной работы - 4-5 печатных страниц, что составляет примерно 10% объёма работы. Введение «вводит» читателя в круг рассматриваемых проблем. Здесь необходимо указать по материалам, какого предприятия выполнялась данная дипломная работа, введение не должно содержать таблиц, иллюстраций, излишней аргументации. Введение отражает: · проблему · актуальность исследования · цель исследования · задачи · объект · предмет · гипотезу · методы · основные этапы исследования · структуру работы · Актуальностьисследования определяется несколькими факторами: - необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; - потребностью в новых данных; - потребностью в новых методах; - другими практическими потребностями. Обосновать актуальность - значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. В. В. Краевский предлагает при обосновании актуальности темы придерживаться следующей схемы: Обоснование актуальности направления: показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения · Объект исследования- это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию · Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения). · Цель исследования: - это желаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели: - определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных; - выявление взаимосвязи явлений; - изучение динамики явлений; - описание нового эффекта, явления; - изучение природы явлений; - обобщение, выявление закономерностей; - создание классификаций, типологий; - создание новой методики, технологии. · Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод об условиях существования объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. · Задача исследования- это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. · Методы исследования- перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование. · Этапы исследования- указываются основные периоды работы исследователя. · Научная новизна - что сделано из того, что другими не было исследовано, какие результаты получены впервые. · Теоретическая значимость- как и на что могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ. · Практическая значимость - определяется влиянием полученных рекомендаций, на решение практических вопросов. · Структура исследования - исследователь указывает количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений. Основная часть Объем основной части квалификационной работы до 40 страниц. Дипломная работа может содержать 2-4 главы: - первая глава содержит методологические (теоретические), основы избранной темы исследования; освещает теоретические основы избранной темы исследования. В главе дается многоплановый теоретический анализ проблемы и освещает теоретические основы избранной темы. - вторая глава содержит аспекты исследования; - третья-четвертая главы - экспериментальные. В них последовательно раскрываются этапы исследовательской работы; описываются и подвергаются анализу данные констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; приводятся графики, таблицы, позволяющие наглядно представить полученные данные; тщательно анализируются полученные результаты, выявляются определенные зависимости и связи в изучаемых явлениях, подтверждающие гипотезу исследования. Каждая глава завершается выводами. Заключение Текст заключения не должен дублировать содержание выводов и составляет 10% объёма работы. В заключении формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, степень достижения поставленных цели и задач, подтверждения выдвинутой гипотезы, и предлагаются конкретные рекомендации по изученной теме. Основные положения заключения формулируются в утвердительной форме, количество выводов должно соответствовать количеству положений курсовой (квалификационной работы) плюс дополнительная формулировка, итоговая для всех выводов. Приложение Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст итоговой работы. Это могут быть: таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, и т.д. Список литературы Выполняется в соответствии с ГОСТом. В библиографическом списке перечисляется литература, проработанная исследователем, независимо от того, имеются ли в тексте ссылки на нее. Он составляется по алфавиту и пронумеровывается. Сведения о книге даются в следующем порядке: 1. Автор (фамилия, инициалы). 2. Название, подзаголовок. 3. Выходные данные (место издания, издательство и год издания). Пример: Слободчиков В.К, Исаев Е.И. Психология развития человека. -М.: Школьная пресса, 2010.-415 с. Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются: 1. Название сборника, журнала, газеты. 2. Место издания и год издания (если сборник). 3. Год, номер журнала или дата выхода газеты, страница. Пример:Семушина Л.Г. Проблемы формирования личности специалиста со средним профессиональным образованием и их реализация в государственном образовательном стандарте //Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. - М., 2012. - С. 39-49. В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт -Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений. Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через дефис (М.-СПб.). |